159.9 Ф53 Филиппова, Галина Григорьевна. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст] : учебное пособие / Г. Г. Филиппова. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 544 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-6605-9 : 551.16 р. Содержание: Предисловие . - С .3 Введение . - С .6 1. Предмет, объект и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии . - С .6 2. Связь зоопсихологии с другими науками . - С .15 3. История зоопсихологии и сравнительной психологии . - С .18 Представление о психике животных и человека в античной философии . - С .20 Представление о психике животных и человека в философии XVII-XIX веков . - С .23 Представление о психике животных и человека в естествознании в XVIII-XIX веках . - С .25 Формирование зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX - начале XX века . - С .27 Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке за рубежом . - С .30 Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России . - С .32 Развитие знаний о психике животных и происхождении сознания человека в современный период . - С .38 4. Методы исследования в зоопсихологии . - С .42 Метод наблюдения . - С .43 Метод эксперимента . - С .49 Часть I. Глава 1. Происхождение психики . - С .72 1.1. Проблема происхождения психики в психологии . - С .72 1.2. Представление о возникновении психики в психологии . - С .77 1.3. Проблема возникновения психики с позиций эволюционно-системного подхода . - С .83 Глава 2. Закономерности эволюции психики . - С .124 2.1. Проблема эволюции психики в психологии . - С .124 2.2. Сравнительно-психологический метод исследования . - С .127 2.3. Основные категории . - С .138 2.4. Формы регуляции деятельности и их развитие . - С .168 2.5. Закономерности изменения структуры деятельности в процессе развития психики . - С .218 Глава 3. Характеристика стадий развития психики . - С .241 3.1. Стадии развития психики и особенности образа жизни животных . - С .241 3.2. Сенсорная стадия развития психики . - С .261 3.3. Перцептивная стадия развития психики . - С .285 3.4. Интеллектуальная стадия развития психики . - С .308 3.5. Стадия сознания . - С .334 3.6. Общие закономерности развития психики в филогенезе . - С .354 Часть II. Глава 4. Проблема интеллекта антропоидов . - С .385 4.1. Проблема изучения интеллекта высших обезьян . - С .385 4.2. Критерии интеллекта антропоидов . - С .387 4.3. Структура деятельности у антропоидов . - С .395 4.4. Отражение промежуточного результата в его отношении к конечной цели деятельности . - С .397 4.5. Генезис операции и ее отражения как способа достижения определенного результата . - С .422 4.6. Генезис действия как способа достижения промежуточного результата, ведущего к конечной цели деятельности . - С .427 Глава 5. Развитие интеллекта антропоидов в онтогенезе . - С .432 5.1. Исследования манипулятивной активности антропоидов . - С .432 5.2. Развитие манипуляций в онтогенезе понгид на этапе акта хватания . - С .437 5.3. Развитие манипуляций в онтогенезе и возникновение опосредованных и орудийных действий . - С .439 Глава 6. Эволюция структур деятельности и отражения в антропогенезе . - С .446 6.1. Проблема изучения происхождения сознания . - С .446 6.2. Различия между человеком и понгидами по содержанию отражения и структуре деятельности . - С .447 6.3. Основные взгляды на психологическую сущность антропогенеза . - С .455 6.4. Экспериментальное обоснование наличия у понгид предпосылок, необходимых для развития сознания в антропогенезе . - С .462 6.5. Предпосылки появления нового способа освоения опыта понгид . - С .473 Часть III. Глава 7. Сравнительное изучение психики человека и животных . - С .485 7.1. История и основные направления сравнительных исследований психики дочеловеческого и человеческого уровней развития . - С .485 7.2. Сравнительно изучение отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития . - С .491 7.3. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных . - С .492 7.4. Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях . - С .506 7.5. Изучение развития психики в антропогенезе (палеопсихология) . - С .513 Глава 8. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии . - С .517 8.1. Использование знаний о психике и поведении животных в хозяйственной деятельности человека, основанных на житейском опыте . - С .517 8.2. Использование зоопсихологических знаний в деятельности человека . - С .520 8.3. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми . - С .530 Библиография . - С .538
Рубрики: Психология--История психологии--Общая психология Естественные науки. Естествознание--Биология--Зоология Аннотация: В учебном пособии характеризуются предмет, задачи и структура курса «Зоопсихология и сравнительная психология», показано его место в системе наук. Детально, с помощью сравнительно-психологического метода исследования, освещены такие вопросы, как происхождение и развитие психики в филогенезе, стадии развития психики, сравнительный анализ развития психики в онтогенезе на разных эволюционных уровнях психики, особенности психики высших человекообразных обезьян и проблемы возникновения человеческого сознания, использование зоопсихологических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям и всем специалистам, интересующимся проблемами развития психики и происхождения человеческого сознания. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 20 ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (18) Свободны: ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (18) |