1 Н32 Насыров, Ильшат Рашитович Основания исламского мистицизма. Генезис и эволюция [Текст] / И. Р. Насыров. - М. : Языки славянских культур. - (Философская мысль исламского мира). Т. 1 / отв. ред. А. В. Смирнов. - 2009. - 552 с. - ISBN 978-5-9551-0336-5 : 200.00 р. Содержание: Предисловие . - С .9 Введение . - С .13 Глава I. Феномен «зухда» в исламе . - С .33 § 1.1. Аскетизм в античности, христианстве, буддизме и в доисламской Аравии . - С .38 § 2.1. «Зухд» в исламе . - С .56 2.1.1. Трактовки «зухда» традиционалистами, мутазилитами и суфиями в первые века ислама . - С .65 2.1.1.1. Понимание «зухда» ранними традиционалистами . - С .67 2.1.1.2. Понимание «зухда» мутазилитами . - С .70 2.1.1.3. Понимание «зухда» ранними суфиями . - С .72 2.1.2. Отношение к «зухду» в эпоху классического ислама . - С .80 2.1.2.1. Отношение к «зухду» в среде традиционалистов . - С .80 2.1.2.2. Отношение к «зухду» в рамках доктринального суфизма . - С .84 2.1.3. Трактовка феномена «зухд» и соотношения «зухд» и «тасаввуф» (суфизм) в исламоведении . - С .103 § 3.1. Развитие «зухда»: разделение на практический и теоретический «зухд» . - С .120 3.1.1. Физический «зухд» . - С .135 3.1.2. Этический «зухд» . - С .138 3.1.3. «Зухд» как духовно-практическая деятельность с познавательной установкой и его онто-гносеологические основания . - С .140 3.1.3.1. Онтологические основания (общие и частные основания возникновения познавательного аспекта зухда) . - С .142 3.1.3.2. Теоретико-познавательные элементы «отрешения от мирского» (зухд) . - С .152 3.1.3.3. Становление мистической традиции в рамках «отрешения от мирского» (зухд) . - С .174 3.1.3.4. Кризис движения «отрешения от мирского» (зухд) . - С .189 Глава II. Развитие доктринального суфизма . - С .197 § 2.1. От рационального к интуитивному . - С .201 § 2.2. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фана’) как опыт трансцендирования . - С .224 § 2.3. Учения об интуитивно-созерцательном познании Абсолют . - С .228 2.3.1. ’Абу Са‘ид ал-Харраз . - С .228 2.3.2. Сахл ат-Тустари . - С .230 2.3.3. ’Абу Йазид ал-Бистами . - С .236 2.3.4. Ал-Халладж . - С .244 2.3.5. Ал-Газали . - С .250 § 2.4. Концепция суфийского познания: «Путь к Богу» (тарик) . - С .258 2.4.1. Основание суфийской теории и практики . - С .258 2.4.2. «Стоянки» (макамaт) и «состояния» (ахвал) . - С .262 2.4.3. Богопоминание (зикр), «постоянное осознание» (муракаба) и «радение» (сама) . - С .267 2.4.4. Конечная цель Пути к Богу (тарик) . - С .268 2.4.4.1. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фана’), «пребывание [в Боге]» (бака’) и «нахождение [Бога]» (ваджд) . - С .268 2.4.4.2. «Созерцание» (мушахада) . - С .276 2.4.4.3. Интуитивно-созерцательное и мистическое познание . - С .279 2.4.4.4. Первоначало и множественный мир, познаваемость Первоначала . - С .287 2.4.4.5. Время (вакт) . - С .292 2.4.4.6. От понимания истины как предмета поиска к ее «утвержденности» . - С .293 § 2.5. От дуализма к моноонтизму . - С .308 2.5.1. «Наука Единобожия» (‘илм ат-тавхид) ал-Джунайда . - С .316 2.5.2. Теория «договора» (мисак) . - С .328 2.5.3. Учение ал-Джунайда о богопознании . - С .332 Глава III. Единство и единственность Бытия: видение мира неиным Богу. Самопознание как открывание потаенного Бытия . - С .357 § 3.1. Человек как место самопостижения Бога в процессе Его проявления (таджаллин) в мире . - С .360 § 3.2. Коран и хадисы о богоявлении (таджаллин) . - С .363 § 3.3. Богоявление (таджаллин) в суфизме . - С .365 § 3.4. Ибн ‘Арабй и его последователи о богоявлении (таджаллин) . - С .372 3.4.1. «Прекрасные имена Бога» (ал-асма’ ал-хусна) . - С .385 § 3.5. Богоявление (таджаллин) как акт самопознания Абсолюта в человеке . - С .390 § 3.6. «Достижение истинности» (тахкик) как реализация единства «осуществившего Истину» (мухаккик) с предметом своего знания, с Абсолютом . - С .399 3.6.1. Рациональное познание . - С .403 3.6.2. Интуитивно-созерцательное познание (мушахада) . - С .408 3.6.3. Мистическое познание («достижение истинности» (тахкик)) . - С .412 3.6.4. «Избранничество» (вшайа) - высшая степень суфийского познания, итог «достижения истинности» (тахкик) . - С .439 3.6.5. Развитие идеи «единства бытия» (вахдат ал-вуджуд) после Ибн ‘Араби и характер комментаторской традиции (неоплатонизация Ибн ‘Араби) . - С .445 Заключение . - С .463 Список сокращений . - С .466 Библиография . - С .467 Биобиблиографический словарь . - С .483 Предметный указатель . - С .491 Указатель имен . - С .522 Указатель арабских терминов и словосочетаний . - С .531
Рубрики: Философия--История философии Религия--Ислам Аннотация: Работа посвящена исследованию онтологических и гносеологических оснований одного из ведущих направлений классической арабо-мусульманской философии - суфизма. В книге исследуются причины возникновения мистического течения в исламе и его превращения в философский суфизм. На основе обширного текстологического материала суфизм рассматривается во всех исторических формах его бытования как единое явление. В центре внимания автора - экспозиция основных суфийских концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Смирнов, А. В. \ред.\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |