1 К44 Киселева, Марина Сергеевна. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII - начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености [Текст] / М. С. Киселева. - М. : Прогресс-Традиция, 2011. - 471 с. : ил. - ISBN 978-5-89826-379-9 : 380.00 р. Содержание: Предисловие . - С .7 Введение . - С .16 ИСТОКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ АНТИЧНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ . - С .35 ТРАНСЛЯЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БОГОСЛОВСКОЙ УЧЕНОСТИ ИЗ ЕВРОПЫ В МОСКВУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА . - С .37 Глава 1. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы . - С .71 Глава 2. Интеллектуалы в монастырях Украина, Белоруссия, Московия . - С .99 Глава 3. Могиляне на московском дворе . - С .112 Глава 4. Порядок букв и есть порядок мира: на пути к барочному энциклопедизму . - С .125 ПРОПОВЕДЬ XVII ВЕКА КАК ИСКУССТВО И «НАУКА»: СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ . - С .127 Глава 5. Проповедь на границе русской интеллектуальной культуры 2-ой половины XVII века . - С .158 ГЛАВА 6. Время проповеди: суббота или воскресенье недельные праздники в композиции «обеда душевного» . - С .165 ГЛАВА 7. Символ «стола» в украинской барочной книжности xvii века: в поисках истоков гравюры Афанасия Трухменского к «обеду душевному» . - С .177 ГЛАВА 8. Проповедь как пища душевная . - С .185 ГЛАВА 9. Образы времени и истории в русской барочной проповеди . - С .201 ГЛАВА 10. Нравственное богословие: слово и дело русское барокко: человек и его интерпретации . - С .217 ГЛАВА 11. Антропология русского барокко: постановка проблемы . - С .220 ГЛАВА 12. «Ключ живота и смерти»: антропология барочной проповеди . - С .234 ГЛАВА 13. Концепты жизни, смерти и бессмертия как основание гомилетики . - С .252 ГЛАВА 14. Врачевание человека в книжных текстах XVII века: взгляд из Москвы и из Киева . - С .261 ГЛАВА 15. Образы животных как нравственное назидание человеку: от «физиолога» к барочной метафоре . - С .273 ГЛАВА 16. Слово и тело в барочной антропологии: «человек мал мир» Кариона Истомина . - С .284 КОНТЕКСТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: УЧЕНОСТЬ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ . - С .305 ГЛАВА 17. Петербург - культурная новация в контексте христианской сакральности . - С .307 ГЛАВА 18. «Ученое» богословие Феофана Прокоповича рассуждение о человеке "поврежденном" и "неповрежденном" . - С .328 ГЛАВА 19. Имперские темы в барочных проповедях Стефана Яворского . - С .342 ГЛАВА 20. Книжник и ученый: Симеон Полоцкий И Василий Татищев . - С .360 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - С .379 Приложение: два двойных портрета . - С .383 SELF-MADE MAN от барокко к просвещению: Петр I и Б. Франклин . - С .385 SELF-MADE MAN от барокко к просвещению: Петр I и Б. Франклин . - С .396 Литература . - С .419 SUMMARY . - С .446 CONTENTS . - С .449 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН (Е. Н. БАЛАШОВА) . - С .451
Рубрики: Философия--История философии Культурология--История культурологии--Теория культурологии История--Всемирная история--История России Религия--Православие--Христианство Аннотация: Как стали возможны реформы Петра I в области образования, привития науки и практических знаний и были ли к тому основания в русской культуре? Автор полагает, что интеллектуальный выбор был совершен царем Алексеем Михайловичем, пригласившим в Москву православных книжников, образованных по западным образцам схоластической учености в Киево-Могилянской коллегии. Интеллектуалы в монастырях появились на Московском дворе со 2-ой половины XVII в., принеся образцы книжной барочной культуры. Россия осваивала барокко и благодаря патриарху Никону с его размахом монастырского строительства, приведшего со временем к выработке собственного московского стиля («нарышкинского барокко»). Проповеди и катехизисы, радение об открытии школы, придворные церемонии и театр, вирши, школьное учение языков (греческого, латыни, польского) - все эти новины стали проводниками к созданию системы образования, рациональности и государственной заинтересованности в просвещении страны. В книге рассматривается нравственное богословие Симеона Полоцкого, а также тексты Кариона Истомина, Феофана Прокоповича и Стефана Яворского, которые идеологически обосновали интеллектуальные усилия в проведении петровских реформ, связав Московскую Русь и строящуюся Российскую империю. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |