1 И90 История и философия науки [Текст] : учебно-методический комплекс для аспирантов / [авт.-сост. В. В. Балахонский]. - СПб. : [Изд-во СПб. юрид. ин-та Ген. прокуратуры РФ], 2005. - 52 с. - Рекомендуемая литература: с. 28. - Планы семинаров: с. 34-44. - Примерные темы рефератов: с. 45. - Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: с. 48. - ISBN Б. и. : 50.00 р., 54.00 р.
Рубрики: Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки--Общие вопросы Философия--Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): история науки -- философские проблемы -- философия -- аспиранты -- экзамены -- проблемы философии Аннотация: Программа включает в себя вопросы по общим проблемам философии и истории науки, философским проблемам социально-гуманитарных наук и проблемам философии права. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, логико-методологические основы научного познания, смены типов научной рациональности, системы ценностей на которые ориентируются ученые, проблемы философии права. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Балахонский, В. В. \авт.-сост.\ Экземпляры всего: 5 ч/з1 (1), ч/з2, ч/з4 (1), ч/з6 (3), н/а Свободны: ч/з1 (1), ч/з2 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (3) |
1 С79 Степин, Вячеслав Семенович. Философия науки. Общие проблемы [Текст] : учебник / В. С. Степин. - М. : Гардарики, 2006. - 384 с. - (История и философия науки). - ISBN 5-8297-0148-0 : 297.55 р., 291.94 р., 290.00 р.
Рубрики: Философия--Социальная философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Кл.слова (ненормированные): этапы развития -- научное познание -- структура научного познания -- динамика научного исследования -- стратегия научного исследования Аннотация: Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней обсуждаются общие проблемы философии науки. Прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменения типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 13 н/а (7), ч/з6 (2), ч/з1 (2), ч/з3 (1), ч/з4 (1) Свободны: н/а (7), ч/з6 (2), ч/з1 (2), ч/з3 (1), ч/з4 (1) |
1 И25 Ивин, Александр Архипович. Современная философия науки [Текст] : научное издание / А. А. Ивин. - М. : Высшая школа, 2005. - 592 с. - ISBN 5-06-005309-1 : 363.88 р.
Рубрики: Философия--Социальная философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Кл.слова (ненормированные): паранаука -- псевдонаука -- научные категории -- нормы науки -- научное обоснование -- контекстуальное обоснование -- научная критика -- типы социальных теорий -- объяснение -- предсказание -- понимание Аннотация: В книге, опирающейся на широкий круг отечественных и зарубежных источников, обсуждаются основные идеи и проблемы философского анализа научного знания. Главное понимание уделяется понятию науки, основным особенностям научного метода, научным категориям, идеалам и нормам науки, специфике научного обоснования, операциям научного объяснения, предсказания и понимания, значению научной критики и т.д. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 2 ч/з1 (1), н/а (1) Свободны: ч/з1 (1), н/а (1) |
1 Р83 Рузавин, Г. И. Философия науки [Текст] : учебное пособие / Г. И. Рузавин. - Изд. 2-е. - М. : Юнити, 2005. - 400 с. - ISBN 5-238-00944-5 : 180.29 р.
Рубрики: Философия--Социальная философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Кл.слова (ненормированные): эпистемология науки -- основания науки -- научное познание -- рациональность -- модели развития науки -- научные традиции -- методология науки -- исследование -- дедуктивный метод познания -- абдукция -- гипотезы -- научное объяснение -- предвидение -- прогнозирование -- понимание Аннотация: В философии науки выделяют обычно эпистемологию, изучающую структуру и рост научного знания, и методологию науки, которая рассматривает методы получения нового научного знания и критерии его обоснования. Это предопределило структуру предлагаемой читателю книги. В вводной части книги рассматриваются предмет и основные концепции современной философской науки. Вторая часть посвящена эпистемологии науки: анализу структур эмпирического и теоретического знания, а также роста и развития научного знания. В третьей части обсуждаются проблемы методологии науки и дается анализ основных методов современной науки. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 3 ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (1) Свободны: ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (1) |
1 Н40 Невважай, Игорь Дмитриевич История и философия науки [Текст] : учебное пособие: в 2 ч. / И. Д. Невважай. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. акад. права. - ISBN 978-5-7924-0646-9. Ч. 1 : Общие проблемы философии науки. - 2008. - 237, [1] с. - Список рекомендованной литературы: с. 234-235. - ISBN 978-5-7924-0647-6 (ч. 1) : 150.00 р., 220.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 Глава 1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ . - С .4 Научное и обыденное познание . - С .4 Основные аспекты бытия науки: наука как система знаний, познавательная деятельность, социальный институт . - С .8 История и философия науки, их взаимосвязь. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии . - С .13 Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .16 Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности . - С .16 Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила . - С .20 Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . - С .23 «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей . - С .23 Культурный переворот в Древней Греции и становление первых форм теоретической науки. Атомистическая программа Демокрита. Математическая программа Платона. Континуалистская программа Аристотеля. Достижения в области естествознания эпохи античности . - С .26 Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию . - С .33 Зарождение опытных наук. Классическая наука XVIII-XIX веков . - С .45 Революция в естествознании конца XIX- начала XX века и становление идей и методов неклассической науки . - С .57 Возрастание социальной роли науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук . - С .66 Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .74 Позитивизм О. Конта, Г Спенсера, Дж. С. Милля (первый позитивизм) . - С .76 Эмпириокритицизм (второй позитивизм) . - С .84 Неопозитивизм (третий позитивизм). Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм . - С .89 Развитие философии науки во второй половине XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин) . - С .99 Глава 5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .113 Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения . - С .113 Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта . - С .115 Понятие научного факта, его структура . - С .123 Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний . - С .126 Методы и формы познания теоретического уровня . - С .131 Методы построения и исследования идеализированного объекта . - С .131 Методы построения и оправдания теоретического знания . - С .140 Основания науки. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Философские основания науки . - С .149 Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .165 Взаимодействие научной картины мира и опыта. Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины . - С .166 Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке . - С .167 Логика открытия и логика оправдания гипотезы . - С .173 Особенности формирования научной гипотезы . - С .175 Парадигмальные образцы решения задач . - С .178 Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке . - С .181 Проблема как форма научного познания . - С .183 Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций . - С .190 Особенности постановки проблем в гуманитарном познании . - С .191 Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры . - С .193 Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .196 Научная революция как перестройка оснований науки. Типы научных революций . - С .196 Внутридисциплинарные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции . - С .197 Научные революции и междисциплинарные взаимодействия . - С .199 Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке . - С .201 Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА . - С .215 Основные характеристики современной постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся, «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов . - С .215 Постнеклассическая наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизацонного развития . - С .224 Список рекомендуемой литературы . - С .234
Рубрики: Философия Кл.слова (ненормированные): научное познание -- мировоззрение -- наука в культуре -- цивилизации -- структура научного знания -- научно-технический прогресс Аннотация: В пособии изложены темы первой части курса истории и философии науки, общие для всех научных специальностей. Подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 30 н/а (20), ч/з4 (3), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з6 (3) Свободны: н/а (17), ч/з4 (3), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з6 (3) |
1 Ф56 Философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей / отв. ред. Т. П. Матяш. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 442 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-12271-6 : 250.00 р.
Рубрики: Философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Кл.слова (ненормированные): ОБЩЕСТВО -- НАУКА -- ЦИВИЛИЗАЦИЯ -- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ -- ВЕРА -- ПОЗНАНИЕ -- ИСТИНА Аннотация: Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатских экзаменов "История и философия науки" ("Философия науки"), утвержденной приказом Минобразования РФ К 697 от 17.02.2004. Оно состоит из двух разделов в которых рассматриваются, соответственно, общие проблемы философии науки (предмет и основные концепции современной философии науки; генезис науки; структура и динамика научного знания; научные традиции и научные революции, типы научной рациональности; особенности современного этапа развития науки, а также другие актуальные проблемы); философские проблемы социально-гуманитарных наук (классический, неклассический, постнеклассический этапы их развития; специфика познания; категории: время, пространство, хронотоп, жизнь; соотношение истинности и коммуникативной рациональности; объяснение, понимание, интерпретация как способы познания; соотношение веры, сомнения, знания; участие социальных наук в экспертизах социальных проектов и другие важные проблемы). Учебное пособие предназначено, прежде всего, для аспирантов и соискателей, сдающих экзамен кандидатского минимума по истории и философии науки. Первый раздел, в котором рассмотрены общие проблемы философии науки, является обязательным для аспирантов и соискателей всех специальностей. Второй - для аспирантов и соискателей, работающих в области социально-гуманитарных наук. Пособие рассчитано также на преподавателей, студентов и всех интересующихся актуальными проблемами философии науки вообще и социально-гуманитарных наук в частности. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Матяш, Т. П. \ред.\ Экземпляры всего: 2 н/а (2) Свободны: н/а (2) |
1 Ф56 Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-14011-6 : 235.00 р. Содержание: ОТ АВТОРОВ . - С .3 Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5 2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9 4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11 5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15 6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19 8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21 9. Что такое личностное знание? . - С .22 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24 11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30 13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34 15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39 17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47 Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95 36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98 37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101 38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103 Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109 42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113 44. Что такое проблема? . - С .114 45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119 47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124 49. Что такое научный закон? . - С .126 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141 54. Какова структура научной картины мира? . - С .143 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145 Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148 56. Что такое динамика научного знания? . - С .148 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156 61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157 62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184 72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185 Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194 73. Что такое метод и методология? . - С .194 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211 79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225 83. Что такое каноны индукции? . - С .229 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234 87. Что такое понимание? . - С .236 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238 Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243 91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250 Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234 100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284 Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308 114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322 Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337 ЛИТЕРАТУРА . - С .340
Рубрики: Философия--Социальная философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б. Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 Л53 Лешкевич, Татьяна Геннадьевна. Философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2006. - 270, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-002338-0 : 165.00 р. Содержание: Глава 1 НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .3 1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации . - С .3 1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций . - С .7 1.3. Ценности научной рациональности . - С .14 1.4. Наука и философия . - С .18 1.5. Наука и искусство . - С .19 1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности . - С .33 1.7. Функции науки . - С .37 Глава 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ . - С .42 2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки . - С .42 2.2. Античная наука . - С .47 2.3. Развитие логического мышления в средневековье . - С .53 2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия . - С .59 2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам . - С .63 2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители . - С .66 2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта . - С .72 2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон . - С .77 2.9. Формирование технических наук . - С .81 Глава 3 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .87 3.1. Классификация наук . - С .87 3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки . - С .93 3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода . - С .100 3.4. Методология в структуре научного знания . - С .107 3.5. Научная картина мира; ее исторические формы . - С .110 Глава 4 ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .117 4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов . - С .117 4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний . - С .122 4.3. Становление развитой научной теории . - С .131 4.4. Роль языка в процессе становления научной теории . - С .136 4.5. Проблемные ситуации в науке . - С .141 4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру . - С .146 Глава 5 НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ . - С .158 5.1. Научные революции как трансформация оснований науки . - С .158 5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая . - С .162 Глава 6 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .169 6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска . - С .169 6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира . - С .180 6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере . - С .187 6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития . - С .194 6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. . - С .201 6.6. Сциентизм и антисциентизм . - С .209 6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации . - С .217 6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания . - С .223 Глава 7 НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .233 7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности . - С .233 7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность . - С .236 7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний . - С .244 7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки . - С .252 7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов . - С .257 Список литературы . - С .264
Рубрики: Философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 Г62 Голубинцев, В. О. Философия науки [Текст] : учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 541, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-14253-0 : 346.00 р. Содержание: Глава 1. Философия науки . - С .3 Глава 2. Наука как составная часть духовной культуры . - С .7 2.1. Что такое наука . - С .7 2.2. Функции науки в жизни общества . - С .16 2.3. Наука и обыденное знание . - С .22 2.4. Наука и философия . - С .25 2.5. Наука и религия . - С .28 2.6. Наука и паранаучное знание . - С .31 2.7. Наука и искусство . - С .38 2.8. Наука и нравственность . - С .41 Глава 3. От мифа к логосу: становление теоретического мышления . - С .50 3.1. Проблема возникновения науки . - С .50 3.2. Исторические типы мышления . - С .61 3.3. Знание и миф в традиционном обществе . - С .69 3.4. Мифологический тип мышления . - С .77 3.5. Становление философии как типа мышления . - С .87 Глава 4. Античная философия - наука . - С .102 4.1. Первые греческие философы . - С .102 4.2. Классическая греческая философия . - С .106 4.3. Сократ . - С .108 4.4. Платон . - С .111 4.5. Аристотель . - С .115 4.6. Эллинистский этап: развитие математики и механики . - С .121 4.7. Древнеримский период . - С .125 Глава 5. Философия и наука в средние века . - С .127 5.1 Средневековый тип мышления . - С .128 5.2. Философия в средние века: Августин . - С .136 5.3. Фома Аквинский . - С .138 5.4. Наука в средние века . - С .145 Глава 6. Философия и наука эпохи Возрождения . - С .156 Глава 7. Философия и наука Нового времени . - С .163 7.1. Первая глобальная научная революция . - С .164 7.2. Почему возникает современная наука . - С .173 7. 3. Философия в Новое время . - С .189 Глава 8. Наука в XVIII-XIX века. Вторая глобальная научная революция . - С .205 8.1. Становление эволюционного типа мышления. Диалектизация естествознания . - С .206 8.2. Очищение естествознания от натурфилософских представлений . - С .213 Глава 9. Наука в конце XIX - первой половине XX веков. Третья глобальная научная революция . - С .217 9.1. Раскрытие сложной структуры атома. Рождение квантовой и релятивистской физики . - С .219 9.2. Релятивистская космология. Концепция расширяющейся Вселенной . - С .225 9.3. Становление и развитие генетики. Молекулярная биология . - С .227 9.4. Кибернетика - результат интеграции научного знания . - С .230 Глава 10. Научно-техническая революция . - С .233 10.1. Новые тенденции (закономерности) в развитии науки XX века . - С .233 10.2. Основные черты НТР . - С .234 10.3. Исторические этапы и основные направления НТР . - С .236 Глава 11. Четвертая глобальная научная революция . - С .241 11.1. Концепция «Большого взрыва» . - С .242 11.2. Расшифровка генома человека. Клонирование . - С .243 11.3. Синергетика как новое миропонимание конца XX века . - С .245 11.4. Величайшие научные загадки современности . - С .247 Глава 12. Философия науки XIX-XX веков . - С .250 12.1. Позитивизм XIX века . - С .252 12.2. «Первый позитивизм». О. Конт и концепция «позитивной науки» . - С .255 12.3. Философия науки периода «второго позитивизма» . - С .260 12.4. Становление логического позитивизма . - С .269 12.5. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. «Венский кружок» . - С .274 12.6. Постпозитивистский этап в философии науки: Карл Поппер . - С .283 12.7. Постпозитивистская философия науки второй половины XX века . - С .287 Глава 13. Наука как знание . - С .298 13.1. Научный факт как форма научного знания . - С .298 13.2. Научная проблема. Проблемные ситуации в науке . - С .303 13.3. Научная гипотеза . - С .311 13.4. Научная теория . - С .318 13.5. Научная картина мира . - С .325 Глава 14. Наука как познание . - С .330 14.1. Эмпиристская и рационалистическая концепции научного познания . - С .334 14.2. «Стандартная концепция» науки и ее критика . - С .347 14.3. Научные открытия: закономерность и случайность . - С .353 Глава 15. Методы научного познания . - С .369 15.1. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания . - С .369 15.2. Принципы диалектического метода: всесторонность рассмотрения; комплексный подход в познании . - С .372 15.3. Общенаучные методы эмпирического познания . - С .379 15.4. Общенаучные методы теоретического познания . - С .392 15.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания . - С .403 Глава 16. Закономерности развития науки . - С .410 Глава 17. Наука как социальный институт . - С .425 17.1. Становление организационных форм научной деятельности в XVII-XVIII веках . - С .427 17.2. Профессионализация научной деятельности . - С .438 17.3. Становление университетского образования и университетской науки в России . - С .449 17.4. Организация науки в XX веке . - С .454 17.5. Наука в СССР и современной России . - С .457 Глава 18. Наука и современное образование . - С .466 18.1. Становление современной системы образования . - С .466 18.2. Наука и образование в современных условиях . - С .472 18.3. Система образования в США . - С .480 18.4. Образование в СССР и современной России . - С .492 18.5. Интеграция науки и образования в современном обществе . - С .496 Глава 19. Наука и политика . - С .504 Глава 20. Научно-технический прогресс и проблемы современной техногенной цивилизации . - С .513 20.1. Традиционные общества и техногенная цивилизация . - С .513 20.2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Роль науки в их преодолении . - С .518 20.3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса . - С .533
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии--Философия науки Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки Аннотация: Учебник предназначен для студентов всех направлений и специальностей вузов. В нем раскрывается соотношение науки и философии, излагаются взгляды на предметную область философии науки. Наука рассматривается в трех аспектах её бытия: как особого рода знание, как специфическая деятельность, направленная на получение этого знания, и как социальный институт. Раскрывается исторический путь развития науки. Рассматриваются западные концепции философии науки XIX-XX веков. Показывается роль науки в решении глобальных проблем современной техногенной цивилизации. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Данцев, А. А.; Любченко, В. С. Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 Ф56 Философия науки. Общий курс [Текст] : учебное пособие / С. А. Лебедева [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - М. : Академический Проект, 2005. - 734, [1] с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0558-6 : 180.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАУКИ . - С .7 Словарь ключевых терминов . - С .25 Вопросы для обсуждения . - С .30 Литература . - С .30 Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ Глава 1. Генезис науки . - С .33 Глава 2. Античная наука . - С .42 Глава 3. Наука в Средневековье . - С .65 Глава 4. Классическая наука . - С .78 Глава 5. Неклассическая и постнеклассическая наука . - С .103 Словарь ключевых терминов . - С .129 Вопросы для обсуждения . - С .132 Литература . - С .132 Раздел II. СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Глава 1. Уровни научного знания . - С .135 Структура эмпирического знания . - С .137 Структура научной теории . - С .140 Соотношение эмпирии и теории . - С .144 Метатеоретический уровень научного знания . - С .151 Глава 2. Методы эмпирического исследования . - С .163 Научное наблюдение . - С .167 Сравнение . - С .170 Измерение . - С .172 Эксперимент . - С .181 Гносеологическая функция приборов . - С .185 Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания . - С .196 Индукция . - С .207 Фальсификация . - С .224 Экстраполяция . - С .226 Глава 3. Методы теоретического познания . - С .228 Идеализация . - С .228 Формализация . - С .234 Математическое моделирование . - С .245 Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке . - С .257 Глава 4. Развитие научного знания . - С .274 Словарь ключевых терминов . - С .290 Вопросы для обсуждения . - С .298 Литература . - С .299 Раздел III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Глава 1. Социология науки и знания . - С .303 Глава 2. Социальные характеристики научной профессии . - С .328 Структура массива публикаций . - С .334 Функции массива публикаций . - С .336 Типы коммуникации . - С .345 Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа») . - С .346 Наука и политика . - С .349 Научное сообщество и общественные движения . - С .350 Наука и бизнес . - С .352 Новые вызовы . - С .354 Глава 3. Социальные особенности переднего края исследований . - С .358 Структура научно-технического прогресса . - С .360 Глава 4. Когнитивная социология науки - поиски идентичности . - С .367 Словарь ключевых терминов . - С .373 Вопросы для обсуждения . - С .380 Литература . - С .381 Раздел IV. ЭТИКА НАУКИ Глава 1. Этика как наука о морали . - С .387 Моральный выбор и моральная ответственность . - С .394 Основания морали . - С .398 Глава 2. Профессиональная ответственность ученого . - С .405 Ролевая структура научной деятельности . - С .409 Глава 3. Мировоззренческий авторитет науки: наука как источник блага . - С .423 Ценностные и моральные установки «большой науки» . - С .427 Ценности науки и проблема социальной ответственности . - С .432 Глава 4. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы . - С .438 Логика развития науки и проблемы социальной ответственности . - С .442 Использование научных достижений и проблема социальной ответственности . - С .444 Свобода исследований и социальная ответственность . - С .448 Этическое регулирование научных исследований . - С .453 Словарь ключевых терминов . - С .461 Вопросы для обсуждения . - С .463 Литература . - С .464 Раздел V. НАУКА - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Глава 1. Сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала НТП современных развитых стран . - С .467 Глава 2. Особенности современного этапа интеграции науки и производства . - С .477 Глава 3. Программы регионального развития НТП . - С .794 Глава 4. НТП и современное государство . - С .502 Словарь ключевых терминов . - С .508 Вопросы для обсуждения . - С .512 Литература . - С .512 Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Глава 1. Роль интеллектуальной деятельности в инновационной экономике . - С .515 Глава 2. Сущность и структура интеллектуальной собственности . - С .521 Глава 3. Становление и развитие категории «интеллектуальная собственность» . - С .530 Охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации . - С .553 Глава 4. Государственное управление интеллектуальной собственностью . - С .557 Словарь ключевых терминов . - С .579 Вопросы для обсуждения . - С .582 Литература . - С .582 Раздел VII. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Глава 1. Физическая картина мира в ее развитии . - С .589 Модели развития научного знания . - С .589 Натурфилософская парадигма . - С .590 Механическая картина мира . - С .592 Термодинамика и электромагнетизм . - С .595 Кванты и относительность . - С .599 Вакуум, микрочастицы и Вселенная . - С .603 Нелинейная Вселенная . - С .609 Глава 2. Философия научной картины мира . - С .614 Философия механистической картины мира . - С .614 Философия квантовой теории . - С .617 Философия теории относительности . - С .620 Глава 3. Философские проблемы современной научной картины мира . - С .624 Универсальная теория Вселенной . - С .624 Проблема антивещества . - С .625 Будущее Вселенной . - С .626 Антропный принцип . - С .628 Проблема внеземного разума . - С .630 Семантика квантового вакуума . - С .631 Универсальная история . - С .633 Словарь ключевых терминов . - С .635 Вопросы для обсуждения . - С .641 Литература . - С .642 Раздел VIII. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА Глава 1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции . - С .649 Глава 2. На пути к единству естественнонаучной и гуманитарной культуры . - С .685 Словарь ключевых терминов . - С .714 Вопросы для обсуждения . - С .722 Литература . - С .723 Приложение . - С .725 Примерные темы докладов и рефератов . - С .725
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия--Философия науки Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки Аннотация: Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской Академии Наук. Оно адресовано прежде всего аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Лебедев, С. А.; Авдулов, А. Н.; Ильин, В. В.; Юдин, Б. Г.; Лебедев, С. А. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 Ф56 Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-07901-5 : 200.00 р. Содержание: ОТ АВТОРОВ . - С .3 Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5 2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9 4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11 5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15 6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19 8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21 9. Что такое личностное знание? . - С .22 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24 11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30 13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34 15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39 17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47 Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95 36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98 37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101 38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103 Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109 42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113 44. Что такое проблема? . - С .114 45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119 47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124 49. Что такое научный закон? . - С .126 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141 54. Какова структура научной картины мира? . - С .143 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145 Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148 56. Что такое динамика научного знания? . - С .148 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156 61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157 62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184 72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185 Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194 73. Что такое метод и методология? . - С .194 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211 79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225 83. Что такое каноны индукции? . - С .229 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234 87. Что такое понимание? . - С .236 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238 Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243 91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250 Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234 100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284 Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308 114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322 Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337 ЛИТЕРАТУРА . - С .340
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б. Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |