1 А65 Андреев, Иван Дмитриевич. Методологические основы познания социальных явлений [Текст] / И. Д. Андреев. - М. : Высшая школа, 1977. - 327 с. - ISBN Б. и. : 1.40 р.
Кл.слова (ненормированные): социальное явление -- общество -- материализм -- исторический -- диалектический -- абстрактность -- категории -- агностицизм -- критика -- гипотеза -- аналогия -- моделирование -- методы -- динамические -- статистические -- экстраполяция -- логика -- познание -- научное познание -- явления Аннотация: В книге рассматриваются особенности познания общественных явлений, анализируются основные принципы метода исторического материализма, исследуется взаимодействие между теорией и методом исторического материализма, между всеобщим и общим методами познания социальных явлений, раскрываются некоторые логические проблемы исследования общественной жизни. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 3 н/а (2), ч/з1 (1) Свободны: н/а (2), ч/з1 (1) |
16 Г67 Горский, Дмитрий Павлович. Обобщение и познание [Текст] / Д. П. Горский. - М. : Мысль, 1985. - 208 с. - ISBN Б. и. : 0.95 р.
Кл.слова (ненормированные): обобщения -- экстраполяция -- ПОНЯТИЕ -- ЛОГИКА Аннотация: Книга представляет собой монографическое исследование логико-методологического характера, посвященное анализу малоизученного вопроса. В ней рассматриваются виды обобщений: аналитические и синтетические, релевантные и нерелевантные, статистические и приблизительные, обобщения, основанные на абстракции отожествления, на определениях через абстракцию, на принципе ограничений и др. В книге делается попытка применения методов и идей современной логики к процессу обобщения; вводится понятие о типе, имеющее большое значение в методологии обществознания; рассматриваются соотношения между научным и художественным обобщением; обсуждается вопрос о трудностях применения на практике теории большой общности, с абстракциями высоких порядков и идеализациями. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 9 ч/з1 (1), н/а (8) Свободны: ч/з1 (1), н/а (8) |
1 М59 Микешина, Людмила Александровна. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки [Текст] / Л. А. Микешина ; науч. ред. И. И. Ремезова. - М. : РОССПЭН, 2010. - 574, [1] с. - (Humanitas). - ISBN 978-5-8243-1500-4 : 200.00 р. Содержание: Вместо введения. Понятие когнитивных практик в эпистемологии и принципы их возможного диалога и синтеза . - С .5 Часть I. Эпистемология как взаимодействие когнитивных практик . - С .23 Глава I. Коммуникативные и языковые предпосылки диалога и когнитивного взаимодействия. Из истории идей и познавательных практик . - С .25 Глава II. Основные формы диалога и взаимодействия: эпистемологический и методологический анализ. Case studies и их интерпретация . - С .57 Глава III. Возникновение новых областей знания как следствие диалога конкретных наук и философии . - С .119 Глава IV. Экстраполяция как форма диалога оптимизации знания и когнитивных практик . - С .145 Глава V. Проблема образования абстрактных понятий в социальном и гуманитарном знании. Гипостазирование и реификация . - С .205 Часть II. Проблемы философии науки и эпистемологии в русской философии . - С .327 Глава I. Густав Шпет и современная философия науки . - С .331 Глава II. П. А. Флоренский: между рационально-критической и религиозно-антропологической философией познания . - С .393 Глава III. Современные темы в философии науки С. Н. Булгакова . - С .423 Глава IV. С. Л. Франк: проблемы методологии обществознания и философии жизни . - С .449 Глава V. М. М. Бахтин: переосмысление категорий эпистемологии . - С .487 Глава VI. В. А. Штофф: основные идеи философии и методологии науки . - С .521 Заключение . - С .551 Литература . - С .554 Ремезова, И. И. Указатель имен / И. И. Ремезова. - С .567
Рубрики: Философия--История философии--Философия науки Наука и знание в целом. Организация умственного труда Логика Аннотация: Монография содержит результаты многолетних исследований проблемы диалога и синтеза различных познавательных практик в социальных и гуманитарных науках. Все темы рассматриваются в социально-эпистемологическом ключе с обращением к истории науки, истории философии, в том числе русской, и к истории развития социальной эпистемологии. С использованием приема case studies исследовано возникновение новых областей знания как следствие диалога специальных форм познания и философии; экстраполяция как форма оптимизации и конструктивизации знания и когнитивной деятельности. Гипостазирование и реификация представлены по-новому: не только как «логические ошибки», но и как базовые операции образования универсальных понятий в науках о культуре и обществе. Исследование проведено с опорой на идеи Канта, Гуссерля, Хайдеггера, Брентано, Твардовского, а также Маркса, Лукача, Бурдье, Хайека, социологов-феноменологов и на работы ученых из области истории, филологии, экономики, социологии. С позиций истории эпистемологии и философии науки рассмотрены труды Шпета, Флоренского, Булгакова, Франка, Бахтина, Штоф-фа, их вклад в эти сферы философского знания. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Ремезова, И. И. \ред.\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
61 У93 Ушаков, Игорь Борисович. Паттерны функциональных состояний оператора [Текст] / И. Б. Ушаков, А. В. Богомолов, Ю. А. Кукушкин. - М. : НАУКА, 2010. - 390 с. - ISBN 978-5-02-036683-1 (в пер.) : 200.00 р. Содержание: Предисловие . - С .7 Введение . - С .12 Глава 1. Физиология формирования и развития функциональных состояний оператора . - С .19 Глава 2. Методологические подходы к классификации функциональных состояний оператора . - С .32 2.1. Классификация функциональных состояний по уровню адаптированности организма к условиям внешней среды . - С .32 2.2. Классификация функциональных состояний по критериям надёжности и цены деятельности . - С .33 2.3. Классификация функциональных состояний по критерию адекватности формируемого состояния человека требованиям выполняемой деятельности . - С .34 2.4. Классификация функциональных состояний по степени напряжения регуляторных механизмов гомеостаза . - С .36 2.5. Классификация функциональных состояний по возможности их сопоставления . - С .37 2.6. Классификация функциональных состояний по активности функциональных систем организма . - С .38 Глава 3. Функциональные состояния оператора в профессиональной деятельности . - С .39 3.1. Особенности функционального состояния «оперативный покой» . - С .46 3.2. Особенности функционального состояния «тревожность» . - С .50 3.3. Особенности функционального состояния «монотония» . - С .53 3.4. Особенности функционального состояния «психоэмоциональный стресс» . - С .56 3.5. Особенности функционального состояния «психическая напряжённость» . - С .59 3.6. Особенности функционального состояния «утомление» . - С .60 Глава 4. Методологические подходы к диагностике и контролю функционального состояния оператора . - С .67 4.1. Базовые принципы диагностики функционального состояния . - С .67 4.2. Выбор методического подхода к диагностике функционального состояния . - С .77 4.3. Динамика инноваций в области средств и методов управления функциональным состоянием . - С .85 4.4. Общие подходы к контролю функционального состояния . - С .88 Глава 5. Методы описания функционального состояния оператора и показатели качества его диагностики . - С .97 5.1. Описание функционального состояния . - С .97 5.2. Описание классов функционального состояния . - С .101 5.3. Формирование множества информативных характеристик функционального состояния . - С .103 5.4. Особенности формирования исходных данных для разработки методов диагностики функционального состояния . - С .106 5.5. Показатели качества диагностики функционального состояния . - С .108 Глава 6. Базовые математические подходы к диагностике функционального состояния оператора . - С .113 6.1. Концепция математического обеспечения диагностики функционального состояния . - С .113 6.2. Диагностика функционального состояния адаптивным анализом отклонения его показателей от нормы . - С .124 6.3. Диагностика функционального состояния анализом сочетаний его симптомообразующих признаков . - С .130 6.4. Синтез интегральных показателей функционального состояния методами восстановления зависимостей . - С .140 Глава 7. Принципы анализа изменения функционального состояния оператора вследствие влияния неблагоприятных факторов условий профессиональной деятельности . - С .153 7.1. Классификация факторов, влияющих на функциональное состояние . - С .153 7.2. Основные параметры стресс-факторов при оценивании медико-биологических эффектов их взаимодействия . - С .168 7.3. Особенности формирования множества анализируемых факторов условий профессиональной деятельности . - С .172 7.4. Критерии и методы экспериментального оценивания комбинированного действия факторов на функциональное состояние . - С .173 7.5. Объективизация оценивания изменения функционального состояния вследствие влияния факторов условий профессиональной деятельности . - С .178 7.6. Особенности моделирования изменения функционального состояния вследствие влияния факторов условий их профессиональной деятельности . - С .182 7.7. Логическая схема исследования комбинированного влияния факторов условий профессиональной деятельности на функциональное состояние . - С .187 7.8. Вероятные биохимические механизмы комбинированных воздействий факторов: специфические и неспецифические проявления . - С .190 7.9. Общность в реакциях клеток головного мозга на факторы условий профессиональной деятельности - основа прогноза комбинированных воздействий: синдромосходный подход . - С .198 7.10. Некоторые комбинированные эффекты влияния факторов условий профессиональной деятельности на функциональное состояние . - С .203 Глава 8. Исследование и экстраполяция эффектов комбинированного влияния факторов условий профессиональной деятельности на функциональное состояние оператора . - С .209 8.1. Подходы к прямому исследованию комбинированного действия факторов условий профессиональной деятельности на функциональное состояние . - С .209 8.2. Количественные диапазоны и методы исследования профессиональной надежности при комбинированных воздействиях факторов . - С .214 8.3. Многофакторная корреляционная оценка систем организма - пример эффектов комбинированных воздействий факторов . - С .221 8.4. Унификация эффектов воздействия экстремальных уровней факторов условий профессиональной деятельности различной физической природы . - С .223 8.5. Общая методология экстраполяции и прогнозирования эффектов комбинированных воздействий факторов условий профессиональной деятельности на функциональное состояние . - С .233 8.6. Планирование многофакторных исследований и построение эмпирических моделей комбинированных воздействий факторов условий профессиональной деятельности . - С .254 8.7. Технология обобщения результатов независимых экспериментальных исследований изучения влияния факторов на функциональное состояние операторов . - С .272 Глава 9. Взаимосвязь функционального состояния и качества жизни оператора . - С .279 9.1. Концептуальные подходы к исследованию качества жизни . - С .279 9.2. Взаимосвязь качества жизни, профессионального здоровья оператора и их функционального состояния . - С .284 9.3. Рискометрические аспекты качества жизни . - С .295 9.4. Показатели качества жизни и методы их расчета . - С .299 Глава 10. Основы оптимизации функционального состояния оператора систем «человек-машина» . - С .332 10.1. Методические подходы к оптимизации функционального состояния . - С .333 10.2. Инженерно-психологические принципы организации рационального взаимодействия эргатической и технической компонент систем «человек-машина» . - С .336 10.3. Особенности построения систем обеспечения жизнедеятельности, адаптивных к функциональному состоянию оператора . - С .346 10.4. Концептуальная схема стабилизации функционального состояния оператора системы «человек-машина» . - С .349 10.5. Особенности оптимизации функционального состояния оператора системы «человек-машина» повышенной аварийности . - С .357 Заключение . - С .363 Литература . - С .366
Рубрики: Медицина--Гигиена Информационные технологии Естественные науки. Естествознание--Биология Экология Кл.слова (ненормированные): ФИЗИОЛОГИЯ -- УСЛОВИЯ ТРУДА -- ОХРАНА ТРУДА -- БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ -- КАЧЕСТВО ЖИЗНИ Аннотация: В монографии предложено понятие «паттерн функционального состояния оператора», отвечающее особенностям физиологии формирования и развития функциональных состояний и специфике математического обеспечения их диагностики. Приведены характерные признаки основных функциональных состояний оператора; описаны базовые математические подходы к их диагностике. Сформулированы и раскрыты принципы анализа изменения функциональных состояний вследствие влияния факторов условий профессиональной деятельности операторов и методы исследования и экстраполяции комбинированных эффектов влияния этих факторов. Показана взаимосвязь функционального состояния и качества жизни оператора; изложены основы оптимизации функционального состояния операторов систем «человек-машина». Для специалистов в области физиологии труда операторов и эргономического обеспечения их профессиональной деятельности, а также для преподавателей инженерных и медицинских вузов и представителей других смежных специальностей. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Богомолов, Алексей Валерьевич; Кукушкин, Юрий Александрович Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 Ф56 Философия науки. Общий курс [Текст] : учебное пособие / С. А. Лебедева [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - М. : Академический Проект, 2005. - 734, [1] с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0558-6 : 180.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАУКИ . - С .7 Словарь ключевых терминов . - С .25 Вопросы для обсуждения . - С .30 Литература . - С .30 Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ Глава 1. Генезис науки . - С .33 Глава 2. Античная наука . - С .42 Глава 3. Наука в Средневековье . - С .65 Глава 4. Классическая наука . - С .78 Глава 5. Неклассическая и постнеклассическая наука . - С .103 Словарь ключевых терминов . - С .129 Вопросы для обсуждения . - С .132 Литература . - С .132 Раздел II. СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Глава 1. Уровни научного знания . - С .135 Структура эмпирического знания . - С .137 Структура научной теории . - С .140 Соотношение эмпирии и теории . - С .144 Метатеоретический уровень научного знания . - С .151 Глава 2. Методы эмпирического исследования . - С .163 Научное наблюдение . - С .167 Сравнение . - С .170 Измерение . - С .172 Эксперимент . - С .181 Гносеологическая функция приборов . - С .185 Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания . - С .196 Индукция . - С .207 Фальсификация . - С .224 Экстраполяция . - С .226 Глава 3. Методы теоретического познания . - С .228 Идеализация . - С .228 Формализация . - С .234 Математическое моделирование . - С .245 Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке . - С .257 Глава 4. Развитие научного знания . - С .274 Словарь ключевых терминов . - С .290 Вопросы для обсуждения . - С .298 Литература . - С .299 Раздел III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Глава 1. Социология науки и знания . - С .303 Глава 2. Социальные характеристики научной профессии . - С .328 Структура массива публикаций . - С .334 Функции массива публикаций . - С .336 Типы коммуникации . - С .345 Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа») . - С .346 Наука и политика . - С .349 Научное сообщество и общественные движения . - С .350 Наука и бизнес . - С .352 Новые вызовы . - С .354 Глава 3. Социальные особенности переднего края исследований . - С .358 Структура научно-технического прогресса . - С .360 Глава 4. Когнитивная социология науки - поиски идентичности . - С .367 Словарь ключевых терминов . - С .373 Вопросы для обсуждения . - С .380 Литература . - С .381 Раздел IV. ЭТИКА НАУКИ Глава 1. Этика как наука о морали . - С .387 Моральный выбор и моральная ответственность . - С .394 Основания морали . - С .398 Глава 2. Профессиональная ответственность ученого . - С .405 Ролевая структура научной деятельности . - С .409 Глава 3. Мировоззренческий авторитет науки: наука как источник блага . - С .423 Ценностные и моральные установки «большой науки» . - С .427 Ценности науки и проблема социальной ответственности . - С .432 Глава 4. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы . - С .438 Логика развития науки и проблемы социальной ответственности . - С .442 Использование научных достижений и проблема социальной ответственности . - С .444 Свобода исследований и социальная ответственность . - С .448 Этическое регулирование научных исследований . - С .453 Словарь ключевых терминов . - С .461 Вопросы для обсуждения . - С .463 Литература . - С .464 Раздел V. НАУКА - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Глава 1. Сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала НТП современных развитых стран . - С .467 Глава 2. Особенности современного этапа интеграции науки и производства . - С .477 Глава 3. Программы регионального развития НТП . - С .794 Глава 4. НТП и современное государство . - С .502 Словарь ключевых терминов . - С .508 Вопросы для обсуждения . - С .512 Литература . - С .512 Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Глава 1. Роль интеллектуальной деятельности в инновационной экономике . - С .515 Глава 2. Сущность и структура интеллектуальной собственности . - С .521 Глава 3. Становление и развитие категории «интеллектуальная собственность» . - С .530 Охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации . - С .553 Глава 4. Государственное управление интеллектуальной собственностью . - С .557 Словарь ключевых терминов . - С .579 Вопросы для обсуждения . - С .582 Литература . - С .582 Раздел VII. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Глава 1. Физическая картина мира в ее развитии . - С .589 Модели развития научного знания . - С .589 Натурфилософская парадигма . - С .590 Механическая картина мира . - С .592 Термодинамика и электромагнетизм . - С .595 Кванты и относительность . - С .599 Вакуум, микрочастицы и Вселенная . - С .603 Нелинейная Вселенная . - С .609 Глава 2. Философия научной картины мира . - С .614 Философия механистической картины мира . - С .614 Философия квантовой теории . - С .617 Философия теории относительности . - С .620 Глава 3. Философские проблемы современной научной картины мира . - С .624 Универсальная теория Вселенной . - С .624 Проблема антивещества . - С .625 Будущее Вселенной . - С .626 Антропный принцип . - С .628 Проблема внеземного разума . - С .630 Семантика квантового вакуума . - С .631 Универсальная история . - С .633 Словарь ключевых терминов . - С .635 Вопросы для обсуждения . - С .641 Литература . - С .642 Раздел VIII. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА Глава 1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции . - С .649 Глава 2. На пути к единству естественнонаучной и гуманитарной культуры . - С .685 Словарь ключевых терминов . - С .714 Вопросы для обсуждения . - С .722 Литература . - С .723 Приложение . - С .725 Примерные темы докладов и рефератов . - С .725
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия--Философия науки Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки Аннотация: Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской Академии Наук. Оно адресовано прежде всего аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Лебедев, С. А.; Авдулов, А. Н.; Ильин, В. В.; Юдин, Б. Г.; Лебедев, С. А. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |