1 А47 Алексеев, Петр Васильевич. Естественнонаучный материализм и материалистическая диалектика [Текст] / П. В. Алексеев. - М. : Высшая школа, 1981. - 176 с. - ISBN Б. и. : 1.50 р.
Кл.слова (ненормированные): диалектика -- мировоззрение -- естествознание -- дивергенция натуралистского мировоззрения -- сциентизм -- партийность -- идеология -- материализм Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Чанышев, Арсений Николаевич \о нем\; Сеченов, Иван Михайлович (1829-1905 гг.) \о нем\; Менделеев, Дмитрий Иванович \о нем\; Мечников, Илья Ильич (1845-1916 гг.) \о нем\; Столетов, Александр Григорьевич (1839-1896 гг.) \о нем\; Маркс, Карл (1818-1883 гг.) \о нем\; Энгельс, Фридрих (1820-1895 гг.) \о нем\; Ленин, Владимир Ильич (1870-1924 гг.) \о нем\; Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854 гг.) \о нем\; Фрейд, Зигмунд (1856-1939 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 3 н/а (2), ч/з1 (1) Свободны: н/а (2), ч/з1 (1) |
1 Ф56 Философия для аспирантов [Текст] : учебное пособие / В. П. Кохановский [и др.]. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 448 с. - (Высшее образование). - библиогр.: с. 440. - ISBN 5-222-03544-1 : 90.00 р. Содержание: Наука и общество . - С .6 История науки . - С .85 Философия науки . - С .151 Эмпирический и теоретический уровни научного познания . - С .243 Методология научного исследования . - С .300 Общие закономерности развития науки . - С .376 Наука, человек, повседневность . - С .403
Рубрики: Философия Кл.слова (ненормированные): сциентизм -- антисциентизм -- синергетика -- эмпиризм -- научное познание -- нравственность Аннотация: Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Кохановский, В. П.; Золотухина, Е. В.; Лешкевич, Т. Г.; Фатхи, Т. Б. Экземпляры всего: 2 ч/з1 (1), н/а (1) Свободны: ч/з1 (1), н/а (1) |
1 А47 Алексеев, Петр Васильевич. История философии [Текст] : учебник / П. В. Алексеев. - М. : Проспект, 2005. - 240 с. - ISBN 5-98032-966-8 : 140.00 р. Содержание: Глава I. Античная философия . - С .3 Глава II. Философия Средневековья . - С .26 Глава III. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .43 Глава IV. Немецкая классическая философия середины XVIII - конца XIX в. . - С .66 Глава V. Русская философия XIX - начала XX в. . - С .85 Глава VI. Маркисзм в России и СССР . - С .141 Философы и ученые в годы сталинистского тоталитаризма (1930-1956) . - С .164 Философская работа в послесталинский период (середина 50-х - конец 80-х гг.) . - С .184 Глава VII. Основные направления современной западной философии . - С .190 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .192 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, персонализм). . - С .203 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом). . - С .218
Рубрики: Философия--История философии Кл.слова (ненормированные): марксизм -- сциентизм -- антисциентизм -- коммунологические тенденции -- история Аннотация: В учебнике рассмотрены основные этапы развития философии за более чем двухтысячелетнюю ее историю. В главе VII использован материал из книги В. В. Миронова "Философия" (М., 2001), дополненный разделами о философских концепциях Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и З. Фрейда. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Ницше, Фридрих (1844-1900 гг.) \о нем\; Шопенгауэр, Артур (1788-1860 гг.) \о нем\; Фрейд, Зигмунд (1856-1939 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 2 ч/з1 (1), н/а (1) Свободны: ч/з1 (1), н/а (1) |
1 С60 Солонин, Юрий Никифорович. Наука как предмет философского анализа. Сциентистская традиция в буржуазной философии науки [Текст] / Ю. Н. Солонин. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. - 176 с. - ISBN 5-288-00144-8 : 2.40 р.
Рубрики: Философия--История философии--Философия науки Кл.слова (ненормированные): сознание -- мышление -- сциентизм Аннотация: В монографии критически анализируется проблема современной буржуазной философии науки в ее сциентистской тенденции. Проводится сопоставление решений вопросов генезиса, развития, структуры научного знания, его соотношение с философией, даваемых как в марксистской, так и в буржуазной философии. Книга рассчитана на преподавателей, специалистов в области философии истории и методологии науки. Держатели документа: НБ СГАП , ч/з1 Свободных экз. нет |
1 М64 Миронов, Владимир Васильевич. Философия [Текст] : учебник / В. В. Миронов. - М. : Проспект, 2009. - 238, [1] с. - ISBN 978-5-392-00489-8 : 150.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ . - С .3 § 1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы . - С .3 § 2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форы мировоззрения . - С .5 § 3. Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии в системе культуры . - С .9 § 4. Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии . - С .12 Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ . - С .18 Глава 1. Возникновение философии: от мифа к логосу . - С .18 Глава 2. Античная и средневековая философия . - С .33 § 1. Античная философия . - С .33 § 2. Средневековая философия . - С .42 Глава 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .50 Глава 4. Классическая немецкая философия . - С .60 Глава 5. Философия марксизма . - С .69 Глава 6. Русская философия XIX -начала XX в . - С .79 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ . - С .98 Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .100 Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) . - С .112 Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом) . - С .121 Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА . - С .140 Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства . - С .140 § 1. Понятие бытия. Основные формы бытия . - С .140 § 2. Проблема субстанции в философии . - С .141 § 3. Понятие движения . - С .148 § 4. Пространство и время как философские категории . - С .150 § 5. Сознание, его происхождение и сущность . - С .154 § 6. Проблема единства мира . - С .156 Глава 2. Познание . - С .159 § 1. Проблема познаваемости мира . - С .159 § 2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание . - С .163 §3. Истина . - С .166 § 4. Научное познание, его специфика. Метод и методология . - С .168 Глава 3. Общество как объект философии . - С .172 § 1. Понятие общества как системы . - С .172 § 2. Талы деятельности и подсистемы общества . - С .176 § 3. Общество как функционирующая система . - С .182 § 4. Общество и история. Философия истории . - С .186 Глава 4. Человек . - С .197 § 1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека . - С .197 § 2. Проблема необходимости и свободы личности . - С .202 § 3. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти . - С .204 Глава 5. Ценности . - С .208 § 1. Целеполагание, нормы, ценности . - С .208 § 2. Виды ценностей . - С .210 § 3. Ценности и оценка. Переоценка ценностей . - С .211 Глава 6. Культура как объект философского исследования . - С .213 § 1. Культура и цивилизация: дискуссии и основные подходы . - С .213 § 2. Культура как система. Диалог культур . - С .217 § 3. Кризис или развитие культуры? Понятие массовой культуры . - С .223 § 4. Человек, культура и глобальные проблемы современности . - С .232
Рубрики: Философия Аннотация: Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1Ф Ф56 Философская энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ф. В. Константинов. - М. : Советская энциклопедия. - (Энциклопедии. Словари. Справочники). Т. 5 : Сигнальные системы - Яшты : указатель. - 1970. - 740 с. : ил. - Алф. предм.-имен. указ.: с. 627-740. - Библиогр. в конце ст. - ISBN Б. и. : 4.50 р.
Справочные издания--Энциклопедии Кл.слова (ненормированные): история философии -- социология -- логика -- психология -- философы -- биографии -- сигнифика -- силлогистика -- символизм -- симметрия -- система -- скептицизм -- славянофилы -- следствие (логика) -- служащие -- случайность -- собственность -- совесть -- сознание -- сословие -- софистика -- софия (философия) -- сохранения принципы -- социализация -- социализм -- социалистическая революция -- социальная мобильность -- социальная психология -- социальная стратификация -- социальное моделирование -- социология -- социология познания -- социология права -- спекулятивное -- способности -- справедливость -- сравнение -- средний слой -- статистические закономерности -- динамические закономерности -- статус -- стоицизм -- структура -- структура социальная -- социальная структура -- структурализм -- структурно-функциональный анализ -- субстанция -- субъект -- судьба -- суждение -- существование -- сущность -- явление -- сциентизм -- счастье -- творчество -- телеология -- темперамент -- теократия -- теория -- теория информации -- теория множеств -- теория познания -- техника -- технократия -- тождество -- трагическое -- троцкизм -- труд -- управление -- урбанизация -- установка (психология) -- утилитаризм -- утопический социализм -- фашизм -- феноменология -- феодализм -- физиология активности -- фикционализм -- философия анализа -- философия жизни -- философская антропология -- форма превращенная (философия) -- формация общественно-экономическая -- общественно-экономическая формация -- фрейдизм -- функция -- характер -- целесообразность -- цель -- часть (философия) -- целое (философия) -- шкалы (социология) -- эвристика -- экзистенциализм -- экономический материализм -- эксперимент -- элиты теории -- эмоции -- эмпирическая социология -- эстетика -- этика -- эффективизм -- язык Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Константинов, Ф. В. \ред.\; Сократ (469-399 гг. до н. э.) \о нем\; Соловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) \о нем\; Спенсер, Герберт (1820-1903 гг.) \о нем\; Спиноза, Бенедикт (1632-1677 гг.) \о нем\; Фейербах, Людвиг Андреас (1804-1872 гг.) \о нем\; Фрейд, Зигмунд (1856-1939 гг.) \о нем\; Хомяков, Алексей Степанович \о нем\; Циолковский, Константин Эдуардович (1857-1935 гг.) \о нем\; Чаадаев, Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) \о нем\; Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889 гг.) \о нем\; Шеллинг, Фридрих Вильгейм Иосиф (1775-1854 гг.) \о нем\; Шестов, Лев Исаакович (1866-1938 гг.) \о нем\; Шиллер, Фридрих (1759-1805 гг.) \о нем\; Шопенгауэр, Артур (1788-1860 гг.) \о нем\; Шпенглер, Освальд (1880-1936 гг.) \о нем\; Эйнштейн, Альберт (1879-1955 гг.) \о нем\; Энгельс, Фридрих (1820-1895 гг.) \о нем\; Юм, Давид (1711-1776 гг.) \о нем\; Юнг, Карл Густав (1875-1961 гг.) \о нем\; Ясперс, Карл (1883-1969 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 1 б/о (1) Свободны: б/о (1) |
1 С84 Стрельник, Ольга Николаевна. Философия [Текст] : конспект лекций / О. В. Стрельник. - М. : Юрайт, 2010. - (Хочу все сдать!). - ISBN 978-5-9916-0542-7 (Изд-во Юрайт). - ISBN 978-5-9692-0838-4 (ИД Юрайт) : 130.00 р. Содержание: Тема 1. Особенности философского знания . - С .5 1.1. Место философии в системе духовной культуры . - С .5 1.2. Философия и мировоззрение . - С .6 1.3. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем . - С .8 1.4. Основные функции философии . - С .12 1.5. Структура философского знания . - С .13 1.6. Типология философских учений . - С .14 1.7. Становление философии. Философия и мифология . - С .21 1.8. Религиозные, философские и научные картины мира . - С .24 Тема 2. Развитие философского знания. Основные направления и школы . - С .32 2.1. Античная философия . - С .32 2.2. Европейская философия Средних веков . - С .33 2.3. Философия эпохи, Возрождения . - С .35 2.4. Философия Нового времени и Просвещения . - С .36 2.5. Немецкая классическая философия . - С .38 2.6. Постклассическая философия . - С .40 2.7. Основные направления философии XX века . - С .44 Тема 3. Философское учение о бытии . - С .49 3.1. Понятие бытия . - С .49 3.2. Категория бытия в истории философии . - С .50 3.3. Бытие и субстанция . - С .54 3.4. Понятие материи . - С .55 3.5. Проблема единства и многообразия мира . - С .56 3.6. Движение как способ существования материи . - С .58 3.7. Пространство и время как формы существования материи . - С .61 3.8. Системная организация мира . - С .66 3.9. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика . - С .68 3.10. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности . - С .72 3.11. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности . - С .75 Тема 5. Философское учение о сознании . - С .77 4.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии . - С .78 4.2. Структура сознания. Сознание и самосознание . - С .82 4.3. Сознательное и бессознательное . - С .88 4.4. Познавательные способности человека . - С .95 4.5. Мышление и язык . - С .99 4.6. Сознание и мозг . - С .101 4.7. Проблема идеального . - С .102 Тема 5. Философское учение о познании . - С .105 5.1. Проблема познания в гносеологии . - С .105 5.2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины . - С .106 5.3. Проблема критериев истины . - С .109 5.4. Виды знания. Понятие науки . - С .111 5.5. Проблема критериев научности . - С .114 5.6. Структура научного знания . - С .118 5.7. Развитие науки. Понятие научной революции . - С .120 5.8. Методы и формы научного познания . - С .122 5.9. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм . - С .124 5.10. Типы рациональности. Научная и философская рациональность . - С .127 5.11. Наука и техника . - С .130 5.12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание . - С .133 Тема 6. Философское учение об обществе . - С .136 6.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества . - С .136 6.2. Экономическая сфера общества . - С .139 6.3. Политическая и правовая сферы общества . - С .142 6.4. Социальная сфера общества . - С .146 6.5. Духовная сфера общества . - .150 6.6. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории . - С .153 6.7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса . - С .156 6.8. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории . - С .159 Тема 7. Философское учение о человеке . - С .163 7.1. Проблема человека в истории философии . - С .163 7.2. Индивид, личность, индивидуальность . - С .165 7.3. Человек, общество и природа . - С .168 7.4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы . - С .169 Тема 8. Будущее человека и человечества. Возможные сценарии . - С .173 Литература . - С .178 Словарь терминов . - С .180 Персоналии . - С .185
Рубрики: Философия Аннотация: Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Философия». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам вузов. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 Л53 Лешкевич, Татьяна Геннадьевна. Философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2006. - 270, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-002338-0 : 165.00 р. Содержание: Глава 1 НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .3 1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации . - С .3 1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций . - С .7 1.3. Ценности научной рациональности . - С .14 1.4. Наука и философия . - С .18 1.5. Наука и искусство . - С .19 1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности . - С .33 1.7. Функции науки . - С .37 Глава 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ . - С .42 2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки . - С .42 2.2. Античная наука . - С .47 2.3. Развитие логического мышления в средневековье . - С .53 2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия . - С .59 2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам . - С .63 2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители . - С .66 2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта . - С .72 2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон . - С .77 2.9. Формирование технических наук . - С .81 Глава 3 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .87 3.1. Классификация наук . - С .87 3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки . - С .93 3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода . - С .100 3.4. Методология в структуре научного знания . - С .107 3.5. Научная картина мира; ее исторические формы . - С .110 Глава 4 ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .117 4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов . - С .117 4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний . - С .122 4.3. Становление развитой научной теории . - С .131 4.4. Роль языка в процессе становления научной теории . - С .136 4.5. Проблемные ситуации в науке . - С .141 4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру . - С .146 Глава 5 НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ . - С .158 5.1. Научные революции как трансформация оснований науки . - С .158 5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая . - С .162 Глава 6 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .169 6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска . - С .169 6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира . - С .180 6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере . - С .187 6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития . - С .194 6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. . - С .201 6.6. Сциентизм и антисциентизм . - С .209 6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации . - С .217 6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания . - С .223 Глава 7 НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .233 7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности . - .233 7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность . - С .236 7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний . - С .244 7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки . - С .252 7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов . - С .257 Список литературы . - С .264
Рубрики: Философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 М64 Миронов, Владимир Васильевич. Философия [Текст] : учебник / В. В. Миронов. - М. : Проспект, 2010. - 238, [1] с. - ISBN 978-5-392-01303-6 : 120.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ . - С .3 § 1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы . - С .3 § 2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форы мировоззрения . - С .5 § 3. Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии в системе культуры . - С .9 § 4. Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии . - С .12 Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ . - С .18 Глава 1. Возникновение философии: от мифа к логосу . - С .18 Глава 2. Античная и средневековая философия . - С .33 § 1. Античная философия . - С .33 § 2. Средневековая философия . - С .42 Глава 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .50 Глава 4. Классическая немецкая философия . - С .60 Глава 5. Философия марксизма . - С .69 Глава 6. Русская философия XIX -начала XX в . - С .79 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ . - С .98 Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .100 Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) . - С .112 Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом) . - С .121 Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА . - С .140 Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства . - С .140 § 1. Понятие бытия. Основные формы бытия . - С .140 § 2. Проблема субстанции в философии . - С .141 § 3. Понятие движения . - С .148 § 4. Пространство и время как философские категории . - С .150 § 5. Сознание, его происхождение и сущность . - С .154 § 6. Проблема единства мира . - С .156 Глава 2. Познание . - С .159 § 1. Проблема познаваемости мира . - С .159 § 2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание . - С .163 §3. Истина . - С .166 § 4. Научное познание, его специфика. Метод и методология . - С .168 Глава 3. Общество как объект философии . - С .172 § 1. Понятие общества как системы . - С .172 § 2. Талы деятельности и подсистемы общества . - С .176 § 3. Общество как функционирующая система . - С .182 § 4. Общество и история. Философия истории . - С .186 Глава 4. Человек . - С .197 § 1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека . - С .197 § 2. Проблема необходимости и свободы личности . - С .202 § 3. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти . - С .204 Глава 5. Ценности . - С .208 § 1. Целеполагание, нормы, ценности . - С .208 § 2. Виды ценностей . - С .210 § 3. Ценности и оценка. Переоценка ценностей . - С .211 Глава 6. Культура как объект философского исследования . - С .213 § 1. Культура и цивилизация: дискуссии и основные подходы . - С .213 § 2. Культура как система. Диалог культур . - С .217 § 3. Кризис или развитие культуры? Понятие массовой культуры . - С .223 § 4. Человек, культура и глобальные проблемы современности . - С .232
Рубрики: Философия Аннотация: Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 К75 Кохановский, Валерий Павлович. Философия [Текст] : конспект лекций: учебное пособие / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев. - 16-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 191 с. - ISBN 978-5-406-02869-8 : 171.00 р. Содержание: Раздел I. История философии . - С .7 Лекция 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества . - С .7 1.1. Предмет философии . - С .7 1.2. Специфика философского знания . - С .10 1.3. Структура философии . - С .13 1.4. Место и роль философии в культуре . - С .15 Лекция 2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития . - С .18 2.1. Происхождение философии . - С .18 2.2. Основные этапы исторического развития философской мысли . - С .19 2.3. Современная западная философия . - С .23 2.4. Русская философия . - С .26 Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ . - С .31 Лекция 3. Бытие как философская проблема . - С .31 3.1. Формирование представлений о бытии в истории философии . - С .31 3.2. Бытие природы. Экологическая проблема . - С .33 3.3. Общественное бытие и бытие духовного . - С .34 Лекция 4. Материя и субстанция . - С .36 4.1. Формирование представлений о материи в истории философии и науки . - С .36 4.2. Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и проблема «исчезновения» материи . - С .37 4.3. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации . - С .38 4.4. Субстанция. Материальное и идеальное . - С .40 Лекция 5. Формы бытия материи (атрибуты Универсума) . - С .43 5.1. Движение и его основные формы . - С .43 5.2. Пространство и время . - С .46 5.3. Единство материи, движения, пространства и времени . - С .49 5.4. Научные, религиозные и философские картины мира . - С .50 Лекция 6. Диалектика . - С .52 6.1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика . - С .52 6.2. Структура диалектики и ее основные функции . - С .53 6.3. Детерминизм и индетерминизм . - С .56 6.4. Закон. Динамические и статистические закономерности . - С .58 Лекция 7. Сознание: его происхождение и сущность . - С .60 7.1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция . - С .60 7.2. Понятие психики. Психофизическая проблема . - С .62 7.3. Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность . - С .64 7.4. Труд, сознание, мозг . - С .65 Лекция 8. Структура и функции сознания . - С .68 8.1. Основные элементы и уровни структуры сознания . - С .68 8.2. Сознание и самосознание . - С .70 8.3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание . - С .71 8.4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы . - С .73 Лекция 9. Сознание и язык. Проблема бессознательного . - С .76 9.1. Язык как способ существования сознания . - С .76 9.2. Естественные и искусственные языки . - С .77 9.3. Роль языка в обществе и его основные функции . - С .78 9.4. Сознание и бессознательное . - С .81 Лекция 10. Познание . - С .85 10.1. Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм . - С .85 10.2. Познание, творчество, практика . - С .87 10.3. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности . - С .89 10.4. Истина и заблуждение . - С .93 Лекция 11. Научное познание и знание . - С .98 11.1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности . - С .98 11.2. Структура научного познания, его уровни и формы . - С .101 11.3. Рост научного знания. Научные революции . - С .106 11.4. Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм . - С .109 Лекция 12. Методология научного исследования . - С .112 12.1. Метод и методология. Классификация методов . - С .112 12.2. Роль философии в научном познании . - С .114 12.3. Общенаучная методология . - С .117 12.4. Понимание и объяснение . - С .122 Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ . - С .125 Лекция 13. Понятие человека . - С .125 13.1. Проблема человека в философии . - С .125 13.2. Человек и природа . - С .127 13.3. Концепции происхождения человека . - С .128 Лекция 14. Природа и сущность человека . - С .131 14.1. Противоречия природной организации человека . - С .131 14.2. Социальная сущность человека . - С .132 14.3. Проблема смысла и содержания бытия человека . - С .134 14.4. Человек, культура и цивилизация . - С .135 Лекция 15. Образы человека в различных культурах . - С .138 15.1. Исторические модификации образа человека . - С .138 15.2. Человек на рубеже XX-XXI вв. . - С .140 15.3. Телесность — душевность — духовность человека . - С .142 Лекция 16. Общество и его структура . - С .144 16.1. Понятие общества . - С .144 16.2. Общество как саморазвивающаяся система . - С .146 16.3. Гражданское общество и государство . - С .148 16.4. Формация, цивилизация, мир система как формы организации общества . - С .151 Лекция 17. Человек и общество . - С .154 17.1. Человек в системе социальных связей и отношений . - С .154 17.2. Свобода и необходимость . - С .156 17.3. Личность и массы: история и современность . - С .159 17.4. Насилие и ненасилие . - С .161 Лекция 18. Человек и проблема ценностей . - С .164 18.1. Мораль в истории человечества . - С .164 18.2. Человек в мире красоты . - С .166 18.3. Справедливость и право . - С .167 Лекция 19. Внутренний мир человека . - С .170 19.1. Проблема личности в философии . - С .170 19.2. Свобода и ответственность - вечная дилемма . - С .172 19.3. Религия и свобода совести . - С .173 19.4. Вера и знание . - С .176 Лекция 20. Глобальные проблемы человечества . - С .180 20.1. Сущность глобальных проблем . - С .180 20.2. Противоречия глобализации и пути решения глобальных проблем . - С .182 20.3. Запад - Восток - Россия: диалог культур в условиях глобального кризиса . - С .183 Лекция 21. Будущее человека и человечества . - С .186 21.1. Новые перспективы биологического существования человека. Жизнь, смерть, бессмертие . - С .186 21.2 Человечество как субъект истории в XXI в. . - С .187 21.3 Горизонты будущего: человек и мир . - С .189
Рубрики: Философия Аннотация: Сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, вопросы теоретической и социальной философии. Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами философии в её современном содержании. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Жаров, Леонид Всеволодович; Яковлев, Вадим Полиенович Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 О-75 Основы философии [Текст] : учебное пособие / А. С. Борщов [и др.] ; под ред. А. С. Борщова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Саратов : Наука, 2008. - 421, [1] с. - ISBN 978-5-91272-332-2 : 150.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ . - С .3 ЧАСТЬ I. КУРС ЛЕКЦИЙ . - С .4 Лекция 1. Специфика философского знания. Неизбежность философии. Предмет метафизики. Специфика метафизических проблем. Происхождение философии . - С .4 Лекция 2. Философия Древней Индии и Китая. Общая характеристика. Ортодоксальные (ведийские) школы индийской философии. Неортодоксальные школы индийской философии. Философия Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство . - С .12 Лекция 3. Античная философия. Досократики. Античная классика. Эллинизм . - С .21 Лекция 4. Средневековая философия. Особенности средневековой философии. Патриотическая философия. Философия Августина Аврелия. Философия Фомы Аквинского . - С .27 Лекция 5. Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Натурфилософия эпохи Возрождения. Учение Кузанского о безграничности космоса. Натурфилософия Джордано Бруно . - С .33 Лекция 6. Философия эпохи Нового времени. Предмет философии Нового времени. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. Р. Декарт как представитель рационализма. Ф. Ф. Бэкон как представитель эмпиризма . - С .40 Лекция 7. Немецкая классическая философия . - С .47 Лекция 8. Неклассическая философия XIX века. Общие основания неклассики. Иррационализм. Позитивизм. Материалистическая философия К. Маркса. Нигилизм Ф. Ницше. Традиции классической философии в эпоху неклассики . - С .55 Лекция 9. Русская философия. Святоотеческая традиция. Славянофилы и западники. Философия всеединства. Русский космизм . - С .64 Лекция 10. Философия XX столетия. Феноменология. Философия М. Хайдеггера. Французский экзистенциализм. Лингвистический поворот. Структурализм. Постструктурализм . - С .71 Лекция 11. Проблема бытия . - С .86 Лекция 12. Взаимообусловленность материального и идеального. Специфика материального. Сущность идеального. Проблема единого. Пространство и время как выражение единства универсума . - С .91 Лекция 13. Тотальность идеи развития в диалектике. Состояние изменения. Состояние покоя. Проблема прогресса. Законы диалектики . - С .97 Лекция 14. Философская проблема сознания. Сознание как философская проблема. Сущность сознания. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Происхождение сознания. Становления сознания у слепоглухонемых детей. Самосознание, рефлексия. Активность сознания. Его творческая роль . - С .106 Лекция 15. Проблема познания в философии . - С .114 Лекция 16. Специфика научного познания. Определение науки. Функции науки в обществе. Научная истина. Научная рациональность и структура науки. Сциентизм и антисциентизм. Направления философии науки. Методы и процедуры научного исследования . - С .119 Лекция 17. Философское учение о человеке. Специфика философского рассмотрения человека. Эссенциализм в понимании человека. Человек в парадигме экзистенциализма. Человек в нигилизме. Прагматическая модель человека . - С .126 Лекция 18. Философский анализ основ общества. Специфика философского анализа общества. Понятие общества в теориях экономического детерминизма. Индетерминистская концепция общества. Общество в функциональной теории. Общество как система: структура и уровни. Общество и общественные отношения . - С .143 Лекция 19. Основные проблемы философии истории. Формационный и Цивилизационный подходы к истории и сущности общества как формы мышления. Философия истории Г. Гегеля. Формационный подход К. Маркса. Формационный подход Д. Белла. Понятие осевого времени и его значение в философии истории К. Ясперса. Концепция культурно-исторических. типов Н. Я. Данилевского. Философия истории О. Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби . - С .152 Проблема столкновения цивилизаций по С. Хантингтону. Проблемы теории геополитики . - С .152 Лекция 20. Источники, движущие силы и субъекты развития общества . - С .165 Лекция 21. Проблемы философии культуры. Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли. Культура и цивилизация. Проблема начала культуры. Роль имени в реализации социальности. Ранние формы религиозной культуры . - С .170 Лекция 22. Философский анализ взаимоотношений общества и природы . - С .180 Лекция 23. Философия техники. Понятие техники. Техника в контексте проблемы свободы человека. Эволюция техники. Информационное общество и виртуальная реальность как результаты развития современной техники. Техническая и гуманитарная культуры мышления . - С .187 ЧАСТЬ II. ХРЕСТОМАТИЯ . - С .194 Тема 1. Специфика философского знания . - С .194 Франк С. Л. Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки . - С .194 Лосский Н. О. Умозрение как метод философии . - С .196 Хайдеггер М. Основные понятия метафизики . - С .201 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия . - С .204 Тема 2. Проблема бытия . - С .211 Парменид. О природе . - С .211 Хайдегер М. Тезис Канта о бытии . - С .214 Секст Эмпирик. Против ученых . - С .216 Платон. Софист . - С .217 Кант И. Критика чистого разума . - С .219 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук . - С .219 Сартр Ж. П. Бытие и ничто . - С .221 Тема 3. Диалектика . - С .224 Платон. Софист . - С .224 Гегель Г В. Ф. Энциклопедия философских наук . - С .224 Булгаков С. Н. Свет невечерний . - С .227 Тема 4. Детерминизм и индетерминизм . - С .228 Аристотель. Метафизика . - С .228 Лейбниц Г. О предопределенности . - С .230 Башляр Г. Новый рационализм . - С .232 Тема 5. Философская проблема сознания . - С .234 Хайдеггер М. Что значит мыслить . - С .234 Гуссерль Э. Амстердамские доклады . - С .240 Ч-Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного . - С .243 Трубецкой Е. К. Смысл жизни . - С .249 Манхейм К. Идеология и утопия . - С .253 Тема 6. Проблемы познания в философии . - С .260 Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель . - С .260 Ильин И. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека . - С .261 Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления . - С .262 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины . - С .267 Хайдеггер М. О сущности истины . - С .268 Булгаков С.Н. Философский смысл троичности . - С .273 Тема 7. Философское учение о человеке . - С .276 Толстой Л. Н. Суд над Сократом и его защита . - С .276 Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов . - С .279 Мирандола П. Речь о достоинстве человека . - С .279 Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе . - С .282 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. . - С .283 Ницше Ф. Так говорил Заратустра . - С .284 Фромм Э. Ситуация человека . - С .286 Шелер М. Положение человека в космосе . - С .291 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме . - С .296 Ясперс К. Духовная ситуация времени . - С .300 Бердяев Н. А. О назначении человека . - С .303 Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии . - С .307 Франки В. Человек в поисках смысла. . - С .309 Тема 8. Философский анализ основ общества . - С .314 Аристотель. Политика . - С .314 Гегель Г. В. Гражданское общество . - С .317 Маркс К. и Энгельс Ф. Производство абсолютной прибавочной стоимости . - С .318 Маркс К. К критике политической экономии . - С .319 Лукач Д. Сущность общественного бытия . - С .320 Нагель Э. Детерминизм в истории . - С .321 Гончарук С. И. Принцип социальной закономерности в свете системности . - С .323 Вебер М. Основные социологические понятия . - С .327 Парсонс Т. Введение. Общий обзор . - С .331 Поппер К. Нищета историцизма . - С .333 Поппер К. Открытое общество и его враги . - С .334 Хайек Ф. А. Дорога к рабству . - С .337 Тема 9. Основные проблемы философии истории . - С .339 Фурье Ш. Социальная эволюция . - С .339 Гегель Г.В.Ф. Философия истории . - С .341 Маркс К. Маркс - Иосифу Вейдемейеру . - С .343 Семенов Ю. К. Теория общественно-экономических формаций и всемирная история . - С .344 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма . - С .347 Шпенглер О. Закат Европы . - С .349 Тойнби А. Дж. Сравнительное исследование цивилизации . - С .353 Белл Д. Постиндустриальное общество . - С .357 Ясперс К. Смысл и назначение истории . - С .358 Чаадаев П. Н. Философские письма и статьи . - С .360 Данилевский Н. Я. Россия и Европа . - С .361 Леонтьев К. Н. Что такое процесс развития? . - С .364 Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия . - С .368 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс . - С .369 Тема 10. Проблемы философии культуры . - С .370 Тайлор Э. Б. Первобытная культура . - С .370 Шпенглер О. Закат Европы . - С .370 Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой . - С .372 Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры . - С .373 Лотман Ю. Статьи но типологии культуры . - С .374 Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня . - С .376 Ницше Ф. Антихристианин . - С .377 Франк С. Л. Этика нигилизма . - С .378 Бердяев Н. Смысл истории . - С .379 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности . - С .381 Тема 11. Философский анализ взаимоотношения общества и природы . - С .382 Гегель Г. В. Фр. Энциклопедия философских наук . - С .382 Маркс К. Критика политической экономии . - С .384 Булгаков С. Н. Философия хозяйства . - С .384 Ясперс К. Современная техника . - С .386 Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой . - С .388 Хайдеггер М. Вопрос о технике . - С .388 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление . - С .390 Теяр де Шарден П. Феномен человека . - С .392 Линн Уайт-мл. Исторические корни нашего экономического кризиса . - С .393 ЧАСТЬ III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ . - С .394
Рубрики: Философия Аннотация: В учебном пособии рассматриваются специфика и исторические типы философствования от античности до современности. Выявляются предпосылки и основания бытия и сознания. Анализируются современные парадигмы и модели человека. Раскрываются смысл и направленность процессов развития общества и. культуры. Курс лекций дополняется оригинальными текстами выдающихся философов, расширяющими возможности освоения предмета. Первая часть учебного пособия включает курс лекций по философии, вторая - хрестоматию по данному курсу, третья - темы контрольных работ для студентов заочного отделения, а также литературу и библиографию для рефератов. Пособие предназначено для студентов и аспирантов дневного, вечернего и заочного обучения, изучающих курс философии, а также для спецкурсов по философским, социологическим и культурологическим дисциплинам. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Борщов, А. С.; Заров, Д. И.; Фабер, В. О.; Лошманова, М. А.; Борщов, А. С. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 М64 Миронов, Владимир Васильевич. Философия [Текст] : учебник / В. В. Миронов. - М. : Проспект, 2011. - 238 с. - ISBN 978-5-392-01304-3 : 136.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ . - С .3 § 1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные тины . - С .3 § 2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форм мировоззрения . - С .5 § 3. Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии в системе культуры . - С .9 § 4. Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии . - С .12 Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ . - С .18 Глава 1. Возникновение философия: от мифа к логосу . - С .18 Глава 2. Античная и средневековая философия . - С .33 § 1. Античная философия . - С .33 § 2. Средневековая философия . - С .42 Глава 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .50 Глава 4. Классическая немецкая философия . - С .60 Глава 5. Философия марксизма . - С .69 Глава 6. Русская философия XIX - начала XX в . - С .79 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ . - С .98 Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .100 Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) . - .112 Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом) . - С .121 Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА . - С .140 Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства . - С .140 § 1. Понятие бытия. Основные формы бытия . - С .140 § 2. Проблема субстанции в философии . - С .141 § 3. Понятие движения . - С .148 § 4. Пространство и время как философские категории . - С .150 § 5. Сознание, его происхождение и сущность . - С .154 § 6. Проблема единства мира . - С .156 Глава 2. Познание . - С .159 § 1. Проблема познаваемости мира . - С .159 § 2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание . - С .163 § 3. Истина . - С .166 § 4. Научное познание, его специфика. Метод и методология . - С .168 Глава 3. Общество как объект философии . - С .172 § 1. Понятие общества как системы . - С .172 § 2. Типы деятельности и подсистемы общества . - С .176 § 3. Общество как функционирующая система . - С .182 § 4. Общество и история. Философия истории . - С .186 Глава 4. Человек . - С .197 § 1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека . - С .197 § 2. Проблема необходимости и свободы личности . - С .202 § 3. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти . - С .204 Глава 5. Ценности . - С .208 § 1. Целеполагание, нормы, ценности . - С .208 § 2. Виды ценностей . - С .210 § 3. Ценности и оценка. Переоценка ценностей . - С .211 Глава б. Культура как объект философского исследования . - С .213 § 1. Культура и цивилизация: дискуссии и основные подходы . - С .213 § 2. Культура как система. Диалог культур . - С .217 § 3. Кризис или развитие культуры? Понятие массовой культуры . - С .223 § 4. Человек, культура и глобальные проблемы современности . - С .232
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии--Социальная философия Аннотация: Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 уч/а (1) Свободны: уч/а (1) |
1 С84 Стрельник, Ольга Николаевна. Философия [Текст] : краткий курс лекций / О. В. Стрельник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 240 с. - (Хочу все сдать!). - ISBN 978-5-9916-1217-3 (Изд-во Юрайт). - ISBN 978-5-9692-1151-3 (ИД Юрайт) : 100.00 р. Содержание: Тема 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ . - С .5 1.1. Философия и культура . - С .5 1.2. Философия и мировоззрение . - С .6 1.3. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем . - С .10 1.4. Основные функции философии . - С .12 1.5. Типология философских учений . - С .14 1.6. Становление философии. Философия и мифология . - С .23 1.7. Религиозная, философская и научная картины мира . - С .27 Тема 2. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ . - С .36 2.1. Античная философия . - С .36 2.2. Философия Средних веков . - С .42 2.3. Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения . - С .49 2.4. Немецкая классическая философия . - С .52 2.5. Постклассическая философия . - С .55 2.6. Русская философия XVIII - XX вв. . - С .59 2.7. Философия в XX-XXI вв. . - С .65 Тема 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ . - С .71 3.1. Понятие бытия . - С .71 3.2. Материя, движение, пространство и время в классической философии и науке . - С .77 3.3. Современные представления о материи, пространстве и времени . - С .80 3.4. Мир как система . - С .85 3.5. Современные теории саморазвития и самоорганизации: диалектика и синергетика . - С .88 3.6. Детерминизм и индетерминизм . - С .93 Тема 4. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ . - С .99 4.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии . - С .99 4.2. Структура сознания. Сознание и самосознание . - С .104 4.3. Сознание и бессознательное . - С .110 4.4. Мышление и язык . - С .116 4.5. Сознание и мозг . - С .119 4.6. Проблема идеального . - С .121 Тема 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ . - С .124 5.1. Проблема познания в гносеологии . - С .124 5.2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины . - С .127 5.3. Критерии истины . - С .129 5.4. Виды знания. Вненаучное знание . - С .132 5.5. Наука как компонент духовной культуры . - С .135 5.6. Критерии научности . - С .137 5.7. Структура научного знания . - С .141 5.8. Развитие науки и научные революции . - С .144 5.9. Методы и формы научного познания . - С .146 5.10. Естествознание и гуманитарные науки . - С .149 Тема 6. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. НАУКА. ТЕХНИКА . - С .154 6.1. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм . - С .154 6.2. Типы рациональности. Научная и философская рациональность . - С .157 6.3. Наука и техника . - С .160 6.4. Интернет и информационные технологии . - С .164 Тема 7. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ . - С .167 7.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества . - С .167 7.2. Экономическая сфера общества . - С .171 7.3. Политическая и правовая сферы общества . - С .174 7.4. Социальная сфера общества . - С .180 7.5. Духовная сфера общества . - С .184 7.6. Линейные и циклические концепции истории. Общественный прогресс . - С .188 7.7. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории . - С .192 ТЕМА 8. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ . - С .197 8.1. Проблема человека в истории философии . - С .197 8.2. Индивид, личность, индивидуальность . - С .200 8.3. Человек, общество и природа . - С .203 8.4. Смысл жизни и проблема свободы . - С .205 8.5. Человек в обществе и в истории . - С .209 Тема 9. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА . - С .213 Литература . - С .222 Словарь терминов . - С .225 Персоналии . - С .233
Рубрики: Философия Аннотация: Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени), он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Философия». Содержание и структура издания соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Для студентов вузов. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 ч/з6 (1) Свободны: ч/з6 (1) |
1 А47 Алексеев, Петр Васильевич. Философия [Текст] : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2005. - 603, [1] с. - ISBN 5-482-00002-8 : 150.00 р. Содержание: Раздел I. Философия философии (метафилософия) Глава I. Зачем нужна философия? . - С .4 § 1. Мировоззренческие функции философии . - С .4 § 2. Методологические функции философии . - С .14 Глава II. Проблемы философии . - С .29 Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии . - С .42 Глава IV. Философия как вид знания . - С .52 § 1. Философия - наука . - С .52 § 2. Философия – идеология . - С .55 § 3. Философия - гуманитарное знание . - С .58 § 4. Философия – искусство . - С .60 § 5. Философия - трансцендирующее постижение объекта . - С .64 §6. Философия - любовь к мудрости . - С .70 Глава V. Уровни освоения действительности . - С .77 Раздел II. История философии Глава VI. Античная философия . - С .89 Глава VII. Философия Средневековья . - С .110 Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .123 Глава IX. Классическая немецкая философия . - С .133 Глава X. Русская философия XIX-XX вв. . - С .141 Глава XI. Марксистская философия в России и СССР . - С .157 Глава XII. Основные направления современной западной философии . - С .166 § 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - .168 § 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) . - С .178 § 3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом) . - С .188 Раздел III. Философия познания Глава XIII. Специфика философского подхода к познанию . - С .202 Глава XIV. Истина и заблуждение . - С .217 §1. Понятие истины. Аспекты истины . - С .217 § 2. Формы истины . - С .226 § 3. Ложь, дезинформация, заблуждение . - С .235 § 4. Проблема отграничения истины от заблуждения . - С .245 Глава XV. Сознание . - С .254 § 1. Сознание, его структура и источники . - С .254 § 2. Сознание и бессознательное . - С .266 § 3. Проблема идеального . - С .272 Глава XVI. Познавательные способности человека . - С .283 § 1. Чувственное познание . - С .285 § 2. Абстрактное мышление . - С .297 § 3. Интуиция . - С .317 Глава XVII. Творчество . - С .336 Глава XVIII. Спор. Аргументация . - С .344 Глава XIX. Познавательное - Практическое – Ценностное . - С .355 § 1. Познавательное и практическое . - С .355 § 2. Приемы, методы и формы научного мышления . - С .372 а) Метод, его сущность и аспекты . - С .372 б) Общенаучные средства познания . - С .373 в) Всеобщий (философский) метод познания. . - С .386 § 3. Познавательное и ценностное . - С .405 Раздел IV. Философия бытия (онтология) Глава XX. Понятие бытия . - С .420 Глава XXI. Дух и материя, предел противоположности . - С .425 Глава XXII. Пространство и время . - С .444 Глава XXIII. Самоорганизация и системность . - С .451 § 1. Самоорганизация . - С .451 § 2. Системность. Уровни структурной организации . - С .458 § 3. Понятия «система», «элемент», «структура» . - С .462 § 4. Типы систем . - С .464 § 5. Целое и часть. Антиномии целостности . - С .468 § 6. Форма и содержание систем . - С .471 § 7. Сущность и явление . - С .474 Глава XXIV. Детерминизм . - С .479 § 1. Общая характеристика детерминизма . - С .479 § 2. Причина и следствие. Цепи причинения . - С .483 § 3. Механизм процессов причинения. Полная причина. Непричинные виды детерминации . - С .490 § 4. Объективный закон. Типы законов . - С .498 § 5. Необходимость и случайность . - С .504 § 6. Возможность и действительность. Вероятность . - С .510 § 7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность . - С .516 Глава XXV. Развитие . - С .522 § 1. Понятие развития. Модели развития . - С .522 § 2. Законы развития . - С .538 а) Закон диалектического синтеза . - С .538 б) Закон перехода количества в качество . - С .549 в) Закон диалектической противоречивости . - С .557 § 3. Прогресс как проблема . - С .567 Приложение: Философия в условиях тоталитаризма . - С .585 Заключение . - С .599
Рубрики: Философия Аннотация: В учебнике представлены основные понятия и принципы философии. В третьем издании добавлен раздел "История философии". Для студентов и аспирантов вузов, изучающих философию, и всех интересующихся философской проблематикой. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Панин, Александр Владимирович Экземпляры всего: 1 уч/а (1) Свободных экз. нет |
1 А47 Алексеев, Петр Васильевич. История философии [Текст] : учебник / П. В. Алексеев. - М. : Проспект, 2015. - 236, [1] с. - ISBN 978-5-392-18036-3 : 400.00 р. Содержание: Глава I. Античная философия . - С .3 Глава II. Философия Средневековья . - С .26 Глава III. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .43 Глава IV. Немецкая классическая философия середины XVIII - конца XIX в. . - С .66 Глава V. Русская философия XIX - начала XX в. . - С .85 Глава VI. Марксизм в России и СССР . - С .141 Философы и ученые в годы сталинистского тоталитаризма (1930-1956) . - С .164 Философская работа в послесталинский период (середина 50-х - конец 80-х гг.) . - С .184 Глава VII. Основные направления современной западной философии . - С .190 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .192 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, персонализм). . - С .203 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом). . - С .218
Рубрики: Философия--История философии Кл.слова (ненормированные): марксизм -- сциентизм -- антисциентизм -- коммунологические тенденции -- история Аннотация: В учебнике рассмотрены основные этапы развития философии за более чем двухтысячелетнюю ее историю. В главе VII использован материал из книги В. В. Миронова "Философия" (М., 2001), дополненный разделами о философских концепциях Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и З. Фрейда. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех интересующихся историей философии. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Ницше, Фридрих (1844-1900 гг.) \о нем\; Шопенгауэр, Артур (1788-1860 гг.) \о нем\; Фрейд, Зигмунд (1856-1939 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 М64 Миронов, Владимир Васильевич. Философия [Текст] : учебник / В. В. Миронов. - М. : Проспект, 2018. - 238, [1] с. - ISBN 978-5-392-26419-6 : 200.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ . - С .3 § 1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы . - С .3 § 2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форы мировоззрения . - С .5 § 3. Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии в системе культуры . - С .9 § 4. Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии . - С .12 Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ . - С .18 Глава 1. Возникновение философии: от мифа к логосу . - С .18 Глава 2. Античная и средневековая философия . - С .33 § 1. Античная философия . - С .33 § 2. Средневековая философия . - С .42 Глава 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .50 Глава 4. Классическая немецкая философия . - С .60 Глава 5. Философия марксизма . - С .69 Глава 6. Русская философия XIX -начала XX в . - С .79 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ . - С .98 Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .100 Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) . - С .112 Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом) . - С .121 Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА . - С .140 Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства . - С .140 § 1. Понятие бытия. Основные формы бытия . - С .140 § 2. Проблема субстанции в философии . - С .141 § 3. Понятие движения . - С .148 § 4. Пространство и время как философские категории . - С .150 § 5. Сознание, его происхождение и сущность . - С .154 § 6. Проблема единства мира . - С .156 Глава 2. Познание . - С .159 § 1. Проблема познаваемости мира . - С .159 § 2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание . - С .163 §3. Истина . - С .166 § 4. Научное познание, его специфика. Метод и методология . - С .168 Глава 3. Общество как объект философии . - С .172 § 1. Понятие общества как системы . - С .172 § 2. Талы деятельности и подсистемы общества . - С .176 § 3. Общество как функционирующая система . - С .182 § 4. Общество и история. Философия истории . - С .186 Глава 4. Человек . - С .197 § 1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека . - С .197 § 2. Проблема необходимости и свободы личности . - С .202 § 3. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти . - С .204 Глава 5. Ценности . - С .208 § 1. Целеполагание, нормы, ценности . - С .208 § 2. Виды ценностей . - С .210 § 3. Ценности и оценка. Переоценка ценностей . - С .211 Глава 6. Культура как объект философского исследования . - С .213 § 1. Культура и цивилизация: дискуссии и основные подходы . - С .213 § 2. Культура как система. Диалог культур . - С .217 § 3. Кризис или развитие культуры? Понятие массовой культуры . - С .223 § 4. Человек, культура и глобальные проблемы современности . - С .232
Рубрики: Философия Аннотация: Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 М64 Миронов, Владимир Васильевич. Философия [Текст] : учебник / В. В. Миронов. - М. : Проспект, 2007. - 238, [1] с. - ISBN 5-482-01411-8. - ISBN 978-5-482-01411-0 : 200.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ . - С .3 § 1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы . - С .3 § 2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форы мировоззрения . - С .5 § 3. Сущность философских проблем. Функции философии. Место философии в системе культуры . - С .9 § 4. Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии . - С .12 Раздел. 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ . - С .18 Глава 1. Возникновение философии: от мифа к логосу . - С .18 Глава 2. Античная и средневековая философия . - С .33 § 1. Античная философия . - С .33 § 2. Средневековая философия . - С .42 Глава 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . - С .50 Глава 4. Классическая немецкая философия . - С .60 Глава 5. Философия марксизма . - С .69 Глава 6. Русская философия XIX - начала XX в. . - С .79 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ . - С .98 Глава 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . - С .100 Глава 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) . - С .112 Глава 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии (между герменевтикой и постмодернизмом) . - С .121 Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА . - С .140 Глава 1. Бытие и его фундаментальные свойства . - С .140 § 1. Понятие бытия. Основные формы бытия . - С .140 § 2. Проблема субстанции в философии . - С .141 § 3. Понятие движения . - С .148 § 4. Пространство и время как философские категории . - С .150 § 5. Сознание, его происхождение и сущность . - С .154 § 6. Проблема единства мира . - С .156 Глава 2. Познание . - С .159 § 1. Проблема познаваемости мира . - С .159 § 2. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание . - С .163 § 3. Истина . - С .166 § 4. Научное познание, его специфика. Метод и методология . - С .168 Глава 3. Общество как объект философии . - С .172 § 1. Понятие общества как системы . - С .172 § 2. Талы деятельности и подсистемы общества . - С .176 § 3. Общество как функционирующая система . - С .182 § 4. Общество и история. Философия истории . - С .186 Глава 4. Человек . - С .197 § 1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека . - С .197 § 2. Проблема необходимости и свободы личности . - С .202 § 3. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти . - С .204 Глава 5. Ценности . - С .208 § 1. Целеполагание, нормы, ценности . - С .208 § 2. Виды ценностей . - С .210 § 3. Ценности и оценка. Переоценка ценностей . - С .211 Глава 6. Культура как объект философского исследования . - С .213 § 1. Культура и цивилизация: дискуссии и основные подходы . - С .213 § 2. Культура как система. Диалог культур . - С .217 § 3. Кризис или развитие культуры? Понятие массовой культуры . - С .223 § 4. Человек, культура и глобальные проблемы современности . - С .232
Рубрики: Философия Аннотация: Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. Учебник написан в популярной форме, доступной каждому, кто приступает к изучению философии, и может быть использован как для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, так и для самостоятельного изучения философии всеми интересующимися ею. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 уч/а (1) Свободны: уч/а (1) |