159.9 Г59 Годфруа, Жо Что такое психология [Текст] : в 2 т. / Ж. Годфруа ; под ред. Г. Г. Аракелова ; пер. с фр. Н. Н. Алипова, А. В. Пегелау, Т. Я. Экстриной. - 2-е изд. - М. : Мир. Т. 1 . - 1996. - 496 с. - ISBN 5-03-001900-6. - ISBN 2-87009-357-8 (франц.). - ISBN 5-03-001901-4 (русск.) : 40.00 р.
Рубрики: Психология--Общая психология Кл.слова (ненормированные): ПОВЕДЕНИЕ -- ИСТОРИЯ -- МЕТОДЫ -- СОЗНАНИЕ -- АКТИВАЦИЯ -- СОН -- МЕДИТАЦИЯ -- НАРКОТИКИ -- НЕЙРОДЕПРЕССАНТЫ -- ГИПНОЗ -- ПАМЯТЬ -- ВОСПРИЯТИЕ -- МОТИВАЦИЯ -- ЭМОЦИИ -- НАУЧЕНИЕ -- РЕФЛЕКСЫ -- МЫШЛЕНИЕ -- ОБЩЕНИЕ Аннотация: Книга канадского автора - учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение, память, интеллект и творчество. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Аракелов, Г. Г. \ред.\; Алипов, Н. Н. \пер.\; Пегелау, А. В. \пер.\; Экстрина, Т. Я. \пер.\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
159.9 П86 Психология [Текст] : учебник для экономических вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб. : ПИТЕР, 2000. - 672 с. : ил. - (Учебник нового века). - Библиогр.: с. 646. - ISBN 5-8046-0114-8 : 80.00 р.
Рубрики: Психология--Общая психология--Отраслевая психология--Психология личности Кл.слова (ненормированные): история психологии -- адаптация -- биологические основы психики -- структура психики -- научение -- эмоции -- чувства -- мотивация -- внимание -- память -- мышление -- интеллект -- речь -- общение -- психология трудовой деятельности -- клиническая психология -- экономическая психология -- психология рекламы -- реклама -- организованная психология Аннотация: Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным формам прикладного использования психологических знаний в сфере экономики и производства. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Дружинин, В. Н. \ред.\ Экземпляры всего: 2 ч/з1 (2) Свободны: ч/з1 (2) |
65 В54 Виханский, Олег Самуилович. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд, стер. - М. : Магистр : Инфра-М, 2010. - 573, [2] с. - ISBN 978-5-9776-0164-1 (в пер.). - ISBN 978-5-16-004527-6 : 419.87 р. Содержание: Предисловие к пятому изданию . - С .13 Вводная глава . - С .17 1. Общая характеристика менеджмента . - С .19 Организация и менеджмент . - С .19 Позиция управления внутри организации . - С .22 Менеджмент и внешнее окружение организации . - С .28 Процесс управления организацией . - С .30 Менеджер . - С .32 2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления . - С .34 Управление как отношение . - С .34 Управление как развивающаяся система . - С .41 Содержание и логика развития управления . - С .47 3. Развитие взглядов на менеджмент . - С .53 «Одномерные» учения об управлении . - С .55 «Синтетические» учения об управлении . - С .63 Краткие выводы . - С .68 РАЗДЕЛ I. Человек и организация ГЛАВА 1. Взаимодействие человека и организации . - С .72 1.1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации . - С .73 Модель взаимодействия человека и организационного окружения . - С .73 Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения . - С .75 1.2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации . - С .80 1.3. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения . - С .86 Восприятие человеком окружения . - С .87 Критериальная основа поведения . - С .97 Характеристика индивидуальности человека . - С .105 ГЛАВА 2. Взаимодействие человека и группы . - С .110 2.1. Общее понятие группы . - С .110 2.2. Общая характеристика группы . - С .113 2.3. Индивид и группа . - С .120 ГЛАВА 3. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения . - С .125 3.1. Вхождение человека в организацию . - С .125 Обучение при вхождении в организацию . - С .126 Влияние организации на процесс вхождения . - С .128 3.2. Изменение поведения посредством научения . - С .132 Научение поведению в организации . - С .132 Процесс сознательного научения поведению в организации . - С .137 Научение поведению и модификация поведения человека в организации . - С .138 ГЛАВА 4. Мотивация деятельности . - С .144 4.1. Общая характеристика мотивации . - С .145 Что такое мотивация . - С .145 Мотивационный процесс . - С .152 4.2. Теории содержания мотивации . - С .155 Теория иерархии потребностей Маслоу . - С .156 Теория ERG Альдерфера . - С .160 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда . - С .163 Теория двух факторов Герцберга . - С .167 Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации . - С .169 4.3. Теории процесса мотивации . - С .171 Теория ожидания . - С .172 Теория постановки целей . - С .180 Теория равенства . - С .187 Концепция партисипативного управления . - С .190 Краткие выводы . - С .192 РАЗДЕЛ II. Стратегия организации ГЛАВА 5. Стратегическое управление организацией . - С .195 5.1. Общая характеристика стратегического управления . - С .196 Сущность стратегического управления . - С .196 Система стратегического управления . - С .199 5.2. Анализ сред . - С .202 Анализ внешней среды . - С .203 Анализ внутренней среды . - С .209 Метод SWOT . - С .212 ГЛАВА 6. Миссия и цели организации . - С .217 6.1. Миссия организации . - С .218 6.2. Цели организации . - С .222 6.3. Установление целей . - С .227 ГЛАВА 7. Стратегия фирмы . - С .231 7.1. Типы стратегий бизнеса . - С .232 Области выработки стратегии . - С .232 Эталонные стратегии развития . - С .234 7.2. Выработка стратегии фирмы . - С .238 Шаги определения стратегии . - С .238 Выбор стратегии . - С .240 7.3. Выполнение стратегии . - С .244 Стадии выполнения стратегии . - С .244 Области проведения стратегических изменений . - С .246 Проблемы проведения стратегических изменений . - С .251 Мобилизация потенциала для выполнения стратегии . - С .254 Краткие выводы . - С .257 РАЗДЕЛ III. Построение организации ГЛАВА 8. Проектирование работы в организации . - С .260 8.1. Функции управления организацией . - С .261 Общие функции предприятия . - С .261 Функция администрирования . - С .263 Анализ функций управления . - С .264 8.2. Проектирование работы . - С .268 Концепция проектирования работы . - С .268 Анализ работы . - С .269 Параметры работы . - С .272 Восприятие содержания работы . - С .275 Технология и проектирование работы . - С .276 8.3. Модели проектирования работы . - С .279 Построение работы . - С .280 Расширение масштаба работы . - С .280 Ротация работы . - С .281 Обогащение работы . - С .282 Модель социотехнической системы . - С .290 Выбор модели проектирования . - С .293 ГЛАВА 9. Проектирование организации . - С .295 9.1. Факторы проектирования организации . - С .295 Внешняя среда . - С .296 Технология работы . - С .299 Стратегический выбор . - С .303 9.2. Элементы проектирования организации . - С .305 Разделение труда и специализация . - С .306 Департаментизация и кооперация . - С .308 Связи в организации и координация . - С .319 Масштаб управляемости и контроля . - С .325 Иерархия в организации и ее звенность . - С .331 Распределение прав и ответственности . - С .333 Централизация и децентрализация . - С .334 Дифференциация интеграция . - С .337 ГЛАВА 10. Типы организаций и их структуры . - С .342 10.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой . - С .343 Механистический тип организации . - С .343 Органический тип организации . - С .345 10.2. Типы организаций по взаимодействию подразделений . - С .347 Традиционная организация . - С .347 Дивизиональная организация . - С .349 Матричная организация . - С .351 10.3. Типы организаций по взаимодействию с человеком . - С .357 Корпоративная организация . - С .358 Индивидуалистская организация . - С .361 10.4. Новое в типах организаций . - С .363 Эдхократическая организация . - С .365 Многомерная организация . - С .366 Партисипативная организация . - С .370 Предпринимательская организация . - С .375 Организация, ориентированная на рынок . - С .377 Краткие выводы . - С .385 РАЗДЕЛ IV. Организационные процессы ГЛАВА 11. Коммуникации, решения и конфликты . - С .388 11.1. Коммуникации в управлении . - С .389 Общее понятие . - С .389 Процесс коммуникации . - С .390 Коммуникационные сети . - С .394 Коммуникационные стили . - С .397 Невербальная коммуникация . - С .399 11.2. Принятие решений . - С .401 Общее понятие . - С .401 Модели принятия решения . - С .403 Процесс принятия управленческих решений . - С .404 11.3. Управление конфликтом . - С .412 Общее понятие . - С .412 Типы конфликтов . - С .413 Уровни конфликта в организации . - С .414 Структурные методы управления конфликтом . - С .419 ГЛАВА 12. Власть и лидерство . - С .420 2.1. Власть и влияние . - С .420 Общее понятие . - С .420 Источники власти в организации . - С .422 Власть и лидерство . - С .426 12.2. Основы лидерства . - С .427 Природа и определение понятия лидерства . - С .427 Содержание понятия лидерства в управлении организацией . - С .430 Лидер и менеджер . - С .435 Подходы к изучению лидерства . - С .437 12.3. Традиционные концепции лидерства . - С .439 Теория лидерских качеств . - С .439 Концепции лидерского поведения . - С .443 12.4. Концепции ситуационного лидерства . - С .453 Континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта . - С .453 Модель ситуационного лидерства Фидлера . - С .455 Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда . - С .460 Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла . - С .463 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона . - С .468 Ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго . - С .469 Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства . - С .472 12.5. Новое в теориях лидерства . - С .474 Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) . - С .474 Концепция харизматического лидерства . - С .478 Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений . - С .481 Краткие выводы . - С .483 РАЗДЕЛ V. Организационная культура и управление изменениями ГЛАВА 13. Организационная культура . - С .486 13.1. Концепция организационной культуры . - С .487 Понятие и структура организационной культуры . - С .487 Содержание организационной культуры . - С .491 13.2. Развитие организационной культуры . - С .496 Формирование организационной культуры . - С .496 Поддержание организационной культуры . - С .501 Изменение организационной культуры . - С .505 13.3. Влияние культуры на организационную эффективность . - С .509 Подходы к измерению влияния культуры . - С .510 Соответствие культуры принятой стратегии . - С .517 Управление организационной культурой . - С .520 13.4. Национальное в организационной культуре . - С .523 Системный подход . - С .523 Модель Хофстида . - С .525 Модель Лэйна и Дистефано . - С .527 Модель Оучи . - С .529 ГЛАВА 14. Управление изменениями . - С .532 14.1. Причины и цели планируемых организационных изменений . - С .533 Улучшение организационной адаптивности . - С .534 Изменение индивидуального поведения . - С .536 Причины для организационных изменений . - С .537 14.2. Организационный диагноз и определение готовности к изменениям . - С .539 Организационный диагноз . - С .539 Определение готовности к изменениям . - С .540 Принципы проведения изменений . - С .541 14.3. Модели организационных изменений . - С .542 Трехшаговая модель изменений . - С .542 Модель «исследования-действия» . - С .543 Модель планируемых изменений . - С .545 14.4. Сопротивление организационным изменениям . - С .547 Индивидуальное сопротивление изменениям . - С .547 Организационное сопротивление изменениям . - С .549 Преодоление сопротивления изменениям . - С .550 14.5. Методы проведения организационных изменений . - С .552 Методы, ориентированные на людей и культуру . - С .553 Методы, ориентированные на задачи и технологии . - С .558 Методы, ориентированные на структуру и стратегию . - С .561 Этические проблемы проведения организационных изменений . - С .565 Краткие выводы . - С .565 Список литературы . - С .569 Сведения об авторах . - С .575
Рубрики: Право Управление предприятиями--Менеджмент--Организация управления Аннотация: В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющем окружении. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Наумов, Александр Иванович Экземпляры всего: 10 н/а (10) Свободны: н/а (10) |
316 П65 Почебут, Людмила Георгиевна. Социальная психология [Текст] / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб. : Питер, 2010. - 665 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 978-5-49807-556-3 : 475.09 р. Содержание: Предисловие . - С .15 Часть 1. История, и предмет социальной психологии Глава 1. Становление социальной психологии . - С .21 1.1. Зарождение социально-психологического знания . - С .24 1.1.1. Появление социально-психологического мышления . - С .24 1.1.2. Научные основы социальной психологии . - С .25 1.2. Становление и развитие социально-психологической науки . - С .26 1.2.1. Развитие социальной психологии в русле социологии . - С .26 1.2.2. Развитие социальной психологии в русле психологии . - С .28 1.2.3. Развитие социальной психологии в русле этнологии и антропологии . - С .31 1.2.4. Три социальные психологии . - С .33 1.2.5. Институализация социально-психологической науки . - С .34 1.3. Три основные парадигмы и предмет социальной психологии . - С .36 1.3.1. Парадигма объяснения . - С .36 1.3.2. Парадигма понимания . - С .38 1.3.3. Парадигма преобразования . - С .40 1.4. Развитие социальной психологии на современном этапе . - С .43 Резюме . - С .47 Глава 2. Направления зарубежной социальной психологии . - С .49 2.1. Социальный бихевиоризм . - С .52 2.1.1. Теория фрустрации и агрессии . - С .53 2.1.2. Теория социального научения . - С .54 2.1.3. Теория взаимодействия исходов . - С .55 2.1.4. Теория элементарного социального поведения . - С .56 2.2. Психоанализ . - С .57 2.2.1. Концепция жизненной активности З. Фрейда . - С .57 2.2.2. Учение о защитных механизмах Эго . - С .59 2.2.3. Учение о коллективном бессознательном . - С .61 2.3. Теория психологического поля К. Левина . - С .65 2.3.1. Учение о потребностях . - С .66 2.3.2. Учение о психологическом поле . - С .68 2.3.3. Учение об уровне притязаний . - С .70 2.3.4. Учение о групповой динамике . - С .72 2.4. Социометрия . - С .75 2.4.1. Теория социометрии . - С .76 2.4.2. Психодрама . - С .80 2.4.3. Социодрама . - С .82 2.5. Когнитивная психология . - С .84 2.5.1. Теория когнитивного диссонанса . - С .84 2.5.2. Теория атрибуции . - С .90 2.5.3. Теория личных конструктов . - С .92 2.6. Интерактивная психология . - С .93 2.6.1. Символический интеракционизм . - С .94 2.6.2. Учение о структуре личности . - С .96 2.6.3. Ролевая теория . - С .98 2.6.4. Теория референтных групп . - С .104 2.7. Гуманистическая психология . - С .107 2.7.1. Теория потребностей . - С .107 2.7.2. Теория самоактуализации . - С .111 Резюме . - С .113 Часть 2. Социальная психология личности Глава 3. Рождение социального «Я» человека . - С .117 3.1. Социальное «Я» человека - продукт эволюции . - С .120 3.1.1. Просоциальное поведение . - С .121 3.1.2. Отношения взаимопомощи и альтруизм . - С .121 3.1.3. Сотрудничество и конкуренция . - С .123 3.1.4. Загадка эволюции . - С .126 3.2. Культурно-исторический подход и социальная психология развития о формировании «Я» . - С .129 3.2.1. Лев Выготский о формировании «Я» . - С .129 3.2.2. Природа социализации . - С .131 3.2.3. Развитие взаимоотношений и привязанность . - С .132 3.2.4. Развитие социального знания . - С .134 3.3. Человеческая социальность . - С .136 3.3.1. Теория Л. Г. Почебут о природе социального . - С .136 3.3.2. Культурно-антропологическое понимание социальности, теория И. А. Мейжис . - С .141 3.3.3. Представление о личности в индивидуалистических и коллективистских культурах . - С .144 Резюме . - С .146 Глава 4. Я-концепция и идентичность личности . - С .149 4.1. Самоосознание . - С .151 4.2. Идентификация и Я-концепция . - С .153 4.2.1. Функции «Я» . - С .156 4.2.2. Самоуважение . - С .157 4.2.3. Социальная идентичность и Я-концепция . - С .159 4.3. Самоэффективность и локус-контроль . - С .160 4.4. Приобретенная беспомощность . - С .162 4.5. Самопрезентация в обществе и группе . - С .164 4.6. Социализация личности . - С .167 4.6.1. Понятие социализации . - С .168 4.6.2. Теория жизненных кризисов Э. Эриксона . - С .169 Резюме . - С .171 Глава 5. Социальное познание людей и ситуаций . - С .173 5.1. Особенности социального познания . - С .176 5.2. Социальное восприятие: как нам удается понять других людей . - С .179 5.2.1. Понимание невербального поведения . - С .1780 5.2.2. Язык тела: жесты, позы, движения . - С .182 5.2.3. Невербальные сигналы и обнаружение обмана . - С .184 5.3. Теории атрибуции . - С .185 5.3.1. Каузальная атрибуция . - С .185 5.3.2. Фундаментальная ошибка атрибуции . - С .187 5.3.3. Тенденциозности в социальном познании . - С .188 5.4. Понимание социальных ситуаций . - С .190 5.4.1. Схемы, прототипы и стереотипы . - С .191 5.4.2. Два способа мышления и принятия решений . - С .192 5.4.3. Когнитивные процессы понимания социальных ситуаций . - С .195 5.5. Эффекты и особенности переработки социальной информации . - С .198 Резюме . - С .202 Глава 6. Ценности в жизни людей . - С .205 6.1. Понятие «ценность» в социальных науках . - С .208 6.1.1. Понимание ценностей в социальной психологии . - С .208 6.1.2. Модель обретения ценностей . - С .211 6.2. Изучение ценностей в России . - С .213 6.2.1. Тест Ш. Шварца для изучения ценностей . - С .213 6.2.2. Социологические исследования ценностей . - С .217 6.3. Ценности и мораль . - С .218 6.3.1. Развитие морального суждения . - С .219 6.3.2. Проблема релятивизма ценностей в современном мире . - С .223 6.4. Модернизация ценностей в современном мире . - С .224 6.5. Культурные различия ценностей . - С .230 Резюме . - С .231 Глава 7. Социальные установки . - С .233 7.1. О природе установок-аттитюдов . - С .236 7.2. Особенности формирования установок . - С .238 7.3. Установки в диспозиционной теории личности В. А. Ядова . - С .241 7.4. Как установки воздействуют на поведение . - С .243 7.4.1. Аттитюд как потребность . - С .244 7.4.2. Аттитюд как ценностная диспозиция . - С .245 7.4.3. Аттитюд как намерение и поведение . - С .247 7.4.4. Доступность и важность установок . - С .248 7.5. Изменение установок и убеждающая коммуникация . - С .249 7.5.1. Когнитивные модели . - С .250 7.5.2. Мотивы обработки сообщений . - С .252 7.5.3. Убеждающая коммуникация и Йельский метод изменения установок . - С .253 Резюме . - С .255 Глава 8. Социальные представления . - С .257 8.1. Понятие «социальные представления» . - С .260 8.2. Структура социальных представлений . - С .263 8.3. Формирование социальных представлений . - С .266 8.3.1. Процесс объективации . - С .267 8.3.2. Внедрение социальных представлений . - С .268 8.4. Основные направления изучения социальных представлений . - С .271 8.4.1. Социальные представления о прошлом . - С .271 8.4.2. Верования, убеждения и идеологии . - С .272 Резюме . - С .276 Часть 3. Психология отношений Глава 9. Развитие отношений: социальные, деловые, личные . - С .279 9.1. Социальные и межличностные отношения . - С .282 9.1.1. Основные понятия психологии отношений . - С .282 9.1.2. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо . - С .286 9.1.3. К. Левин о проблемах социального взаимодействия . - С .288 9.2. Исторический анализ человеческих отношений . - С .294 9.2.1. Отношения между людьми в традиционном обществе . - С .295 9.2.2. Отношения в индустриальном обществе . - С .299 9.2.3. Отношения в информационном обществе . - С .305 9.3. Социальный капитал общества . - С .310 9.3.1. Д. Коулмен о социальном капитале общин . - С .310 9.3.2. Социально-психологическая составляющая социального капитала . - С .311 Резюме . - С .314 Глава 10. Отношения близости и сотрудничества . - С .317 10.1. Отношения как потребность . - С .319 10.1.1. Теория межличностных потребностей У. Шутца . - С .319 10.1.2. Исследования аффилиации . - С .321 10.1.3. Сеть отношений . - С .323 10.2. Близкие отношения . - С .325 10.2.1. Отношения привязанности . - С .326 10.2.2. Дружба . - С .329 10.2.3. Любовь . - С .331 10.2.4. Аттракция . - С .334 10.3. Доверие и сотрудничество . - С .335 Резюме . - С .343 Глава 11. Негативные отношения . - С .345 11.1. Предубеждения . - С .347 11.1.1. Как возникают предубеждения . - С .349 11.1.2. Стереотипы как источник предубеждений . - С .350 11.1.3. Дискриминация . - С .351 11.2. Агрессия . - С .353 11.2.1. Биологические и эволюционные причины агрессии . - С .354 11.2.2. Фрустрация как фактор агрессии . - С .355 11.2.3. Социальное научение агрессии . - С .356 11.2.4. Когнитивные и эмоциональные составляющие агрессии . - С .358 11.3. Конфронтация и конфликты . - С .359 11.3.1. Трагедия общинных пастбищ . - С .359 11.3.2. Конкуренция и соперничество приводят к конфликтам . - С .361 11.4. Психологические источники негативных отношений между людьми . - С .363 Резюме . - С .369 Глава 12. Реализация межличностных и социальных отношений в общении . - С .371 12.1. Общение как средство установления отношений . - С .374 12.1.1. Стили делового общения . - С .377 12.1.2. Коммуникативная компетентность . - С .379 12.2. Трансактный анализ общения Э. Берна . - С .383 12.2.1. Трехкомпонентная структура личности . - С .383 12.2.2. Виды трансакций . - С .388 12.3. Применение трансакций для анализа социальных ситуаций . - С .391 Резюме . - С .393 Часть 4. Психология малых групп Глава 13. Развитие малых групп . - С .399 13.1. Классификация малых групп . - С .402 13.2. Условия образования малых групп . - С .404 13.2.1. Численность . - С .405 13.2.2. Целеполагание . - С .407 13.2.3. Совместная деятельность . - С .409 13.3. Структура группы . - С .410 13.3.1. Формальная структура . - С .410 13.3.2. Неформальная структура . - С .412 13.3.3. Типы поведения в неформальной группе . - С .414 13.4. Уровни развития группы . - С .416 13.4.1. Классификация уровней развития . - С .417 13.4.2. Этапы развития группы . - С .417 13.4.3. Модели развития группы в зарубежной психологии . - С .421 Резюме . - С .425 Глава 14. Динамика малых групп . - С .427 14.1. Динамика групповых процессов . - С .430 14.2. Общение . - С .431 14.2.1. Активное слушание . - С .433 14.2.2. Активное видение . - С .433 14.2.3. Активное чувствование . - С .434 14.2.4. Состояние подготовленности . - С .435 14.3. Консолидация . - С .437 14.3.1. Особенности консолидации . - С .438 14.3.2. Состояние направленности . - С .439 14.4. Лидерство . - С .443 14.4.1. Типы лидерства . - С .443 14.4.2. Подходы к пониманию природы лидерства . - С .445 14.4.3. Поведение лидера . - С .447 14.4.4. Состояние организованности . - С .448 14.5. Конкуренция . - С .450 14.5.1. Специфика конкуренции и соперничества . - С .450 14.5.2. Состояние активности . - С .452 14.6. Адаптация . - С .454 14.6.1. Способы изменения поведения . - С .454 14.6.2. Состояние сплоченности . - С .456 14.6.3. Внутригрупповое доверие . - С .458 14.7. Принятие решений . - С .460 14.7.1. Модели принятия решений . - С .460 14.7.2. Состояние интегративности . - С .464 14.8. Идентификация . - С .466 14.8.1. Социальное сравнение . - С .467 14.8.2. Аффилиация . - С .468 14.8.3. Социальная идентичность . - С .469 14.8.4. Состояние референтное . - С .471 Резюме . - С .474 Глава 15. Групповые эффекты . - С .475 15.1. Влияние присутствия других людей . - С .478 15.1.1. Эффект социальной фасилитации . - С .479 15.1.2. Эффект групповой идентичности . - С .480 15.2. Влияние большинства . - С .483 15.2.1. Эффект конформизма . - С .483 15.2.2. Эффект подчинения . - С .486 15.3. Влияние меньшинства . - С .487 15.3.1. Условия влияния меньшинства . - С .488 15.3.2. Экспериментальные доказательства влияния меньшинства . - С .490 15.4. Влияние группы на деятельность и мышление индивида . - С .493 15.4.1. Эффект социальной лени . - С .494 15.4.2. Эффект синергии . - С .495 15.4.3. Эффект группомыслия . - С .495 15.5. Влияние группы на восприятие окружающих людей . - С .497 15.5.1. Эффект ореола . - С .497 15.5.2. Эффект бумеранга . - С .498 15.6. Влияние группы на общение людей . - С .499 15.6.1. Эффект «мы и они» . - С .499 15.6.2. Эффекты группового фаворитизма и эгоизма . - С .500 15.6.3. Эффект подражания . - С .501 Резюме . - С .502 Часть 5. Психология больших групп Глава 16. Этническая психология . - С .507 16.1. Понятие «этнос» . - С .510 16.1.1. Три подхода к рассмотрению этничности . - С .511 16.1.2. Парадигма этнической психологии . - С .512 16.1.3. Теория самокатегоризации . - С .514 16.1.4. Ингруппы и аутгруппы . - С .517 16.2. Этническое самосознание . - С .518 16.2.1. Этнические установки . - С .519 16.2.2. Структура этнических диспозиций . - С .520 16.3. Этнические Стереотипы . - С .521 16.3.1. Основные свойства стереотипов . - С .522 16.3.2. Гипотеза «зерно истины» в стереотипе . - С .523 16.3.3. Теория стереотипизации . - С .524 16.3.4. Классификации стереотипов . - С .525 16.4 Этноцентризм . - С .527 16.4.1. Теория авторитарной личности Э. Фромма . - С .529 16.4.2. Теория авторитарной личности Т. Адорно . - С .529 16.4.3. Теория догматической личности М. Рокича . - С .530 16.4.4. Виды этноцентризма . - С .531 16.5. Этнические предубеждения, предрассудки, дискриминация . - С .532 16.5.1. Культурная обусловленность каузальной атрибуции . - С .533 16.5.2. Предубеждение, предрассудок и дискриминация . - С .534 16.5.3. Тендерные предрассудки . - С .537 16.5.4. Источники предубеждений . - С .537 16.6. Этническая идентичность . - С .538 16.6.1. Теория множественной социальной идентичности . - С .539 16.6.2. Формирование этнической идентичности . - С .540 16.7. Межэтническая толерантность . - С .542 16.7.1. Межкультурные аспекты понятия «толерантность» . - С .543 16.7.2. Толерантное общество . - С .547 16.7.3. Толерантная личность . - С .551 16.7.4. Социально-психологические способы формирования межэтнической толерантности . - С .553 Резюме . - С .558 Глава 17. Кросс-культурная психология . - С .561 17.1. Две цивилизации - две культуры . - С .564 17.1.1. Цивилизации земледельцев и охотников . - С .565 17.1.2. Представления об основных ценностях и власти . - С .567 17.2. Понятие «культура» в психологии . - С .571 17.2.1. Тенденции культурных различий . - С .573 17.2.2. Феномены существования культур . - С .574 17.2.3. Etic- и emic-подходы . - С .575 17.4. Типология культурных общностей . - С .577 17.4.1. Эволюционный критерий классификации . - С .577 17.4.2. Цивилизационный критерий классификации . - С .578 17.4.3. Кросс-культурный критерий классификации . - С .583 17.5. Конфигурации культур . - С .584 17.6. Психологические измерения культур . - С .586 17.6.1. Культурный синдром «простота - сложность» . - С .586 17.6.2. Культурный синдром «индивидуализм - коллективизм» . - С .588 17.6.3. Культурный синдром «открытость - закрытость» . - С .591 17.6.4. Культурный синдром «избегание неопределенности» . - С .592 17.6.5. Культурный синдром «дистанция власти» . - С .594 17.6.6. Культурный синдром «маскулинность - фемининность» . - С .595 17.7. Культурно-ценностные ориентации и деловые культуры . - С .596 17.8. Межкультурные отношения . - С .603 Резюме . - С .605 Глава 18. Психология толпы . - С .609 18.1. Западноевропейская традиция изучения психологии толпы . - С .612 18.1.1. Психология толпы с точки зрения Г. Ле Бона . - С .612 18.1.2. Взгляды Г. Тарда на психологию толпы . - С .619 18.1.3. Преступные толпы . - С .623 18.1.4. Революционные толпы . - С .627 18.1.5. Психоаналитическая теория толпы . - С .631 18.1.6. Теория толпы С. Московичи . - С .634 18.2. Российская традиция изучения толпы . - С .637 18.2.1. Герой и толпа . - С .637 18.2.2. Внушение в толпе . - С .638 18.2.3. Виды и свойства толпы . - С .639 18.3. Американская традиция изучения толпы . - С .641 18.3.1. Эффект невмешивающегося свидетеля . - С .642 18.3.2. Эффект социальной уступчивости . - С .643 18.3.3. Эффект притягательной силы толпы . - С .644 18.4. Социально-психологические феномены толпы . - С .645 18.4.1. Структура и этапы формирования толпы . - С .645 18.4.2. Толпа в состоянии паники . - С .647 18.4.3. Специфика поведения человека в толпе . - С .649 18.4.5. Психологические причины влияния толпы на психику человека . - С .651 Резюме . - С .653 Список литературы . - С .655
Рубрики: Социология--Социальная психология Аннотация: Впервые в отечественной социальной психологии целостно и систематично представлены современные научные достижения американской, западноевропейской и российской социальной психологии. В учебном пособии рассмотрены проблемы социальной психологии, сосредоточенные вокруг ее предмета: социально-психологические особенности личности, малых и больших групп. Материал учебного пособия опирается на два методологических подхода: эволюционный и кросс-культурный. Подробно изучено формирование социальности человека, его ценности и установки, межличностные и деловые отношения. Динамика малых групп рассматривается с точки зрения групповых процессов, состояний и эффектов влияния группы на человека. Изучение больших социальных групп сосредоточено на этносах, кросс-культурных различиях и сходстве и психологии толпы. Издание предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, магистров, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях индустрии. Материалы учебного пособия будут интересны социологам, культурологам, менеджерам, руководителям фирм и корпораций, научным работникам, журналистам, экономистам и всем тем, чья работа связана с человеческими отношениями . Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Мейжис, Ирина Альбертовна Экземпляры всего: 15 ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (13) Свободны: ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (13) |
159.9 Б97 Бэрон, Роберт. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон; пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой, С. Шпака. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001. - 351 с. - (Мастера психологии). - ISBN 5-887-82294-5. - ISBN 0-306-44445-8 (англ.) : 150.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ . - С .17 Новые главы: представление основных тенденций . - С .17 Включение множества новых тем: учет современных данных . - С .18 Включение материалов современных исследований: в ногу с научным прогрессом . - С .19 Изменения в авторском составе . - С .19 Что осталось без изменений: то, что работает, остается в силе . - С .19 Организация . - С .19 Уровень и объем . - С .20 Иллюстрации . - С .20 Актуальность . - С .20 В заключение - просьба о помощи . - С .20 1. АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ . - С .22 Агрессия: рабочее определение . - С .24 Агрессия как поведение . - С .27 Агрессия и намерение . - С .27 Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления . - С .29 Агрессия затрагивает живые существа . - С .30 Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения . - С .30 Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии . - С .31 Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение? . - С .32 Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению . - С .32 Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход . - С .33 Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода . - С .34 Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы . - С .38 Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим . - С .38 Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия . - С .39 Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица . - С .43 Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна . - С .45 Агрессивное побуждение: заключительные комментарии . - С .45 Когнитивные модели агрессивного поведения . - С .46 Модель образования новых когнитивных связей Берковица . - С .46 Взаимозависимость познания и возбуждения . - С .47 Что следует из когнитивных моделей . - С .47 Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию . - С .48 Усвоение агрессивного поведения . - С .49 Регуляторы агрессивного поведения . - С .51 Концепция социального научения: некоторые важные выводы . - С .52 Резюме . - С .53 2. МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ . - С .55 Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях . - С .55 Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса . - С .57 Архивные исследования . - С .57 Вербальная информация . - С .58 Анкеты . - С .59 Личностные шкалы . - С .61 Оценивание другими . - С .63 Проективные методы . - С .64 Заключение . - С .65 Наблюдение агрессии . - С .66 Полевые наблюдения . - С .67 Натуралистические наблюдения . - С .67 Автомобильные сигналы . - С .68 Межличностные конфронтации . - С .70 Заключение . - С .70 Лабораторные наблюдения . - С .71 "Игровые" меры агрессии . - С .72 Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят . - С .74 Прямая физическая агрессия: вред без ущерба . - С .77 Критические замечания относительно лабораторных методов изучения агрессии . - С .88 Заключение: каким образом исследователь выбирает метод и подход? . - С .89 Резюме . - С .90 СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ . - С .92 Усвоение агрессивного поведения . - С .93 Семейные взаимоотношения . - С .93 Полные и неполные семьи . - С .82 Отношения "родители - ребенок" . - С .94 Взаимоотношения с братьями и сестрами . - С .94 Стиль семейного руководства . - С .95 Наказания . - С .96 Контроль . - С .96 Другие факторы . - С .97 Резюме . - С .97 Модели семейного влияния . - С .99 Особое примечание о наказаниях . - С .102 Вред, который могут причинить наказания . - С .102 Эффективные наказания . - С .103 Взаимодействие со сверстниками . - С .104 Научение агрессивным действиям . - С .104 Агрессия и социальный статус . - С .104 Демонстрация моделей агрессивного поведения: влияние наблюдаемой со стороны агрессии . - С .106 Обучение на живых примерах: глядя на других людей . - С .107 Став жертвой насилия . - С .108 Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению . - С .109 Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии . - С .117 Прочитывание "посылов к агрессии" в социальных ситуациях . - С .117 Интерпретация "посылов к агрессии" . - С .118 Выбор реакции . - С .120 Оценка реакции . - С .120 Реакция утверждена и вступает в силу . - С .121 Устойчивость агрессивного поведения: можно ли на основе знаний об агрессивности в детстве делать прогноз об уровне агрессивности в зрелые годы? . - С .122 Резюме . - С .123 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ . - С .125 Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии . - С .126 Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии . - С .126 Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии . - С .128 От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы . - С .130 Уровень фрустрации . - С .130 Посылы к агрессии . - С .131 Непредвиденность фрустрации . - С .132 Эмоциональные и когнитивные процессы . - С .133 Заключительный комментарий . - С .135 Вербальное и физическое нападение: реальная и кажущаяся провокация как предпосылки агрессии . - С .136 Ответная агрессия . - С .136 Почему люди мстят . - С .138 Месть как защита . - С .139 Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других . - С .141 Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки агрессии . - С .142 Пол объекта агрессии . - С .142 Раса объекта агрессии . - С .144 Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии . - С .147 Приказ есть приказ: подчинение власти . - С .147 "Сторонний наблюдатель" наносит ответный удар: эффект присутствия и поступков третьей стороны . - С .151 Слова и поступки наблюдателей . - С .151 Присутствие и статус посторонних . - С .154 Резюме . - С .155 ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ . - С .157 Жара, шум, теснота и загрязненный воздух . - С .158 Агрессия и жара: "долгое знойное лето" возвращается . - С .158 Лабораторные эксперименты . - С .159 Архивные исследования . - С .163 Лабораторные исследования в противопоставлении архивным: разрешение противоречия . - С .165 Шум и агрессия: звук насилия? . - С .166 Эффекты тесноты . - С .168 Воздействие загрязненного воздуха на агрессию . - С .171 Продолжение саги про Билла и Диану . - С .173 Внешние посылы к агрессии как детерминанты агрессивного поведения . - С .174 Индивидуальные характеристики как посылы к агрессии . - С .174 Предметы как зачинщики агрессии: заставляет ли курок нажать на него? . - С .176 Масс-медиа как источник посылов к агрессии . - С .178 Посылы к агрессии: заключительное замечание . - С .181 Самоосознание: напоминания извне о том, кто мы и что мы из себя представляем . - С .182 Резюме . - С .186 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР . - С .188 Личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию . - С .190 Действительно ли личностные черты устойчивы? . - С .191 Личностные черты, имеющие отношение к агрессивности у нормальных индивидов . - С .192 Тревога и агрессия: страх социального неодобрения . - С .193 Предвзятая атрибуция враждебности: приписывание дурных намерений другим . - С .195 Раздражительность и эмоциональная чувствительность: бурная реакция на провокацию . - С .197 Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия . - С .199 Модель поведения лиц, предрасположенных к коронарным заболеваниям, и агрессия: почему «А» в типе «А» может означать агрессию? . - С .203 Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу . - С .205 Личность и "нормальная агрессия": некоторые заключительные соображения . - С .207 Насильники: абсолютно не контролирующие и чрезмерно контролирующие себя агрессоры . - С .208 Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал . - С .209 Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: некоторые предположения . - С .210 Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда чрезмерная сдержанность становится опасной . - С .211 Чрезмерно контролирующие себя агрессоры, абсолютно не контролирующие себя агрессоры и агрессия по отношению к женщинам: близкий враг вновь наносит удар . - С .213 Установки, система ценностей и агрессия . - С .215 Предрассудок и межрасовая агрессия . - С .216 Агрессия по отношению к "чужакам": роль воображаемого конфликта . - С .217 Система ценностей и агрессия: эффект от обращения к внутреннему миру . - С .218 Гендер и агрессия: действительно ли мужчины и женщины и в этом отличаются друг от друга? И если это так, то почему? . - С .220 Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры . - С .221 Гендер и агрессия: мужчины и женщины как объекты агрессии . - С .222 Первопричина тендерных различий в агрессии: генетика или социальные роли? . - С .223 Резюме . - С .225 7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА . - С .227 Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения человека . - С .227 Аномалии, вызванные половыми хромосомами . - С .230 Гипотеза Y-хромосомы . - С .230 Гипотеза Х-хромосомы . - С .232 Заключение . - С .233 Гормоны и агрессивное поведение . - С .233 Доказательства . - С .234 Объяснения . - С .236 Заключение . - С .239 Центральная нервная система . - С .240 Лимбическая система . - С .240 Кора головного мозга . - С .241 Взаимодействие головного мозга и окружающей среды . - С .243 Возбуждение и агрессия . - С .244 Влияние возбуждения на агрессию . - С .244 Предрасположенность к возбудимости, или реактивность . - С .248 Влияние агрессии на возбуждение . - С .250 Заключение . - С .251 Предостережения относительно биологических объяснений . - С .253 Искажение истины . - С .253 Ложные ожидания . - С .254 Опасения биологического вмешательства . - С .254 Резюме . - С .254 8. АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ . - С .256 Наркотики . - С .256 Алкоголь . - С .257 Модели воздействия алкоголя на агрессивность поведения . - С .258 Способы контролирования агрессии у человека в состоянии алкогольного опьянения . - С .260 Марихуана . - С .260 Сексуальная агрессия . - С .261 Характеристики сексуального агрессора . - С .262 Алкоголь и сексуальная агрессия . - С .263 Влияние алкоголя на агрессию по отношению к женщинам . - С .263 Влияние алкоголя на сексуальное возбуждение . - С .264 Модель влияния алкоголя на сексуальную агрессию . - С .265 Влияние порнографии на агрессию . - С .266 Влияние эротики на агрессию: способствует или подавляет? . - С .266 Влияние на женщин . - С .270 Влияние интенсивной демонстрации порнографии . - С .271 Влияние эротики на отношение к женщинам . - С .273 Агрессия по отношению к женщинам . - С .274 Природа сексуального/агрессивного образа . - С .275 Выводы . - С .278 Агрессия, связанная со спортивными событиями . - С .278 Агрессия зрителей . - С .279 Агрессия среди участников . - С .279 Межличностный конфликт в естественных условиях . - С .280 Резюме . - С .284 9. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ И УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ . - С .286 Наказание: эффективное средство предупреждения агрессии? . - С .288 Страх наказания: когда он "срабатывает", а когда нет . - С .289 Как сильно разгневаны потенциальные агрессоры? . - С .289 Получение выгоды посредством агрессии . - С .291 Сила и вероятность боязни возможного наказания . - С .292 Реальное наказание: чему оно учит? . - С .293 Наказание и уголовное право: возможные парадоксы . - С .295 Катарсис: неужели "выход из себя" действительно помогает? . - С .296 Разрядка напряжения с помощью агрессивных действий: когда страдания другого приводят к хорошему настроению . - С .297 Эмоциональный катарсис: некоторые специфические условия . - С .299 Катарсис и поведенческая агрессия: действительно ли насилие сегодня ведет к прощению завтра? . - С .301 Воздействие моделей неагрессивного поведения: заразительное влияние сдержанности . - С .303 Влияние моделей неагрессивного поведения: примечание об относительной эффективности . - С .306 Когнитивные методы контроля агрессии: атрибуции, смягчающие обстоятельства и оправдания . - С .307 Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос "за что?" может повлиять на ход агрессии . - С .308 Смягчающие обстоятельства: взаимозависимость эмоций и познания в процессе управления агрессией . - С .310 Извинения или оправдания: почему выгодно говорить "простите" . - С .314 Индукция несовместимых реакций: эмпатия, юмор и умеренное сексуальное возбуждение как средства предотвращения человеческой агрессии . - С .316 Эмпатия: реакция на страдания других . - С .317 Юмор и смех . - С .319 Умеренное сексуальное возбуждение: неужели ощущение возбуждения генерирует самообладание? . - С .321 Еще один вариант гипотезы несовместимых реакций: производственный конфликт . - С .322 Тренинг социальных умений: как научиться не создавать себе проблемы . - С .324 Управление человеческой агрессией: заключительный призыв к оптимизму . - С .326 Резюме . - С .328
Рубрики: Психология--Психические процессы и состояния--Психология личности Социология--Социальная психология--Социология групп--Социология личности Аннотация: Книга Роберта Бэроиа и Деборы Ричардсон является первым учебным пособием в России по психологии агрессии. Исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных подходов, выводы и обобщения авторов представляют собой значительный вклад в сокровищницу психологической науки. Агрессия - одна из ключевых тем, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов всех тех, кто профессионально занимается изучением природы человеческой агрессивности, агрессивного поведения, насилия. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Ричардсон, Дебора; Меленевская, С. \пер.\; Викторова, Д. \пер.\; Шпак, С. \пер.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |