1 С69 Социальная философия [Текст] : словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. - М. : Академический Проект, 2003. - 560 с. - (Summa). - Алф. указ.: с. 554 . - ISBN 5-8291-0149-1 : 287.98 р.
Рубрики: Философия--Социальная философия Справочные издания--Словари Кл.слова (ненормированные): аксиология -- аналитическая философия -- антропология социальная -- аутентичность -- будущее -- бытие -- вещи -- власть -- война -- восток-запад -- гендер -- гендерные исследования -- гендерные технологии -- генеалогия -- генетический структурализм -- гетерология -- глобальность -- дар -- деконструкция -- диалог -- дискурс -- естественное право -- желание -- жизнь -- законы общественные -- знак -- идеальное -- идеальный тип -- идентичность персональная -- идеология -- индивидуальное -- коллективное -- информационное общество -- историцизм -- история -- капитал -- катастрофа -- классическое -- неклассическое -- постклассическое -- коммуникативного действия теория -- теория коммуникативного действия -- массовая коммуникация -- мировоззрение -- мир-системный подход -- мир-системный анализ -- миф -- множественной персональности синдром -- синдром множественной персональности -- мультикультурализм -- нарратология -- номадология -- норма -- образование -- обществознание -- память коллективная -- познание -- польза -- полезность -- постмодернизм -- постструктурализм -- право -- практика -- психоанализ -- психология -- развитие -- реальность -- революция -- религия -- риторика -- самообман -- симулакрум -- сингулярность -- синергетика -- справедливость -- структура -- структурализм -- структурации теория -- теория структурации -- теория -- теория конфликта -- техника -- технические революции -- типологический подход -- трансцендентальный реализм -- фантазм -- феминизм -- феноменология -- философия -- формальная социология -- церковь -- цивилизация -- экономия -- этнометодология -- этнос -- юмор -- язык (философия) Аннотация: В словаре представлены понятия, характерные для социальной философии ХХ столетия, в особенности - последней его четверти. В основе теоретико-методологической концепции словаря - связь между логикой социальных процессов и непосредственным бытием людей, социальной наукой и гуманитарным знанием. Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития общества, изучающих философию, обществознание, различные науки об истории, культуре и человеке. Вместе с тем, у него есть и более определенная ориентация на университетский курс "Социальная философия" для философских и гуманитарных факультетов. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Кемеров, В. Е. \сост., ред.\; Керимов, Т. Х. \сост., ред.\ Экземпляры всего: 1 б/о (1) Свободны: б/о (1) |
1 Г81 Гречко, Петр Кондратьевич. Концептуальные модели истории [Текст] : учебное пособие / П. К. Гречко. - М. : Логос, 1995. - 144 с. - Библиогр.: с. 138 . - ISBN 5-88439-008-2 : б. ц. р.
Рубрики: Философия Кл.слова (ненормированные): предмет -- историческая реальность -- историцизм -- закон -- паттерны -- метапаттерны -- цикличность -- исторические процессы -- пассионарная концепция -- линеарная концепция -- прямолинейность -- прогресс -- общественное развитие -- спиралевидность -- диалектическое отрицание -- ковариантная модель -- осевое время -- трансценденция -- альтернативно-ризомная интерпретация -- постмодернизм -- модернизм -- ризома -- утопия -- будущее -- прошлое -- определенность -- мифологические истоки Аннотация: Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным Комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива". Представлено систематическое изложение основных "фигур", или идей, истории как единого целого. Основное внимание уделяется выяснению базово-интуитивного происхождения этих идей, их мировоззренческо-методологической роли в осмыслении развития человеческого общества. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Платон (Афинский ; ок. 429-347 гг. до н. э.) \о нем\; Аристотель (384-322 гг. до н. э.) \о нем\; Вико, Джамбаттиста (1668-1744 гг.) \о нем\; Полибий (210-128 гг. до н. э.) \о нем\; Данилевский, Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) \о нем\; Шпенглер, Освальд (1880-1936 гг.) \о нем\; Тойнби, Арнольд (1889-1975 гг.) \о нем\; Гумилев, Лев Николаевич \о нем\; Кондорсе, Жан Антуан \о нем\; Конт, Огюст (1798-1857 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 4 ч/з1 (1), н/а (3) Свободны: ч/з1 (1), н/а (3) |
1 Ф56 Философия в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Е. В. Зорина [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. - М. : Проспект, 2009. - 335, [1] с. - ISBN 978-5-392-00147-7 : 180.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 1. Является ли философия наукой? . - С .4 2. Каковы основные черты философского мышления? . - С .5 3. Чем философия отличается от других форм мировоззрения? . - С .7 4. Что объединяет и что разделяет философию и религию? . - С .9 5. Какова структура философского знания? . - С .10 6. Можно ли выделить основной вопрос философии? . - С .12 7. Каковы причины возникновения философии? . - С .13 8. В чем состоит роль философии в культуре? . - С .15 9. Каковы основные типы самоопределения современной философии? . - С .18 10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? . - С .20 II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА 11. В чем своеобразие философии Древней Индии? . - С .23 12. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится? . - С .25 13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая? . - С .31 14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии? . - С .33 III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ 15. Что объединяет всех античных философов? . - С .35 16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях? . - С .38 17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? . - С .39 18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека? . - С .42 19. Какие философские школы представляют этический период в развитии античной философии? . - С .46 20. В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии? . - С .49 21. Кого и почему считают первым философом Запада? . - С .51 22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? . - С .53 23. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? . - С .54 24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? . - С .57 IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 25. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии? . - С .64 26. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья? . - С .67 27. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? . - С .69 28. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики? . - С .72 V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 29. Как возможна философия в эпоху Возрождения? . - С .76 30. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения? . - С .80 31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? . - С .81 32. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? . - С .83 33. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? . - С .86 34. Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения? . - С .88 VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 35. В чем состоит рационализм философии XVII в.? . - С .91 36. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию? . - С .94 39. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? . - С .96 40. Чем примечательна философия Просвещения? . - С .98 41. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора XVII-XVIII вв.? . - С .101 42. Что за «скандал в философии» устроили Беркли и Юм? . - С .104 43. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)? . - С .107 44. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? . - С .108 45. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля? . - С .112 46. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха? . - С .116 VII. МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ 47. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса? . - С .119 48. В чем состоит суть материалистического понимания истории - важнейшего открытия марксизма? . - С .121 49. Создал ли марксизм новую философскую антропологию? . - С .124 50. Какие идеи К. Маркса получили развитие в XX в.? . - С .126 51. Как русские философы относились к марксизму? . - С .130 VIII. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ 52. За что философия жизни критиковала классическую философию? . - С .132 53. Чем отличается трактовка жизни в академической философии жизни? . - С .134 54. Какие новые методы философского исследования предлагают представители философии жизни? . - С .135 IX. НЕОКАНТИАНСТВО 55. Как развивают философию И. Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства? . - С .138 X. ПОЗИТИВИЗМ 56. Что представляет собой «первый» позитивизм? . - С .140 57. Какие идеи классического позитивизма развивают «второй» и «третий» позитивизм? . - С .142 58. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом? . - С .145 59. Позитивизм резко критикует метафизику. А каково его отношение к религии? . - С .147 XI. ПСИХОАНАЛИЗ 60. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли? . - С .149 61. Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру XX столетия? . - С .151 62. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков - врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии? . - С .152 XII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 63. В чем состоит феноменологическое понимание специфики философии, ее предмета? . - С .155 64. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии? . - С .156 65. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.? . - С .158 XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 66. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма? . - С .160 67. Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии экзистенциалистов, чем их философские трактаты? . - С .163 XIV. ГЕРМЕНЕВТИКА 68. Какие проблемы изучает герменевтика? . - С .165 69. Кто из философов внес заметный вклад в развитие герменевтики? . - С .166 70. Как понимают понимание представители герменевтической философии? . - С .167 XV. СТРУКТУРАЛИЗМ 71. Что такое философский структурализм? . - С .170 XVI. ПОСТМОДЕРНИЗМ 72. Модерн есть современность. Что означает постмодерн? . - С .173 73. Бросает ли постмодернизм вызов классическому рационализму? . - С .175 74. Как постмодернисты «деконструируют» человека? . - С .177 75. Почему постмодернисты объявили «конец истории»? . - С .179 76. Существует ли особый стиль русской философской мысли? . - С .182 77. Русское евразийство: философия или идеология? . - С .184 78. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов? . - С .186 79. Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева? . - С .188 80. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна? . - С .190 81. Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев? . - С .192 82. В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому? . - С .194 83. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма? . - С .196 84. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии? . - С .198 XVIII. ОНТОЛОГИЯ 85. Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? . - С .201 86. Каковы основные проблемы онтологии? . - С .202 87. Как связана онтология с другими разделами философии? . - С .205 88. Как изменялось место онтологии в системе философского знания в ходе его исторической эволюции? . - С .206 89. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии? . - С .208 90. Как определить бытие и небытие? . - С .210 91. Что есть сущность? . - С .213 92. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие? . - С .214 93. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются? . - С .216 94. Существует ли развитие и как его понимать? . - С .218 95. В чем ошибка лапласовского детерминизма? . - С .220 96. Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? . - С .222 XIX. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ 97. Что такое идеальное? . - С .225 98. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания? . - С .227 99. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»? . - С .228 100. Как соотносятся сознание и бессознательное? . - С .230 XX. ГНОСЕОЛОГИЯ 101. Что изучает гносеология? . - С .232 102. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? . - С .233 103. Что такое субъект и объект познания? . - С .234 104. Какие виды знания выделяют философы? . - С .236 105. Познавательные способности человека. Почему философы различают чувственное и рациональное? . - С .238 106. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? . - С .240 107. Что рассматривается философами в качестве критериев истины? . - С .243 108. Каковы цели познания? . - С .245 XXI. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 109. Какие проблемы рассматривает философия науки? . - С .247 110. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»? . - С .248 111. Каковы критерии научного знания? . - С .249 112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания . - С .252 113. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания? . - С .255 114. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания? . - С .257 115. Какую роль играет интуиция в научном познании? . - С .258 116. Что изучает философия техники? . - С .260 XXII. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ 117. В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук? . - С .263 118. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках? . - С .263 119. В чем проблема объективности гуманитарного знания? . - С .266 120. Существует ли истина в гуманитарных науках? . - С .268 XXIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 121. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками? . - С .270 122. Что характеризует общество как систему? . - С .272 123. Какие существуют подходы в социальной философии к определению социальной структуры общества? . - С .274 124. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона? . - С .275 XXIV. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 125. Что изучает философия истории? . - С .278 126. Каковы движущие силы исторического процесса? . - С .280 127. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? . - С .283 128. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? . - С .285 129. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? . - С .287 130. Существует ли смысл и цель в истории? . - С .289 131. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? . - С .291 132. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества? . - С .293 XXV. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 133. Что такое культура в философском понимании? . - С .296 134. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? . - С .298 135. Что такое аксиология? . - С .299 136. В чем сущность религии и как объясняется ее происхождение? . - С .301 137. Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы? . - С .303 138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия? . - С .305 139. Каковы основные исторические виды морали? . - С .307 140. Каким образом в философии определяется эстетическое? . - С .309 141. Что такое искусство и в чем его назначение? . - С .312 XXVI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 142. Что отличает философский подход к рассмотрению человека? . - С .316 143. Как трактуется в философии природа и назначение человека? . - С .318 144. Что такое личность с философской точки зрения? . - С .320 145. В чем ценность свободы? . - С .323 146. Свободна ли человеческая воля? . - С .325 147. Для чего человеку словесный язык? . - С .326
Рубрики: Философия Аннотация: Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания философии - прежде всего в МГУ им. М. В. Ломоносова, - включили в данное пособие именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки адекватности и глубины усвоения курса. Приведенные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаменационных билетов. Для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Зорина, Е. В.; Рахманкулова, Н. Ф.; Соколов, А. В.; Шестакова, М. А.; Яковлева, Л. Е.; Алексеев, А. П. \ред.\; Яковлева, Л. Е. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |