16 Л69 Логический словарь: ДЕФОРТ [Текст] / под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. - М. : Мысль, 1994. - 268 с. : 26 схем. - Библиогр.: с. 265 . - ISBN 5-244-00680-0 : 15000.00 р.
Рубрики: Логика Справочные издания--Словари Кл.слова (ненормированные): логика -- термины -- понятия -- дедукция -- дедуктивная формализация теорий -- формализация Аннотация: Словарь ДЕФОРТ представляет собой справочник, в котором рассматриваются наиболее употребительные логические термины, точно и доступно разъясняются основные понятия, принципы и методы современной логики. ДЕФОРТ является первым изданием такого рода как в России, так и за рубежом. Рассчитан на широкий круг читателей. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Ивин, А. А. \ред.\; Переверзев, В. Н. \ред.\; Петров, В. В. \ред.\ Экземпляры всего: 1 б/о (1) Свободны: б/о (1) |
16 И25 Ивин, А. А. Логика [Текст] : пособие для учащихся / А. А. Ивин. - М. : Просвещение, 1996. - 206 с. - ISBN 5-09-006843-7 : 20000.00 р., 14000.00 р., 20000.00 р.
Рубрики: Логика Кл.слова (ненормированные): индукция -- интуиция -- мышление -- язык -- имена -- высказывания -- логический закон -- логическое следование -- закон противоречия -- закон исключенного третьего -- закон тождества -- закон транзитивности -- закон двойного отрицания -- модус -- закон контрапозиции -- закон косвенного доказательства -- тавтология -- дедукция Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой, разработанной автором. цель его - дать старшекласснику представление об основных логических операциях, показать действие логических принципов в жизни, при решении различных проблем. В конце книги в приложении приводится программа факультативного курса "Логика". Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Скот, Дунс \о нем\; Морган \о нем\ Экземпляры всего: 3 н/а (3) Свободны: н/а (3) |
16 Г44 Гетманова, Александра Денисовна. Учебник по логике [Текст] : учебное пособие / А. Д. Гетманова. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1995 ; М. : ВЛАДОС, 1994. - 303 с. - Библиогр.: с. 287. - Предм. указ.: с. 291-294. - ISBN 5-87065-009-7 : 20.00 р., 40.00 р., 7.00 р., 22000.00 р.
Рубрики: Логика Кл.слова (ненормированные): значение -- законы -- понятие -- классификация -- суждение -- простое суждение -- сложное суждение -- модальность -- мышление -- умозаключение -- силогизм -- сориты -- эпихейрема -- полисилогизм -- индукция -- дедукция -- аргументация -- опровержение -- рассуждение -- предмет -- СУЖДЕНИЕ -- МЫШЛЕНИЕ -- УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ -- ГИПОТЕЗА -- АРГУМЕНТАЦИЯ -- ЛОГИКА Аннотация: Второе издание книги, ориентированной на программу преподавания логики в вузах, подготовлено с исправлениями и дополнениями. Книга также может быть использована в качестве учебного пособия в школах, гимназиях, лицеях и колледжах. Для развития творческого мышления учащихся по центральным темам курса приведены задачи и упражнения. В книгу включена новая глава, раскрывающая этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Сухомлинский, В. А. \о нем\; Ушинский, К. Д. \о нем\ Экземпляры всего: 6 н/а (5), уч/а (1) Свободны: н/а (4), уч/а (1) |
16 К43 Кириллов, В. И. Логика [Текст] : учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1999. - 256 с. - ISBN 5-7975-0059-0 : 29.04 р., 46.77 р., 49.20 р., 75.00 р., 29.00 р., 60.00 р., 36.00 р., 125.00 р., 9.20 р.
Рубрики: Логика Кл.слова (ненормированные): логические парадоксы -- логика для юристов -- закон логики -- закон мышления -- язык логики -- мышление -- понятия -- суждения -- дедукция -- простые суждения -- сложные суждения -- гипотеза -- логический закон Аннотация: В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны предметный указатель и перечень логических символов. Учебник может быть использован не только студентами- юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Старченко, А. А. Экземпляры всего: 132 уч/а (115), н/а (15), ч/з3 (1), ч/з1 (1) Свободны: уч/а (54), н/а (11), ч/з3 (1), ч/з1 (1) |
16 И20 Иванов, Е. А. Логика [Текст] : учебник / Е. А. Иванов. - М. : БЕК, 1998. - 309 с. - ISBN 3-40640989-Х. - ISBN 5-85639-137-3 :
Рубрики: Логика Кл.слова (ненормированные): закон мышления -- история логики -- формальная логика -- символическая логика -- диалектическая логика -- история логики -- логика для юристов -- понятие -- предмет -- слово -- суждение -- умозаключение -- дедукция -- силлогизм -- индукция -- традукция -- аналогия -- доказательство -- закон исключенного третьего -- мышление Аннотация: Учебник написан в соответствии с учебной программой по курсу логики в юридических вузах и на юридических факультетах. В основу учебника положены лекции, прочитанные автором в Академии труда и социальных отношений. Излагается общая логика, а также элементы математической (символической) и диалектической логики. Освещаются основные положения логики, которые необходимо знать будущим юристам. Иллюстративный материал подобран с учетом специфики юридической аудитории. Держатели документа: НБ СГАП Свободных экз. нет |
1 А81 Аристотель. Сочинения [Текст] : в 4 т. / Аристотель. - М. : Мысль. - (Философское наследие). Т. 2 / ред. З. Н. Микеладзе. - 1978. - 687 с. - Указ.: с. 671 . - Предм. указ.: с. 672. - ISBN Б. и. : 2.60 р.
Кл.слова (ненормированные): логика -- диалектика -- силлогизм -- научный силлогизм -- логос -- доказательство -- дедукция -- сущее -- бытие -- материя -- движение -- вещь -- противоположность -- возможность -- потенциал -- категория -- события -- речь -- слог -- Органон Аннотация: Во второй том Собрания сочинений Аристотеля входит "Органон" - все логические трактаты античного философа. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Микеладзе, З. Н. \ред.\; Гераклит (Гераклит Эфесский ; ок. 530-470 гг. до н. э.) \о нем\; Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) \о нем\; Гомер \о нем\; Платон (Афинский ; ок. 429-347 гг. до н. э.) \о нем\; Аристотель (384-322 гг. до н. э.) \о нем\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
1 Г27 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих Лекции по эстетике [Текст] : в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. - СПб. : Наука. - (Слово о сущем). Т. 1. - 1999. - 622 с. - ISBN 5-02-026774-0 (Т.1). - ISBN 5-02-026773-2 : 90.00 р. Содержание: Предисловие . - С .5 Установление границ и защита эстетики . - С .80 Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве . - С .80 Способы научного изучения красоты и художественного творчества . - С .91 Понятие прекрасного в искусстве . - С .98 Объединение эмпирического подхода к искусству с точкой зрения идеи . - С .498 Обыденные представления об искусстве . - С .101 Художественное произведение как продукт человеческой деятельности . - С .101 Цель искусства . - С .115 Волнения души . - С .119 Историческая дедукция истинного понятия искусства . - С .128 Кантовская философия . - С .132 Шиллер, Винкельман, Шеллинг . - С .132 Высшая субстанциальная цель . - С .120 Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве . - С .145 Идея прекрасного в искусстве, или идеал . - С .143 Система отдельных искусств . - С .150 Идея прекрасного в искусстве, или идеал . - С .161 Место искусства по отношению к конечной действительности . - С .164 Место искусства по отношению к религии и философии . - С .170 Понятие прекрасного вообще . - С .174 Прекрасное в природе . - С .183 Идеал как таковой . - С .215 Прекрасная индивидуальность . - С .215 Отношение идеала к природе . - С .221 Определенность идеала . - С .234 Внешняя определенность идеала . - С .295 Абстрактный внешний материал как таковой . - С .297 Правильность, симметрия, гармония . - С .297 Единство чувственного материала . - С .301 Согласованность конкретного идеала с его внешней реальностью . - С .302 Единство между субъективностью и природой, существующее только «в себе» . - С .306 Единство, созданное человеческой деятельностью . - С .306 Внешняя сторона идеального художественного произведения в ее отношении к публике . - С .313 Утверждение культуры своего времени . - С .316 Соблюдение верности истории . - С .318 Истинная объективность художественного произведения . - С .319 Художник . - С .329 Фантазия, гений и вдохновение . - С .329 Объективность изображения . - С .336 Манера, стиль и оригинальность . - С .338 Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве Символическая форма искусства . - С .350 О символе вообще . - С .350 Бессознательная символика . - С .368 Непосредственное единство смысла и образа . - С .369 Фантастическая символика . - С .379 Индийское понимание Брахмана . - С .379 Чувственность, безмерность и олицетворение . - С .379 Созерцание очищения и раскаяния . - С .388 Символика в собственном смысле . - С .389 Полнота духовных отношений . - С .312 Египетское созерцание и изображение мертвого; пирамиды . - С .396 Культ животных и животные маски . - С .397 Развитая символика: колоссы Мемнона, Исида и Осирис, сфинкс . - С .398 Символика возвышенного . - С .402 Пантеизм искусства . - С .404 Индийская поэзия . - С .405 Магометанская поэзия . - С .407 Христианская мистика . - С .410 Искусство возвышенного . - С .410 Бог как творец и властелин мира . - С .412 Мир конечного, лишенный божественного начала . - С .413 Человек как индивид . - С .414 Сознательная символика сравнивающей формы искусства . - С .416 Сравнения, идущие от внешних явлений . - С .419 Басня . - С .420 Притча, пословица, иносказание . - С .427 Сравнения, идущие от смысла . - С .431 Метаморфозы . - С .431 Загадка . - С .432 Аллегория . - С .437 Исчезновение символической формы искусства . - С .454 Дидактическая поэма . - С .456 Описательная поэзия . - С .457 Античная эпиграмма . - С .457 Классическая форма искусства . - С .460 О классическом вообще . - С .460 Самостоятельность классического как взаимопроникновение духовного начала и его природного облика . - С .464 Греческое искусство как реальное бытие классического идеала . - С .469 Положение творческого художника в классической форме искусства . - С .472 Процесс образования классической формы искусства . - С .474 Оракулы . - С .487 Идеал классической формы искусства . - С .501 Разложение классической формы искусства . - С .524 Судьба . - С .524 Разложение богов вследствие их антропоморфизма . - С .525 Сатира . - С .533 Романтическая форма искусства . - С .538 О романтическом вообще . - С .538 Религиозный круг романтического искусства . - С .548 Религиозная любовь . - С .557 Рыцарство . - С .566 Честь . - С .571 Любовь . - С .575 Верность . - С .581 Формальная самостоятельность индивидуальных особенностей . - С .584 Самостоятельность индивидуального характера . - С .586 Мир приключений . - С .596 Разложение романтической формы искусства . - С .603
Рубрики: Философия Искусство Кл.слова (ненормированные): ЛЕКЦИЯ -- ЭСТЕТИКА -- ФИЛОСОФИЯ -- АРХИТЕКТУРА -- СКУЛЬПТУРА -- РОМАНТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Аннотация: "Лекции по эстетике" Гегеля являют собой классический и во многих отношениях непревзойденный образец философской эстетики как философии искусства. Будучи необходимым компонентом философской системы великого диалектика и историко-философского процесса, они на протяжении длительного времени привлекли внимание широких кругов интеллигентной публики, профессионально или любительски интересующихся теорией и историей художественной культуры. Предыдущее издание на русском языке осуществлялось в 1968-1973 гг. и ныне труднодоступно. В настоящем переиздании три части "Лекций по эстетике" публикуются в двух томах. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Кант, Иммануил (1724-1804 гг.) \о произв.\; Шиллер \о произв.\; Винкельман \о произв.\; Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854 гг.) \о произв.\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
16 К43 Кириллов, Вячеслав Иванович. Логика [Текст] : учебник для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 256 с. - ISBN 5-7975-0059-0 : 75.00 р., 46.77 р.
Рубрики: Логика Кл.слова (ненормированные): суждения -- дедукция -- простые суждения -- сложные суждения -- гипотезы -- мышление -- понятия Аннотация: В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны предметный указатель и перечень логических символов. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Старченко, Анатолий Александрович Экземпляры всего: 325 уч/а (314), н/а (11) Свободны: уч/а (115), н/а (6) |
343.9 А73 Анушат, Эрих. Искусство раскрытия преступлений и законы логики [Текст] / Э. Анушат ; науч. ред. В. В. Крылов. - М. : ЛексЭст, 2002. - 112 с. - (Антология криминалистики). - ISBN 5-901638-04-2 : 66.11 р., 67.50 р. Содержание: I. Искусство умозаключений Шерлока Холмса в детективных романах . - С .8 2. Кое что об основных понятиях логического умозаключения . - С .12 III. Логическое умозаключение в криминалистике . - С .15 А. Составление меньшей посылки 1. Собирание фактов . - С .15 2. Улики и их проверка . - С .16 3. "Умственное наблюдение". Анализ и синтез . - С .23 Б. Составление большей посылки 1. Дедукция и индукция . - С .31 2. Опытные суждения и границы опыта . - С .35 IV. Ошибочные заключения, причинность и случай . - С .49 V. Ложные заключения, введение в заблуждение, симуляция . - С .56 VI. Криминалистическое заключение, как гипотеза . - С .62 1. Общие указания . - С .62 2. Построение гипотез . - С .66 3. Мотив как основание для построения гипотез . - С .75 4. Проверка гипотез . - С .78 5. Работа с гипотезами . - С .81 VII. Цепь умозаключений и цепной вывод. Интуиция . - С .85 VIII. Цепи умозаключений в их объединении . - С .90 IX. О внешнем порядке при умозаключениях в криминалистике . - С .92
Рубрики: Право Криминалистика Кл.слова (ненормированные): ПРЕСТУПЛЕНИЯ -- ЛОГИКА -- ДЕДУКЦИЯ -- ИНДУКЦИЯ -- ЗАКОНЫ ДЕДУКЦИИ -- АНАЛИЗ -- СИНТЕЗ -- ГИПОТЕЗЫ -- ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗ -- УЛИКИ -- ФАКТЫ -- ПРЕСТУПНИКИ -- РАССЛЕДОВАНИЕ Аннотация: Основу расследования преступлений составляют размышления о нем. Книга посвящена специфике логического мышления в криминалистике. Преступник может быть обнаружен лишь в случае, если правильно используются законы логики. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Крылов, В. В. \ред.\ Экземпляры всего: 3 ч/з6 (1), ч/з1 (1), ч/з4 (1) Свободны: ч/з6 (1), ч/з1 (1), ч/з4 (1) |
1 К76 Кошель, Владимир Андреевич. Философия (общий курс) [Текст] : учебное пособие / В. А. Кошель, С. А. Спасский. - М. : Логос, 2001. - 208 с. - Библиогр.: с. 175. - ISBN 5-94010-086-4 : 60.50 р.
Рубрики: Философия Кл.слова (ненормированные): теория -- методология -- понятия -- принципы -- проблемы -- онтология -- субъекты -- объекты -- гносеология -- истина -- заблуждение -- познание -- интуиция -- мир -- диалектика -- метафизика -- мышление -- системно-структурный метод -- категории -- соотношение -- законы природы -- преемственность -- история -- прогресс -- цивилизационная модель -- формационная модель -- свобода -- эволюция -- революция -- труд -- производство -- власть -- государство -- сущность -- демократия -- идеология -- личность -- нации -- логика -- предмет -- законы -- суждение -- умозаключение -- индукция -- дедукция -- этика -- эстетика -- позитивизм -- марксизм -- феноменология -- экзистенциализм -- фрейдизм -- неофрейдизм -- структурализм -- неотомизм -- космизм Аннотация: Пособие адресовано аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук по различным гуманитарным дисциплинам. Может служить ориентиром, позволяющим при наличии разных мировоззренческих концепций систематизировать философские взгляды и, следовательно, подготовиться к кандидатскому экзамену по философии. Включает обширную библиографию и глоссарий. Содержание и структура соответствуют разработанной в Современном гуманитарном институте и утвержденной Высшей аттестационной комиссией программе по философии для аспирантов. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Спасский, Станислав Аркадьевич; Соловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) \о нем\; Бердяев, Николай Александрович (1874-1948 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
16 В65 Войшвилло, Евгений Казимирович Логика как часть теории познания и научной методологии. Фундаментальный курс [Текст] : учебное пособие / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М. : Наука. - (Обновление гуманитарного образования в России). - ISBN 5-02-013515-1. Кн. 1. - 1994. - 312 с. - ISBN 5-02-013514-3 : б. ц. р.
Кл.слова (ненормированные): язык -- дедукция -- релевантная логика -- исчисление предикатов -- предикаты -- классическая логика -- ЛОГИКА -- логические исчисления -- исчисления Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Дегтярев, Михаил Григорьевич Экземпляры всего: 3 н/а (2), ч/з1 (1) Свободны: н/а (2), ч/з1 (1) |
16 М54 Методы логического анализа [Текст] / отв. ред. П. В. Таванец. - М. : Наука, 1977. - 264 с. - Библиогр.: с. 262. - ISBN Б. и. : 1.20 р.
Кл.слова (ненормированные): ИНДУКЦИЯ -- ДЕДУКЦИЯ -- ЛОГИКА -- ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -- гипотеза Аннотация: В книге раскрывается значение логики для разработки и совершенствования методологии научных дисциплин, излагаются приемы логического анализа различных способов введения в науку новых терминов. В статьях сборника рассматриваются также такие актуальные вопросы, как логическая структура научных знаний, стратегия поиска доказательств, соотношение индукции и дедукции, доказательство и подтверждение гипотез и др. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Таванец, П. В. \ред.\; Карнап, Рудольф (1891-1970 гг.) \о нем\; Хинтикки, Я. \о нем\; Больцано, Бернард (1781-1848 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 3 ч/з1 (1), н/а (2) Свободны: ч/з1 (1), н/а (2) |
16 Ж59 Жеребкин, В. Е. Логика [Текст] : учебное пособие / В. Е. Жеребкин. - Харьков : Изд-во Харьковского ун-та, 1968. - 256 с. - ISBN Б. и. : 0.86 р.
Кл.слова (ненормированные): мышление -- формы мышления -- понятие -- содержание понятия -- виды понятий -- преступление -- состав преступления -- определение -- сущность определения -- суждение -- структура суждений -- законы логики -- тождество -- противоречие -- судебное исследование -- умозаключение -- дедукция -- анализ -- доказательства -- опровержение -- индукция -- научная индукция -- наблюдение -- эксперимент -- ошибка -- логическая ошибка -- аналогия -- гипотеза Аннотация: Учебное пособие написано на основе программы по логике применительно к юридической специальности. В содержание курса логики включен ряд новых параграфов, обусловленных особенностями судебного познания. В конце каждой главы помещены упражнения, взятые, преимущественно, из юридического законодательства и судебной практики. Держатели документа: НБ СГАП Свободных экз. нет |
1 К89 Кузнецов, Валерий Григорьевич. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования [Текст] : учебник / В. Г. Кузнецов и [др.]. - М. : Инфра-М, 2003. - 517, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-86225-919-8 : 100.00 р.
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии--Социальная философия Кл.слова (ненормированные): основные формы бытия -- диалектика бытия -- сознание -- истина -- общество -- эстетические ценности -- нравственные ценности -- религия -- дедукция -- мировозрение -- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Аннотация: В учебнике рассматриваются предмет и метод философской науки, философия как мировоззренческая система, прослеживается эволюция ее основных течений. Важное место отводится человеку в системе философского знания. Особое внимание уделяется проблемам общества и культуры как объектам философского анализа, а также основополагающим ценностям жизни людей. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Кузнецова, Ирина Дмитриевна; Миронов, Владимир Васильевич; Момджян, Карен Хачикович Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
343.98 Ш96 Шурухнов, Николай Григорьевич. Криминалистика [Текст] : учебник / Н. Г. Шурухнов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Эксмо, 2008. - 718 с. - (Российское юридическое образование). - ISBN 978-5-699-25014-1 : 300.00 р.
Рубрики: Право Криминалистика--Криминалистическая методика--Криминалистическая тактика--Криминалистическая техника Кл.слова (ненормированные): индукция -- дедукция -- криминалистическая тактика -- криминалистическая техника -- криминалистические версии -- расследование -- криминалистическая экспертиза -- задержание -- следственный эксперимент -- техника обыска -- допрос подозреваемого Аннотация: Учебник отражает современные достижения криминалистики и раскрывает содержание применения научно-технических средств, методов, тактических приемов и рекомендаций при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, ориентируясь на современные тенденции в противоправной деятельности. В издании наряду с частными методиками расследования отдельных видов преступлений представлены и методики, сконструированные по иным основаниям, например «Основы методики расследования преступлений, совершаемых организованными преступными группами», и др. Учебник подготовлен в соответствии с программой по криминалистике, рекомендованной Советом по правоведению УМО Университетов РФ для юридических вузов. Издание предназначено для студентов, слушателей и курсантов, а также практических работников, совершенствующих свои криминалистические знания в правоохранительной деятельности. УДК 343.9(075) Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
16 Г44 Гетманова, Александра Денисовна. Логика [Текст] : учебник / А. Д. Гетманова. - 14-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2009. - 415 с. : ил., табл. - (Университетский учебник). - Рекомендуемая литература: с. 405. - ISBN 978-5-370-00973-0 : 200.00 р., 217.00 р. Содержание: Введение . - С .3 Глава I. Предмет и значение логики . - С .7 § 1. Формы познания . - С .8 § 2. Понятие логической формы и логического закона . - С .13 § 3. Логика и язык . - С .17 Задачи к теме . - С .25 Глава II. Понятие . - С .28 § 1. Понятие как форма мышления . - С .28 § 2. Отношения между понятиями . - С .31 § 3. Определение понятий . - С .35 § 4. Деление понятий. Классификация . - С .46 § 5. Ограничение и обобщение понятий . - С .52 Задачи к теме . - С .54 Глава III. Суждение . - С .60 § 1. Общая характеристика суждения . - С .60 § 2. Простое суждение . - С .62 § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний . - С .70 § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке . - С .75 § 5. Отношение между суждениями по значениям истинности . - С .81 § 6. Деление суждений по модальности . - С .83 Задачи к теме . - С .89 Глава IV. Законы (принципы) правильного мышления . - С .93 § 1. Понятие логического закона . - С .93 § 2. Законы логики и их роль в познании . - С .94 Закон тождества . - С .94 Закон непротиворечия . - С .96 Закон исключенного третьего . - С .100 Закон достаточного основания . - С .106 § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения . - С .108 Задачи к теме . - С .115 Глава V. Умозаключение . - С .120 § 1. Общее понятие об умозаключении . - С .120 § 2. Дедуктивные умозаключения . - С .123 § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования . - С .125 § 4. Простой категорический силлогизм . - С .130 § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема) . - С .135 § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема) . - С .136 § 7. Условные умозаключения . - С .139 § 8. Разделительные умозаключения . - С .145 § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения . - С .149 § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения . - С .157 § 11. Непрямые (косвенные) выводы . - С .161 § 12. Индивидуальные умозаключения и их виды . - С .162 § 13. Индивидуальные методы установления причинных связей . - С .170 § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе . - С .174 Задачи к теме . - С .180 Глава VI. Логические основы теории аргументации . - С .187 § 1. Понятие доказательства . - С .187 § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства . - С .187 § 3. Понятие опровержения . - С .191 § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях . - С .193 § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах . - С .196 § 6. Искусствоведения дискуссий . - С .201 Задачи к теме . - С .204 Глава VII. Аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе . - С .211 § 1. Умозаключение по аналогии и его виды . - С .217 § 2. Гипотеза и ее виды . - С .217 § 3. Построение гипотез . - С .223 Глава VIII. Роль логики в процессе обучения . - С .226 § 1. Логическая структура вопроса . - С .233 § 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе . - С .237 § 3. Развитие логического мышления младших школьников . - С .243 § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах . - С .248 Глава IX. Методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах . - С .252 § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования и специфика методики изучения логики в педвузах и педуниверситетах . - С .252 § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжей, педкласах (из опыта работы) . - С .297 § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы) . - С .320 Глава X. Этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики . - С .333 § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик . - С .333 § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики . - С .362 § 3. Интуиционистская логика . - С .366 § 4. Конструктивные логики . - С .369 § 5. Многозначные логики . - С .373 § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных) . - С .384 § 7. Модальные логики . - С .387 § 8. Положительные логики . - С .392 § 9. Паранепротиворечивая логика . - С .394 Заключение . - С .399 Рекомендуемая литература . - С .405 Учебная литература . - С .405 Популярная литература . - С .405 Литература по педагогическим приложениям логики . - С .406 Список символов . - С .408
Рубрики: Логика Аннотация: Учебник ориентирован на преподавание логики в педагогических учебных заведениях. Поэтому в него включена оригинальная глава по методике преподавания логики в высших и средних педагогических учебных заведениях (университетах, вузах, училищах, колледжах, лицеях) и общеобразовательных школах. С целью развития, логического мышления центральные темы снабжены интересными логическими задачами преимущественно юридического содержания. Последняя глава раскрывает этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 4 уч/а (2), н/а (1), ч/з6 (1) Свободны: уч/а (2), н/а (1), ч/з6 (1) |
1 Ш48 Шептулин, Александр Петрович. Философия марксизма-ленинизма [] / А. П. Шептулин. - М. : Политиздат, 1970. - 384 с. - ISBN Б. и. : 0.78 р. Содержание: Глава I. Философия и ее роль в обществе . - С .3 § 1. Философия как мировоззрение . - С .3 1. Понятие мировоззрения . - С .3 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм . - С .4 3. Философский дуализм . - С .5 4. Поиски третьей линии в философии . - С .6 5. Социальные и гносеологические корни идеализма . - С .8 § 2. Методологическая роль философии . - С .10 § 3. Философия и практическая деятельность людей . - С .11 § 4. Определение предмета философии . - С .12 § 5. Философия и конкретные науки . - С .13 § 6. Партийность философии . - С .14 Глава II. Борьба материализма и идеализма в домарксовской философии . - С .16 § 1. Возникновение философии . - С .16 § 2. Борьба материализма и идеализма в рабовладельческом обществе . - С .17 § 3. Борьба материализма и идеализма в средневековой философии . - С .23 § 4. Материализм XVII - XVIII вв. и его борьба против религии и идеализма . - С .26 § 5. Классическая немецкая философия конца XVIII и первой половины XIX в. . - С .36 6. Философия русских революционных демократов XIX в. . - С .45 Глава III. Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом . - С .49 § 1. Предпосылки возникновения марксистской философии . - С .49 1. Социально-экономические предпосылки . - С .49 2. Естественнонаучные предпосылки . - С .50 3. Теоретические предпосылки . - С .51 § 2. Сущность революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в философии . - С .52 § 3. Развитие марксистской философии В. И. Лениным Диалектический материализм . - С .56 Глава IV. Материя и сознание . - С .61 § 1. Критика идеалистических и метафизических воззрений на материю . - С .61 § 2. Ленинское определение материи . - С .63 § 3. Материальное образование. Вид материи . - С .64 § 4. Материя и материальное . - С .65 § 5. Материя как субстанция . - С .65 § 6. Движение как всеобщая форма существования материи . - С .67 1. Ограниченность метафизических представлений о движении. Марксистское понимание движения . - С .67 2. Основные формы движения материи . - С .68 3. Органическая связь движения с материей . - С .69 4. Движение и покой . - С .71 5. Движение и развитие . - С .72 § 7. Пространство и время . - С .73 1. Понятие пространства и времени . - С .73 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на пространство и время . - С .74 3. Основные характеристики пространства и времени . - С .75 § 8. Отражение как всеобщее свойство материи . - С .78 § 9. Развитие форм отражения . - С .79 § 10. Особенности психической формы отражения . - С .81 § 11. Сознание как высшая форма психического отражения действительности . - С .82 1. Возникновение сознания . - С .82 2. Сущность сознания . - С .85 3. О соотношении сознания и материи . - С .87 4. Материальное и идеальное . - С .87 5. О субъективности сознания . - С .88 Глава V. Познание . - С .90 § 1. Сущность познания . - С .90 § 2. Практика как основа познания . - С .92 § 3. Диалектический путь познания . - С .94 1. Живое созерцание . - С .94 2. Абстрактное мышление . - С .97 3. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании . - С .99 4. Эмпирическое и теоретическое познание . - С .101 5. Практика как критерий истины . - С .102 6. Объективная истина. Взаимосвязь абсолютного и относительного в истине . - С .103 § 4. Формы и методы научного познания . - С .108 1. Наблюдение . - С .108 2. Эксперимент . - С .109 3. Сравнение . - С .109 4. Гипотеза . - С .110 5. Аналогия . - С .112 6. Моделирование . - С .113 7. Индукция и дедукция . - С .114 8. Метод восхождения от абстрактного к конкретному . - С .115 9. Историческое и логическое в познании . - С .117 10. Анализ и синтез . - С .118 Глава VI. Категории материалистической диалектики . - С .122 § 1. Понятие категорий . - С .122 § 2. Взаимосвязь категорий . - С .123 § 3. Взаимосвязь явлений действительности . - С .129 1. Понятие связи и отношения . - С .129 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на взаимосвязь . - С .131 3. Всеобщий характер взаимосвязи явлений действительности . - С .133 § 4. Единичное, особенное и всеобщее . - С .134 1. Понятие единичного и общего . - С .134 2. Критика метафизических и идеалистических воззрений на единичное и общее . - С .135 3. Взаимосвязь единичного и общего . - С .136 4. Общее и особенное . - С .137 § 5. Причина и следствие . - С .139 1. Понятие причины и следствия . - С .139 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на причинность . - С .139 3. Взаимосвязь причины и следствия . - С .140 § 6. Необходимость и случайность . - С .144 1. Понятие необходимости и случайности . - С .145 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность . - С .146 3. Взаимосвязь необходимого и случайного . - С .149 § 7. Закон . - С .151 1. Понятие закона . - С .151 2. Динамические и статистические законы . - С .152 3. Общие и частные законы . - С .153 4. Взаимосвязь общих и частных законов . - С .155 § 8. Содержание и форма . - С .157 1. Понятие содержания и формы . - С .157 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на содержание и форму . - С .158 3. Взаимосвязь содержания и формы . - С .159 4. Часть и целое, элемент и структура . - С .160 9. Сущность и явление . - С .163 1. Понятие сущности и явления . - С .163 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на сущность и явление . - С .164 3. Взаимосвязь сущности и явления . - С .166 § 10. Возможность и действительность . - С .168 1. Понятие действительности и возможности . - С .168 2. Критика идеалистических и метафизических воззрений на возможность и действительность . - С .169 3. Взаимосвязь возможности и действительности. Виды возможностей . - С .170 Глава VII. Основные законы диалектики . - С .175 § 1. Закон перехода количественных изменений в качественные . - С .176 1. Понятие качества и количества . - С .176 2. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные . - С .178 3. Критика метафизических воззрений на взаимосвязь количества и качества . - С .180 4. Скачок как всеобщая форма перехода одного качества в другое . - С .181 5. Эволюция и революция . - С .183 §2. Закон единства и «борьбы» противоположностей . - С .184 1. Понятие противоположности и противоречия . - С .184 2. Единство противоположностей . - С .185 3. Относительность единства и абсолютность «борьбы» противоположностей . - С .187 4. Противоречие и различие . - С .188 5. Всеобщий характер противоречий . - С .189 6. Противоречие — источник движения и развития действительности . - С .190 7. Виды противоречий . - С .191 8. Антагонистические и неантагонистические противоречия . - С .194 § 3. Закон отрицания отрицания . - С .195 1. Понятие диалектического отрицания . - С .195 2. Соотношение понятий «диалектическое отрицание», «скачок» и «разрешение противоречий» . - С .197 3. Сущность закона отрицания отрицания . - С .198 Исторический материализм Глава VIII. Предмет исторического материализма . - С .202 §1. Исторический материализм как часть марксистской философии . - С .202 §2. Исторический материализм и другие общественные науки . - С .203 §3. Ограниченность домарксовских социологических воззрений . - С .204 §4. Превращение социологии в науку . - С .211 §5. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей . - С .213 Глава IX. Общество и природа . - С .217 §1. О единстве общества и природы . - С .217 §2. О влиянии природы на общество . - С .219 §3. О влиянии общества на природу . - С .224 §4. Роль роста народонаселения в жизни общества . - С .225 Глава X. Материальное производство — основа существования и развития общества . - С .228 §1. Понятие производства . - С .228 §2. Производительные силы общества . - С .230 1. Понятие производительных сил . - С .230 2. Производительные силы общества и наука . - С .232 §3. Производственные отношения . - С .235 §4. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений . - С .239 1. Зависимость производственных отношений от уровня развития производительных сил . - С .239 2. Закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил . - С .241 3. Воздействие производственных отношений на развитие производительных сил . - С .246 Глава XI. Базис и надстройка . - С .248 §1. Особенности базиса и надстройки . - С .248 §2. Закономерности развития и смены базиса и надстройки . - С .252 Глава XII. Классы и классовые отношения . - С .254 §1. Ленинское определение классов . - С .256 § 2. Происхождение классов . - С .257 1. Критика идеалистических теорий происхождения классов . - С .260 2. Марксистская теория происхождения классов . - С .260 §3. Критика буржуазной теории стратификации и социальной мобильности . - С .262 § 4. Классовая структура общества . - С .263 1. Основные и неосновные классы . - С .266 2. Интеллигенция . - С .267 3. Сословия . - С .268 4. О так называемых «средних классах» . - С .269 §5. Классовая борьба — движущая сила развития антагонистического общества . - С .271 §6. Объективные условия отмирания классов . - С .276 Глава XIII. Политическая организация общества . - С .279 §1. Понятие политической организации общества . - С .279 §2. Критика немарксистских теорий происхождения и сущности государства . - С .279 §3. Происхождение и сущность государства . - С .283 §4. Типы и формы государства . - С .285 §5. Особенности социалистического государства . - С .287 §6. Объективные условия отмирания государства . - С .292 Глава XIV. Социальная революция . - С .294 §1. Социальная революция как форма перехода от одной классовой общественно-экономической формации к другой . - С .294 §2. Объективные и субъективные предпосылки социальной революции . - С .296 §3. Характер и движущие силы социальной революции . - С .297 §4. Социалистическая революция . - С .298 1. Сущность и особенности социалистической революции . - С .298 2. Развитие В. И. Лениным теории социалистической революции . - С .301 3. Многообразие форм осуществления социалистической революции . - С .304 Глава XV. Общественное сознание и его формы . - С .307 §1. Понятие общественного бытия и общественного сознания . - С .307 §2. Относительная самостоятельность общественного сознания . - С .311 §3. Воздействие общественного сознания на общественное бытие . - С .312 §4. Структура общественного сознания . - С .314 1. Общественное и индивидуальное сознание . - С .314 2. Общественная психология и идеология . - С .315 3. Формы общественного сознания . - С .316 §5. Политическая идеология . - С .327 §6. Правосознание . - С .320 §7. Мораль . - С .323 1. Понятие морали . - С .323 2. Происхождение морали . - С .324 3. Классовый характер морали . - С .326 4. Об элементах общечеловеческого в морали . - С .329 5. О критерии истинности морали . - С .330 §8. Искусство . - С .333 1. Особенности искусства как формы общественного сознания . - С .333 2. Социальные функции искусства . - С .335 §9. Религия . - С .339 1. Происхождение и сущность религии . - С .339 2. Противоположность науки и религии . - С .339 3. Классовый характер религии . - С .341 4. Уничтожение социальной основы религии при социализме . - С .342 §10. Наука . - С .344 1. Понятие науки . - С .344 2. Связь науки с производством . - С .345 3. Взаимосвязь науки с надстройкой и базисом . - С .347 Глава XVI. Роль народных масс и личности в истории. Личность и общество . - С .350 §1. Народные массы — решающая сила общественного развития . - С .350 §2. Роль личности в истории . - С .355 §3. Личность и общество . - С .357 1. Личность как продукт общественного развития . - С .357 2. Единство личности и общества в условиях первобытнообщинного строя . - С .357 3. Взаимосвязь личности и общества в антагонистических формациях . - С .358 4. Личность и общество при социализме и коммунизме . - С .359 Глава XVII. Общественный прогресс . - С .360 §1. Понятие общественного прогресса . - С .363 §2. Объективный критерий общественного прогресса . - С .367 §3. Общественно-экономические формации как ступени общественного прогресса . - С .370 §4. Особенности прогресса в эксплуататорском обществе . - С .375 §5. Особенности прогресса при социализме . - С .376
Аннотация: В книге дается систематическое изложение основных проблем диалектического и исторического материализма: понятие материи и сознания, законы и категории диалектики, способ производства, социальная революция и т. д. Большое место уделяется связи рассматриваемых положений с практической и познавательной деятельностью людей. В книге используются материалы современного естествознания, общественных наук и практики. Пособие предназначено для всех изучающих философию и интересующихся проблемами диалектического и исторического материализма. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 Ш83 Шпет, Густав Густавович. Философия и наука [Текст] : лекционные курсы / Г. Г. Шпет; ред.-сост. Т. Г. Щедрина. - М. : РОССПЭН, 2010. - 493 с. - (Российские Пропилеи). - ISBN 978-5-8243-1511-0 : 200.00 р. Содержание: Щедрина, Татьяна. Густав Шпет как философ науки: опыт антидогматического преподавания / Т. Щедрина. - С .5 Шпет Г. Г. Философия и наука. Лекционные курсы Логика. Лекции, читанные в 1911-1912 годах на Высших женских курсах . - С .19 Часть 1 . - С .19 Значение логики . - С .19 Определение и задачи логики . - С .23 Логика и психология . - С .28 Логика и теория познания . - С .34 Учение об элементах логики . - С .40 Понятия и их классификация . - С .40 Суждения и их классификация . - С .50 Определение и деление понятий . - С .62 Критика силлогизма . - С .73 Часть 2I . - С .84 Индукция . - С .84 Обоснование индукции . - С .100 Дедукция . - С .116 Закон причинности и закон сохранения энергии . - С .141 Объяснение в биологических науках . - С .155 Методы психологии . - С .172 Методы социальных наук . - С .187 Метод философии . - С .199 Лекции по теории познания . - С .211 Лекции по теории познания: параграфы 1-9 . - С .272 План-конспект лекций по истории новой философии . - С .292 Конспект курса лекций по истории наук . - С .323 Черновик плана курса лекций «История научной мысли» . - С .341 Докладная записка по социальной педагогике . - С .347 Приложения Лекции по средневековой философии . - С .353 Комментарии / . Т. Г. Щедрина. - С .398 Перевод иноязычных выражений и терминов . - С .484 Указатель имен / . П. В. Александров, И. О. Щедрина. - С .487
Рубрики: Философия--История философии--Философия науки Логика Аннотация: Настоящим томом продолжается издание сочинений Г. Г. Шпета. В него вошли опубликованные лекционные курсы: по логике (1912 год) и ранее неопубликованные конспекты - по теории познания, истории новой философии, истории науки и др. Архивные материалы реконструированы по рукописям ОР РГБ и семейного архива. Том обстоятельно прокомментирован. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей русской философии и культуры. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Щедрина, Т. Г. \ред.-сост.\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |
340 К83 Кросс, Руперт. Прецедент в в английском праве [Текст] / Р. Кросс ; ред., авт. предисл. Ф. М. Решетников, пер. с англ. , авт. предисл. Т. В. Апарова. - М. : Юридическая литература, 1985. - 240 с. - ISBN Б. и. : 2.10 р. Содержание: I. Английская доктрина прецедента . - С .25 1. Вводные положения . - С .25 2. Иллюстрации . - С .29 3. Сравнение с Францией . - С .32 4. Отличие от США . - С .37 5. Отличие от Шотландии . - С .39 6. Отличие от стран Содружества . - С .40 7. История . - С .42 8. Позиция судей . - С .53 II. RATIO DECIDENDI и OBITER DICTUM . - С .55 1. Ratio decidendi и структура судебных решений . - С .55 2. Американские реалисты . - С .66 3. Метод Уэмбо . - С .68 4. Позиция лорда Хэлсбери в деле Quinn v Leathern . - С .73 5. Определение ratio decidendi no методу доктора Гудхарта . - С .79 6. Определение понятия ratio decidendi . - С .88 7. Obiter dicta . - С .91 8. Прецеденты с несколькими rationes decidendi . - С .96 9. Ratio decidendi в апелляционных судах . - С .99 III. STARE DECISIS . - С .111 1. Введение . - С .111 2. Палата лордов . - С .115 3. Апелляционный суд (гражданское отделение) . - С .120 4 Апелляционный суд (уголовное отделение) . - С .122 5. Апелляционные присутствия Высокого суда . - С .126 6 Высокий суд . - С .127 7. Низшие суды . - С .128 IV. Исключения из принципа STARE DECISIS . - С .129 1. Вводные положения . - С .129 2 Палата лордов . - С .138 3. Апелляционный суд (гражданское отделение) . - С .140 4. Апелляционный суд (уголовное отделение) . - С .148 5. Другие суды . - С .149 6. Решения, не содержащие аргументов . - С .151 7. Заключение . - С .152 V. Прецедент как источник права . - С .155 1. Различные источники права . - С .156 2. Прецедент и обычай . - С .161 3. Прецедент и законодательство . - С .166 4. Прецедент и интерпретация статутов . - С .170 VI. Прецедент и судебная аргументация . - С .175 1. Введение . - С .175 2. Дедукция и индукция в судебной аргументации . - С .176 3. Рассуждение по аналогии . - С .181 4. Концептуализм и рассуждение по аналогии . - С .186 5. Дела, по которым не имеется прецедентов . - С .189 6. Заключение . - С .196 VII. Прецедент и теория права . - С .198 1. Прецедент и определение права . - С .198 2. Право и факт . - С .214 VIII. Перспективы . - С .218
Теория права Англия США Франция Шотландия Аннотация: Книга профессора Оксфордского университета посвящена одной из важнейших проблем английского права — доктрине судебного прецедента. В ней анализируются понятие прецедента, структура судебного решения, соотношение между прецедентом и другими источниками английского права, роль доктрины прецедента при истолковании законов. В работе проводится сравнение систем судебного прецедента Англии, Шотландии, США, Франции и др. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Решетников, Ф. М. \ред., авт. предисл.\; Апарова, Т. В. \пер., авт. предисл.\ Экземпляры всего: 2 н/а (1), ч/з1 (1) Свободны: н/а (1), ч/з1 (1) |
5 К65 Концепции современного естествознания [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. С. И. Самыгина. - Изд. 12-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 412, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-17494-4 : 200.00 р. Содержание: Введение . - С .3 Раздел I. Научный метод . - С .7 Понятия метода и методологии. Классификация методе научного познания . - С .7 1. Общенаучные методы эмпирического познания . - С .10 1.1. Научное наблюдение . - С .10 1.2. Эксперимент . - С .13 1.3. Измерение . - С .18 2. Общенаучные методы теоретического познания . - С .22 2.1. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент . - С .22 2.2. Формализация. Язык науки . - С .28 2.3. Индукция и дедукция . - С .31 3. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания . - С .34 3.1. Анализ и синтез . - С .34 3.2. Аналогия и моделирование . - С .35 Вопросы для самоконтроля . - С .40 Раздел II. История естествознания . - С .41 1. Естествознание эпохи античности . - С .41 1.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки . - С .41 1.2. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики . - С .43 2. Естествознание эпохи средневековья . - С .49 3. Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени . - С .51 3.1. Научные революции в истории естествознания . - С .51 3.2. Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров . - С .52 3.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механическая картина мира . - С .54 3.4. Химия в механистическом мире . - С .60 3.5. Естествознание Нового времени и проблема философского метода . - С .61 3.6. Третья научная революция. Диалектизация естествознания . - С .64 3.7. Очищение естествознания от натурфилософских представлений . - С .71 3.8. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира . - С .76 4. Естествознание XX века . - С .79 4.1. Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Окончательное крушение механистической картины мира . - С .79 4.2. Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы . - С .85 4.3. Панорама современного естествознания . - С .90 Вопросы для самоконтроля . - С .116 Раздел III. Элементы современной физики . - С .119 1. Пространство и время . - С .119 1.1. Концепции времени . - С .119 1.2. Дальнедействие и близкодействие. Развитие понятия «поля» . - С .137 2. Принципы относительности . - С .141 2.1. Принцип относительности Галилея . - С .141 2.2. Принцип наименьшего действия . - С .144 2.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна . - С .148 2.4. Элементы общей теории относительности . - С .157 Вопросы для самоконтроля . - С .161 3. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах . - С .162 3.1. «Живая сила» . - С .164 3.2. Работа в механике. Закон сохранения и превращения энергии в механике . - С .167 3.3. Внутренняя энергия . - С .171 3.4. Взаимопревращения различных видов энергии друг в друга . - С .181 Вопросы для самоконтроля . - С .183 4. Принцип возрастания энтропии . - С .184 4.1. Идеальный цикл Карно . - С .184 4.3. Энтропия и вероятность . - С .186 4.3. Порядок и хаос . - С .189 4.4. «Демон Максвелла» . - С .190 4.5. Проблема тепловой смерти Вселенной. Флуктуационная гипотеза Больцмана . - С .191 4.6. Синергетика. Рождение порядка из хаоса . - С .195 Вопросы для самоконтроля . - С .197 5. Элементы квантовой физики . - С .197 5.1. Развитие взглядов на природу света. Формула Планка . - С .197 5.2. Энергия, масса и импульс фотона . - С .201 5.3. Гипотеза де Бройля. Волновые свойства вещества . - С .205 5.4. Принцип неопределенности Гейзенберга . - С .206 5.5. Принцип дополнительности Бора . - С .208 5.6. Концепция целостности в квантовой физике. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена . - С .210 5.7. Волны вероятности. Уравнение Шредингера. Принцип причинности в квантовой механике . - С .211 5.8. Состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе . - С .216 5.9. Релятивистская квантовая физика. Мир античастиц. Квантовая теория поля . - С .219 Вопросы для самоконтроля . - С .219 6. На пути построения единой теории поля . - С .219 6.1. Теорема Нетер и законы сохранения . - С .222 6.2. Понятие симметрии . - С .222 6.3. Калибровочные симметрии . - С .225 6.4. Взаимодействия. Классификация элементарных частиц . - С .232 6.5. На пути к единой теории поля. Идея спонтанного нарушения симметрии вакуума . - С .234 6.6. Синергетическое видение эволюции Вселенной. Историзм физических объектов. Физический вакуум как исходная абстракция в физике . - С .238 6.7. Антропный принцип. «Тонкая подстройка» Вселенной . - С .241 Вопросы для самоконтроля . - С .243 Раздел IV. Происхождение и эволюция Вселенной . - С .243 1. Возраст и состав Вселенной . - С .247 2. Космогенические гипотезы . - С .253 3. Происхождение Солнечной системы и Земли . - С .261 Раздел V. Учение о симметрии . - С .269 Раздел VI. Возникновение и эволюция жизни . - С .269 1. Концепции возникновения жизни . - С .277 2. Теория эволюции . - С .278 2.1. Теория эволюции Ламарка . - С .280 2.2. Дарвин, Уоллес и происхождение видов в результате естественного отбора . - С .281 2.3. Современное представление об эволюции . - С .282 3. Подтверждение теории эволюции . - С .282 3.1. Палеонтология . - С .284 3.2. Географическое распространение . - С .285 3.3. Классификация . - С .285 3.4. Селекция растений и животных . - С .286 3.5. Сравнительная анатомия . - С .286 3.6. Адаптивная радиация . - С .287 3.7. Сравнительная эмбриология . - С .288 3.8. Сравнительная биохимия . - С .289 3.9. Эволюция и генетика . - С .291 4. Единство и многообразие органического мира . - С .296 5. Жизнь как биологический круговорот веществ . - С .303 Вопросы для самоконтроля . - С .304 Раздел VII. Человек . - С .304 1. Происхождение человека и цивилизации . - С .304 1.1. Возникновение человека . - С .304 1.2. Появление цивилизации . - С .311 2. Генезис и сущность сознания . - С .318 Вопросы для самоконтроля . - С .327 3. Биоэтика и поведение человека . - С .327 4. Творчество . - С .350 5. Здоровье и работоспособность . - С .360 Вопросы для самоконтроля . - С .373 6. Человек и биосфера . - С .374 6.1. Концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека . - С .374 6.2. Космические циклы . - С .389 6.3. Цикличность эволюции. . - С .395 Человек как космическое существо . - С .408 Вопросы для самоконтроля . - С .408
Рубрики: Право Естественные науки. Естествознание Аннотация: Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современного естествознания», входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, и предназначено для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений всех форм обучения. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Самыгин, С. И. \ред.\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |