Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Редкие книги Научной библиотеки СГЮА (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=психологизм<.>)
Общее количество найденных документов : 6
Показаны документы с 1 по 6
1.
1
М59


    Микешина, Людмила Александровна (д-р филос. наук, проф.).
    Философия познания. Полемические главы [Текст] / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с. - Библиогр.: с. 588 . - Указ.: с. 613 . - Предм. указ.: с. 616. - ISBN 5-89826-108-7 : 261.47 р.
    Содержание:
Философия познания - 21 век. Синтез когнитивных практик . - С .27
Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания . - С .79
Феномен "Я" и субъект в философии Декарта . - С .128
Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против . - С .158
Эмпирический субъект и категория жизни . - С .193
Формирование субъекта интерпретирующего: герменевтические смыслы образования . - С .226
Вера и достоверность в познании . - С .259
Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности . - С .304
Релятивизм. Психологизм. Историзм . - С .384
Язык в философии познания: как "опыт мира" и "горизонт онтологии" . - С .477
Познание времени и времени в познании . - С .527
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
релятивизм -- язык -- познание -- время -- вера -- достоверность -- сомнение -- истина -- понимание -- образование -- жизнь
Аннотация: Аннотация Монография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и "ненаучные". С расширением "поля" рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти "маргинальные" проблемы выходят на первый план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпритация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира" исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

2.
1
С48


   
    Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В. Г. Кузнецов. - М. : Инфра-М, 2005. - 731 с. - Предм. указ.: с. 723. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-16-002328-3 : 175.01 р.
УДК
ББК 87+92
Рубрики: Философия
   Справочные издания--Словари

Кл.слова (ненормированные):
философская терминология -- мораль -- право -- наука -- государство -- политика -- сознание -- предметные уровни философии -- проблемы философии -- аксиология -- аналитическая философия -- анамнесис -- аргументация -- бытие -- философия возрождения -- время -- герменевтика фактичности -- деконструктивизм -- дух -- евгеника -- евразийство -- западничество -- славянофильство -- идеократия -- идеология -- имя -- индийская философия -- истина -- исторический материализм -- источники права -- капитализм -- культура -- логика -- марксизм -- математическая модель -- метафизика -- метаэтика -- моральный кодекс -- мышление -- наука -- нация -- онтология -- парадоксы -- патриотизм -- плюрализм -- причинность -- противоречие -- психоанализ -- психологизм -- редукция -- религия -- симфоническая личность -- синергетика -- смертная казнь -- смысл истории -- собственность -- совесть -- сознание -- социальное время -- социальный детерменизм -- социобиология -- справедливость -- стоицизм -- суждение -- счастье -- толерантность -- утилитаризм -- феноменология -- философия истории -- философия права -- философские школы -- цель -- ценность -- цивилизационная концепция -- формационная концепция -- эволюция вселенной -- эвтаназия -- эгоизм -- экзистенциализм -- элемент -- эмпатия -- эмпиризм -- энтропия -- эпикуреизм -- эпистемология
Аннотация: Современное философское знание, впитавшее в себя мудрость народов от древности до настоящего времени, дает осмысление всем важнейшим моментам жизни человека, наиболее общим проблемам науки, морали, искусства, права, государства, религии, политики, мифологии и обыденного сознания. Массив этого знания огромен, количество философов, усилиями которых была создана философия, трудно себе даже представить, ориентироваться в этом море фактов чрезвычайно сложно. Основной задачей предлагаемого словаря является раскрытие содержания философии через понятия, философскую терминологию. Своеобразным путеводителем, ориентирующим читателя в материале, является расположенный в конце книги список терминов. Для всех интересующихся философией.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
КУзнецов, В. Г. \ред.\
Экземпляры всего: 2
б/о (1), ч/з1 (1)
Свободны: б/о (1), ч/з1 (1)
Найти похожие

3.

З-88


   Зотов, А. Ф.

    Западная философия XX века [Текст] : в 2 т. / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. - М. : Интерпракс.
   Т. 1 . - 1994. - 432 с. - Библиогр.: с. 427 . - ISBN 5-85235-154-7 : б. ц. р.
УДК
ББК 87.3
Рубрики: Философия--История философии
   США
    Германия

    Франция

Кл.слова (ненормированные):
прагматизм -- реалистические течения -- неореализм -- критический реализм -- рационализм -- научное знание -- прогресс теорий -- феноменология -- философия арифметики -- психологизм -- фундаментальная онтология -- феноменологическое конструирование -- синтез -- познавательная активность -- европейская культура -- экзистенциализм -- время -- временность -- антропология -- свобода -- ответственность личности -- трансцендентное -- неопозитивизм -- логический атомизм -- венский кружок
Аннотация: Настоящее издание - первая часть двухтомника, в котором дается широкая панорама западной философии 20 века и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития. В первом томе рассмотрены американский прагматизм (Д.Дьюи), реалистические течения США и Англии, "новый рационализм" Э.Мейерсона, феноменология (Э. Гуссерль), экзистенциализм во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю) и Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), неопозитивизм.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Мельвиль, Ю. К.; Дьюи, Джон (1859-1952 гг.) \о нем\; Сантаяна, Джордж (1863-1952 гг.) \о нем\; Мейерсон, Э. \о нем\; Гуссерль, Эдмунд (1859-1938 гг.) \о нем\; Хайдеггер, Мартин (1889-1976 гг.) \о нем\; Сартр, Жан-Поль (1905-1980 гг.) \о нем\; Ясперс, Карл (1883-1969 гг.) \о нем\; Камю, Альбер (1913-1960 гг.) \о нем\; Рассел, Бертран (1872-1970 гг.) \о нем\; Витгенштейн, Людвиг (1889-1951 гг.) \о нем\
Экземпляры всего: 4
н/а (4)
Свободны: н/а (4)
Найти похожие

4.
1
Ф56


   
    Философия в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Е. В. Зорина [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. - М. : Проспект, 2009. - 335, [1] с. - ISBN 978-5-392-00147-7 : 180.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Является ли философия наукой? . - С .4
2. Каковы основные черты философского мышления? . - С .5
3. Чем философия отличается от других форм мировоззрения? . - С .7
4. Что объединяет и что разделяет философию и религию? . - С .9
5. Какова структура философского знания? . - С .10
6. Можно ли выделить основной вопрос философии? . - С .12
7. Каковы причины возникновения философии? . - С .13
8. В чем состоит роль философии в культуре? . - С .15
9. Каковы основные типы самоопределения современной философии? . - С .18
10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? . - С .20
II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
11. В чем своеобразие философии Древней Индии? . - С .23
12. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится? . - С .25
13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая? . - С .31
14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии? . - С .33
III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
15. Что объединяет всех античных философов? . - С .35
16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях? . - С .38
17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? . - С .39
18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека? . - С .42
19. Какие философские школы представляют этический период в развитии античной философии? . - С .46
20. В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии? . - С .49
21. Кого и почему считают первым философом Запада? . - С .51
22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? . - С .53
23. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? . - С .54
24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? . - С .57
IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
25. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии? . - С .64
26. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья? . - С .67
27. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? . - С .69
28. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики? . - С .72
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
29. Как возможна философия в эпоху Возрождения? . - С .76
30. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения? . - С .80
31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? . - С .81
32. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? . - С .83
33. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? . - С .86
34. Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения? . - С .88
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
35. В чем состоит рационализм философии XVII в.? . - С .91
36. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию? . - С .94
39. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? . - С .96
40. Чем примечательна философия Просвещения? . - С .98
41. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора XVII-XVIII вв.? . - С .101
42. Что за «скандал в философии» устроили Беркли и Юм? . - С .104
43. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)? . - С .107
44. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? . - С .108
45. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля? . - С .112
46. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха? . - С .116
VII. МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ
47. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса? . - С .119
48. В чем состоит суть материалистического понимания истории - важнейшего открытия марксизма? . - С .121
49. Создал ли марксизм новую философскую антропологию? . - С .124
50. Какие идеи К. Маркса получили развитие в XX в.? . - С .126
51. Как русские философы относились к марксизму? . - С .130
VIII. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
52. За что философия жизни критиковала классическую философию? . - С .132
53. Чем отличается трактовка жизни в академической философии жизни? . - С .134
54. Какие новые методы философского исследования предлагают представители философии жизни? . - С .135
IX. НЕОКАНТИАНСТВО
55. Как развивают философию И. Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства? . - С .138
X. ПОЗИТИВИЗМ
56. Что представляет собой «первый» позитивизм? . - С .140
57. Какие идеи классического позитивизма развивают «второй» и «третий» позитивизм? . - С .142
58. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом? . - С .145
59. Позитивизм резко критикует метафизику. А каково его отношение к религии? . - С .147
XI. ПСИХОАНАЛИЗ
60. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли? . - С .149
61. Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру XX столетия? . - С .151
62. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков - врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии? . - С .152
XII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
63. В чем состоит феноменологическое понимание специфики философии, ее предмета? . - С .155
64. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии? . - С .156
65. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.? . - С .158
XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
66. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма? . - С .160
67. Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии экзистенциалистов, чем их философские трактаты? . - С .163
XIV. ГЕРМЕНЕВТИКА
68. Какие проблемы изучает герменевтика? . - С .165
69. Кто из философов внес заметный вклад в развитие герменевтики? . - С .166
70. Как понимают понимание представители герменевтической философии? . - С .167
XV. СТРУКТУРАЛИЗМ
71. Что такое философский структурализм? . - С .170
XVI. ПОСТМОДЕРНИЗМ
72. Модерн есть современность. Что означает постмодерн? . - С .173
73. Бросает ли постмодернизм вызов классическому рационализму? . - С .175
74. Как постмодернисты «деконструируют» человека? . - С .177
75. Почему постмодернисты объявили «конец истории»? . - С .179
76. Существует ли особый стиль русской философской мысли? . - С .182
77. Русское евразийство: философия или идеология? . - С .184
78. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов? . - С .186
79. Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева? . - С .188
80. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна? . - С .190
81. Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев? . - С .192
82. В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому? . - С .194
83. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма? . - С .196
84. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии? . - С .198
XVIII. ОНТОЛОГИЯ
85. Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? . - С .201
86. Каковы основные проблемы онтологии? . - С .202
87. Как связана онтология с другими разделами философии? . - С .205
88. Как изменялось место онтологии в системе философского знания в ходе его исторической эволюции? . - С .206
89. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии? . - С .208
90. Как определить бытие и небытие? . - С .210
91. Что есть сущность? . - С .213
92. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие? . - С .214
93. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются? . - С .216
94. Существует ли развитие и как его понимать? . - С .218
95. В чем ошибка лапласовского детерминизма? . - С .220
96. Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? . - С .222
XIX. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
97. Что такое идеальное? . - С .225
98. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания? . - С .227
99. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»? . - С .228
100. Как соотносятся сознание и бессознательное? . - С .230
XX. ГНОСЕОЛОГИЯ
101. Что изучает гносеология? . - С .232
102. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? . - С .233
103. Что такое субъект и объект познания? . - С .234
104. Какие виды знания выделяют философы? . - С .236
105. Познавательные способности человека. Почему философы различают чувственное и рациональное? . - С .238
106. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? . - С .240
107. Что рассматривается философами в качестве критериев истины? . - С .243
108. Каковы цели познания? . - С .245
XXI. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
109. Какие проблемы рассматривает философия науки? . - С .247
110. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»? . - С .248
111. Каковы критерии научного знания? . - С .249
112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания . - С .252
113. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания? . - С .255
114. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания? . - С .257
115. Какую роль играет интуиция в научном познании? . - С .258
116. Что изучает философия техники? . - С .260
XXII. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
117. В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук? . - С .263
118. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках? . - С .263
119. В чем проблема объективности гуманитарного знания? . - С .266
120. Существует ли истина в гуманитарных науках? . - С .268
XXIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
121. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками? . - С .270
122. Что характеризует общество как систему? . - С .272
123. Какие существуют подходы в социальной философии к определению социальной структуры общества? . - С .274
124. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона? . - С .275
XXIV. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
125. Что изучает философия истории? . - С .278
126. Каковы движущие силы исторического процесса? . - С .280
127. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? . - С .283
128. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? . - С .285
129. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? . - С .287
130. Существует ли смысл и цель в истории? . - С .289
131. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? . - С .291
132. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества? . - С .293
XXV. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
133. Что такое культура в философском понимании? . - С .296
134. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? . - С .298
135. Что такое аксиология? . - С .299
136. В чем сущность религии и как объясняется ее происхождение? . - С .301
137. Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы? . - С .303
138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия? . - С .305
139. Каковы основные исторические виды морали? . - С .307
140. Каким образом в философии определяется эстетическое? . - С .309
141. Что такое искусство и в чем его назначение? . - С .312
XXVI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
142. Что отличает философский подход к рассмотрению человека? . - С .316
143. Как трактуется в философии природа и назначение человека? . - С .318
144. Что такое личность с философской точки зрения? . - С .320
145. В чем ценность свободы? . - С .323
146. Свободна ли человеческая воля? . - С .325
147. Для чего человеку словесный язык? . - С .326
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
Аннотация: Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания философии - прежде всего в МГУ им. М. В. Ломоносова, - включили в данное пособие именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки адекватности и глубины усвоения курса. Приведенные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаменационных билетов. Для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Зорина, Е. В.; Рахманкулова, Н. Ф.; Соколов, А. В.; Шестакова, М. А.; Яковлева, Л. Е.; Алексеев, А. П. \ред.\; Яковлева, Л. Е. \ред.\
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

5.
4
Б48


    Березин, Федор Михайлович.
    История лингвистических учений [] : учебник / Ф. М. Березин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1984. - 319 с. : ил. - Указ. имен: с. 311-315 . - ISBN Б. и. : 1.10 р., 1.10 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
Введение . - С .4
Глава 1. Зарождение науки о языке . - С .6
§ 1. Языкознание в Древней Индии . - С .6
§ 2. Греко-римское языкознание . - С .8
§ 3. Арабское языкознание . - С .16
Глава 2. Языкознание XIV-XVIII веков . - С .18
§ 4. Языкознание в эпоху Возрождения . - С .18
§ 5. Первые попытки установления родства языков и их исторического изучения . - С .20
§ 6. Всеобщая Грамматика Пор-Рояля . - С .21
§ 7. Теории происхождения языка . - С .23
§ 8. Философия языка в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева . - С .25
§ 9. Значение филологических трудов М. В. Ломоносова для развития русского языкознания . - С .29
Глава 3. Общее и сравнительно-историческое языкознание начала XIX века . - С .31
§ 10. Общее и сравнительно-историческое языкознание в России . - С .31
§ 11. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе . - С .35
§ 12. Принципы доказательства родства языков (фонетические и грамматические соответствия). Теория агглютинации Ф. Боппа . - С .37
Глава 4. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта . - С .41
§ 13. Жизненный и творческий путь . - С .41
§ 14. Философские основы лингвистической концепции . - С .42
§ 15. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка . - С .45
§ 16. Проблема соотношения языка и мышления . - С .50
§17. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков . - С .51
§18. Антиномии языка . - С .52
§19. Критика учения В. Гумбольдта Н. Г. Чернышевским и А. А. Потебней . - С .54
Глава 5. Языкознание в России в 30-60-е годы XIX века . - С .56
§20. Сравнительно-историческая проблематика в трудах И. И. Срезневского . - С .58
§21. Обще языковедческая проблематика в трудах Ф. И. Буслаева . - С .59
§22. Значение трудов Ф. И. Буслаева для развития сравнительно-исторического . - С .60
§23. Лексикографическая деятельность В.И. Даля . - С .62
§24. Русские революционеры-демократы о проблемах языка . - С .63
Глава 6. Лингвистическая концепции А. А. Потебни . - С .65
§ 25. Жизненный и творческий путь . - С .68
§ 26. Философские основы лингвистической концепции . - С .69
§ 27. А. А Потебня о связи языка и мышления . - С .72
§ 28. Учение о слове . - С .76
§ 29. Теория грамматической формы . - С .79
§ 30. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка) . - С .83
§ 31. Значение лингвистических работ А. А. Потебни . - С .87
Глава 7. Лингвистическая концепция А. Шлейхера . - С .88
§ 32. Философские основы лингвистической концепции . - С .88
§ 33. "Биологическая" концепция языка . - С .90
§ 34. Понятие праязыка и теория родословного дерева . - С .93
Глава 8. Младограмматическая школа в языкознании . - С .96
§35. Из истории младограмматической школы . - С .96
§36. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции младограмматиков . - С .97
§37. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка . - С .101
§ 38. Сравнительно-историческая проблематика в трудах младограмматиков . - С .105
§ 39. Проблемы синтаксиса в учении младограмматиков . - С .107
§ 40. Проблема изменения значений слов в трактовке Г. Пауля . - С .109
§ 41. Критика концепций младограмматиков в работах западноевропейских и русских языковедов (о так называемом "русском младограмматизме") . 1 . - С .111
Глава 9. Лингвистическая концепция Ф.Ф. Фортунатова . - С .114
§ 42. Жизненный и творческий путь . - С .114
§ 43. Проблема языка и мышления . - С .116
§ 44. Учение о словосочетании . - С .119
§ 45. Учение о форме слова . - С .120
§ 46. Сравнительно-историческая проблематика в трудах Ф.Ф. Фортунатова . - С .124
§ 47. Лингвистические концепции А. А. Шахматова, Б. М. Ляпунова и М. М. Покровского . - С .128
Глава 10. Казанская лингвистическая школа . - С .133
§ 48. Жизненный и творческий путь И. А. Бодуэна де Куртенэ . - С .134
§ 49. Философские взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ . - С .135
§ 50. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в трудах И. А Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского . - С .137
§1. Учение о языке как системе в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского . - С .141
§ 52. Знаковый характер языка в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского . - С .145
§ 53. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме . - С .146
§ 54. Вопросы морфологии в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского и В. А. Богородицкого . - С .150
§ 55. Вопросы сравнительно-исторического языкознания и типологии языков в трудах представителей Казанской лингвистической школы . - С .153
§ 56. Значение работ представителей Казанской лингвистической школы для развития языкознания . - С .156
Глава 11. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра . - С .157
§ 57. Жизненный и творческий путь . - С .157
§ 58. Истоки лингвистической концепции . - С .158
§ 59. Определение языка. Теория языка и речи . - С .162
§ 60. Язык как система . - С .165
§ 61 Учение о лингвистическом знаке . - С .167
§ 62. Учение о синхронии и диахронии . - С .171
§ 63. Внешняя и внутренняя лингвистики . - С .173
§ 64. Значение лингвистической концепции ф. де Соссюра для развития языкознания XX в. . - С .174
Глава 12. Социология и языкознание . - С .176
§ 65. История разработки проблем социологии языка . - С .176
§ 66. Становление марксистской социологии языка . - С .178
§ 67. Методологические основы французской школы социологической лингвистки . - С .182
§ 68. А. Мейе о социальном характере языка и причинах языковых изменений . - С .185
§69. А. Мейе как компаративист . - С .187
Глава 13. Структурная лингвистика и другие направления зарубежного языкознания XX в. . - С .189
§ 70. Предпосылки возникновения структурализма . - С .189
§ 71. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики) . - С .190
§ 72. Проблемы фонологии и морфонологии . - С .195
§ 73. Исследование пражских лингвистов в области грамматики . - С .201
§ 74. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов . - С .204
§ 75. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика) . - С .206
§ 76. Эмпирический принцип лингвистической теории глоссематиков . - С .209
§ 77. Процедура лингвистического анализа (по Л. Еяьмслеву . - С .211
§ 78. Язык и речь в трактовке Л. Ельмслева . - С .216
§ 79. Язык как одна из семиотических систем (в трактовке Л. Ельмслева) . - С .217
§ 80. Критика глоссематики в советском и зарубежном языкознании . - С .218
§ 81. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика) . - С .220
§ 82. Общеязыковедческая проблематика в дескриптивной лингвистике . - С .222
§ 83. Дескриптивные методы лингвистического анализа . - С .226
§ 84. Соотношение между различными ответвлениями структурализма . - С .233
§ 85. Трансформационно-генеративная грамматика . - С .236
§ 86. французская школа функциональной лингвистики . - С .251
Глава 14. Советское языкознание . - С .264
§ 87. Диалектический и исторический материализм - философская основа советского языкознания . - С .264
§ 88. Языкознание в 20-е годы. Н. Я. Марр . - С .267
§ 89. Грамматическая концепция И. И. Мещанинова. Проблемы синтаксической типологии . - С .270
§ 90. Вопросы языкового строительства и социологическая проблематика . - С .272
§ 91. Лингвистическая деятельность Л. В. Щербы . - С .276
§ 92. Сравнительно-историческое языкознание в 50-60-е годы . - С .279
§ 93. Общеязыковедческая проблематика в трудах советских ученых . - С .281
§ 94. Структурализм и советское языкознание . - С .287
§ 95. Советское языкознание на современном этапе . - С .291
Примечания . - С .302
Условные сокращения . - С .310
Указатель имен . - С .311
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание--Славянские языки
Аннотация: В книге излагается история основных школ и направлений мирового языкознания, дается характеристика их основных принципов, методик исследования и наиболее важных достижений крупных языковедов прошлого и современности. История лингвистических учений рассматривается как реализация марксистско-ленинского принципа историзма. Во 2-м издании (1-е - 1975 г.) уточнены некоторые формулировки, цитаты, дополнены главы о советском языкознании и о современной зарубежной лингвистике.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Бэкон, Френсис (1561-1626 гг.) \о произв.\; Декарт, Рене (1596-1650 гг.) \о произв.\; Локк, Джон (1632-1704 гг.) \о произв.\; Лейбниц, Г. В. (1646-1716 гг.) \о произв.\; Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765 гг.) \о произв.\; Радищев, Александр Николаевич (1749-1802 гг.) \о произв.\; Бопп, Ф. \о произв.\; Гумбольдт, В. \о произв.\; Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889 гг.) \о произв.\; Потебня, А. А. \о произв.\; Срезневский, И. И. \о произв.\; Буслаев, Ф. И. \о произв.\; Даль, В. И. \о произв.\; Шлейхер, А. \о произв.\; Фортунатов, Ф. Ф. \о произв.\; Марр, Н. Я. \о произв.\; Щерба, Л. В. \о нем\
Экземпляры всего: 4
н/а (4)
Свободны: н/а (4)
Найти похожие

6.
1
М81


    Мосионжник, Леонид Авраамович.
    Технология исторического мифа [Текст] / Л. А. Мосионжник ; отв. ред. С. Е. Эрлих. - СПб. : Нестор-История, 2012. - 414, [1] с. - ISBN 978-5-90598-649-6 : 480.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРА . - С .8
Благодарности . - С .10
Введение. Постановка проблемы . - С .11
I. «Миф крови» и его автор . - С .15
1. «Dieser Balte» . - С .15
1.1. Из «культуртрегеров» - в «мигранты» . - С .15
1.2. «Скиф и тевтонец - братья навек» . - С .16
1.3. «Партийный философ» . - С .18
1.4. Наместник на Востоке . - С .24
1.5. Нацистский преступник №9 . - С .28
1.6. Зачем о нём помнить? . - С .31
I. 2. Критика Ф. Лаку-Лабарта и Ж.-Л. Нанси . - С .32
I. 3. Общий обзор «Мифа XX века» . - С .35
I. 4. Основное понятие автора . - С .37
I. 5. «Избранная раса» . - С .39
I. 6. Ценности «избранной расы» . - С .42
I. 6. 1. Честь и долг . - С .42
I. 6. 2. Ценности патриархата . - С .45
I. 6. 3. Сохранение чистой линии . - С .46
I. 6. 4. Солярный миф . - С .47
I. 7. Фундаментальный аристократизм . - С .49
I. 7. 1. Аристократический характер заявленных ценностей . - С .49
I. 7.2. «Сущность нового учения о культуре» . - С .51
I. 8. Понимание мифа . - С .53
I. 9. Выводы . - С .56
II. Уфология истории: арии, пассионарии, гипербореи . - С .58
II. 1. История, «достойная нас» . - С .58
II. 2. Парад «историй» . - С .61
II. З. Л. Н. Гумилёв и споры вокруг его трудов . - С .67
II. 4. Евразийство . - С .76
II. 5. Циклизм . - С .78
II. 6. Концы в воду, или Пенорождённые цивилизации . - С .81
II. 6. 1. Атлантология . - С .81
II. 6. 2. Неведомая Северная Земля . - С .86
II. 7. Откровение рода Овер де Линден . - С .94
II. 7. 1. Явление пророчества народу . - С .94
II. 7. 2. Герман Вирт и страсти вокруг «Хроники» . - С .95
II. 7. 3. А. Г. Дугин как популяризатор идей Г. Вирта . - С .99
II. 7. 4 Динамика публикаций . - С .102
II. 7. 5. Что же такое «Ура Линда»? . - С .106
II. 7. 6. «Ура Линда» и «Велесова книга» . - С .108
III. «Мифософия», или Содержание Мифа . - С .111
III. 1. Иррационализм . - С .111
III. 1. 1. Л. Н. Гумилёв и русский космизм . - С .111
III. 1. 2. О. Шпенглер и его «гётевский метод» . - С .114
III. 1. 3. А. Дж. Тойнби: христианский эволюционизм . - С .115
III. 1. 4. Н. С. Трубецкой: мистическая культурология . - С .116
III. 1. 5. В. Н. Дёмин: снова космизм . - С .116
III. 1. 6. Г. Вирт: «закон Вральды» . - С .117
III. 2. Избранная популяция . - С .118
III. 2. 1. Равен ли суперэтнос расе? . - С .118
III. 2. 2. О. Шпенглер и А. Дж. Тойнби . - С .122
III. 2. 3. В. Н. Дёмин и гипердиффузионизм . - С .123
III. 2. 4. Н. С. Трубецкой . - С .126
III. 2. 5. Г. Вирт и его единомышленники . - С .127
III. 3. «Генетическая память» . - С .128
III. 4. Культурализм . - С .131
III. 4. 1. «Органически обусловленный центр» . - С .131
III.4.2. Культурализм Шпенглера и Тойнби . - С .134
III. 4. 3. Монокультурализм В. Н. Дёмина . - С .136
III. 4. 4. «Национальное тело» кн. Трубецкого . - С .137
III. 5. Роль ландшафта . - С .139
III. 6. Этнические стереотипы . - С .145
III. 7. Психологизм на популяционном уровне . - С .149
III. 8. Иллюзорность ценностей и смысл истории . - С .153
III. 9. Аристократический характер высших ценностей . - С .155
III. 10. Антигуманность, возведённая в принцип . - С .158
III. 11. Различие между «героями» и «обывателями» . - С .160
III. 12. История как регресс: эволюция или инволюция ? . - С .165
III. 13. Антидемократизм . - С .169
III. 14. Державность . - С .171
III. 15. Исторический этноцентризм . - С .175
III. 16. Этническая сегрегация . - С .176
III. 17. Индульгенция для избранных . - С .181
III. 18. «Благородный» антисемитизм . - С .190
III. 19. «Антисистема» и «противораса», или Демонология истории . - С .196
III. 20. Самодовлеющий активизм resp. эстетизм . - С .208
IV. Методология Мифа . - С .213
IV. 1. Редактирование фактов . - С .213
IV. 1. 1. Криптоистория или «фольк-хистори» ? . - С .213
IV. 1. 2. А. Розенберг . - С .217
IV. 1. 3. Л. Н.Гумилёв . - С .219
IV. 1. 4. Г. Вирт . - С .227
IV. 1. 5. В. Н. Дёмин . - С .228
IV. 1. 6. О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Н. С. Трубецкой . - С .229
IV. 2. Редактирование смыслов . - С .230
IV. 3. Антипрофессионапизм . - С .236
IV. 4. Оценка научного сообщества и собственного значения . - С .243
IV. 5. «Художественные» определения . - С .254
IV. 6. Гиполептический метод . - С .258
IV. 7. Филологические кунштюки . - С .264
IV. 8. Системные закономерности и «синергетика этноса» . - С .274
IV. 8. 1. Энергетизм . - С .275
IV. 8. 2. Анализ этнической истории в терминах энтропии . - С .276
IV. 8. 3. Особое внимание к ритмам системы . - С .277
IV. 8. 4. Особое внимание к структурной сложности системы . - С .277
IV. 8. 5. Чары математизации . - С .280
IV. 8. 6. Аналогии между этническими и физическими процессами . - С .284
IV. 8. 7. Экологический подход . - С .284
IV. 8. 8. «Системные закономерности» у Шпенглера . - С .286
IV. 8. 9. «Поля» и «векторы» Тойнби . - С .289
IV. 9. Проблема источников и ссылок . - С .293
IV. 9. 1. Почему «Ура Линда»? Почему не «Сильмариллион» ? . - С .298
IV. 10. Наука без экспериментов ? . - С .300
V. Стереотипы Мифа . - С .306
V. 1. Casus Tolkien: исторический миф без запрещённых приёмов . - С .306
V. 2. Количественный анализ . - С .314
V. 3. Миф как антинаука . - С .327
V. 3. 1. Виды антинауки . - С .327
V. 3. 2. Критерии антинауки . - С .333
V. 3. 3. Мифы школьного образования . - С .337
VI. Логика Мифа, или Почему так вышло? . - С .342
VI. 1. Способ полагания истины . - С .342
VI. 2. Логическая связность Мифа . - С .350
VI. 2. 1. Вопрос о первооснове мира . - С .350
VI. 2. 2. Ближайшие следствия иррационализма . - С .351
VI. 2. 3. Метафизический Враг и определение ценностей . - С .351
VI. 2. 4. Способ заполнения исторических пустот . - С .354
VI. 2. 5. А синергетика тут при чём? . - С .356
VI. 3. Происхождение и виды расизма: наука против лженауки - или в союзе с ней? . - С .358
VI. 4. Мифологическое сознание и провалы его адептов . - С .362
VI. 5. Этническая или социальная психология? . - С .364
VI. 6. Мифы аристократии - «народу»? . - С .368
VI. 7. Немощь Мифа . - С .371
VI. 7. 1. Миф как слепок массового сознания . - С .371
VI. 7. 2. Консерватизм идеологического Мифа - противоречие в определении . - С .373
VI. 7. 3. Миф - побочный результат или самоцель? . - С .376
Выводы . - С .378
Необходимый постскриптум . - С .387
ЛИТЕРАТУРА . - С .388
Сокращения . - С .403
УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН . - С .404
УДК
ББК 87 + 63.0
Рубрики: Философия--История философии--Социальная философия
   История--Всемирная история--Историография--История России

   Политика

   История политических и правовых учений

Кл.слова (ненормированные):
ИДЕОЛОГИЯ
Аннотация: В чём разница между научной революцией и использованием науки в несвойственных ей целях? В чём причина нынешнего возрождения антинауки, в том числе и псевдоисторического мистицизма? Где та грань, переступив которую, историк превращается в экстремистского идеолога - по собственной воле либо против неё, одной лишь «силою вещей»? И как читатель может сам определить, переступил ли читаемый им автор эту грань? Вот вопросы, на которые призвана ответить эта книга. Рассчитана на историков, социологов, специалистов по идеологии и современной мифологии, а также на широкие круги читателей.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Эрлих, С. Е. \ред.\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)