Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Период.издания науч.абонемента (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=ЭТОС<.>)
Общее количество найденных документов : 13
Показаны документы с 1 по 13
1.
1МИ7
А74


    Анчел, Ева.
    Этос и история [Текст] : пер. с венгерского / Е. Анчел. - М. : Мысль, 1988. - 126 с. - Б. ц.
УДК
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
ИСТОРИЯ -- ЭТОС -- ФИЛОСОФИЯ

Держатели документа:
НБ СГАП
Свободных экз. нет
Найти похожие

2.
808.5
В67


    Волков, А. А.
    Основы риторики [Текст] : учебное пособие / А. А. Волков. - М. : Академический Проект, 2003. - 304 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0296-Х : 125.07 р.
УДК
ББК 81.7
Рубрики: Ораторское искусство. Культура речи
Кл.слова (ненормированные):
риторика -- расположение -- элокуция -- пафос -- этос -- логос -- редукция -- речь -- стиль -- выбор слов -- построение речи -- риторическое построение
Аннотация: Книга содержит систематическое изложение понятий и категорий общей риторики, который читается автором на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

3.
1
П85


    Пружинин, Борис Исаевич.
    Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии [Текст] / Б. И. Пружинин. - М. : РОССПЭН, 2009. - 422, [1] с. - (Humanitas). - ISBN 978-5-8243-1225-6 : 200.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .5
Раздел I. Методологическая рефлексия над наукой: функции и структура
Глава 1.1. Наука и псевдонаука: проблема демаркации . - С .19
Глава 1.2. Методология науки: контуры феномена . - С .35
Глава 1.3. «Философия науки»: в поисках рациональных критериев научности . - С .59
Глава 1.4. Учение о методе «полезной» науки. Рене Декарт . - С .77
Глава 1.5. Конструктивистские истоки методологии. Уильям Оккам . - С .99
Глава 1.6. Культурно-исторический смысл и цели методологии: Густав Шпет и Павел Флоренский . - С .121
Глава 1.7. Эпистемология классическая и неклассическая . - С .146
Раздел II. Прикладная наука как эпистемологический феномен
Глава 2.1. Методология без философии: постпозитивизм . - С .167
Глава 2.2. Фундаментальное и прикладное в науке: проблема социокультурной мотивации . - С .190
Глава 2.3. Перспективы географии: фундаментальная теория или прикладная модель? . - С .207
Глава 2.4. Психоанализ в России: между наукой и практикой (историко-культурная реконструкция) . - С .221
Глава 2.5. Психоанализ как прикладная наука: методологические проблемы . - С .239
Глава 2.6. О методологии педагогики . - С .256
Глава 2.7. Этос прикладной науки: проблемы социокультурного самосознания . - С .275
Раздел III. Псевдонаука вчера и сегодня
Глава 3.1. Как методологически возможна псевдонаука? . - С .299
Глава 3.2. Ведовство как социокультурный феномен: опыт методологического рассмотрения . - С .314
Глава 3.3. Псевдонаука как альтернативная наука . - С .331
Глава 3.4. Астрология как проблема методологии . - С .345
Глава 3.5. О своеобразии астрологии . - С .359
Глава 3.6. Утопическое проектирование в философско-методологическом ракурсе . - С .375
Вместо заключения . - С .393
Литература . - С .408
Указатель имен. Составитель Т. Г. Щедрина . - С .418
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

   Логика

Аннотация: «Ratio serviens» — это, конечно, метафора, но в ней есть эмоциональная напряженность, позволяющая привлечь внимание к опасностям, которые подстерегают научный разум, когда он, включаясь в решение прикладных практических задач, подчиняет им решение задач собственно познавательных. Разум «служит», но «сервильность» имеет в русском языке негативный смысловой оттенок. В книге обсуждается тема культурно-исторической эпистемологии, внутреннюю форму которой образует идея общения как самоценности, как стержневой ценности европейской и русской культуры, на служение которой и направлены усилия научного разума в рамках фундаментальной науки. В контексте этой темы современный подъем псевдонауки рассматривается как симптом культурных процессов, подводящих европейскую цивилизацию к ее границам. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся современной философской и эпистемологической проблематикой.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

4.
1
Г37


    Герасимова, Ирина Алексеевна.
    Единство множественного (эпистемологический анализ культурных практик) [Текст] / И. А. Герасимова. - М. : Альфа-М, 2010. - 303 с. - (Библиотека журнала "Эпистемология & философия науки"). - ISBN 978-5-98281-236-0 : 200.00 р.
    Содержание:
ВВЕДЕНИЕ . - С .7
ГЛАВА 1. ЕДИНОЕ, МНОГОЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ . - С .17
1.1. Проблематика двойственности и целостности в дискуссиях XX-XXI вв. . - С .17
1.2. Философские учения о едином и многом, их современные интерпретации . - С .25
1.3. Аналитика, диалектика, дуализм, холизм . - С .38
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ . - С .49
2.1. Аристотель. Учение о противоположностях и противоречии . - С .49
2.2. Аналитическое понимание истины. Логика, аргументация, эпистемология . - С .61
2.3. Чатушкотика вопрос о природе законов логики . - С .66
2.4. Логические квадраты . - С .85
ГЛАВА 3. ТОЖДЕСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ . - С .101
3.1. Особенности восточного мышления . - С .101
3.2. Индийские модели. Недвойственность как тождество противоположностей . - С .104
3.3. Плотин. Учение о Едином . - С .130
3.4. Николай Кузанский. Математическая интуиция бесконечного . - С .134
ГЛАВА 4. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ . - С .143
4.1. Тай цзи. Китайская модель . - С .143
4.2. Принцип дополнительности в современной науке . - С .163
ГЛАВА 5. ЕВРОПЕЙСКАЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ . - С .170
5.1. Гераклит. Холистическая диалектика . - С .170
5.2. Гегель. Диалектическое противоречие как источник развития . - С .176
ГЛАВА 6. ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИКИ . - С .185
6.1. Освоение противоположностей в духовных практиках . - С .185
6.2. Биполярность эмоций и черт характера . - С .186
6.3. Биполярность суждений . - С .194
6.4. Путь золотой середины. Сущность нейтрального состояния . - С .200
6.5. Социальная поляризация. Отношение к врагам . - С .204
6.6. Игры языка и жизни: за пределами двойственности . - С .215
ГЛАВА 7. ФИЛОСОФСКИЕ СПОРЫ: ДОБРО И ЗЛО, ДУХ И МАТЕРИЯ . - С .225
7.1. Проблема природы добра и зла . - С .225
7.2. Зороастризм. Аналитическая модель . - С .227
7.3. Легенды о князе мира и амбивалентность русского сознания . - С .234
7.4. Плотин: дуализм в субстанции и целостность мудрости . - С .241
7.5. Виновата ли материя? . - С .252
7.6. Космические концепции добра и зла: античность и современность . - С .269
7.7. Проблема теодицеи в монотеистических религиях . - С .284
7.8. Этический парадокс Николая Бердяева. Сознание и сверхсознательный опыт . - С .288
7.9. Этос науки. Проблема добра и зла . - С .292
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - С .301
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии--Философия науки
   Логика

   Этика

   Культурология--Теория культурологии

Аннотация: Принцип единства множественного и принцип противоположностей составили предмет исследования данной монографии. Развивается системный подход, в котором соединены логико-методологический, познавательный, эволюционный и историко-культурный аспекты. В предлагаемой логико-методологической концепции описаны аналитический, диалектический и целостный (холистический) стили мышления. Философские методологии Запада и Востока, привлекающие принцип противоположностей, принцип единства множественного, принцип противоречия, принцип дополнительности, рассматриваются в контексте жизненных практик. Автор придерживается установки эволюционной эпистемологии о единстве и взаимообусловленности тела, сознания, среды. «Путь золотой середины» в мире полярностей - предмет особого внимания. Дана широкая культурная панорама использования логической методологии в познании, общении и творчестве. Развиваемый методологический подход проливает новый свет на философские дискуссии о добре и зле, истине и лжи, духе и материи. Для эпистимологов, методологов науки, культурологов, широкого круга философов и ученых.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

5.
1
Ф56


   
    Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-14011-6 : 235.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРОВ . - С .3
Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19
8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21
9. Что такое личностное знание? . - С .22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24
11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30
13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34
15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39
17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98
37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113
44. Что такое проблема? . - С .114
45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124
49. Что такое научный закон? . - С .126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141
54. Какова структура научной картины мира? . - С .143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148
56. Что такое динамика научного знания? . - С .148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157
62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184
72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194
73. Что такое метод и методология? . - С .194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225
83. Что такое каноны индукции? . - С .229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234
87. Что такое понимание? . - С .236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243
91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234
100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303
113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337
ЛИТЕРАТУРА . - С .340
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--Социальная философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

6.
37
Я77


    Ярская, Валентина Николаевна.
    Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию [Текст] : полезно молодому ученому, соискателю ученой степени / В. Н. Ярская. - М. : ЦСПГИ, 2011. - 175 с. - ISBN 978-5-903360-58-1 : 200.00 р.
    Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ . - С .6
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ, ИЛИ ВРЕМЯ КАК МЕТОД . - С .9
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ . - С .16
SCIENTIFIC COMMUNITY - ЭТОС УЧЕНОГО . - С .41
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ . - С .69
ВВЕДЕНИЕ: ПРОГРАММА ДИССЕРТАЦИИ . - С .88
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН ДИССЕРТАЦИИ . - С .102
АВТОРЕФЕРАТ - СЖАТОЕ ВРЕМЯ ДИССЕРТАЦИИ . - С .130
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ КАК ВРЕМЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ . - С .145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - С .166
ЛИТЕРАТУРА . - С .169
УДК
ББК 72
Рубрики: Образование--Высшее образование
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: В книге проанализированы основные теории и концепции, прогностическая функция, этика и методология науки, предложены технологии использования современных средств разработки и оформления диссертационного исследования в процессе профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации. Автор старался учитывать базу знаний, полученную соискателем в процессе обучения в вузе по программам бакалавриата, специальности, магистратуры, аспирантуры и докторантуры в области социальных наук. Рекомендуется магистрантам, аспирантам, докторантам, соискателям, диссертационным советам, преподавателям и сотрудникам университетов, академий, учебных центров любых направлений и специальностей, управлениям и отделам поствузовского образования и научных исследований, ведомствам и просто любопытным.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 1
ч/з4 (1)
Свободны: ч/з4 (1)
Найти похожие

7.
2
П68


   
    Православие как фактор формирования российской государственности и культуры [Текст] : антология / сост. В. Ф. Федорова, М. И. Шишова. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Русской христианской гуманит. акад., 2012. - 829 с. - (Русский путь). - ISBN 978-5-88812-520-5 : 660.00 р.
1150 лет российской государственности.
    Содержание:
От издателя . - С .5
Предисловие составителя ко 2-му изданию . - С .7
Федоров, В. Ф. Православие: pro et contra. Почему pro et contra? / В. Ф. Федоров. - С .14
Святитель Игнатий, (Брянчанинов). О Православии / Игнатий (Брянчанинов) Святитель. - С .47
Священник Иван, Беллюстин. Русь православная / Иван Беллюстин Священник. - С .52
Святитель Феофан, Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него / Феофан Затворник Святитель. - С .66
Архимандрит Феодор, (А. М. Бухарев). О современности в отношении к православию / Феодор (А. М. Бухарев) Архимандрит. - С .72
Победоносцев, К. П. Церковь и государство / К. П. Победоносцев. - С .80
Барсов, Ч. И. Православие / Ч. И. Барсов. - С .91
Федоров, Н. Ф. О православии и Символе веры. Православный погребальный обряд и его смысл / Н. Ф. Федоров. - С .98
Розанов, В. В. Русская церковь / В. В. Розанов. - С .101
Эрн, В. Ф. Христианский социализм в России / В. Ф. Эрн. - С .109
Трубецкой, С. Н. О современном положении Русской церкви / С. Н. Трубецкой. - С .112
Протоиерей Стефан, Остроумов. Веротерпимость Православия / Стефан Остроумов Протоиерей. - С .120
Ельчанинов, А. В. Православие / А. В. Ельчанинов, П. А. Флоренский. - С .142
Архиепископ Никон, (Рождественский). Чем больна наша матушка Россия? / Никон (Рождественский) Архиепископ. - С .165
Трубецкой, Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм / Е. Н. Трубецкой. - С .169
Глубоковский, Н. Н. Православие по его существу / Н. Н. Глубоковский. - С .189
Голубинский, Е. Е. О реформе в быте Русской церкви / Е. Е. Голубинский. - С .206
Протоиерей Иоанн, Восторгов. Истинный патриотизм. Поучительное слово по поводу оставления русским воинством Перемышля и Львова в 1915 году / Иоанн Восторгов Протоиерей. - С .213
Трубецкой, Е. Н. О христианском отношении к современным событиям / Е. Н. Трубецкой. - С .219
Эрн, В. Ф. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием / В. Ф. Эрн. - С .225
Протоиерей Иоанн, Егоров. Православие и жизнь в нем. Новый путь истинно православной христианизации личной и общественной жизни / Иоанн Егоров Протоиерей. - С .236
Карсавин, Л. П. О сущности православия / Л. П. Карсавин. - С .253
Зеньковский, В. В. Православие и культура. Идея православной культуры / В. В. Зеньковский. - С .263
Карсавин, Л. П. Путь православия / Л. П. Карсавин. - С .280
Флоренский, П. А. Записка о православии / П. А. Флоренский. - С .288
Новгородцев, П. И. Существо русского православного сознания / П. И. Новгородцев. - С .291
Арсеньев, Н. С. О миросозерцании и благочестии Православной церкви / Н. С. Арсеньев. - С .305
Курдюмов, М. Православие и большевизм / М. Курдюмов. - С .314
Федотов, Г. П. Проблемы будущей России / Г. П. Федотов. - С .339
Карташев, А. В. Русское христианство / А. В. Карташев. - С .346
Степун, Ф. А. Чаемая Россия / Ф. А. Степун. - С .359
Лот-Бородина, М. Критика «Русского христианства» / М. Лот-Бородина. - С .374
Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни / Мать Мария (Скобцова). - С .383
Протоиерей Сергий, Булгаков. Православие и государство / Сергий Булгаков Протоиерей. - С .408
Бердяев, Н. А. Истина Православия / Н. А. Бердяев. - С .415
Ильин, И. А. Русскому народу необходимо духовное обновление. Церковь и жизнь / И. А. Ильин. - С .423
Верховской, С. С. Православие и современность / С. С. Верховской. - С .433
Лосев, А. Ф. Имяславие / А. Ф. Лосев. - С .444
Арсеньев, Н. С. Духовные силы в жизни русского народа / Н. С. Арсеньев. - С .455
Лосский, Н. О. Религиозность русского народа / Н. О. Лосский. - С .464
Протоиерей Георгий, Флоровский. Этос Православной церкви / Георгий Флоровский Протоиерей. - С .480
Евдокимов, П. Н. Византия после Византии / П. Н. Евдокимов. - С .495
Митрополит Антоний, Сурожский. Размышления на пути к Пасхе / Антоний Сурожский Митрополит. - С .501
Архиепископ Серафим, (Соболев). Русская идеология / Серафим (Соболев) Архиепископ. - С .507
Комментарии . - С .519
Словарь понятий и терминов . - С .637
Словарь имен . - С .740
УДК
Рубрики: Право
   Теория государства

   Религия--Православие--Христианство

   Философия

   Этнография--Нравы. Обычаи. Образ жизни

   Культурология--История культурологии--Теория культурологии

Аннотация: Настоящий том серии «Русский Путь» «Православие: pro et contra» является переработанным и значительно дополненным вторым изданием одноименной книги. Как и в первом издании, вошедшие в книгу тексты принадлежат православным авторам: епископам, священникам, мирянам, профессорам духовных школ и непрофессиональным богословам, творившим во второй половине XIX - первой половине XX века. Презентация современных взглядов на Православие, включая неправославные оценки, является задачей, которую предстоит решить в последующих изданиях. Издание приурочено к 1150-летию российской государственности, поэтому особое внимание в нем уделено темам «Церковь и государство», «роль религии в светском обществе». Книга представляет интерес не только для философов, религиоведов, политологов, богословов, но и для широкого круга читателей, озабоченных духовной судьбой России, как верующих, так и неверующих. Она может также служить учебным пособием по ряду учебных дисциплин и оказаться увлекательным и познавательным чтением.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Федорова, В. Ф. \сост.\; Шишова, М. И. \сост.\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

8.
1
Л53


    Лешкевич, Татьяна Геннадьевна.
    Философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2006. - 270, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-002338-0 : 165.00 р.
    Содержание:
Глава 1
НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .3
1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации . - С .3
1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций . - С .7
1.3. Ценности научной рациональности . - С .14
1.4. Наука и философия . - С .18
1.5. Наука и искусство . - С .19
1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности . - С .33
1.7. Функции науки . - С .37
Глава 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ . - С .42
2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки . - С .42
2.2. Античная наука . - С .47
2.3. Развитие логического мышления в средневековье . - С .53
2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия . - С .59
2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам . - С .63
2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители . - С .66
2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта . - С .72
2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон . - С .77
2.9. Формирование технических наук . - С .81
Глава 3
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .87
3.1. Классификация наук . - С .87
3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки . - С .93
3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода . - С .100
3.4. Методология в структуре научного знания . - С .107
3.5. Научная картина мира; ее исторические формы . - С .110
Глава 4
ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .117
4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов . - С .117
4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний . - С .122
4.3. Становление развитой научной теории . - С .131
4.4. Роль языка в процессе становления научной теории . - С .136
4.5. Проблемные ситуации в науке . - С .141
4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру . - С .146
Глава 5
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ . - С .158
5.1. Научные революции как трансформация оснований науки . - С .158
5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая . - С .162
Глава 6
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .169
6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска . - С .169
6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира . - С .180
6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере . - С .187
6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития . - С .194
6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. . - С .201
6.6. Сциентизм и антисциентизм . - С .209
6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации . - С .217
6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания . - С .223
Глава 7
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .233
7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности . - С .233
7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность . - С .236
7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний . - С .244
7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки . - С .252
7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов . - С .257
Список литературы . - С .264
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

9.
1
Ф56


   
    Философия и этика [Текст] : сборник научных трудов / РАН, Ин-т философии ; отв. ред. и сост. Р. Г. Апресян. - М. : Альфа-М, 2009. - 797, [1] с. : 16 с. c порт. - ISBN 978-5-98281-172-1 : 400.00 р.
К 70-летию акад. А. А. Гусейнова.
    Содержание:
I. . - С .5
Интервью с академиком РАН Абдусаламом Абдулкеримовичем Гусейновым . - С .7
Апресян, Р. Г. Абдусалам Гусейнов. Очерк творчества / Р. Г. Апресян. - С .35
Библиография А. А. Гусейнова . - С .61
II. . - С .89
Ойзерман, Т. И. Этика на вершине философского дискурса / Т. И. Ойзерман. - С .91
Соловьев, Э. Ю. Кант на все времена / Э. Ю. Соловьев. - С .104
Земляной, С. Н. Трансцендентальный аргумент в этике А. А. Гусейнова / С. Н. Земляной. - С .121
Толстых, В. И. Салам Гусейнов: блеск и нищета морализма / В. И. Толстых. - С .130
III. . - С .145
Гаджикурбанов, А. Г. Вина метафизическая и вина моральная / А. Г. Гаджикурбанов. - С .147
Апресян, Р. Г. Золотое правило в этике Аристотеля / Р. Г. Апресян. - С .157
Гаджикурбанова, П. А. Аристотель и стоики о природе добродетели / П. А. Гаджикурбанова. - С .171
Неретина, С. С. Вещь как то, о чем речь (Негативная диалектика Лоренцо Баллы) / С. С. Неретина. - С .184
Корзо, М. А. Дискуссии о Декалоге в протестантской мысли XVI в. / М. А. Корзо. - С .200
Гайденко, П. П. Пантеистический имперсонализм Гегеля / П. П. Гайденко. - С .207
Громов, М. Н. Этическая доминанта русской мысли / М. Н. Громов. - С .219
Киселева, М. С. К проблеме антропологии русского барокко / М. С. Киселева. - С .235
Судаков, А. К. Аристотель как выразитель и погубитель духа язычества: И. В. Киреевский о классической греческой мысли / А. К. Судаков. - С .248
Кантор, В. К. Достоевский и Ветхий Завет / В. К. Кантор. - С .262
Мелешко, Е. Д. Нравственные основания веры в религиозной этике Л.Н. Толстого / Е. Д. Мелешко, В. Н. Назаров. - С .276
Гельфонд, М. Л. «Истинная религия» Л.Н. Толстого / М. Л. Гельфонд. - С .291
Доброхотов, А. Л. Моральные коллизии споров о войне в русской философии Серебряного века / А. Л. Доброхотов. - С .306
Пантин, И. К. Проблема политического в концепции Антонио Грамши / И. К. Пантин. - С .312
Бычков, В. В. К проблеме типологии современной художественной культуры / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. - С .326
Гуревич, П. С. Этические ракурсы философской антропологии / П. С. Гуревич. - С .336
V. . - С .349
Лекторский, В. А. Философия как понимание и трансформирование / В. А. Лекторский. - С .351
Смирнов, А. В. Как возможен перевод? Язык, мышление и логика смысла / А. В. Смирнов. - С .360
Свасьян, К. А. Оправдание эгоизма. Перспективы морального прорыва / К. А. Свасьян. - С .375
Дубровский, Д. И. Размышление об альтруизме, эгоизме и "природе человека" / Д. И. Дубровский. - С .391
Касавин, И. Т. Табу, мораль и эпистемология запрета / И. Т. Касавин. - С .405
Скрипник, А. П. Экзотерическое и эзотерическое в морали / А. П. Скрипник. - С .418
Артемьева, О. В. Теоретические основания этики добродетели / О. В. Артемьева. - С .433
Зубец, О. П. Аристократизм как основание поступания / О. П. Зубец. - С .446
Подорога, В. А. Боль (Некоторые подходы к этике Ф. Ницше) / В. А. Подорога. - С .459
Мотрошилова, Н. В. Нравственно-моральное измерение экзистенциального опыта и проблема смерти в художественном творчестве Л. Толстого / Н. В. Мотрошилова. - С .467
Прокофьев, А. В. Лев Толстой и "сообщество ангелов" / А. В. Прокофьев. - С .486
Шохин, В. К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху и его этическая составляющая / В. К. Шохин, О. С. Соина. - С .501
Сабиров, В. Ш. Нравственный ум человека / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. - С .515
Максимов, Л. В. Высшие ценности и мораль / Л. В. Максимов. - С .531
Соина, О. С. Будущее морали / О. С. Соина. - С .544
V. . - С .549
Степин, В. С. Стратегии ненасилия и развитие цивилизации / В. С. Степин. - С .551
Писманик, М. Г. Ненасилие: идея, идеал, принцип, утопия / М. Г. Писманик. - С .564
Розин, В. М. Размышления об этике ненасилия и насилии / В. М. Розин. - С .578
Кашников, Б. Н. Этические содержание и смысл русского терроризма конца XIX-начала XX в. / Б. Н. Кашников. - С .593
Федорова, М. М. Парадоксы политического (читая Поля Рикёра) / М. М. Федорова. - С .605
VI. . - С .619
Степанянц, М. Т. Глобальный этос реальная перспектива или утопия? / М. Т. Степанянц. - С .621
Лапин, Н. И. Культура как антропосоциетальный консенсус / Н. И. Лапин. - С .636
Бакштановский, В. И. Перепутья прикладной этики: от "края исследовательской ойкумены" к "центру этической вселенной" / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. - С .650
Ваатьевене, Н. Влияние классического философского наследия на развитие прикладной этики (на примере этики организаций) / Н. Ваатьевене. - С .670
Юдин, Б. Г. Антропологические основания биомедицинского исследования / Б. Г. Юдин. - С .680
Иванюшкин, А. Я. Предмет биоэтики / А. Я. Иванюшкин. - С .694
Тищенко, П. Д. Биоэтика: множественность и мысль / П. Д. Тищенко. - С .709
Лисеев, И. К. Экологическая этика в условиях новой экологической культуры / И. К. Лисеев. - С .723
Разин, А. В. Многообразие нравственной жизни современного общества и принципы ее организации / А. В. Разин. - С .737
Федотова, В. Г. Этика капитализма: этика бизнеса и этика общества / В. Г. Федотова. - С .752
VII. . - С .769
Полищук, М. Л. Былое и думы / М. Л. Полищук. - С .771
Рабинович, В. Л. Салам и Шолом взаимотранспарантны / В. Л. Рабинович. - С .778
Сведения об авторах . - С .789
УДК
ББК 87:87.7
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии--Социальная философия
   Этика

Аннотация: Книга представляет собой сборник научных трудов, посвященных 70-летию академика РАН А.А. Гусейнова, видного российского философа, автора широко известных работ в области истории и теории этики. Книга подготовлена коллегами и учениками А.А. Гусейнова и охватывает практически весь спектр проблем современного философского знания.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Апресян, Р. Г. \ред., сост.\; РАН. Ин-т философии
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

10.
1
Я81


    Яскевич, Ядвига Станиславовна.
    Философия [Текст] : конспект лекций / Я. С. Яскевич. - 2-е изд., доп. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 192 с. - ISBN 978-985-536-207-5 : 120.00 р.
    Содержание:
Введение
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ . - С .4
Лекция 1. Философия как социокультурный феномен . - С .4
1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения . - С .4
1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания . - С .6
1.3. Философские категории и мировоззренческие универсалии культуры . - С .7
Лекция 2. Исторические типы классической философии . - С .9
2.1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока . - С .9
2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции . - С .13
2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре . - С .16
2.4. Философия эпохи Ренессанса . - С .17
2.5. Особенности философии в новоевропейской культуре . - С .20
2.6. Философская мысль эпохи Просвещения . - С .21
2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции . - С .23
Лекция 3. Становление и основные стратегии развития неклассической философии . - С .25
3.1. Классика и неклассика: две эпохи развития европейской философии . - С .25
3.2. Критика философской классики и иррационализация философии . - С .26
3.3. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм . - С .28
3.4. Религиозная философия в контексте современной культуры . - С .30
3.5. Становление и основные черты марксистской философии. Философия неомарксизма. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли XX века . - С .31
3.6. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления . - С .34
3.7. Аналитическая стратегия развития философии . - С .36
3.8. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания . - С .36
3.9. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постмодернизме . - С .38
Лекция 4. Философия и национальное самосознание. Русская философия. Философская мысль Беларуси . - С .40
4.1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии . - С .40
4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси . - С .42
Раздел II. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ . - С .44
Лекция 5. Метафизика и онтология . - С .44
5.1. Метафизика как философское учение о всеобщих основаниях и принципах бытия . - С .44
5.2. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи . - С .44
5.3. Основные структурные уровни организации материального бытия . - С .45
5.4. Динамическая организация бытия. Формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма . - С .46
5.5. Диалектика как философская теория развития . - С .49
5.6. Пространственно-временная организация бытия . - С .54
Лекция 6. Философия природы . - С .56
6.1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы . - С .56
6.2. Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества. Коэволюционный императив в современной цивилизации . - С .57
6.3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество - природа» и сценарии возможного будущего . - С .58
III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ . - С .60
Лекция 7. Проблема человека в философии и науке . - С .60
7.1. Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной традициях. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии . - С .60
7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке: криационистская, трудовая, игровая концепции . - С .62
7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке . - С .64
7.4. Деятельность в жизни человека. Праксеология как философское учение о человеческой деятельности . - С .64
7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Модусы человеческого бытия. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества . - С .66
Лекция 8. Сознание человека как предмет философского анализа . - С .69
8.1. Проблема сознания и основные традиции его анализа в классической и неклассической философии . - С .69
8.2. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение . - С .69
8.3. Сознание и мозг. Понятие идеального . - С .70
8.4. Структура сознания. Сознание и бессознательное . - С .72
Раздел IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ . - С .73
Лекция 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа . - С .73
9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания . - С .73
9.2. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм . - С .74
9.3. Субъект и объект познания . - С .75
9.4. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания . - С .75
9.5. Познание как постижение истины. Роль практики в процессе познания . - С .77
Лекция 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус . - С .80
10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический . - С .80
10.2. Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания . - С .83
10.3. Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания . - С .85
10.4. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы . - С .90
10.5. Традиции и инновации в динамике науки и феномен научной революции . - С .91
10.6. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого . - С .92
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ . - С .95
Лекция 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии . - С .95
11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Понятие общества . - С .95
11.2. Основные исследовательские программы . - С .96
11.3. Типы социальных структур общества. Современные концепции социальной стратификации . - С .97
Лекция 12. Основные проблемы политической . - С .100
12.1. Политика и власть. Философия политики . - С .100
12.2. Философия права. Государство и гражданское общество. Феномен идеологии в политической жизни общества . - С .101
Лекция 13. Философские проблемы социальной динамики . - С .103
13.1. Общество как саморазвивающаяся система . - С .103
13.2. Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики . - С .104
13.3. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории. Понятие социального прогресса . - С .106
13.4. Современный этап цивилизационного развития в контексте глобализации и проблема сохранения социокультурной идентичности в современном мире. Восточно-славянская цивилизация: между Востоком и Западом . - С .111
13.5. Техника и ее роль в развитии цивилизации . - С .113
13.6. Человек в системе социально-экономических отношений. Этика бизнеса . - С .114
Лекция 14. Философия культуры . - С .117
14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Динамика культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства . - С .117
14.2. Духовная культура, философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций . - С .119
Глоссарий . - С .121
Литература . - С .134
Приложение 1. Философские размышления и игры, схемы и таблицы . - С .137
Приложение 2. Тематические тесты . - С .171
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
Аннотация: Пособие подготовлено в соответствии со стандартом и типовой учебной программой по философии нового поколения, отличается краткостью изложения курса. Включает изложение исторических типов философии - от древней до современной. Рассмотрены концепции философии бытия, философской антропологии и философии сознания; проблемы теории познания и философии науки; раскрыты основные понятия и концепции социальной философии. Адресуется студентам и преподавателям вузов, всем интересующимся философией.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

11.
1
Ф56


   
    Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-07901-5 : 200.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРОВ . - С .3
Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19
8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21
9. Что такое личностное знание? . - С .22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24
11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30
13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34
15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39
17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98
37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113
44. Что такое проблема? . - С .114
45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124
49. Что такое научный закон? . - С .126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141
54. Какова структура научной картины мира? . - С .143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148
56. Что такое динамика научного знания? . - С .148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157
62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184
72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194
73. Что такое метод и методология? . - С .194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225
83. Что такое каноны индукции? . - С .229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234
87. Что такое понимание? . - С .236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243
91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234
100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303
113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337
ЛИТЕРАТУРА . - С .340
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

12.
340
З-86


    Зорькин, Валерий Дмитриевич.
    Право против хаоса [Текст] : монография / В. Д. Зорькин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Норма : Инфра-М, 2018. - 367 с. - ISBN 978-5-91768-916-6 (Норма). - ISBN 978-5-16-013934-0 (Инфра-М, print). - ISBN 978-5-16-106551-8 (Инфра-М, online) : 450.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .5
Глава I. Суть права . - С .7
1. «Тайна беззакония». Об опасности расхождения между нормативностью морали и закона . - С .7
2. Право как равенство в свободе: теория и практика . - С .11
3. О том, как преодолеть отклонения от сути права . - С .21
Глава II. Сон разума и этос права . - С .30
1. Рационализм и право модерна . - С .30
2. Двуединство права и власти . - С .39
Глава III. Право в условиях глобальных перемен . - С .48
1. Особенности современной «эпохи перемен» и юриспруденция . - С .48
2. Государственный суверенитет и международное право . - С .58
3. Об антиконституционной смене государственной власти . - С .65
Глава IV. Лики праворазрушительства . - С .70
1. Фашиствующее варварство и «управляемый хаос» . - С .70
2. Терроризм - преступление против человечества . - С .83
3. На пути к беззаконию? . - С .94
Глава V. Право - доверие - справедливость . - С .113
1. О должном и справедливом в социально-экономической сфере . - С .113
2. Доверие к праву - путь разрешения глобальных кризисов . - С .127
3. Интегративная функция права в глобализированном мире . - С .141
Глава VI. Справедливый миропорядок: современные подходы . - С .152
1. Новый миропорядок: справедливость и правовая безопасность . - С .152
2. Справедливый миропорядок: синтез индивидуальной свободы и социальной солидарности . - С .162
3. Международное право и взаимодействие стран БРИКС . - С .172
Глава VII. Конституционная идентичность . - С .185
1. Конституционная идентичность России: доктрина и практика . - С .185
2. Сохранение общероссийской государственной идентичности как стратегическая проблема . - С .214
Глава VIII. Конституционная юстиция и проблемы социальной интеграции . - С .225
1. Конституционная юстиция как инструмент согласования интересов в правовом пространстве . - С .225
2. Обеспечение баланса конституционных ценностей . - С .234
3. Согласование частных и публичных интересов . - С .241
4. Роль Конституционного Суда в обеспечении социальной интеграции и доверия . - С .249
Глава IX. Воссоединение Крыма с Россией . - С .263
1. «Майданная» Украина 2014 года и антиконституционный военный путч . - С .263
2. О формально-юридических аспектах воссоединения Крыма с Россией . - С .270
3. Ответ на критику . - С .281
Глава X. Дух закона и мера свободы . - С .288
1. Государственная устойчивость и развитие . - С .288
2. Мера свободы: чацкие и дымовы в зеркале права . - С .297
3. В хаосе нет морали . - С .304
4. Путь России к правовому равенству . - С .314
Глава XI. Связь времен . - С .325
1. «Либеральные меры - сильная власть»: о методологии реформирования . - С .325
2. О сопряжении должного и справедливого . - С .333
3. В поисках согласия . - С .341
4. Феномен реформатора . - С .351
5. Правовая судьба России . - С .360
УДК
ББК 67.0
Рубрики: Право
   Теория права--Философия права

   Международное право--Международное публичное право--Права человека

   Конституционное право--Государственная власть--Основы Конституции--Судебная власть

   Теория государства--Государственная власть--Политическая система общества

   Социология--Социология права

Аннотация: Эта книга - о праве как нормативной форме свободы, о его роли в развитии России, в решении внутригосударственных и международных проблем, в борьбе с многоликим праворазрушительством: будь то произвол и беззаконие, дегуманизация и имморализм, агрессивная архаика и новое фашиствующее варварство. Она о правовом пути России, о российской реальности в ее соотношении с основополагающими правовыми принципами, такими как юридическое равенство и справедливость, приоритет прав человека, верховенство закона. А еще - о духе закона в контексте социокультурных факторов, об опасности отрыва законодательства от морально-нравственных регуляторов, о конституционной идентичности Российского государства как суверенного субъекта международных и глобальных отношений, о необходимости выстраивания нового справедливого миропорядка. Данная работа подготовлена на основе лекций, прочитанных автором на Международном петербургском юридическом форуме в 2011 - 2017 гг. Первое издание вышло в Библиотечке «Российской газеты» (2016). Для юристов, философов, политологов и социологов, а также для широкого круга читателей.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 2
ч/з1 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (1)
Найти похожие

13.
327
С76


   
    СССР - ФРГ: навстречу друг другу. Духовные предпосылки и проблемы сотрудничества [Текст] : научное издание / отв. ред. В. В. Мшвениерадзе, К. Хорнунг. - М. : Международные отношения, 1990. - 320 с. - ISBN 5-7133-0366-7 : 2.50 р.
    Содержание:
Мшвениерадзе, В. В. Предисловие советского редактора / В. В. Мшвениерадзе. - С .5
Клаус, Хорнунг. Предисловие немецкого редактора / Хорнунг Клаус. - С .17
I.ФИЛОСОФИЯ-ПОЛИТИКА-КУЛЬТУРА
Мшвениерадзе, В. В. Философия - Политика - Культура (проблема идеала) / В. В. Мшвениерадзе. - С .32
Вольфаган, Бергсдорф. Политика и мораль / Бергсдорф Вольфаган. - С .48
Мшвениерадзе, В. В. Политика и мораль / В. В. Мшвениерадзе. - С .60
Гюнтер, Рормозер. Политика и религия / Рормозер Гюнтер. - С .73
Гараджа, В. И. Политика и религия / В. И. Гараджа. - С .82
ПУСТАРНАКОВ, В. Ф. Русско-немецкие философские связи в социокультурном контексте / В. Ф. ПУСТАРНАКОВ. - С .93
ЙОЗЕФ, ШЮТЦ. Взаимодействия в сфере культуры (литература) / ШЮТЦ ЙОЗЕФ. - С .107
II. ИМПЕРАТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
Мшвениерадзе, В. В. Новое политическое мышление / В. В. Мшвениерадзе. - С .119
Клаус, Хорнунг. Новое политическое мышление / Хорнунг Клаус. - С .134
ШАХНАЗАРОВ, Г. Х. Переходное состояние современного общества / Г. Х. ШАХНАЗАРОВ. - С .149
РУПЕРТ, ШОЛЬЦ. Суверенитет, самоопределение и интеграция: возможности развития и условия выживания в Европе / ШОЛЬЦ РУПЕРТ. - С .158
ШАХНАЗАРОВ, Г. Х. Суверенитет и интеграция. Выживание и развитие / Г. Х. ШАХНАЗАРОВ. - С .169
МАНФРЕД, РИДЕЛЬ. Этос политического диалога / РИДЕЛЬ МАНФРЕД. - С .181
АЛЕКСЕЕВА, Т. А. От баланса сил к гармонии интересов / Т. А. АЛЕКСЕЕВА. - С .194
ГЮНТЕР, КИСЛИНГ. Отказ от политики "с позиции силы; аспект политической философии / КИСЛИНГ ГЮНТЕР. - С .208
КРАВЧЕНКО, И. И. Возможности совместного решения глобальных проблем / И. И. КРАВЧЕНКО. - С .220
ГАНС, КЛЯЙН. Возможности совместного решения глобальных проблем / КЛЯЙН ГАНС. - С .234
III. ОТ РАСКОЛОТОЙ ЕВРОПЫ К ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОМУ ДОМУ
ФРЕНКИН, А. А. Вторая мировая война и современность / А. А. ФРЕНКИН. - С .244
ФРАНЦ, УЛЕ-ВЕТТЛЕР. Вторая мировая война и современность / УЛЕ-ВЕТТЛЕР ФРАНЦ. - С .255
ФРЕНКИН, А. А. Преодоление "образа врага" / А. А. ФРЕНКИН. - С .272
ГЮНТЕР, КИСЛИНГ. Отказаться от "образов врага" / КИСЛИНГ ГЮНТЕР. - С .286
ФРЕНКИН, А. А. Проблема общего европейского дома / А. А. ФРЕНКИН. - С .296
КАРЛ, ФЕЛЬДМАЙЕР. Европейский дом: размышления по поводу баланса интересов / ФЕЛЬДМАЙЕР КАРЛ. - С .308
УДК
ББК 66.4 (2)
Рубрики: Политика--Внешняя политика
   СССР
    ФРГ

Аннотация: В совместном издании, подготовленном философами и политологами СССР и ФРГ, рассматриваются вопросы взаимоотношений политики, философии, морали, религии и культуры. Анализируются международные процессы, обусловленные новым политическим мышлением. Значительное внимание уделено таким проблемам, как отказ от политики "с позиции силы", преодоление "образа врага", строительство общеевропейского дома, воссоединение Германии, обеспечение безопасности и др. Для специалистов-международников и читателей, интересующихся международной проблематикой

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Мшвениерадзе, В. В. \ред.\; Хорнунг, К. \ред.\
Экземпляры всего: 2
н/а (2)
Свободны: н/а (2)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)