Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>U=19.701(075.8)<.>)
Общее количество найденных документов : 2
Показаны документы с 1 по 2
1.
1
Ф56


   
    Философия науки. Общий курс [Текст] : учебное пособие / С. А. Лебедева [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - М. : Академический Проект, 2005. - 734, [1] с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0558-6 : 180.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАУКИ . - С .7
Словарь ключевых терминов . - С .25
Вопросы для обсуждения . - С .30
Литература . - С .30
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Глава 1. Генезис науки . - С .33
Глава 2. Античная наука . - С .42
Глава 3. Наука в Средневековье . - С .65
Глава 4. Классическая наука . - С .78
Глава 5. Неклассическая и постнеклассическая наука . - С .103
Словарь ключевых терминов . - С .129
Вопросы для обсуждения . - С .132
Литература . - С .132
Раздел II. СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Глава 1. Уровни научного знания . - С .135
Структура эмпирического знания . - С .137
Структура научной теории . - С .140
Соотношение эмпирии и теории . - С .144
Метатеоретический уровень научного знания . - С .151
Глава 2. Методы эмпирического исследования . - С .163
Научное наблюдение . - С .167
Сравнение . - С .170
Измерение . - С .172
Эксперимент . - С .181
Гносеологическая функция приборов . - С .185
Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания . - С .196
Индукция . - С .207
Фальсификация . - С .224
Экстраполяция . - С .226
Глава 3. Методы теоретического познания . - С .228
Идеализация . - С .228
Формализация . - С .234
Математическое моделирование . - С .245
Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке . - С .257
Глава 4. Развитие научного знания . - С .274
Словарь ключевых терминов . - С .290
Вопросы для обсуждения . - С .298
Литература . - С .299
Раздел III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Глава 1. Социология науки и знания . - С .303
Глава 2. Социальные характеристики научной профессии . - С .328
Структура массива публикаций . - С .334
Функции массива публикаций . - С .336
Типы коммуникации . - С .345
Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа») . - С .346
Наука и политика . - С .349
Научное сообщество и общественные движения . - С .350
Наука и бизнес . - С .352
Новые вызовы . - С .354
Глава 3. Социальные особенности переднего края исследований . - С .358
Структура научно-технического прогресса . - С .360
Глава 4. Когнитивная социология науки - поиски идентичности . - С .367
Словарь ключевых терминов . - С .373
Вопросы для обсуждения . - С .380
Литература . - С .381
Раздел IV. ЭТИКА НАУКИ
Глава 1. Этика как наука о морали . - С .387
Моральный выбор и моральная ответственность . - С .394
Основания морали . - С .398
Глава 2. Профессиональная ответственность ученого . - С .405
Ролевая структура научной деятельности . - С .409
Глава 3. Мировоззренческий авторитет науки: наука как источник блага . - С .423
Ценностные и моральные установки «большой науки» . - С .427
Ценности науки и проблема социальной ответственности . - С .432
Глава 4. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы . - С .438
Логика развития науки и проблемы социальной ответственности . - С .442
Использование научных достижений и проблема социальной ответственности . - С .444
Свобода исследований и социальная ответственность . - С .448
Этическое регулирование научных исследований . - С .453
Словарь ключевых терминов . - С .461
Вопросы для обсуждения . - С .463
Литература . - С .464
Раздел V. НАУКА - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Глава 1. Сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала НТП современных развитых стран . - С .467
Глава 2. Особенности современного этапа интеграции науки и производства . - С .477
Глава 3. Программы регионального развития НТП . - С .794
Глава 4. НТП и современное государство . - С .502
Словарь ключевых терминов . - С .508
Вопросы для обсуждения . - С .512
Литература . - С .512
Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Глава 1. Роль интеллектуальной деятельности в инновационной экономике . - С .515
Глава 2. Сущность и структура интеллектуальной собственности . - С .521
Глава 3. Становление и развитие категории «интеллектуальная собственность» . - С .530
Охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации . - С .553
Глава 4. Государственное управление интеллектуальной собственностью . - С .557
Словарь ключевых терминов . - С .579
Вопросы для обсуждения . - С .582
Литература . - С .582
Раздел VII. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Глава 1. Физическая картина мира в ее развитии . - С .589
Модели развития научного знания . - С .589
Натурфилософская парадигма . - С .590
Механическая картина мира . - С .592
Термодинамика и электромагнетизм . - С .595
Кванты и относительность . - С .599
Вакуум, микрочастицы и Вселенная . - С .603
Нелинейная Вселенная . - С .609
Глава 2. Философия научной картины мира . - С .614
Философия механистической картины мира . - С .614
Философия квантовой теории . - С .617
Философия теории относительности . - С .620
Глава 3. Философские проблемы современной научной картины мира . - С .624
Универсальная теория Вселенной . - С .624
Проблема антивещества . - С .625
Будущее Вселенной . - С .626
Антропный принцип . - С .628
Проблема внеземного разума . - С .630
Семантика квантового вакуума . - С .631
Универсальная история . - С .633
Словарь ключевых терминов . - С .635
Вопросы для обсуждения . - С .641
Литература . - С .642
Раздел VIII. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА
Глава 1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции . - С .649
Глава 2. На пути к единству естественнонаучной и гуманитарной культуры . - С .685
Словарь ключевых терминов . - С .714
Вопросы для обсуждения . - С .722
Литература . - С .723
Приложение . - С .725
Примерные темы докладов и рефератов . - С .725
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия--Философия науки
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки

Аннотация: Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской Академии Наук. Оно адресовано прежде всего аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Лебедев, С. А.; Авдулов, А. Н.; Ильин, В. В.; Юдин, Б. Г.; Лебедев, С. А. \ред.\
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

2.
1
Ф56


   
    Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-07901-5 : 200.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРОВ . - С .3
Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19
8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21
9. Что такое личностное знание? . - С .22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24
11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30
13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34
15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39
17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98
37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113
44. Что такое проблема? . - С .114
45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124
49. Что такое научный закон? . - С .126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141
54. Какова структура научной картины мира? . - С .143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148
56. Что такое динамика научного знания? . - С .148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157
62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184
72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194
73. Что такое метод и методология? . - С .194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225
83. Что такое каноны индукции? . - С .229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234
87. Что такое понимание? . - С .236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243
91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234
100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303
113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337
ЛИТЕРАТУРА . - С .340
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)