Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Период.издания науч.абонемента (1)Редкие книги Научной библиотеки СГЮА (2)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=теодицея<.>)
Общее количество найденных документов : 5
Показаны документы с 1 по 5
1.

К19


    Канке, В. А.
    Философия: исторический и систематический курс [Текст] : учебник для вузов / В. А. Канке. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос : ВЛАДОС, 1997. - 352 с. - ISBN 5-88439-082-3 : 21.00 р., 40.00 р.
УДК
ББК 87.3
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
история философии -- античная философия -- элеаты -- атомизм -- софисты (школа) -- эллинизм -- неоплатонизм -- теоцентризм -- монотеизм -- креационизм -- провиденциализм -- мораль -- символизм -- герменевтика -- реализм -- номинализм -- вера -- теодицея -- антропоцентризм -- мировоззрение
Аннотация: Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Освещаются современные проблемы философии человека, общества, истории, науки и техники. Раскрываются основные понятия и методы философских исследований. Содержание и структура учебника соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и доработаны исходя из опыта использования в процессе обучения первого издания.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Гераклит (Гераклит Эфесский ; ок. 530-470 гг. до н. э.) \о нем\; Левкипп \о нем\; Демокрит (470-366 гг. до н. э.) \о нем\; Сократ (469-399 гг. до н. э.) \о нем\; Платон (Афинский ; ок. 429-347 гг. до н. э.) \о нем\; Аристотель (384-322 гг. до н. э.) \о нем\; Кузанский, Николай (1401-1464 гг.) \о нем\; Бруно, Джордано (1548-1600 гг.) \о нем\; Бэкон, Рожер (1214-1292 гг.) \о нем\; Декарт, Рене (1596-1650 гг.) \о нем\; Галилей, Г. (1564-1642 гг.) \о нем\; Ньютон, Исаак (1642-1726 гг.) \о нем\; Локк, Джон (1632-1704 гг.) \о нем\; Лейбниц, Г. В. (1646-1716 гг.) \о нем\; Вольтер, Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.) \о нем\; Руссо, Жан Жак (1712-1778 гг.) \о нем\; Гольбах, Поль Анри \о нем\; Кант, Иммануил (1724-1804 гг.) \о нем\; Фихте, Иоганн Готлиб (1762-1814 гг.) \о нем\; Гегель, Г. В. Ф. (1770-1831 гг.) \о нем\; Фейербах, Людвиг Андреас (1804-1872 гг.) \о нем\; Маркс, Карл (1818-1883 гг.) \о нем\; Гуссерль, Эдмунд (1859-1938 гг.) \о нем\; Фреге, Г. \о нем\; Рассел, Бертран (1872-1970 гг.) \о нем\; Витгенштейн, Людвиг (1889-1951 гг.) \о нем\; Поппер, Карл Раймунд (1902-1994 гг.) \о нем\; Лакатос, И. \о нем\; Фейерабенд \о нем\; Кун \о нем\; Соловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) \о нем\; Пифагор (ок. 580 - ок. 500 гг. до н. э.) \о нем\
Экземпляры всего: 16
н/а (8), ч/з6 (2), уч/а (1), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з4 (1)
Свободны: н/а (7), ч/з6 (2), уч/а (1), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з4 (1)
Найти похожие

2.
1
Г14


    Гайденко, Пиама Павловна.
    Владимир Соловьев и философия Серебряного века [Текст] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с. - Указ.: с. 455. - ISBN 89826-076-5 : 227.00 р.
    Содержание:
Достоевский и Соловьев . - С .15
Хилиастические мотивы у Достоевского и Соловьева . - С .20
Апокалиптика и хилиазм. Милленаристские утопии . - С .26
Владимир Соловьев . - С .37
Жизненный путь и философское становление В. С. Соловьева . - С .39
Критика отвлеченного мышления с позиции спиритуалистического реализма . - С .46
Идея всеединства . - С .49
Софиология В. С. Соловьева . - С .55
Историософия В. С. Соловьева. Идея теократии . - С .60
Нравственная философия. "Оправдание добра" . - С .64
Соловьев и Шеллинг . - С .69
Понятие всеединства . - С .70
Сверхсубстанциальность Бога
Теокосмическая катастрофа: отпадение от Бога Его "Другого" . - С .79
Учение о развивающемся и страдающем Боге . - С .83
Искушение диалектикой: Соловьев и Гегель . - С .92
Абсолют Гегеля как единство тождества и нетождества . - С .92
Противоречие как верховный принцип системы Гегеля . - С .95
Всемогущество отрицания . - С .98
Учение Гегеля о развивающемся Боге . - С .102
Гегелевские влияния в творчестве B. C. Соловьева . - С .106
Критика Соловьевым Гегеля с позиций спиритуалистического реализма . - С .108
Учение о Сущем и о человечестве как Втором Абсолюте . - С .114
Религиозная философия XIX века: современники Соловьева . - С .119
«Конкретный идеализм" кн. С. Н. Трубецкого как учение об универсальной соотносительности сущего . - С .121
Жизненный путь . - С .121
Греческая философия и библейское откровение С. Трубецкой и Л. Шестов . - С .127
Протестантизм как общий корень субъективизма новоевропейской философии . - С .136
Соборность человеческого сознания . - С .140
Универсальная чувственность, или мировая душа Софиология С. Н. Трубецкого . - С .144
Разум и вера. Критика отвлеченного идеализма . - С .151
Трубецкой против имморализма и романтики насилия . - С .158
Утрата середины. Эстетический . - С .162
Жизнь и творчество . - С .164
Леонтьев и славянофилы . - С .170
Философия истории К. Леонтьева. Критика «гуманистического морализма» и «розового христианства» Достоевского и Вл. Соловьева . - С .180
К. Н. Леонтьев - литературный критик . - С .193
Критика буржуазного общества с точки зрения эстетизма. Леонтьев и Ницше . - С .206
Религиозная философия XX века: поворот к метафизике . - С .209
Иерархический персонализм Н. О. Лосского . - С .214
Интуитивизм, или мистический эмпиризм . - С .214
Субстанциальный деятель как конкретно-идеальное бытие . - С .221
Свободная воля - сущность субстанциальных деятелей. Системность мира и сверхсистемное начало . - С .228
Материальный мир как продукт грехопадения субстанций . - С .230
«Никто и ничто не пропадает в мире». Теодицея Лосского . - С .232
Учение о переселении душ . - С .235
Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С. Л. Франка . - С .242
С. Л. Франки - Вл. Соловьев . - С .242
С. Л. Франк и европейская философия конца XIX - начала XX в. . - С .245
Критика психологизма и субстанциализма . - С .249
Интуиция как высший род знания С. Франк и А. Бергсон . - С .252
«Онтологическая гносеология» путь к созданию онтологии . - С .255
Бытие как металогическое единство . - С .265
Онтология Франка - антиномический монодуализм . - С .273
Умудренное неведение Семен Франк и Николай Кузанский . - С .286
Апории Зенона и закон тождества . - С .294
Анархический персонализм Николая Бердяева . - С .301
Личность есть свобода . - С .302
«По ту сторону добра и зла». Бердяев и Ницше . - С .305
«В Христе все в известном смысле дозволено» . - С .311
Бытие как зло. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева . - С .313
Люциферический характер свободы у Н. А. Бердяева «Святой Дух - это Святая Плоть» . - С .327
«Новое религиозное сознание» и культура Серебряного века . - С .323
Д. С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции» . - С .327
. - С .327
Христианство «Третьего Завета» - религия «святой общественности» . - С .333
«Тайна Трех» . - С .336
Иоахим Флорский - «великий пророк свободы»... Вселенская теократия как абсолютный анархизм . - С .342
Софиология и символизм. Сергей Соловьев . - С .356
Жизненный путь С. М. Соловьева . - С .358
Символисты и Вл. Соловьев . - С .364
Д. С. Мережковский и христианство «Третьего Евангелия» . - С .368
Мережковский - критик Вл. Соловьева . - С .373
Вл. Соловьев и Ницше . - С .374
Сергей Соловьев против «сатанизма» Мережковского, Розанова и Блока . - С .377
Духовная драма Сергея Соловьева. Соблазн «святой плоти» . - С .383
Идея синтеза христианства и культуры . - С .389
Осуждение Соловьевым-младшим католических увлечений Вл. Соловьева . - С .392
Призыв к трезвости. Самокритика русской интеллигенции . - С .407
«Вехи»: Неуслышанное предостережение . - С .409
Под знаком меры. Либеральный консерватизм П. Б. Струве . - С .437
От легального марксизма и «критического позитивизма» к метафизике . - С .438
Свобода как личная ответственность и как способность к самоограничению . - С .446
Религиозные корни либерализма. Принцип «личной годности» . - С .451
УДК
ББК 87.3
Рубрики: Философия
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
ИСТОРИЯ -- СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК -- РЕЛИГИЯ -- СОЗНАНИЕ -- СИМВОЛИЗМ
Аннотация: В центре внимания автора - творчество В.С. Соловьева, оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века. Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьва, - с его культом вечной женственности - во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; хилиастическая утопия "посюстороннего преображения вселенной", объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы и движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя "нового религиозного сознания" (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов и др.)

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Соловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) \о произв.\; Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881 гг.) \о произв.\; Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854 гг.) \о произв.\; Гегель, Г. В. Ф. (1770-1831 гг.) \о произв.\; Трубецкой, Сергей Николаевич (князь ; 1862-1905 гг.) \о нем\; Шестов, Лев Исаакович (1866-1938 гг.) \о произв.\; Леонтьев, Константин Николаевич (1831-1891 гг.) \о нем\; Ницше, Фридрих (1844-1900 гг.) \о произв.\; Лосский, Николай Онуфриевич (1870-1965 гг.) \о произв.\; Франк, Семен Людвигович (1877-1950 гг.) \о произв.\; Бергсон, Анри (1859-1941 гг.) \о произв.\; Кузанский, Николай \о произв.\; Зенон (Зенон Элейский ; ок. 490 - ок. 430 до н. э.) \о произв.\; Бердяев, Николай Александрович (1874-1948 гг.) \о нем\; Мережковский, Дмитрий Сергеевич (1865-1941 гг.) \о произв.\; Флорский, Иоахим (1132-1201 гг.) \о нем\; Соловьев, Сергей Михайлович (1885-1942 гг.) \о нем\; Розанов, Василий Васильевич (1856-1919 гг.) \о произв.\; Блок, Александр Александрович \о произв.\; Струве, Петр Бернгардович (1870-1944 гг.) \о произв.\
Экземпляры всего: 2
ч/з1 (2)
Свободны: ч/з1 (2)
Найти похожие

3.
1
Е17


   Евлампиев, И. И.

    История русской метафизики в ХIХ-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта [Текст] : в 2 ч. / И. И. Евлампиев. - СПб. : АЛЕТЕЙЯ.
   Ч. 1 . - 2000. - 415 с. - ISBN 5-89329-281-2 : 128.50 р.
    Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. Проблема Абсолюта в истории философии . - С .9
ГЛАВА 1. Поиски самобытности . - С .32
§ 1. Проблема начала русской философии . - С .32
§ 2. «Диссонансность» русской культуры . - С .33
§ 3. Символизм русской иконописи . - С .33
§ 4. Петровская эпоха - подлинное начало . - С .43
§ 5. Пушкин - пророк русской культуры . - С .46
§ 6. Начало русской философии. П. Чаадаев . - С .49
§ 7. Духовное наследие Чаадаева . - С .63
§ 8. Мистический утопизм В. Одоевского . - С .66
§ 9. Славянофильство А. Хомяков и И. Киреевский . - С .73
§ 10. Персонализм А. Герцена . - С .83
ГЛАВА 2. Личность как Абсолют метафизика Ф. Достоевского . - С .93
§ 1. Проблема Достоевского . - С .93
§ 2. Был ли Достоевский религиозным писателем? . - С .96
§ 3. Персонализм Достоевского Концепциям. Бахтина . - С .101
§ 4. Личность как Абсолют. Метафизический Герой Достоевского . - С .114
§ 5. Метафизические «эксперименты» Достоевского . - С .123
§ 6. Личность и Бог. Проблема бессмертия . - С .128
§ 7. Личность и Бог. Случай Кириллова . - С .136
§8. «Новый Христос» и идеал всеединства . - С .154
§ 9. Диалектика любви и свободы . - С .160
§ 10. Теодицея Достоевского . - С .169
ГЛАВА 3. Абсолют как всеединство: Вл. Соловьев . - С .179
§ 1. Задачи «истиннойфилософии»: Вл. Соловьев и гностико-мистическая традиция . - С .179
§ 2. «Истинная философия» и христианство . - С .188
§ 3. Всеединство как идеал и причины несовершенства мира . - С .195
§ 4. Путь к идеальному обществу . - С .201
§ 5. Всеединство как Абсолют . - С .209
§ 6. Абсолют и личность Мистический символизм Соловьева . - С .229
§ 7. Оправдание добра и проблема бессмертия . - С .244
§ 8. Новый подход к Абсолюту . - С .251
ГЛАВА 4. Абсолют как царство Абсурда: Л. Шестов . - С .259
§ 1. Критика «философии всеединства» . - С .259
§ 2. Абстрактные принципы против жизни . - С .270
§ 3. Царство Абсурда и Бог . - С .288
ГЛАВА 5. Абсолют как свобода: Н. Бердяев . - С .297
§ 1. Христианский гнозис . - С .297
§ 2. Личность как конкретное начало Персонализм Бердяева . - С .303
§ 3. «Грехопадение» и творческое «преодоление» мира . - С .315
§ 4. Бог, человек и Ничто . - С .328
ГЛАВА 6. Абсолют как абсолютное бытие: С. Франк . - С .338
§ 1. Личность и ее творчество: этика . - С .338
§ 2. Личность и ее творчество: онтология . - С .348
§ 3. Концепция абсолютного реализма . - С .359
§ 4. Абсолютное бытие как всеединство . - С .373
§ 5. Взаимосвязь Абсолюта и мира : проблема времени . - С .389
§ 6. Основания теории души: Франк и Бергсон . - С .405
УДК
ББК Ю3(2)6
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
ФИЛОСОФИЯ -- МЕТАФИЗИКА -- КУЛЬТУРА -- ПЕРСОНАЛИЗМ -- УТОПИЗМ -- СЛАВЯНОФИЛЬСТВО -- СИМВОЛИЗМ
Аннотация: В книге впервые после капитального труда В. Зеньковского предпринята попытка целостного анализа развития (ХIХ-ХХ вв.). При этом главное внимание обращено на самый принципиальный аспект воззрений русских мыслителей - на их представления об Абсолюте и отношениях человека с Абсолютом. В первом томе освещены истоки и основные особенности философствования в России, процесс формирования основных метафизических концепций в первой половине ХIХ в.; выявлены принципы новаторской метафизики Достоевского, радикально порывающей с традициями европейского рационализма, а также развитие этих принципов в философской системе Вл. Соловьева. В дальнейшем проанализированы метафизические основания экзистенциализма Л. Шестова и Н. Бердяева.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

4.
293
Р49


    Рижский, Моисей Иосифович.
    Библейские вольнодумцы [Текст] ; Иов - "Обличающий Бога" ; В поисках смысла жизни. Екклезиаст / М. И. Рижский. - М. : Республика, 1992. - 236 с. - ISBN 5-250-01674-X : 15.00 р.
УДК
ББК 86.37
Рубрики: Религия
Кл.слова (ненормированные):
теодицея

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Екклезиаст \о нем\; Иов (патриарх) \о нем\
Экземпляры всего: 2
ч/з1 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (1)
Найти похожие

5.
82
К48


    Клейн, Иоахим.
    Пути культурного импорта [Текст] : труды по русской литературе XVIII в. / И. Клейн. - М. : Языки славянской культуры, 2005. - 576 с. - (Studia philologica). - ISBN 5-9551-0058-X : 200.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .13
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1. Пасторальная поэзия русского классицизма (1988) . - С .19
1. Введение . - С .19
1. Предыстория жанра: Европейская традиция пасторали и ее продолжение на русской почве . - С .19
2. Понятие жанра: жанр как типологическая или историческая категория . - С .24
3. Материалы данного исследования . - С .26
2. Пасторальная поэзия и поэтика классицизма . - С .27
1. Пасторальный мир и действительность: теоретическая проблематика жанра . - С .27
2. Теория пасторальной поэзии у русских преемников Буало . - С .31
3. От парадигмы французской к парадигме немецкой: русские авторы продолжают французскую традицию галантной эклоги; рецепция сентиментальных идиллий Геснера с начала 1770 гг. . - С .36
4. Пасторальная поэзия во Франции и в России: смена контекста и функциональные изменения . - С .40
1. Социальные аспекты функционирования жанра: салон как среда французской пасторали; отсутствие салона в России . - С .40
2. Функционирование жанра в контексте истории идей . - С .43
а. «Спор древних и новых» и французская пасторальная поэзия . - С .43
б. Спор о новом литературном языке и русская пасторальная поэзия . - С .47
5. Французская пасторальная поэзия в русских переводах . - С .56
1. Идиллия мадам Дезульер «Le ruisseau» в переводе И. Богдановича . - С .56
2. Идиллия Ж.-Б.-Л. Грессэ «Le siecle pastoral» в переводе М. Хераскова . - С .66
3. Русское Просвещение и пасторальная поэзия: культурный оптимизм в сени трона . - С .70
4. V эклога Фонтенеля в переводе А. Сумарокова: языковой анализ . - С .71
6. Жанровая терминология; отдельные пасторальные жанры . - С .81
7. Любовная идиллия . - С .85
1. Корпус текстов . - С .85
2. Характеристика жанра . - С .87
а. Лирический монолог . - С .87
б. Природа как декорация . - С .92
в. Абстрактный и формульный стиль . - С .95
г. Любовная идиллия как поле для эксперимента; тенденция к искусственности (барочность) . - С .97
3. Развитие жанра с 1770-х гг.: окостенение стиховой формы; тенденция к повествовательности, к детализации внешнего мира; сентиментальные мотивы . - С .104
8. Эклога . - С .108
1. Корпус текстов . - С .108
2. Эклоги Сумарокова . - С .110
а. Сумароков - монополист жанра . - С .110
б. Единство сумароковской эклоги: эстетическая проблематика; эклога и элегия . - С .111
в. Любовная интрига . - С .115
г. Композиция . - С .116
д. Стиль: веселое и повседневное; искусственность (барокко) . - С .118
е. Эротика: пасторальная любовь во Франции и России, жанровая традиция эротической поэзии; критика и апология; поэтика эротической эклоги . - С .127
3. Развитие эклоги альтернативной сумароковскому канону . - С .137
а. Сумароков в тени Геснера . - С .137
б. Воздействие Геснера на формирование жанра . - С .140
в. Стилевые тенденции: многообразие; зримость, легкость (рококо); серьезность и трогательность (сентиментализм) . - С .142
9. Панегирическая идиллия . - С .154
1. Традиция; конструктивный принцип жанра . - С .154
2. Корпус текстов; два жанровых типа . - С .155
3. Духовные семинарии как жанровая среда . - С .157
4. Панегирическая поэзия на случай . - С .160
а. Прагматические аспекты; способ публикации . - С .160
б. Обстоятельства и лица . - С .161
в. Функция . - С .163
г. Аллегоризм . - С .164
д. Два текста: Ломоносов, Сумароков . - С .167
5. Панегирическая идиллия в отношении к торжественной оде и высокому стилю . - С .175
6. Выход за пределы стилистических и жанровых границ . - С .180
7. Другие тенденции развития: зримость; интимность; чувствительность . - С .185
10. Экскурсы: пасторальный бурлеск (обсценный и необсценный); пасторальная песня . - С .190
11. Резюме . - С .195
Приложение: Список текстов, составляющих используемый жанровый корпус пасторали . - С .204
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
2. Труба, свирель, лира и гудок (Поэтологические символы русского классицизма) (1984) . - С .219
1. Труба и свирель: темы, жанры, стили, «тоны» и метры . - С .219
2. Лира: поэзия вообще, торжественная ода, анакреонтика; лира и свирель . - С .224
3. Гудок (дудка, балалайка): скверная или вульгарная поэзия, низкий стиль, бурлеск, простонародный тон, «исконно русская» поэзия . - С .229
4. Заключение: цитатная функция символических музыкальных инструментов внутри литературной системы классицизма . - С .232
3. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте (1995) . - С .235
1. Кризис русской силлабики: конфронтация с немецкой силлабо-тоникой. Предпосылки для триумфа новой системы: эстетика классицизма; русская просодия; петровская установка на разрыв с национальной традицией; петровский идеал «порядка» . - С .236
2. Молчание Тредиаковского о своих немецких источниках. Изменение его культурной ориентации: новая забота о самостоятельности русской культуры; ревизия петровской концепции исторического прошлого. Исторические условия этого развития. «Свойство нашего языка» и специфика русской культуры . - С .242
3. Противоречия; Тредиаковский на переломном этапе своей интеллектуальной биографии: петровский радикализм и приверженность к русской старине. Стремление связать старое с новым: его реформа как культурный синтез . - С .252
4. Тредиаковский как русский «древний». Новая ориентация на античность в «Способе» 1752 года. «Тилемахида» . - С .256
5. Заключение: чем отличается русский «древний» от европейских «древних»? . - С .260
4. Ломоносов и трагедия (2002) . - С .263
1. «Кто лучший Стихотворец?»: конкуренция с Сумароковым-драматургом . - С .263
2. Придворный театр и любовная трагедия; абсолютизация любви и личного счастья . - С .265
3. Экскурс о непослушании детей родителям . - С .273
4. Два классицизма: пуристский классицизм Сумарокова и барочный классицизм Ломоносова . - С .274
5. Победа пуристского классицизма; вопрос о покупателях ломоносовских трагедий . - С .278
5. Ломоносов и Расин («Демофонт» и «Андромаха») (1999) . - С .280
Ломоносовское «изобилие» и расиновская простота. Перспектива раннего Просвещения: стремление к моральной однозначности; неприемлемость трагического фатума; вера во всемогущество человеческой воли; рационалистический апсихологизм; оптимизм познания . - С .280
6. Раннее Просвещение, религия и церковь у Ломоносова . - С .287
1. Апология науки под знаком религии в «Письме о пользе стекла» (учение физико-теологии) . - С .287
2. Ломоносов - деист? . - С .291
3. «Книга природы»; «святая» наука; новое, мирское благочестие . - С .292
4. Ломоносов и теодицея: «Ода, выбранная из Иова». Его реакция на лиссабонское землетрясение: непоколебимость ломоносовского оптимизма . - С .294
5. Ограниченность научного познания и примат веры в «Вечернем размышлении». Христианская основа русского Просвещения . - С .298
7. Русский Буало? Эпистола Сумарокова «О стихотворстве» в рецепции современников (1993) . - С .301
1. Интенция автора и читательское восприятие . - С .301
2. Плагиат? Принцип «imitatio» в русской культуре XVIII века . - С .303
3. Дидактика или сатира? . - С .307
4. Неизвестное произведение? . - С .313
5. «Русский Буало» в тени французского Буало . - С .315
8. Сумароков и Буало: Эпистола «О стихотворстве» и «Поэтическое искусство» (1990) . - С .319
1. Культурный импорт и смена контекста как категории компаративистики . - С .319
2. Более широкая литературная перспектива у Сумарокова. Отсутствие исторической и эстетической дифференциации. Установка на разрыв с национальной традицией (наследие культурной революции Петра I); миф о начале русской литературы . - С .323
3. Буало в роли honnete homme; идеал plaire, диалогичность изложения. Сумароков в роли русского философа; школьный характер его изложения; догматизм; агрессивный тон. Вопрос о bienseances: допустимость ужасного и вульгарного в литературе . - С .331
4. Французский спор «древних и новых». Концепция культурного синтеза в «Поэтическом искусстве». Русский спор о языке. Эпистола «О русском языке» и идея лингвистического «богатства». Жанровые импликации этой идеи: сумароковская концепция классицистической литературной системы. Недостаточная лингвистическая конкретизация этой концепции . - С .344
5. Заключение: Сумароков - предшественник Ломоносова . - С .359
9. Любовь и политика в трагедиях Сумарокова (2001) . - С .361
1. Сумароков и Расин; трагедия как придворный жанр . - С .361
2. Любовная трагедия «Синав и Трувор». «Позорище плачевное»; трагедия как «женский» жанр; абсолютизация любви. Еще раз: Сумароков и Расин. Любовная тема в русском контексте . - С .363
3. Морально-политическая трагедия «Димитрий Самозванец». Сумароков - оппозиционер? Его концепция монаршеской власти. «Димитрий» на фоне екатерининской политической пропаганды. Близость к школьной драме . - С .369
10. Сумароков и Ржевский («Димитрий Самозванец» и «Подложный Смердий») (2001) . - С .377
Мэтр состязается с учеником. Тема из русской истории. Спор о роли вельмож в государстве; биографическая подоплека спора. Кто лучший драматург? Анализ драматической формы. Еще раз о теме из русской истории. Сумароков и Шекспир. Сумароков - основополагатель русской исторической драмы . - С .377
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
11. К проблематике и специфике русского классицизма: Оды Василия Майкова (Совместно с В. М. Живовым) (1987) . - С .393
1. Старое и новое в русском классицизме . - С .394
2. Литературная позиция Майкова; ее противоречивость . - С .397
3. Одический стиль Майкова. Ориентация на Сумарокова. Приемы рационалистического стиля: тенденция к эксплицитности, к семантической эквивалентности. Тенденция к искусственности . - С .401
4. Одический язык Майкова. Ориентация на Ломоносова и церковнославянскую традицию . - С .415
5. Классицистические принципы и традиционная поэтика: духовные оды Майкова. «Здравый смысл» и библейская мистика. Влияние торжественной оды. Языковая архаика . - С .433
6. Заключение . - С .443
12. Бунт против хороших манер: «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. И. Майкова (2000) . - С .446
Бессмысленность пародии на Вергилия в русском контексте. Главным объектом майковской пародии являются правила европеизированного поведения. Скатологические, эротические и пр. мотивы; ссылки на барковиану. Русский карнавал. Постскриптум: О грубости в литературе и «цивилизационном процессе» в России XVIII века . - С .446
13. Богданович и его «Душенька» (2002) . - С .459
1. Принцип «plaire» и его историко-литературный фон . - С .461
2. Ориентация на женскую аудиторию . - С .463
3. «Вольность» поэта: вольный ямб и отказ от классицистической правильности . - С .464
4. Хороший вкус, салон, стилевой комизм . - С .467
5. Краткость и простота . - С .469
6. Эротика . - С .471
1. Мотивы русской народной сказки . - С .473
8. Ориентация на придворную публику; литература и социальный успех . - С .474
14. Литература и политика: «Недоросль» Фонвизина (2003) . - С .478
Русская сатирическая комедия XVIII века на фоне французской комедии. Тема дворянской отсталости. Идеологическая близость Фонвизина к Екатерине П. Стародум и просвещенная общительность. Критика екатерининского правления во имя петровской утопии. Терпимость Екатерины. Политика и эстетика . - С .478
15. Религия и Просвещение: Ода Державина «Бог» (2001) . - С .489
Успех оды «Бог»; проблема ее оригинальности. «Кризис европейского сознания»: ода «Бог» как попытка смирить традиционную веру с мировоззрением Нового времени. Коперникианская теория и место человека в универсуме. Физикотеологическое доказательство бытия Божия и учение о «цепи бытия» . - С .489
16. Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в русской культуре XVIII века (2004) . - С .498
«Самохвальство» в сознании современников. Вопрос о статусе поэзии в системе культурных ценностей. Престиж поэта во Франции XVII-XVIII вв.; реакция Фонвизина на культ Вольтера. Сумароков о статусе писателя в России. Начинающийся культ Ломоносова; искусственный характер этого культа. Невысокий уровень развития литературной инфраструктуры; невысокий престиж литературы и литературной деятельности. Несовместимость статуса «учрежденного» автора и русского дворянина. Литература как занятие «от должностей часов свободных»; чин как исключительное мерило социального успеха. Тема собственной славы в творчестве Державина и неуверенность поэта в трактовке этой темы. Державин и Пушкин . - С .498
Литература . - С .521
Библиографическая справка . - С .565
Указатель имен . - С .567
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Рубрики: Литературоведение--Русская литература
Аннотация: Книга представляет собой сборник статей по истории русской литературы XVIII века. Центральной темой большинства этих работ являются механизмы культурного импорта, а руководящим вопросом - какие изменения происходят с импортируемыми идеями, жанрами, текстами, мотивами и формами на русской почве, в условиях послепетровской России. Следовательно, при сравнительном анализе русской литературы с западной (прежде всего французской и немецкой) речь идет не о литературных «влияниях», а скорее о тех исторических факторах, которые определяют русскую рецепцию данных культурных ценностей; в конечном итоге, предметом данной книги является национальная специфика русской культуры XVIII века.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
х/о (1)
Свободны: х/о (1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)