Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=МИРОПОНИМАНИЕ<.>)
Общее количество найденных документов : 12
Показаны документы с 1 по 12
1.
2
А77


    Аптекман, Дарий Михайлович.
    Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе [Текст] / Д. М. Аптекман. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. - 130 с. - ISBN Б. и. : 0.70 р.
УДК
Рубрики: Религия
Кл.слова (ненормированные):
рабочий класс -- атеистическая убежденность -- убежденность -- атеизм -- миропонимание -- атеистическое воспитание -- воспитание
Аннотация: Монография посвящена анализу процесса формирования атеистической убежденности и выяснению факторов, обусловливающих его эффективность .Рассчитана на преподавателей общественных наук, научных работников, лекторов и пропагандистов.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 3
н/а (3)
Свободны: н/а (3)
Найти похожие

2.
1
Ф56


   
    Философия в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / под ред. Е. Е. Несмеянова. - М. : Гардарики, 2002. - 351 с. - ISBN 5-8297-0025-5 : 60.00 р., 100.00 р., 50.00 р.
УДК
ББК 87
Рубрики: Право
   Философия

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- сенсуализм -- персоналии -- диалектика -- теория познания -- европейский иррационализм -- натурфилософия -- структурализм -- русская философия -- бытие -- миропонимание -- природа человека -- общество -- личность -- проблема науки -- современная цивилизация
Аннотация: Рассмотрены основные проблемы философии в рамках программы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Философия". Содержание характеризуется современностью теоретических подходов, адаптированностью к студенческому восприятию и способствует формированию тезауруса в области философского знания.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Несмеянов, Е. Е. \ред.\
Экземпляры всего: 11
н/а (4), уч/а (7)
Свободны: н/а (4), уч/а (7)
Найти похожие

3.
1
Б44


    Белый, Андрей.
    Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый ; сост. Л. А. Сугай. - М. : Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители ХХ века). - ISBN 5-250-02224-3 : 5000.00 р.
УДК
ББК 87.3
Рубрики: Философия
   Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
символизм -- миропонимание -- культура -- цивилизация -- антропософия -- искусство -- музыка -- поэзия -- модернизм -- догматизм философский -- вселенная -- эволюция -- жизнь -- смерть -- тайна смерти -- время -- душа -- дух -- человек -- литературоведение
Аннотация: Андрей Белый (1880-1934) - не только всемирно известный поэт и прозаик, но и оригинальный мыслитель, теоретик русского символизма. Книга включает наиболее значительные философские, культурологические и эстетические труды писателя. В первом разделе -" Символизм и философия культуры" - представлены теоретические работы из книг "Символизм" (1910), "Арабески" (1911), "Революция и культура"(1917), "На перевале" (1918 -1920), давно ставших библиографической редкостью. Во второй раздел - "Символизм и творчество" - вошли "Луг зеленый" - сборник эссе, посвященный русской культуре (1910), и впервые публикуемая в нашей стране работа "Почему я стал символистом ..." (1928).

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Сугай, Л. А. \сост.\; Гоголь, Н. В. \о нем\; Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881 гг.) \о нем\; Мережковский, Дмитрий Сергеевич \о нем\; Сологуб, Фёдор Кузьмич \о нем\; Брюсов, Валерий Яковлевич \о нем\; Бальмонт, Константин Дмитриевич \о нем\; Блок, Александр Александрович \о нем\; Бердяев, Николай Александрович (1874-1948 гг.) \о нем\; Цветаева, Марина Ивановна \о ней\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

4.
5
М74


    Моисеев, Н. Н.
    Универсум. Информация. Общество [Текст] / Н. Н. Моисеев. - М. : Устойчивый мир, 2001. - 200 с. - (Библиотека журнала "Экология и жизнь". Сер. "Устройство мира"). - ISBN 5-93177-016-X : 103.62 р.
УДК
ББК 20.1
Рубрики: Естественные науки. Естествознание
Кл.слова (ненормированные):
МИРОПОНИМАНИЕ -- ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- ОБЩЕСТВО -- САМООРГАНИЗАЦИЯ -- ИНФОРМАЦИЯ -- ПЕРСПЕКТИВА -- РЕАЛЬНОСТЬ -- ФИЛОСОФИЯ
Аннотация: В книге нашего замечательного современника читателю предлагается, следуя за мыслью автора, получить представление о современном миропонимании, об общей логике развития того мира, в котором мы живем, и приобрести широту кругозора, выйдя за рамки узкого профессионализма.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

5.
2
З-12


   
    Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания [Текст] / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. - М. : Политиздат, 1990. - 464 с. - ISBN 5-250-00752-Х : 1.40 р.
УДК
ББК 86.30
Рубрики: Религия
Кл.слова (ненормированные):
МАГИЯ -- мифы -- алхимия -- АСТРОЛОГИЯ -- ОККУЛЬТИЗМ -- мистика -- миропонимание
Аннотация: Может ли познание ограничиваться лишь истинами науки? Существует ли знание за ее пределами? Как относится к обыденному сознанию, практическому знанию, а также к мифу, магии, алхимии и астрологии? Авторы анализируют разные формы знания - от завораживающих образов искусства до мистической символики оккультного опыта. Написанная живо, книга заключается общей дискуссией.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Касавин, И. Т. \ред., сост.\
Экземпляры всего: 4
ч/з1 (1), н/а (3)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (3)
Найти похожие

6.
25
П50


    Поликарпов, Виталий Семенович.
    Наука и мистицизм в ХХ веке. [Текст] / В. С. Поликарпов. - М. : Мысль, 1990. - 219 с. - ISBN 5-244-00233-3 : 1.40 р.
УДК
ББК 86.30
Рубрики: Религия, 20 в.
Кл.слова (ненормированные):
МИСТИЦИЗМ -- мозг -- сознание -- жизнь -- миропонимание -- пространство -- время
Аннотация: Рассматривается одна из интереснейших мировоззренческих и методологических проблем - проблема разоблачения попыток ряда западных мыслителей и ученых реализовать "слияние" науки и мистицизма на основе мистифицированных научных данных и псевдонаучных концепций ("голографическая концепция мышления", "экзопсихология", "релятивистская квантовая психология" и др.)

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

7.
82
Х93


    Христианство и русская литература [Текст] / отв. ред. В. А. Котельников, О. Л. Фетисенко. - СПб. : НАУКА. - (Христианство и русская литература).
   Сб. 5. - 2006. - 738 с. - ISBN 5-02-026388-5 : 100.00 р.
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
Рубрики: Литературоведение
   Религия--Христианство
, 8-19 вв.
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
поэзия -- миропонимание -- духовная проза -- богословские сочинения -- православие -- русская культура -- конференции -- славянская литература -- персоналии

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Котельников, В. А. \ред.\; Фетисенко, О. Л. \ред.\; Майков, А. Н. \о нем\; Кавелин, Ю. Д. \о нем\; Хомяков, Алексей Степанович \о нем\; Шмелев, И. С. \о нем\; Арсений (Троепольский ; епископ Истринский) \о нем\; Амвросий (Оптинский) \о нем\
Экземпляры всего: 1
х/о (1)
Свободны: х/о (1)
Найти похожие

8.
1
Т28


   
    Творчество как принцип антропогенеза [Текст]. - М. : Акад. гуманит. исслед. [изд.], 2006. - 557 с. - ISBN 5-98499-053-9 : 200.00 р.
УДК
ББК 87 + 71.0
Рубрики: Философия
   Психология

   Эстетика

Кл.слова (ненормированные):
принципы взаимодействия -- антропогенез -- эмпатия -- самоидентификация человека -- антропогенетическое самоотличие -- творчество -- поиск смысла -- нетворческое бытие -- формирование творческих способностей -- способности детей -- этнографические особенности творчества -- психологические особенности творчества -- массовая культура -- музыка -- цыгане -- миропонимание
Аннотация: В книге традиционная для философии и особенно эстетики проблема творчества исследована на междисциплинарном уровне ( на стыках философской антропологии, эстетики, философии культуры, философии образования, психологии и педагогики) и в антропогенетическом ключе. Это обстоятельство позволило исследовательскому и авторскому коллективу по-новому представить и попытаться решить проблему творчества как внутри каждой из названных дисциплин, так и на уровне философских обобщений. Авторский коллектив представлял себе, что философские обобщения невозможно осуществить без необходимой дополнительности каждого из частных для каждой отрасли научного знания решений для постижения в целом проблемы творчества, вне которого вообще немыслимо существование и развитие человеческой культуры. Результатом исследования творчества стало заключение о том, что вне процесса творчества невозможно себе представить великих достижений человечества во всех сферах проявления силы человеческого духа и определить его высшие идеальные цели, связанные с гармонизацией всех взаимодействий человека с миром Космоса, Природы и Человечества.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

9.
5
К65


   
    Концепции современного естествознания [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. С. И. Самыгина. - Изд. 12-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 412, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-17494-4 : 200.00 р.
    Содержание:
Введение . - С .3
Раздел I. Научный метод . - С .7
Понятия метода и методологии. Классификация методе научного познания . - С .7
1. Общенаучные методы эмпирического познания . - С .10
1.1. Научное наблюдение . - С .10
1.2. Эксперимент . - С .13
1.3. Измерение . - С .18
2. Общенаучные методы теоретического познания . - С .22
2.1. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент . - С .22
2.2. Формализация. Язык науки . - С .28
2.3. Индукция и дедукция . - С .31
3. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания . - С .34
3.1. Анализ и синтез . - С .34
3.2. Аналогия и моделирование . - С .35
Вопросы для самоконтроля . - С .40
Раздел II. История естествознания . - С .41
1. Естествознание эпохи античности . - С .41
1.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки . - С .41
1.2. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики . - С .43
2. Естествознание эпохи средневековья . - С .49
3. Естествознание эпохи Возрождения и Нового времени . - С .51
3.1. Научные революции в истории естествознания . - С .51
3.2. Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров . - С .52
3.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механическая картина мира . - С .54
3.4. Химия в механистическом мире . - С .60
3.5. Естествознание Нового времени и проблема философского метода . - С .61
3.6. Третья научная революция. Диалектизация естествознания . - С .64
3.7. Очищение естествознания от натурфилософских представлений . - С .71
3.8. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира . - С .76
4. Естествознание XX века . - С .79
4.1. Четвертая научная революция. Проникновение в глубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Окончательное крушение механистической картины мира . - С .79
4.2. Научно-техническая революция, ее естественнонаучная составляющая и исторические этапы . - С .85
4.3. Панорама современного естествознания . - С .90
Вопросы для самоконтроля . - С .116
Раздел III. Элементы современной физики . - С .119
1. Пространство и время . - С .119
1.1. Концепции времени . - С .119
1.2. Дальнедействие и близкодействие. Развитие понятия «поля» . - С .137
2. Принципы относительности . - С .141
2.1. Принцип относительности Галилея . - С .141
2.2. Принцип наименьшего действия . - С .144
2.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна . - С .148
2.4. Элементы общей теории относительности . - С .157
Вопросы для самоконтроля . - С .161
3. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах . - С .162
3.1. «Живая сила» . - С .164
3.2. Работа в механике. Закон сохранения и превращения энергии в механике . - С .167
3.3. Внутренняя энергия . - С .171
3.4. Взаимопревращения различных видов энергии друг в друга . - С .181
Вопросы для самоконтроля . - С .183
4. Принцип возрастания энтропии . - С .184
4.1. Идеальный цикл Карно . - С .184
4.3. Энтропия и вероятность . - С .186
4.3. Порядок и хаос . - С .189
4.4. «Демон Максвелла» . - С .190
4.5. Проблема тепловой смерти Вселенной. Флуктуационная гипотеза Больцмана . - С .191
4.6. Синергетика. Рождение порядка из хаоса . - С .195
Вопросы для самоконтроля . - С .197
5. Элементы квантовой физики . - С .197
5.1. Развитие взглядов на природу света. Формула Планка . - С .197
5.2. Энергия, масса и импульс фотона . - С .201
5.3. Гипотеза де Бройля. Волновые свойства вещества . - С .205
5.4. Принцип неопределенности Гейзенберга . - С .206
5.5. Принцип дополнительности Бора . - С .208
5.6. Концепция целостности в квантовой физике. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена . - С .210
5.7. Волны вероятности. Уравнение Шредингера. Принцип причинности в квантовой механике . - С .211
5.8. Состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе . - С .216
5.9. Релятивистская квантовая физика. Мир античастиц. Квантовая теория поля . - С .219
Вопросы для самоконтроля . - С .219
6. На пути построения единой теории поля . - С .219
6.1. Теорема Нетер и законы сохранения . - С .222
6.2. Понятие симметрии . - С .222
6.3. Калибровочные симметрии . - С .225
6.4. Взаимодействия. Классификация элементарных частиц . - С .232
6.5. На пути к единой теории поля. Идея спонтанного нарушения симметрии вакуума . - С .234
6.6. Синергетическое видение эволюции Вселенной. Историзм физических объектов. Физический вакуум как исходная абстракция в физике . - С .238
6.7. Антропный принцип. «Тонкая подстройка» Вселенной . - С .241
Вопросы для самоконтроля . - С .243
Раздел IV. Происхождение и эволюция Вселенной . - С .243
1. Возраст и состав Вселенной . - С .247
2. Космогенические гипотезы . - С .253
3. Происхождение Солнечной системы и Земли . - С .261
Раздел V. Учение о симметрии . - С .269
Раздел VI. Возникновение и эволюция жизни . - С .269
1. Концепции возникновения жизни . - С .277
2. Теория эволюции . - С .278
2.1. Теория эволюции Ламарка . - С .280
2.2. Дарвин, Уоллес и происхождение видов в результате естественного отбора . - С .281
2.3. Современное представление об эволюции . - С .282
3. Подтверждение теории эволюции . - С .282
3.1. Палеонтология . - С .284
3.2. Географическое распространение . - С .285
3.3. Классификация . - С .285
3.4. Селекция растений и животных . - С .286
3.5. Сравнительная анатомия . - С .286
3.6. Адаптивная радиация . - С .287
3.7. Сравнительная эмбриология . - С .288
3.8. Сравнительная биохимия . - С .289
3.9. Эволюция и генетика . - С .291
4. Единство и многообразие органического мира . - С .296
5. Жизнь как биологический круговорот веществ . - С .303
Вопросы для самоконтроля . - С .304
Раздел VII. Человек . - С .304
1. Происхождение человека и цивилизации . - С .304
1.1. Возникновение человека . - С .304
1.2. Появление цивилизации . - С .311
2. Генезис и сущность сознания . - С .318
Вопросы для самоконтроля . - С .327
3. Биоэтика и поведение человека . - С .327
4. Творчество . - С .350
5. Здоровье и работоспособность . - С .360
Вопросы для самоконтроля . - С .373
6. Человек и биосфера . - С .374
6.1. Концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека . - С .374
6.2. Космические циклы . - С .389
6.3. Цикличность эволюции. . - С .395
Человек как космическое существо . - С .408
Вопросы для самоконтроля . - С .408
УДК
ББК 20я73
Рубрики: Право
   Естественные науки. Естествознание

Аннотация: Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современного естествознания», входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, и предназначено для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений всех форм обучения.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Самыгин, С. И. \ред.\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

10.
1
М48


   Мелюхин, Серафим Тимофеевич

    Избранные труды: наследие и современность [Текст] : в 3 т. / С. Т. Мелюхин ; отв. ред. Н. Т. Абрамова. - М. : Савин С. А. - ISBN 978-5-902121-18-3.
   Т. 1 : Лекции. Воспоминания. - 2010. - 231 с. - ISBN 978-5-902121-20-6 : 200.00 р.
    Содержание:
От редколлегии . - С .3
Миронов В. В. Предисловие . - С .5
ЧАСТЬ I. Лекции. Общие проблемы философского мировоззрения . - С .11
Лекция 1. Развитие философского миропонимания . - С .13
1. Мировоззрение и миропонимание . - С .13
2. Религиозно-мифологическое миропонимание . - С .20
3. Геоцентризм . - С .26
4. Основной вопрос философии . - С .31
Лекция 2. Проблемы философии и плюрализм философских концепций . - С .39
Лекция 3. Материальное и идеальное . - С .56
Лекция 4. Натурфилософия . - С .69
1. Развитие натурфилософской онтологии и материализма . - С .69
2. Проблема субстанции . - С .81
3. Взаимоотношение материального и идеального . - С .94
4. Проблема единства мира . - С .106
ЧАСТЬ 2. Воспоминания коллег . - С .124
Абрамова, Н. Т. Серафим Тимофеевич Мелюхин. Страницы жизни 1927-2003 / Н. Т. Абрамова. - С .125
Аверьянов, А. Н. Философ и философия / А. Н. Аверьянов. - С .153
Гусейнов, А. А. Слово о коллеге / А. А. Гусейнов. - С .157
Керимов, Д. А. Воспоминания о Серафиме Тимофеевиче / Д. А. Керимов. - С .160
Купцов, В. И. О Серафиме Тимофеевиче Мелюхине как о человеке и заведующем кафедрой / В. И. Купцов. - С .161
Лекторский, В. А. Воспоминания о Серафиме Тимофеевиче Мелюхине / В. А. Лекторский. - С .164
Миронов, В. В. Серафим Тимофеевич Мелюхин - учитель, наставник, человек / В. В. Миронов. - С .170
Ойзерман, Т. И. Серафим Тимофеевич Мелюхин: принципиальная позиция / Т. И. Ойзерман. - С .183
Перминов, В. Я. Серафим Тимофеевич Мелюхин как человек и философ / В. Я. Перминов. - С .188
Платонов, Г. В. Свыше 50 лет близкого знакомства с С. Т. Мелюхиным / Г. В. Платонов. - С .196
Рабинович, В. Л. Вид на мироздание / В. Л. Рабинович. - С .202
Сивоконь, П. Е. Кафедра философии для естественных факультетов: тенденции, стимулы, перспективы / П. Е. Сивоконь. - С .205
Соколов, В. В. Серафим Тимофеевич Мелюхин: совместная работа на философском факультете / В. В. Соколов. - С .212
Степин, В. С. Серафим Тимофеевич Мелюхин - ученый и педагог / B. C. Степин. - С .214
Федоров, В. М. Серафим Тимофеевич Мелюхин: ученый и педагог / В. М. Федоров. - С .219
Федотова, В. Г. Воспоминания об аспирантских годах / В. Г. Федотова. - С .223
Именной указатель. Составитель Ходанович М. А. . - С .225
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии
Аннотация: Издание 3-х томного труда, посвященного памяти Серафима Тимофеевича Мелюхина (1927-2003) - крупного советского философа, педагога, организатора науки включает: вводные лекции по системной онтологии; переиздание отдельных фрагментов из основных работ С.Т Мелюхина; статьи ведущих современных философов России по философии науки. Издание рассчитано на широкий круг читателей - ученых, преподавателей, аспирантов, студентов, интересующихся философской онтологией, современными проблемами философии науки, историей возрождения философской онтологии в 60-70-е годы XX в. в рамках отечественной философии советского периода.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Абрамова, Н. Т. \ред.\; Мелюхин, Серафим Тимофеевич (1927-2003 гг.) \о нем\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

11.
1
Г62


    Голубинцев, В. О.
    Философия науки [Текст] : учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 541, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-14253-0 : 346.00 р.
    Содержание:
Глава 1. Философия науки . - С .3
Глава 2. Наука как составная часть духовной культуры . - С .7
2.1. Что такое наука . - С .7
2.2. Функции науки в жизни общества . - С .16
2.3. Наука и обыденное знание . - С .22
2.4. Наука и философия . - С .25
2.5. Наука и религия . - С .28
2.6. Наука и паранаучное знание . - С .31
2.7. Наука и искусство . - С .38
2.8. Наука и нравственность . - С .41
Глава 3. От мифа к логосу: становление теоретического мышления . - С .50
3.1. Проблема возникновения науки . - С .50
3.2. Исторические типы мышления . - С .61
3.3. Знание и миф в традиционном обществе . - С .69
3.4. Мифологический тип мышления . - С .77
3.5. Становление философии как типа мышления . - С .87
Глава 4. Античная философия - наука . - С .102
4.1. Первые греческие философы . - С .102
4.2. Классическая греческая философия . - С .106
4.3. Сократ . - С .108
4.4. Платон . - С .111
4.5. Аристотель . - С .115
4.6. Эллинистский этап: развитие математики и механики . - С .121
4.7. Древнеримский период . - С .125
Глава 5. Философия и наука в средние века . - С .127
5.1 Средневековый тип мышления . - С .128
5.2. Философия в средние века: Августин . - С .136
5.3. Фома Аквинский . - С .138
5.4. Наука в средние века . - С .145
Глава 6. Философия и наука эпохи Возрождения . - С .156
Глава 7. Философия и наука Нового времени . - С .163
7.1. Первая глобальная научная революция . - С .164
7.2. Почему возникает современная наука . - С .173
7. 3. Философия в Новое время . - С .189
Глава 8. Наука в XVIII-XIX века. Вторая глобальная научная революция . - С .205
8.1. Становление эволюционного типа мышления. Диалектизация естествознания . - С .206
8.2. Очищение естествознания от натурфилософских представлений . - С .213
Глава 9. Наука в конце XIX - первой половине XX веков. Третья глобальная научная революция . - С .217
9.1. Раскрытие сложной структуры атома. Рождение квантовой и релятивистской физики . - С .219
9.2. Релятивистская космология. Концепция расширяющейся Вселенной . - С .225
9.3. Становление и развитие генетики. Молекулярная биология . - С .227
9.4. Кибернетика - результат интеграции научного знания . - С .230
Глава 10. Научно-техническая революция . - С .233
10.1. Новые тенденции (закономерности) в развитии науки XX века . - С .233
10.2. Основные черты НТР . - С .234
10.3. Исторические этапы и основные направления НТР . - С .236
Глава 11. Четвертая глобальная научная революция . - С .241
11.1. Концепция «Большого взрыва» . - С .242
11.2. Расшифровка генома человека. Клонирование . - С .243
11.3. Синергетика как новое миропонимание конца XX века . - С .245
11.4. Величайшие научные загадки современности . - С .247
Глава 12. Философия науки XIX-XX веков . - С .250
12.1. Позитивизм XIX века . - С .252
12.2. «Первый позитивизм». О. Конт и концепция «позитивной науки» . - С .255
12.3. Философия науки периода «второго позитивизма» . - С .260
12.4. Становление логического позитивизма . - С .269
12.5. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. «Венский кружок» . - С .274
12.6. Постпозитивистский этап в философии науки: Карл Поппер . - С .283
12.7. Постпозитивистская философия науки второй половины XX века . - С .287
Глава 13. Наука как знание . - С .298
13.1. Научный факт как форма научного знания . - С .298
13.2. Научная проблема. Проблемные ситуации в науке . - С .303
13.3. Научная гипотеза . - С .311
13.4. Научная теория . - С .318
13.5. Научная картина мира . - С .325
Глава 14. Наука как познание . - С .330
14.1. Эмпиристская и рационалистическая концепции научного познания . - С .334
14.2. «Стандартная концепция» науки и ее критика . - С .347
14.3. Научные открытия: закономерность и случайность . - С .353
Глава 15. Методы научного познания . - С .369
15.1. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания . - С .369
15.2. Принципы диалектического метода: всесторонность рассмотрения; комплексный подход в познании . - С .372
15.3. Общенаучные методы эмпирического познания . - С .379
15.4. Общенаучные методы теоретического познания . - С .392
15.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания . - С .403
Глава 16. Закономерности развития науки . - С .410
Глава 17. Наука как социальный институт . - С .425
17.1. Становление организационных форм научной деятельности в XVII-XVIII веках . - С .427
17.2. Профессионализация научной деятельности . - С .438
17.3. Становление университетского образования и университетской науки в России . - С .449
17.4. Организация науки в XX веке . - С .454
17.5. Наука в СССР и современной России . - С .457
Глава 18. Наука и современное образование . - С .466
18.1. Становление современной системы образования . - С .466
18.2. Наука и образование в современных условиях . - С .472
18.3. Система образования в США . - С .480
18.4. Образование в СССР и современной России . - С .492
18.5. Интеграция науки и образования в современном обществе . - С .496
Глава 19. Наука и политика . - С .504
Глава 20. Научно-технический прогресс и проблемы современной техногенной цивилизации . - С .513
20.1. Традиционные общества и техногенная цивилизация . - С .513
20.2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Роль науки в их преодолении . - С .518
20.3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса . - С .533
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии--Философия науки
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки

Аннотация: Учебник предназначен для студентов всех направлений и специальностей вузов. В нем раскрывается соотношение науки и философии, излагаются взгляды на предметную область философии науки. Наука рассматривается в трех аспектах её бытия: как особого рода знание, как специфическая деятельность, направленная на получение этого знания, и как социальный институт. Раскрывается исторический путь развития науки. Рассматриваются западные концепции философии науки XIX-XX веков. Показывается роль науки в решении глобальных проблем современной техногенной цивилизации.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Данцев, А. А.; Любченко, В. С.
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

12.
1
Ф73


   Флоренский, Павел Александрович (священник)

    У водоразделов мысли. (Черты конкретной метафизики) [Текст] / П. А. Флоренский ; под общ. ред. Андроника (Трубачева). - Перепеч. с изд. испр. и доп. - М. : Академический Проект. - (Философские технологии). - ISBN 978-5-8291-1483-1.
   Т. 2. - 2013. - 607 с. - ISBN 978-5-8291-1485-5 (т. 2) : 550.00 р.
    Содержание:
Часть четвертая. ИМЯ РОДА (ИСТОРИЯ, РОДОСЛОВИЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ) . - С .7
ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ) . - С .8
1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА . - С .8
2. НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ . - С .8
3. ЗАКОН . - С .9
4. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ . - С .10
5. ЕДИНИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО . - С .10
6. ЗАКОН В ИСТОРИЧЕСКОМ . - С .11
7. ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО . - С .12
8. РЕЗЮМЕ . - С .13
9. НАУКОСЛОВИЕ . - С .13
10. КАК ВОЗМОЖНА ИСТОРИЯ? . - С .14
11. РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО НА ПРИМЕРЕ . - С .14
12. ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ . - С .15
13. ДЕЛЕНИЕ НАУК . - С .15
14. НОВОЕ, КАК СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ . - С .17
15. ЕРГОN И ENEPГEIA . - С .18
16. ЕРГОN NОМОΣ, ЕNЕРГЕIА И IΔION . - С .19
17. ВЕЩЬ И ЛИЧНОСТЬ . - С .20
18. 50-е ЗАЧАЛО ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ. Рим. 1, 18-27 . - С .21
19. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА . - С .21
20. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ . - С .22
20'. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ . - С .23
21. ПОСТОЯНСТВО ПРИРОДЫ И ЖИЗНЬ КУЛЬТУРЫ . - С .24
22. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЗНАНИЯ . - С .25
23. ПРИЧИННЫЕ РЯДЫ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ - В ИСТОРИИ . - С .27
ГЕНЕАЛОГИЯ . - С .28
КАК ЕЮ ЗАНИМАТЬСЯ? . - С .33
РОДОСЛОВНАЯ С ГЕРБАМИ . - С .38
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО . - С .39
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ . - С .51
СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ . - С .54
ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ КУРСА . - С .63
Приложение 1. Заметка об историческом познании . - С .65
Приложение 2. Лекции в МДА в 1916/17 уч. г. . - С .66
Приложение 3. Из черновых материалов . - С .75
Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ . - С .77
СМЫСЛ ИДЕАЛИЗМА (МЕТАФИЗИКА РОДА И ЛИКА) . - С .78
I. ЧТО ТАКОЕ ПЛАТОНИЗМ? . - С .78
II. УЧЕНИЕ О РОДАХ И ВИДАХ, ИЛИ ВОПРОС ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ . - С .81
III. KAK ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ . - С .83
IV. «ВВЕДЕНИЕ» ПОРФИРИЯ К «КАТЕГОРИЯМ» АРИСТОТЕЛЯ . - С .86
V. АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРФИРИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ . - С .89
VI. В ЧЕМ ПАФОС УСТРЕМЛЕНИЯ К РЕАЛИЗМУ И В ЧЕМ ПАФОС УСТРЕМЛЕНИЯ К ТЕРМИНИЗМУ? . - С .93
VII. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБРАЗЫ ДВИЖЕНИЯ . - С .101
VIII. ПРОБЛЕМА ПОРТРЕТА . - С .104
IX. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ . - С .108
X. ТВОРЧЕСТВО ПИКАССО - ПРИМЕР НАСИЛЬСТВЕННОГО ПЕРЕХОДА К ИСКУССТВЕННЫМ, ЛОЖНЫМ ФОРМАМ СОЗЕРЦАНИЯ . - С .110
XI. ЧТО ЗНАЧИТ ВИДЕТЬ ИДЕЮ? - СИНТЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ РЕЛИГИЙ . - С .113
XII. ЧТО ЕСТЬ РОД ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА . - С .126
XIII. РОД И РОДИЧИ . - С .128
XIV. ИДЕАЛИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ЛИКА . - С .135
XV. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ИММАНЕНТНОЕ . - С .145
XVI. НЕБЕСНОЕ СЕМЯ (ГЕНИТУРА) И ИЕРАРХИЯ ГОРНИХ СУЩНОСТЕЙ . - С .146
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ) . - С .155
Часть шестая. ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ . - С .179
ИМЕНА . - С .181
ОНОМАТОЛОГИЯ . - С .181
I. ИМЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ П. МЕРИМЕ, Г. ФЛОБЕРА, Э. ЗОЛЯ, О. БАЛЬЗАКА, В. ГЮГО, Н. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА . - С .181
II. ИМЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА. МАРИУЛА . - С .184
III. ИМЕНА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ . - С .191
IV. ИМЕНА В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ? . - С .194
V. ПОПЫТКА РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПРЕДСТАВИТЬ ИМЕНА КАК МНИМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ . - С .196
VI. ИМЯ И СВЯТОЙ . - С .197
VII. ИМЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ . - С .199
VIII. ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕН. ЕКАТЕРИНА II И КАТЕРИНЫ XVIII ВЕКА. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ . - С .202
IX. ОБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕН . - С .205
X. ИМЕНА КАК ЗНАМЕНИЯ . - С .207
. - С .209
XII. ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ. СЛУЧАЙ ИЗ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ИМЯ И «Я» . - С .215
XIII. ИМЯ КАК ТИП ЛИЧНОСТИ . - С .220
XIV. ИМЯ КАК ИНВАРИАНТ ЛИЧНОСТИ . - С .221
XV. ИМЯ КАК АРХЕТИП ДУХОВНОГО СТРОЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ . - С .226
XVI. ИМЕНА КАК ОРУДИЕ П.ОЗНАНИЯ . - С .228
XVII. ИМЕНА КАК ОРУДИЕ ПОЗНАНИЯ . - С .231
XVIII. ИМЯ И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ . - С .234
XIX. ЖИЗНЬ ИМЕНИ. ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ. СЕМЕМА, МОРФЕМА, ФОНЕМА ИМЕНИ . - С .236
XX. ФОРМЫ БЫТИЯ ИМЕНИ: ЦЕРКОВНАЯ, ПРИНИЖЕННАЯ, УМЕНЬШИТЕЛЬНАЯ. ИOAHH-ИBAH-JWAN . - С .237
XXI. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ИМЕНИ ЛИЧНОГО С ОТЧЕСТВОМ, ФАМИЛИЕЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИМЕНАМИ, ПРОЗВИЩЕМ, НОВЫМ ИМЕНЕМ В ПЕРЕИМЕНОВАНИИ . - С .239
XXII. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ – ИНТУИТИВНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИДЕАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ ИМЕН . - С .242
СЛОВАРЬ ИМЕН . - С .245
I. АЛЕКСАНДР . - С .245
II. АЛЕКСАНДРА . - С .248
III. АЛЕКСЕЙ . - С .251
IV. АННА . - С .256
V. ВАСИЛИЙ . - С .259
VI. СОФИЯ . - С .263
VII. ВЛАДИМИР . - С .269
VIII. ОЛЬГА . - С .275
IX. КОНСТАНТИН . - С .282
X. ЕЛЕНА . - С .286
XI. НИКОЛАЙ . - С .291
XII. ЕКАТЕРИНА . - С .298
XIII. ДМИТРИЙ . - С .304
XIV. ВАРВАРА . - С .311
XV. ПАВЕЛ . - С .316
XVI. ЛЮДМИЛА . - С .333
XVII. ВЕРА . - С .337
XVIII. МИХАИЛ . - С .339
Приложение 1. Из письма священника Павла Флоренского Вл. А. Кожевникову от 29 июня-12 июля 1912 г. . - С .343
Приложение 2. Заметки и подготовительные материалы к разделу «Ономатология» . - С .344
Приложение 3. Из записей бесед Н. Я. Симонович-Ефимовой со священником Павлом Флоренским . - С .365
Приложение 4. Из письма священника Павла Флоренского к семье от 8-10 апреля 1936 г. . - С .367
Приложение 5. Из письма священника Павла Флоренского Н. И. Флоренской от 20 апреля 1936 г. . - С .368
Часть седьмая. ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕЧУВСТВИЕ) . - С .369
Примерное содержание чтений 1921-1922 уч. года в Московской Духовной Академии э.-о. проф. священника П. А. Флоренского «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ» . - С .370
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К ЛЕКЦИЯМ . - С .372
ЗНАМЕНИЯ ЭПОХИ . - С .372
ОБ ОНТОЛОГИЧНОСТИ. К ЛЕКЦИЯМ . - С .378
ХРИСТИАНСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ . - С .394
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ . - С .396
1-я ЛЕКЦИЯ. О ХРИСТИАНСКОМ МИРОПОНИМАНИИ . - С .396
2-я ЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОЕ И ЦЕРКОВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ . - С .397
3-я ЛЕКЦИЯ. ПЕРЕЛОМ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ. СЛОЖНОСТЬ БЫТИЯ. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. О ЗНАМЕНИЯХ ЭПОХИ . - С .402
4-я ЛЕКЦИЯ. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ КАНТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. РАСЩЕПЛЕНИЕ БЫТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. ТЕОРИЯ ЧИСТЫХ ЛИНИЙ. ТЕОРИЯ МУТАЦИЙ. АНТИНОМИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МЫШЛЕНИЯ . - С .408
5-я ЛЕКЦИЯ. ТОЖДЕСТВО КРАЙНЕГО СПИРИТУАЛИЗМА И МАТЕРИАЛИЗМА . - С .415
6-я ЛЕКЦИЯ. СВЯЗАННОСТЬ БЫТИЯ. ВЛИЯНИЕ ДУШЕВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ НА ФИЗИОЛОГИЮ И ОБРАТНО - ВНЕШНИХ СОСТОЯНИЙ ТЕЛА НА ДУШУ . - С .418
7-я ЛЕКЦИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ. НЕВРАСТЕНИЯ. ИСТЕРИЯ, УЧЕНИЕ О ДУХОВНОЙ КОНСТИТУЦИИ. ТАЙНЫЕ НАУКИ . - С .426
8-я ЛЕКЦИЯ. ОККУЛЬТИЗМ. СТИГМАТИЗАЦИЯ, ДУШЕВНЫЕ ТЕЛА. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ . - С .431
9-я ЛЕКЦИЯ. ИНСПИРАЦИЯ. ТЕЛЕПАТИЯ. ПРЕМИРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА . - С .437
10-я ЛЕКЦИЯ. ПОЗИТИВИЗМ. ИДЕОЛОГИЗМ ВОЗРОЖДЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. САКРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ . - С .444
11-я ЛЕКЦИЯ. ТРИ СИЛЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ: ОРУДИЕ, ПОНЯТИЯ, СВЯТЫНИ . - С .449
12-я ЛЕКЦИЯ. ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ. ЕВХАРИСТИЯ, ОБЩЕЕ И ЕДИНИЧНОЕ, ИСТОРИЯ - ЕСТЬ ТИПОЛОГИЯ . - С .451
13-я ЛЕКЦИЯ. ДВА ПУТИ МЫСЛИ: ВОЗРОЖДЕНСКИЙ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ . - С .458
Приложение к 13-й лекции . - С .464
14-я ЛЕКЦИЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ - РУССКИЙ ДАНТЕ И НАЧАЛО РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ? . - С .466
15-я ЛЕКЦИЯ. АРХИМАНДРИТ ФЕОДОР БУХАРЕВ - КОНЕЦ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И НАЧАЛО НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ . - С .467
16-я ЛЕКЦИЯ. ОБ ОРИЕНТИРОВАНИИ НА ХРИСТЕ. ВОЗРОЖДЕНСКАЯ ЭПОХА - ВОЗРОЖДЕНИЕ ФАРИСЕЙСТВА. НАТУРАЛИЗМ И ГУМАНИЗМ - АВТОНОМИЯ ОТ БОГА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА . - С .467
Приложение. К лекции от 4.XI.21 г. Ответ на частные вопросы . - С .471
17-я ЛЕКЦИЯ. ФИЛОСОФИЯ КАНТА - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМА. ИИСУС ХРИСТОС, ПРИШЕДШИЙ ВО ПЛОТИ, - СРЕДОТОЧИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ, ЦЕНТР БЫТИЯ. ИДЕЯ СПАСЕНИЯ - ГЛАВНАЯ В ХРИСТИАНСТВЕ . - С .474
18-я ЛЕКЦИЯ. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И НАУКОЙ . - С .481
19-я ЛЕКЦИЯ. ВОПРОС О СИМВОЛЕ. ОБ ИКОНЕ И ИКОНОПОЧИТАНИИ. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА . - С .487
20-я ЛЕКЦИЯ. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ИЛЛЮЗИОНИЗМ . - С .494
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛЕ ВСЕГО КУРСА, КОТОРОГО ЗАКОНЧИТЬ НЕ ПРИШЛОСЬ . - С .495
Приложение к 20-й лекции и Общему заключению . - С .496
Приложение 1 к курсу лекций. Запись беседы священника Василия Надеждина, А. Н. Соколова и неизвестного автора записи со священником Павлом Флоренским в ноябре 1921 г. . - С .497
Приложение 2 к курсу лекций. Из записной книжки священника Василия Надеждина от 4/17.XI. 1921 г. . - С .498
Часть восьмая. ЗЕМЛЯ И НЕБО (ФИЛОСОФИЯ, АСТРОЛОГИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ) . - С .499
НЕБО И ЗЕМЛЯ (ОТРЫВОЧНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ АСТРОЛОГИИ) . - С .500
Приложение. Гармония сфер . - С .500
Часть девятая. СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА... . - С .503
СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА . - С .504
ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ . - С .506
Примечания . - С .507
Указатель имен . - С .559
Предметный указатель . - С .564
УДК
ББК 87.3(2)6
Рубрики: Философия--История философии--Общие вопросы философии
   Религия--Православие--Христианство

   Языкознание--Общее языкознание--Славянские языки--Теория и философия языка

   Культурология--История культурологии--Теория культурологии

Аннотация: Цикл статей «У водоразделов мысли» стал одним из базовых трудов отца Павла Флоренского, посвященных «антроподицее» («оправданию человека»). Тема эта пришла на смену теодицее, которой был посвящен «Столп и утверждение Истины». Темы эти, а значит, и эти произведения не могут рассматриваться изолированно. В теодицее человек разумом испытывает Бога и находит, что Он - Сущая Правда, Спаситель. В антроподицее человек испытывает себя, усматривает свое несоответствие образу Божию и правде Божией и необходимость очищения. Рождаются рассуждения о категориях духовного сознания и об откровении Божием в Священном Писании; о священных обрядах и святых таинствах; о Церкви и ее природе; о церковном искусстве и церковной науке. В теодицее автор вместе с читателем ищет Истину в Горнем мире - в антроподицее Истина показывается читателю как пребывающая в мире дольнем. Отсюда и разность формы подачи этих тем: теодицея была написана в виде писем, антроподицея - в виде лекционных бесед на ряд тем, объединенных общим замыслом, но имеющих и самостоятельное значение.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Андроник (Трубачев) (игум.) \ред.\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)