Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Дипломные работы выпускников СГЮА за последние 5 лет (1)Период.издания науч.абонемента (6)Редкие книги Научной библиотеки СГЮА (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=эмпирический<.>)
Общее количество найденных документов : 29
Показаны документы с 1 по 10
 1-10    11-20   21-29 
1.
1
К75


    Кохановский, Валерий Павлович.
    Философия и методология науки [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Кохановский В. П. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 576 с. - Библиогр.: с. 561. - ISBN 5-222-00502-X : 50.00 р.
    Содержание:
Наука как социокультурный феномен . - С .5
Кл.слова: Знание, познание и его формы, возникновение науки, классификация наук, общество
Философские образы науки и её методов . - С .59
Общие закономерности развития науки . - С .85
Кл.слова: Дифференциация, интеграция, единство, взаимодействие наук, свобода критики.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания . - С .119
Кл.слова: Эмпиризм, научная теория
Методология научного познания . - С .167
Кл.слова: предмет, классификация методов
Философия и её роль в научном познании . - С .187
Кл.слова: Модели, функции
Диалектический и метафизический методы мышления в системе научной деятельности . - С .209
Кл.слова: Диалектика, принципы, метафизика
Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов . - С .255
Парадигмы естествознания: сущность и эволюция . - С .291
Философско-методологические проблемы социального познания . - С .371
Кл.слова: Логика, герменевтика, структурный метод
Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме . - С .501
УДК
ББК Ю25
Рубрики: Философия
Аннотация: Первый фундаментальный учебник по дисциплине "Философия и методология науки" подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

2.
02
В19


    Васильев, И. Г.
    Социологические исследования в библиотеках [Текст] : практическое пособие / И. Г. Васильев, М. Е. Илле, Д. К. Равинский. - СПб. : Профессия, 2002. - 176 с. - (Библиотечный практикум). - Библиогр.: с.150-152 . - ISBN 5-93913-014-3 : 53.77 р.
    Содержание:
Введение . - С .3
Глава 1. Социологические исследования в библиотеках . - С .5
Глава 2. Основы методологии социологических исследований библиотечного дела . - С .13
Глава 3. Программа социологического исследования (теоретический этап) . - С .32
Глава 4. Программа социологического исследования (эмпирический этап) . - С .73
Глава 5. Организация исследования . - С .118
Приложения . - С .155
УДК
ББК 78.303
Рубрики: Библиотечное дело. Библиотековедение
Кл.слова (ненормированные):
БИБЛИОТЕКА -- библиотечно-информационная деятельность -- ИССЛЕДОВАНИЕ -- социологические исследования -- СОЦИОЛОГИЯ -- ИНФОРМАЦИЯ
Аннотация: Предлагаемое пособие подготовлено с учетом изменений, происходящих в содержании библиотечно-информационной деятельности, аудиториях пользователей и функциях библиотек. Учтены изменения в теоретических и методических подходах, получивших широкое распространение в социологической науке (качественные методы и соответствующие методическое обеспечение). Как составить программу социологического исследования? Как определить основную проблему, цели и задачи исследования? Как выбрать способ сбора первичной социологической информации и разработать соответствующий методический инструментарий? Как собрать, обработать и проанализировать полученные данные? Авторы предлагают ответы на эти вопросы.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Илле, М. Е.; Равинский, Д. К.
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

3.
1
М59


    Микешина, Людмила Александровна (д-р филос. наук, проф.).
    Философия познания. Полемические главы [Текст] / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с. - Библиогр.: с. 588 . - Указ.: с. 613 . - Предм. указ.: с. 616. - ISBN 5-89826-108-7 : 261.47 р.
    Содержание:
Философия познания - 21 век. Синтез когнитивных практик . - С .27
Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания . - С .79
Феномен "Я" и субъект в философии Декарта . - С .128
Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против . - С .158
Эмпирический субъект и категория жизни . - С .193
Формирование субъекта интерпретирующего: герменевтические смыслы образования . - С .226
Вера и достоверность в познании . - С .259
Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности . - С .304
Релятивизм. Психологизм. Историзм . - С .384
Язык в философии познания: как "опыт мира" и "горизонт онтологии" . - С .477
Познание времени и времени в познании . - С .527
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
релятивизм -- язык -- познание -- время -- вера -- достоверность -- сомнение -- истина -- понимание -- образование -- жизнь
Аннотация: Аннотация Монография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и "ненаучные". С расширением "поля" рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти "маргинальные" проблемы выходят на первый план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпритация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира" исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

4.
1
Ф56


   
    Философия для аспирантов [Текст] : учебное пособие / В. П. Кохановский [и др.]. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 448 с. - (Высшее образование). - библиогр.: с. 440. - ISBN 5-222-03544-1 : 90.00 р.
    Содержание:
Наука и общество . - С .6
История науки . - С .85
Философия науки . - С .151
Эмпирический и теоретический уровни научного познания . - С .243
Методология научного исследования . - С .300
Общие закономерности развития науки . - С .376
Наука, человек, повседневность . - С .403
УДК
ББК А5я 72-1
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
сциентизм -- антисциентизм -- синергетика -- эмпиризм -- научное познание -- нравственность
Аннотация: Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Кохановский, В. П.; Золотухина, Е. В.; Лешкевич, Т. Г.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 2
ч/з1 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (1)
Найти похожие

5.
1
В41


    Виц, Бронислава Борисовна.
    Демокрит [Текст] / Б. Б. Виц. - М. : Мысль, 1979. - 212 с. - (Мыслители прошлого). - Библиогр.: с. 205; указ.: с. 200. - ISBN Б. и. : 0.25 р.
УДК
Рубрики: Философия--Абдеры--Афины
Кл.слова (ненормированные):
мудрец -- эпоха -- атомистическая -- космогония -- космология -- природа -- человек -- познание -- логика -- эмпирический -- идол -- атеизм -- религия -- мораль -- традиция -- смысл -- этика -- наследие -- социально-политические -- совесть -- легенда -- мысль
Аннотация: Книга знакомит читателя с жизнью и деятельностью представителя отечественной философской мысли того времени, когда в России оформляется философско-рационалистическая и естественнонаучная традиция. Автор строит изложение на основе анализа оригинальных источников, поскольку мировоззрение Конисского выражено главным образом в рукописном наследии.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) \о нем\; Протагор (Протагор из Абдеры ; ок. 490 - ок. 420 гг. до н. э.) \о нем\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

6.
1
Н40


    Невважай, Игорь Дмитриевич.
    Социальные аспекты эмпирического знания [Текст] / И. Д. Невважай ; ред. С. Ф. Мартынович ; рец. О. В. Ханова. - Саратов : Изд-во СГУ, 1989. - ISBN Б. и. : 0.90 р.
УДК
ББК 87.251
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
знание -- научное знание -- естествознание -- эмпирический закон -- величина -- понятие величины -- количество -- равенство -- эталон -- формы эталона
Аннотация: В монографии исследуются социальные аспекты научного знания и познания на материале истории естествознания, анализируются структурно-генетические связи социальной деятельности и отношений с такими формами научного знания, как величины и эмпирический закон. Для преподавателей философии, научных работников, аспирантов.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Мартынович, С. Ф. (д-р филос. наук) \ред.\; Ханова, О. В. (канд.филос. наук) \рец.\
Экземпляры всего: 1
ч/з6 (1)
Свободны: ч/з6 (1)
Найти похожие

7.

Л43


    Лекторский, Владислав Александрович.
    Субъект, объект, познание [Текст] / В. А. Лекторский. - М. : Наука, 1980. - 358 с. - Примеч.: с. 308; библиогр.: с. 332; имен. указ.: с.351 . - ISBN Б. и. : 1.60 р.
УДК
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
ЗНАНИЕ -- СОЗНАНИЕ -- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ -- ЭМПИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ -- ОТРАЖЕНИЕ -- ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- КОММУНИКАЦИЯ -- САМОСОЗНАНИЕ -- РЕФЛЕКСИЯ
Аннотация: На основе философского обобщения проблем методологии науки, психологии познания, психолингвистики, истории науки в книге дан целостный анализ познавательного отношения субъекта и объекта. Исследуются различные формы и типы связи предметно-практической и познавательной деятельности, взаимоотношение самосознания и познания, разнообразные компоненты в системе знания, проблема соотношения обоснования и развития знания. В книге затрагивается ряд нерешенных актуальных философских и методологических проблем.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 3
н/а (2), ч/з1 (1)
Свободны: н/а (2), ч/з1 (1)
Найти похожие

8.
1
Н40


   Невважай, Игорь Дмитриевич

    История и философия науки [Текст] : учебное пособие: в 2 ч. / И. Д. Невважай. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. акад. права. - ISBN 978-5-7924-0646-9.
   Ч. 1 : Общие проблемы философии науки. - !ovixd.pft: FILE NOT FOUND! . - 237, [1] с. - Список рекомендованной литературы: с. 234-235. - ISBN 978-5-7924-0647-6 (ч. 1) : 150.00 р., 220.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
Глава 1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ . - С .4
Научное и обыденное познание . - С .4
Основные аспекты бытия науки: наука как система знаний, познавательная деятельность, социальный институт . - С .8
История и философия науки, их взаимосвязь. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии . - С .13
Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .16
Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности . - С .16
Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила . - С .20
Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . - С .23
«Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей . - С .23
Культурный переворот в Древней Греции и становление первых форм теоретической науки. Атомистическая программа Демокрита. Математическая программа Платона. Континуалистская программа Аристотеля. Достижения в области естествознания эпохи античности . - С .26
Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию . - С .33
Зарождение опытных наук. Классическая наука XVIII-XIX веков . - С .45
Революция в естествознании конца XIX- начала XX века и становление идей и методов неклассической науки . - С .57
Возрастание социальной роли науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук . - С .66
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .74
Позитивизм О. Конта, Г Спенсера, Дж. С. Милля (первый позитивизм) . - С .76
Эмпириокритицизм (второй позитивизм) . - С .84
Неопозитивизм (третий позитивизм). Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм . - С .89
Развитие философии науки во второй половине XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин) . - С .99
Глава 5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .113
Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения . - С .113
Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта . - С .115
Понятие научного факта, его структура . - С .123
Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний . - С .126
Методы и формы познания теоретического уровня . - С .131
Методы построения и исследования идеализированного объекта . - С .131
Методы построения и оправдания теоретического знания . - С .140
Основания науки. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Философские основания науки . - С .149
Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .165
Взаимодействие научной картины мира и опыта. Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины . - С .166
Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке . - С .167
Логика открытия и логика оправдания гипотезы . - С .173
Особенности формирования научной гипотезы . - С .175
Парадигмальные образцы решения задач . - С .178
Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке . - С .181
Проблема как форма научного познания . - С .183
Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций . - С .190
Особенности постановки проблем в гуманитарном познании . - С .191
Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры . - С .193
Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .196
Научная революция как перестройка оснований науки. Типы научных революций . - С .196
Внутридисциплинарные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции . - С .197
Научные революции и междисциплинарные взаимодействия . - С .199
Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке . - С .201
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА . - С .215
Основные характеристики современной постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся, «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов . - С .215
Постнеклассическая наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизацонного развития . - С .224
Список рекомендуемой литературы . - С .234
УДК
ББК 87.3:72.3я73
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
научное познание -- мировоззрение -- наука в культуре -- цивилизации -- структура научного знания -- научно-технический прогресс
Аннотация: В пособии изложены темы первой части курса истории и философии науки, общие для всех научных специальностей. Подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 30
н/а (20), ч/з4 (3), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з6 (3)
Свободны: н/а (18), ч/з4 (3), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з6 (3)
Найти похожие

9.
1
Л19


    Лакатос, Имре.
    Методология исследовательских программ [Текст] : пер. с англ. / И. Лакатос. - М. : АСТ : Ермак, 2003. - 380, [2] с. - (Философия. Психология). - ISBN 5-17-010247-X (ООО "Издательство АСТ"). - ISBN 5-9577-0438-5 (ЗАО НПП "Ермак") : 100.00 р.
    Содержание:
I. Наука: разум или вера? . - С .9
II. Фаллибилизм против фальсификационизма . - С .13
а) Догматический (натуралистический) фальсификационизм. Эмпирический базис . - С .13
б) Методологический фальсификационизм. «Эмпирический базис» . - С .30
в) Утонченный фальсификационизм против наивного методологического фальсификационизма. Прогрессивный и регрессивный сдвиг проблемы . - С .49
III. Методология научных исследовательских программ . - С .75
а) Отрицательная эвристика: «твердое ядро» программы . - С .76
б) Положительная эвристика: конструкция «защитного пояса» и относительная автономия теоретической науки . - С .79
в) Две иллюстрации: Проут и Бор . - С .85
в1) Проут: исследовательская программа, прогрессирующая в океане аномалий . - С .86
в2) Бор: исследовательская программа, прогрессирующая на противоречивых основаниях . - С .89
г) Новый взгляд на решающие эксперименты: конец скороспелой рациональности . - С .109
г1) Эксперимент Майкельсона-Морли . - С .117
г2) Эксперименты Луммера-Принсгейма . - С .125
г3) ?-Распад против законов сохранения . - С .128
г4) Заключение. Требование непрерывного роста . - .136
IV. Исследовательская программа Поппера против исследовательской программы Куна . - С .143
Приложение. Поппер, фальсификационизм и «тезис Дюгема—Куайна» . - С .148
Примечания автора . - С .160
Литература . - С .219
Комментарии переводчика . - С .239
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
Аннотация: Имре Лакатос - мыслитель, оказавший значительное влияние на философию и историю науки XX в. Работал в Кембридже, многие годы являлся главным редактором «Британского журнала философии науки».

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

10.
1
Ф56


   
    Философия в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Е. В. Зорина [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. - М. : Проспект, 2009. - 335, [1] с. - ISBN 978-5-392-00147-7 : 180.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Является ли философия наукой? . - С .4
2. Каковы основные черты философского мышления? . - С .5
3. Чем философия отличается от других форм мировоззрения? . - С .7
4. Что объединяет и что разделяет философию и религию? . - С .9
5. Какова структура философского знания? . - С .10
6. Можно ли выделить основной вопрос философии? . - .12
7. Каковы причины возникновения философии? . - С .13
8. В чем состоит роль философии в культуре? . - С .15
9. Каковы основные типы самоопределения современной философии? . - С .18
10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? . - С .20
II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
11. В чем своеобразие философии Древней Индии? . - С .23
12. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится? . - С .25
13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая? . - С .31
14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии? . - С .33
III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
15. Что объединяет всех античных философов? . - С .35
16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях? . - С .38
17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? . - С .39
18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека? . - С .42
19. Какие философские школы представляют этический период в развитии античной философии? . - С .46
20. В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии? . - С .49
21. Кого и почему считают первым философом Запада? . - С .51
22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? . - С .53
23. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? . - С .54
24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? . - С .57
IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
25. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии? . - С .64
26. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья? . - С .67
27. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? . - С .69
28. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики? . - С .72
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
29. Как возможна философия в эпоху Возрождения? . - С .76
30. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения? . - С .80
31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? . - С .81
32. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? . - С .83
33. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? . - С .86
34. Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения? . - С .88
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
35. В чем состоит рационализм философии XVII в.? . - С .91
36. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию? . - С .94
39. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? . - С .96
40. Чем примечательна философия Просвещения? . - С .98
41. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора XVII-XVIII вв.? . - С .101
42. Что за «скандал в философии» устроили Беркли и Юм? . - С .104
43. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)? . - С .107
44. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? . - С .108
45. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля? . - С .112
46. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха? . - С .116
VII. МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ
47. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса? . - С .119
48. В чем состоит суть материалистического понимания истории - важнейшего открытия марксизма? . - С .121
49. Создал ли марксизм новую философскую антропологию? . - С .124
50. Какие идеи К. Маркса получили развитие в XX в.? . - С .126
51. Как русские философы относились к марксизму? . - С .130
VIII. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
52. За что философия жизни критиковала классическую философию? . - С .132
53. Чем отличается трактовка жизни в академической философии жизни? . - С .134
54. Какие новые методы философского исследования предлагают представители философии жизни? . - С .135
IX. НЕОКАНТИАНСТВО
55. Как развивают философию И. Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства? . - С .138
X. ПОЗИТИВИЗМ
56. Что представляет собой «первый» позитивизм? . - С .140
57. Какие идеи классического позитивизма развивают «второй» и «третий» позитивизм? . - С .142
58. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом? . - С .145
59. Позитивизм резко критикует метафизику. А каково его отношение к религии? . - С .147
XI. ПСИХОАНАЛИЗ
60. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли? . - С .149
61. Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру XX столетия? . - С .151
62. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков - врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии? . - С .152
XII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
63. В чем состоит феноменологическое понимание специфики философии, ее предмета? . - С .155
64. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии? . - С .156
65. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.? . - С .158
XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
66. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма? . - С .160
67. Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии экзистенциалистов, чем их философские трактаты? . - С .163
XIV. ГЕРМЕНЕВТИКА
68. Какие проблемы изучает герменевтика? . - С .165
69. Кто из философов внес заметный вклад в развитие герменевтики? . - С .166
70. Как понимают понимание представители герменевтической философии? . - С .167
XV. СТРУКТУРАЛИЗМ
71. Что такое философский структурализм? . - С .170
XVI. ПОСТМОДЕРНИЗМ
72. Модерн есть современность. Что означает постмодерн? . - С .173
73. Бросает ли постмодернизм вызов классическому рационализму? . - С .175
74. Как постмодернисты «деконструируют» человека? . - С .177
75. Почему постмодернисты объявили «конец истории»? . - С .179
76. Существует ли особый стиль русской философской мысли? . - С .182
77. Русское евразийство: философия или идеология? . - С .184
78. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов? . - С .186
79. Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева? . - С .188
80. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна? . - С .190
81. Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев? . - С .192
82. В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому? . - С .194
83. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма? . - С .196
84. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии? . - С .198
XVIII. ОНТОЛОГИЯ
85. Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? . - С .201
86. Каковы основные проблемы онтологии? . - С .202
87. Как связана онтология с другими разделами философии? . - С .205
88. Как изменялось место онтологии в системе философского знания в ходе его исторической эволюции? . - С .206
89. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии? . - С .208
90. Как определить бытие и небытие? . - С .210
91. Что есть сущность? . - С .213
92. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие? . - С .214
93. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются? . - С .216
94. Существует ли развитие и как его понимать? . - С .218
95. В чем ошибка лапласовского детерминизма? . - С .220
96. Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? . - С .222
XIX. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
97. Что такое идеальное? . - С .225
98. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания? . - С .227
99. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»? . - С .228
100. Как соотносятся сознание и бессознательное? . - С .230
XX. ГНОСЕОЛОГИЯ
101. Что изучает гносеология? . - С .232
102. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? . - С .233
103. Что такое субъект и объект познания? . - С .234
104. Какие виды знания выделяют философы? . - С .236
105. Познавательные способности человека. Почему философы различают чувственное и рациональное? . - С .238
106. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? . - С .240
107. Что рассматривается философами в качестве критериев истины? . - С .243
108. Каковы цели познания? . - С .245
XXI. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
109. Какие проблемы рассматривает философия науки? . - С .247
110. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»? . - С .248
111. Каковы критерии научного знания? . - С .249
112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания . - С .252
113. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания? . - С .255
114. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания? . - С .257
115. Какую роль играет интуиция в научном познании? . - С .258
116. Что изучает философия техники? . - С .260
XXII. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
117. В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук? . - С .263
118. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках? . - С .263
119. В чем проблема объективности гуманитарного знания? . - С .266
120. Существует ли истина в гуманитарных науках? . - С .268
XXIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
121. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками? . - С .270
122. Что характеризует общество как систему? . - С .272
123. Какие существуют подходы в социальной философии к определению социальной структуры общества? . - С .274
124. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона? . - С .275
XXIV. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
125. Что изучает философия истории? . - С .278
126. Каковы движущие силы исторического процесса? . - С .280
127. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? . - С .283
128. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? . - С .285
129. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? . - С .287
130. Существует ли смысл и цель в истории? . - С .289
131. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? . - С .291
132. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества? . - С .293
XXV. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
133. Что такое культура в философском понимании? . - С .296
134. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? . - С .298
135. Что такое аксиология? . - С .299
136. В чем сущность религии и как объясняется ее происхождение? . - С .301
137. Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы? . - С .303
138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия? . - С .305
139. Каковы основные исторические виды морали? . - С .307
140. Каким образом в философии определяется эстетическое? . - С .309
141. Что такое искусство и в чем его назначение? . - С .312
XXVI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
142. Что отличает философский подход к рассмотрению человека? . - С .316
143. Как трактуется в философии природа и назначение человека? . - С .318
144. Что такое личность с философской точки зрения? . - С .320
145. В чем ценность свободы? . - С .323
146. Свободна ли человеческая воля? . - С .325
147. Для чего человеку словесный язык? . - С .326
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
Аннотация: Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания философии - прежде всего в МГУ им. М. В. Ломоносова, - включили в данное пособие именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки адекватности и глубины усвоения курса. Приведенные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаменационных билетов. Для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Зорина, Е. В.; Рахманкулова, Н. Ф.; Соколов, А. В.; Шестакова, М. А.; Яковлева, Л. Е.; Алексеев, А. П. \ред.\; Яковлева, Л. Е. \ред.\
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

 1-10    11-20   21-29 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)