Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Авторефераты (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=эволюционизм<.>)
Общее количество найденных документов : 14
Показаны документы с 1 по 10
 1-10    11-14 
1.
340
Р86


    Рулан, Норбер.
    Юридическая антропология [Текст] : учебник для вузов / Н. Рулан ; отв. ред. и авт. предисл. В. С. Нерсесянц ; пер. с фр. А. И. Ковлера [и др.]. - М. : НОРМА, 2000. - 310 с. - ISBN 5-89123-303-7 (НОРМА) : 70.00 р.
    Содержание:
Нерсесянц, В. С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина / В. С. Нерсесянц. - С .3
Часть 1. Размышления о подмене понятий: виденье Запада . - С .13
Глава I. Развитие представлений о реальном . - С .14
Раздел 1. Антропология и колонизация . - С .14
Раздел 2. Этноцентризм, расизм и самобытность . - С .20
Глава II. Эволюция проблематики юридической антропологии . - С .24
Раздел 1. Основатели юридической антропологии . - С .24
Раздел 2. Теоретические основания юридической антропологии . - С .31
§ 1. Изменения права: эволюционизм . - С .31
§ 2. Идентификация права: нормативный и процессуальный анализ . - С .43
Часть 2. Мысли о многообразии: юридическая антропология традиционных обществ . - С .51
Глава I. Традиционная юридическая система . - С .52
Раздел 1. Идеальный юридический порядок . - С .52
§ 1. Африканское виденье мира и общества . - С .52
§ 2. Источники африканского права . - С .55
Раздел 2. Пережитый юридический порядок . - С .60
§ 1. Сочетание тройного господства и трех фундаментальных отношений . - С .60
§ 2. Характеристики пережитого права . - С .62
Раздел 3. Устное право и общинная модель . - С .69
§ 1. Устное право . - С .69
§ 2. Общинная модель . - С .71
Глава II. Основные юридические отношения . - С .75
Раздел 1. Родственные отношения . - С .75
§ 1. Рождение семьи . - С .76
§ 2. Системы родства . - С .77
§ 3. Супружеская семья . - С .108
Раздел 2. Земельные отношения . - С .115
§ 1. Расхождение между современным и традиционным правовым мышлением . - С .115
§ 2. Функционирование земельных систем и земельных отношений в некоторых обществах Черной Африки . - С .122
§ 3. Земельное управление . - С .125
Раздел 3. Договорные отношения . - С .127
§ 1. Общественное положение и договор: теоретическая эволюция . - С .127
§ 2. Договорные отношения в традиционных обществах . - С .129
Глава III. Урегулирование конфликтов . - С .144
Раздел 1. Войны в традиционных обществах. . - С .144
Раздел 2. Общество и насилие . - С .149
§ 1. Уроки из жизни сообществ животных . - С .149
§ 2. Насилие в человеческом обществе . - С .152
Раздел 3. Способы разрешения конфликтов . - С .160
§ 1. Типологии процедур урегулирования конфликтов. . - С .160
§ 2. Типологии доказательств . - С .164
§ 3. Выход из конфликтов . - С .168
Раздел 4. Система возмездия и уголовная система . - С .170
§ 1. Система возмездия . - С .173
§ 2. Наказание и месть: синхронический подход . - С .179
Глава IV. Результаты влияния одних культурно-правовых систем на другие . - С .184
Раздел 1. Общая теория движения права . - С .185
Раздел 2. Правовая колонизация в Черной Африке . - С .192
§ 1. Сосуществование между различными правовыми системами в колониальную эпоху . - С .193
§ 2. Механизмы внедрения европейского права . - С .198
§ 3. Сомнения и повороты в постколониальный период: от кодификаций до «возврата к истокам» . - С .201
Раздел 3. Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке . - С .211
§ 1. Политическая организация . - С .212
§ 2. Отношения в сфере частного права . - С .213
Часть 3. Юридическая антропология современного западного позитивного права . - С .230
Глава I. Сравнение традиционных и современных систем права . - С .231
Раздел 1. Первые шаги: от эволюционизма к этнологии Европы . - С .231
Раздел 2. Неокультуралистская теория М. Аллио . - С .234
Глава II. Юридическая антропология позитивного права . - С .242
Раздел 1. Мифы позитивного права . - С .242
Раздел 2. Мутации семьи и ее устойчивость . - С .249
§ 1. Критика эволюционизма, . - С .250
§ 2. Комплексные системы родства в современных обществах: брачные союзы и запрет инцеста . - С .252
§ 3. Природа и отношения родства: антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия . - С .257
§ 4. Устойчивость семьи . - С .263
Раздел 3. Категория договора и категория принуждения в способах урегулирования конфликтов в современном обществе . - С .269
§ 1. Область вмешательства государства в урегулирование конфликтов . - С .270
§ 2. Интерпретативные теории множественности нормативных категорий урегулирования конфликтов . - С .274
§ 3. «Неформальная юстиция» в США . - С .281
§ 4. Лик Януса судебной системы в современной Франции. . - С .284
Общее заключение . - С .26
Юридическая антропология и метафизика . - С .296
УДК
ББК 67
Рубрики: Теория права
   Право

   Европа
    США

    Африка

Кл.слова (ненормированные):
ЭВОЛЮЦИЯ -- КОНФЛИКТЫ -- КОЛОНИЗАЦИЯ -- АККУЛЬТУРАЦИЯ -- общество -- община -- семья -- насилие -- войны -- урегулирование конфликтов -- неформальная юстиция -- договорные отношения
Аннотация: Настоящий учебник представляет собой перевод (с небольшими сокращениями) с французского оригинала (Париж, 1988), уже переведенного на многие европейские языки. Его автор Норбер Рулан — известный французский ученый-юрист, основатель Французской ассоциации юридической антропологии, всемирно признанный специалист в данной области науки. Учебник содержит систематическое изложение основных проблем юридической антропологии. Общетеоретические положения данной дисциплины опираются в книге на результаты конкретных юридико-антропологических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Подробно освещены история формирования и развития юридической антропологии, юридико-антропологические характеристики различных народов и обществ прошлого и современности, место и значение юридической антропологии в процессе изучения и совершенствования права и государства в современном мире. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и других гуманитарных вузов, а также для читателей, интересующихся вопросами культурологии, антропологии и этнологии.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Нерсесянц, Владик Сумбатович \ред., авт. предисл.\; Ковлер, А. И. \пер.\; Данченко, Л. П. \пер.\; Пиняльвер, Т. М. \пер.\; Залогина, О. Э. \пер.\; Аллио, М. \о произв.\
Экземпляры всего: 5
ч/з1 (1), н/а (1), ч/з6 (3)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (1), ч/з6 (3)
Найти похожие

2.
5
М74


    Моисеев, Н. Н.
    Универсум. Информация. Общество [Текст] / Н. Н. Моисеев. - М. : Устойчивый мир, 2001. - 200 с. - (Библиотека журнала "Экология и жизнь". Сер. "Устройство мира"). - ISBN 5-93177-016-X : 103.62 р.
УДК
ББК 20.1
Рубрики: Естественные науки. Естествознание
Кл.слова (ненормированные):
МИРОПОНИМАНИЕ -- ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- ОБЩЕСТВО -- САМООРГАНИЗАЦИЯ -- ИНФОРМАЦИЯ -- ПЕРСПЕКТИВА -- РЕАЛЬНОСТЬ -- ФИЛОСОФИЯ
Аннотация: В книге нашего замечательного современника читателю предлагается, следуя за мыслью автора, получить представление о современном миропонимании, об общей логике развития того мира, в котором мы живем, и приобрести широту кругозора, выйдя за рамки узкого профессионализма.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

3.
1
З-30


   
    Западная философия XIX века [Текст] : учебник / под ред. А. Ф. Зотова. - М. : Высшая школа, 2005. - 519 с. - (История философии). - ISBN 5-06-005106-4 : 325.16 р.
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия--История философии, 19 в.
Кл.слова (ненормированные):
младогегельянство -- предэкзистенциализм -- утопический социализм -- марксизм -- позитивизм -- индуктивизм -- эволюционизм -- эмпириокритицизм -- неокантианство -- философия жизни -- абсолютный идеализм -- реализм -- ранний прагматизм -- персоналии
Аннотация: В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX. и создается целостное представление о путях, особенностях ее развития. Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, "философия жизни" (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Зотов, А. Ф. \ред.\; Шопенгауэр, Артур (1788-1860 гг.) \о нем\; Конт, Огюст (1798-1857 гг.) \о нем\; Милль, Дж. Ст. \о нем\; Спенсер, Герберт (1820-1903 гг.) \о нем\; Ницше, Фридрих (1844-1900 гг.) \о нем\; Пирс, Чарльз Сандерс (1839-1914 гг.) \о нем\
Экземпляры всего: 4
ч/з1 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1), н/а (1)
Найти похожие

4.
301
О-95


   
    Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв. [Текст] : учебное пособие / ред. Ю. Н. Давыдов. - М. : Наука, 1994. - 239 с. - (Программа обновление гуманитарного образования в России). - ISBN 5-02-013590-9 : б. ц. р.
УДК
ББК 60.5
Рубрики: Социология, 19 в., 20 в.
Кл.слова (ненормированные):
общество -- утопия -- статика -- динамика -- проблема отчуждения -- эволюционизм -- реализм -- религия -- апокалиптика
Аннотация: Издание посвящено большому разделу истории теоретической социологии, охватывающему период от "официального" провозглашения науки об обществе вплоть до ее первого серьезного кризиса. В книге подробно проанализированы концепции важнейших представителей социальной мысли 19 - начала 20 века - О. Конта, К. Маркса, Г Спенсера, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Новгородцева, В. Соловьева, П. Сорокина.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Давыдов, Ю. Н. \ред.\; Конт, Огюст (1798-1857 гг.) \о нем\; Маркс, Карл (1818-1883 гг.) \о нем\; Спенсер, Герберт (1820-1903 гг.) \о нем\; Теннис, Фердинанд (1855-1936 гг.) \о нем\; Дюркгейм, Эмиль (1858-1917 гг.) \о нем\; Соловьев, В. С. \о нем\; Булгаков, Сергей Николаевич (протоиер. ; 1871-1944 гг.) \о нем\; Сорокин, Питирим Александрович \о нем\
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

5.
1МИ7
Л79


    Лосский, Николай Онуфриевич.
    Условия абсолютного добра [Текст] / Н. О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с. - (Библиотека этической мысли). - Библиогр.: с. 361. - Указ.: с. 362. - ISBN 5-250-01492-5 : 6.60 р.
УДК
ББК 87.7
Рубрики: Философия
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
ТЕОНОМНАЯ ЭТИКА -- ГЕДОНИЗМ -- ЭВДЕМОНИЗМ -- БИОЛОГИЗМ -- НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- ИДЕАЛ -- СОВЕРШЕНСТВО -- БОГ -- ТВАРЬ -- ЗЛО -- ДОБРО -- НРАВСТВЕННОСТЬ -- МОРАЛЬ -- САТАНА -- САТАНИНСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ -- НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН -- НАКАЗАНИЕ -- ЭВДОМАНИЗМ -- ИММАНЕНТ -- ГОРДОСТЬ -- БОРЬБА СО ЗЛОМ -- ЛЮБОВЬ -- ЦАРСТВО БОЖИЕ -- ЦЕРКОВЬ -- ЗЛАЯ СИЛА -- ДУХ -- СИЛА ДУХА -- ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА -- РУССКИЙ НАРОД -- РУССКАЯ ЖЕНЩИНА -- РЕЛИГИОЗНОСТЬ -- НАРОДНИЧЕСТВО -- СВОБОДОЛЮБИЕ -- ДОБРОТА -- ХАРАКТЕР -- МЕССИАНИЗМ -- МИССИОНИЗМ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- НИГИЛИЗМ -- ХУЛИГАНСТВО
Аннотация: Книга включает оригинальные этические сочинения русского философа О. С. Лосского (1870-1965), написанные им в эмиграции. В них он с позиций персонализма (" мистического эмпиризма"), исходя из положения о личности как центральном онтологическом элементе мира, рассматривает основные проблемы этики: нравственность и ее категории, действие нравственного закона жизни, характер нравственного прогресса и др.(" Условия абсолютного добра"), размышляет о нравственно-психологических особенностях русского народа и его исторических судьбах(" Характер русского народа").

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Спенсер, Герберт (1820-1903 гг.) \о нем\; Шелер, Макс (1874-1928 гг.) \о нем\; Клагес \о нем\
Экземпляры всего: 3
ч/з1 (1), н/а (2)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (2)
Найти похожие

6.
1
Н40


   Невважай, Игорь Дмитриевич

    История и философия науки [Текст] : учебное пособие: в 2 ч. / И. Д. Невважай. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. акад. права. - ISBN 978-5-7924-0646-9.
   Ч. 1 : Общие проблемы философии науки. - 2008. - 237, [1] с. - Список рекомендованной литературы: с. 234-235. - ISBN 978-5-7924-0647-6 (ч. 1) : 150.00 р., 220.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
Глава 1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ . - С .4
Научное и обыденное познание . - С .4
Основные аспекты бытия науки: наука как система знаний, познавательная деятельность, социальный институт . - С .8
История и философия науки, их взаимосвязь. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии . - С .13
Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .16
Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности . - С .16
Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила . - С .20
Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . - С .23
«Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей . - С .23
Культурный переворот в Древней Греции и становление первых форм теоретической науки. Атомистическая программа Демокрита. Математическая программа Платона. Континуалистская программа Аристотеля. Достижения в области естествознания эпохи античности . - С .26
Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию . - С .33
Зарождение опытных наук. Классическая наука XVIII-XIX веков . - С .45
Революция в естествознании конца XIX- начала XX века и становление идей и методов неклассической науки . - С .57
Возрастание социальной роли науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук . - С .66
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .74
Позитивизм О. Конта, Г Спенсера, Дж. С. Милля (первый позитивизм) . - С .76
Эмпириокритицизм (второй позитивизм) . - С .84
Неопозитивизм (третий позитивизм). Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм . - С .89
Развитие философии науки во второй половине XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин) . - С .99
Глава 5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .113
Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения . - С .113
Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта . - С .115
Понятие научного факта, его структура . - С .123
Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний . - С .126
Методы и формы познания теоретического уровня . - С .131
Методы построения и исследования идеализированного объекта . - С .131
Методы построения и оправдания теоретического знания . - С .140
Основания науки. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Философские основания науки . - С .149
Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .165
Взаимодействие научной картины мира и опыта. Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины . - С .166
Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке . - С .167
Логика открытия и логика оправдания гипотезы . - С .173
Особенности формирования научной гипотезы . - С .175
Парадигмальные образцы решения задач . - С .178
Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке . - С .181
Проблема как форма научного познания . - С .183
Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций . - С .190
Особенности постановки проблем в гуманитарном познании . - С .191
Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры . - С .193
Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .196
Научная революция как перестройка оснований науки. Типы научных революций . - С .196
Внутридисциплинарные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции . - С .197
Научные революции и междисциплинарные взаимодействия . - С .199
Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке . - С .201
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА . - С .215
Основные характеристики современной постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся, «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов . - С .215
Постнеклассическая наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизацонного развития . - С .224
Список рекомендуемой литературы . - С .234
УДК
ББК 87.3:72.3я73
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
научное познание -- мировоззрение -- наука в культуре -- цивилизации -- структура научного знания -- научно-технический прогресс
Аннотация: В пособии изложены темы первой части курса истории и философии науки, общие для всех научных специальностей. Подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 30
н/а (20), ч/з4 (3), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з6 (3)
Свободны: н/а (18), ч/з4 (3), ч/з1 (3), ч/з3 (1), ч/з6 (3)
Найти похожие

7.
32
К88


    Кубедду, Раймондо.
    Политическая философия австрийской школы: К. Менгер, Л. Мизес, Ф. Хайек [Текст] : пер. с англ. / Р. Кубедду; науч. ред. А. Куряев. - М. : ИРИСЭН : Мысль, 2008. - 404, [1] с. - (Политическая наука / ред. Ю. Кузнецов). - ISBN 5-91066-025-4 (ИРИСЭН) : 200.00 р.
    Содержание:
От издателя . - С .7
Предисловие . - С .9
ГЛАВА 1. Методологические проблемы . - С .17
§1. Методологические основания . - С .17
§ 2. Спор о методах (METHODENSTREIT) и его наследство . - С .47
§ 3. Критика историцизма . - С .63
§ 4. Критика сциентизма и конструктивистского рационализма . - С .87
ГЛАВА 2. Теория человеческой деятельности . - С .107
§ 1. Проблема познания в социальных науках . - С .107
§2. Методологический индивидуализм . - С .128
§ 3. Эволюционизм, порядок и каталлактика . - С .147
ГЛАВА 3. От социализма к тоталитаризму . - С .173
§1. Философские и экономические источники . - С .173
§2. Критика социализма . - С .180
Мизес . - С .180
Хайек . - С .198
§3. Тоталитаризм . - С .212
Мизес . - С .212
Хайек . - С .223
ГЛАВА 4. Судьба демократии . - С .247
§ 1. Право и политика . - С .247
§2. Интервенционизм и судьба демократии . - С .271
§3. Мираж социальной справедливости . - С .295
ГЛАВА 5. Либерализм австрийской школы . - С .309
§ 1. Философские основания австрийского либерализма . - С .309
§2. Мизес . - С .317
§3. Хайек . - С .328
§4. Эпилог . - С .341
Библиография . - С .357
Именной указатель . - С .385
Предметный указатель . - С .393
УДК
ББК 65.02+66.0
Рубрики: Право
   Философия--Социальная философия

   Теория государства

   История политических и правовых учений

   Экономика--Общая экономическая теория
--Австрия
Аннотация: Профессор политической философии в Пизанском университете Раймондо Кубедду посвятил свою книгу тому влиянию, которое интеллектуальная революция конца XIX в. оказала на все общественные науки и в первую очередь на политическую философию и экономическую теорию. Именно тогда основатель австрийской экономической школы К. Менгер заложил основы субъективисткого подхода к теории ценности и одновременно эволюционной теории социальных институтов. Два великих последователя и соотечественника Менгера Л. фон Мизес и Ф. Хайек, будучи не только экономистами, но и обществоведами в самом полном смысле этого слова, творчески развили идеи Менгера, разработав законченную социально-политическую теорию. В книге анализируются методологические и теоретические основы подхода Менгера-Мизеса-Хайека к социальным наукам. Автор изложил результаты анализа важнейших политических проблем XX века: социализма и тоталитаризма, демократии и государственного вмешательства в жизнь общества. Отдельная глава посвящена философским основам либерализма.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Куряев, А. \ред.\
Экземпляры всего: 4
ч/з1 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1), н/а (1)
Найти похожие

8.
1
М48


   Мелюхин, Серафим Тимофеевич

    Избранные труды: наследие и современность [Текст] : в 3 т. / С. Т. Мелюхин. - М. : Савин С. А. [изд.]. - ISBN 978-5-902121-18-3.
   Т. 3 : Философская онтология сегодня. Научные статьи / отв. ред. Н. Т. Абрамова. - 2010. - 383 с. - ISBN 978-5-902121-19-0 : 200.00 р.
    Содержание:
ЧACTЬ 1. Проблемы онтологии . - С .3
Терминов, В. Я. Научная онтология С. Т. Мелюхина / В. Я. Терминов. - С .5
Севальников, А. Ю. Философский анализ онтологии квантовой теории / А. Ю. Севальников. - С .23
Блюхер, Ф. Н. Онтологические исследования и современная наука / Ф. Н. Блюхер. - С .42
Казарян, В. П. Проблема времени и философские основания естествознания / В. П. Казарян. - С .47
Миронов, В. В. Философские категории онтологии: бытие и небытие, субстанция / В. В. Миронов. - С .61
Меркулов, И. П. Онтологические основания математических и логических формализмов / И. П. Меркулов. - С .82
ЧАСТЬ 2. Проблемы развития . - С .97
Назаров, В. И. Дарвинизм и его современная альтернатива / В. И. Назаров. - С .99
Каганова, З. В. Диалектика развития неорганической природы в раннем творчестве Мелюхина / З. В. Каганова. - С .116
Панкратов, А. В. О согласованном бытии / А. В. Панкратов. - С .118
Сачков, Ю. В. Вероятность и базовые модели развития в природе / Ю. В. Сачков. - С .138
Мамчур, Е. А. Концепции глобального эволюционизма: аргументы «за» и «против» / Е. А. Мамчур. - С .152
Степин, В. С. Универсальный эволюционизм - основа современной картины мира / В. С. Степин. - С .171
Фесенкова, Л. В. Глобальный эволюционизм: регулятивная идея разума или реальность? / Л. В. Фесенкова. - С .188
Купцов, В. И. Контуры современной картины мира / В. И. Купцов. - С .204
Метлов, В. И. Диалектика и специально-научное познание / В. И. Метлов. - С .213
ЧАСТЬ 3. Проблемы единства научного знания . - С .221
Никифоров, А. Л. Основы дифференциации наук / А. Л. Никифоров. - С .223
Абрамова, Н. Т. Единство знания как проблема: разнообразие линий реконструкции единства / Н. Т. Абрамова. - С .240
Бирюков, Б. В. Свойства объяснения и порядок в системе знаний / Б. В. Бирюков, М. М. Новоселов. - С .258
Смирнова, Е. Д. Формализованные языки и вопросы анализа языка науки / Е. Д. Смирнова. - С .283
Лебедев, С. А. Взаимосвязь философии и естествознания: основные концепции / С. А. Лебедев. - С .296
Щербаков, А. С. Синергетика и проблема единства мира / А. С. Щербаков. - С .313
Павленко, А. Н. Идеалы рациональности в современной науке / А. Н. Павленко. - С .332
Зуев, К. А. Коллективный интеллект, рациональность и перспективы цивилизации / К. А. Зуев. - С .346
Мелюхин, С. Т. Преемственность знания и интеграция науки / С. Т. Мелюхин. - С .358
Именной указатель / сост. М. А. Ходанович. - С .373
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии
   Логика

Аннотация: В этом томе представлены статьи ведущих современных философов России, разрабатывающих те идеи философской онтологии, которые, так или иначе получали свое обоснование в работах С.Т. Мелюхин. Этот круг идей не утратил своей актуальности и в наши дни, ибо затрагивает «вечные», фундаментальные теоретические и мировоззренческие проблемы логики и философии, квантовой физики и астрофизики, современной биологии и кибернетики, и др., с постоянством привлекающие внимание каждого нового поколения философов.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Абрамова, Н. Т. \ред.\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

9.
1
Ф56


   
    Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-14011-6 : 235.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРОВ . - С .3
Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19
8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21
9. Что такое личностное знание? . - С .22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24
11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30
13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34
15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39
17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98
37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113
44. Что такое проблема? . - С .114
45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124
49. Что такое научный закон? . - С .126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141
54. Какова структура научной картины мира? . - С .143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148
56. Что такое динамика научного знания? . - С .148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157
62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184
72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194
73. Что такое метод и методология? . - С .194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225
83. Что такое каноны индукции? . - С .229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234
87. Что такое понимание? . - С .236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243
91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234
100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303
113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337
ЛИТЕРАТУРА . - С .340
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--Социальная философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

10.
1
Л53


    Лешкевич, Татьяна Геннадьевна.
    Философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2006. - 270, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-002338-0 : 165.00 р.
    Содержание:
Глава 1
НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .3
1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации . - С .3
1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций . - С .7
1.3. Ценности научной рациональности . - С .14
1.4. Наука и философия . - С .18
1.5. Наука и искусство . - С .19
1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности . - С .33
1.7. Функции науки . - С .37
Глава 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ . - С .42
2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки . - С .42
2.2. Античная наука . - С .47
2.3. Развитие логического мышления в средневековье . - С .53
2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия . - С .59
2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам . - С .63
2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители . - С .66
2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта . - С .72
2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон . - С .77
2.9. Формирование технических наук . - С .81
Глава 3
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .87
3.1. Классификация наук . - С .87
3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки . - С .93
3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода . - С .100
3.4. Методология в структуре научного знания . - С .107
3.5. Научная картина мира; ее исторические формы . - С .110
Глава 4
ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .117
4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов . - С .117
4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний . - С .122
4.3. Становление развитой научной теории . - С .131
4.4. Роль языка в процессе становления научной теории . - С .136
4.5. Проблемные ситуации в науке . - С .141
4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру . - С .146
Глава 5
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ . - С .158
5.1. Научные революции как трансформация оснований науки . - С .158
5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая . - С .162
Глава 6
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .169
6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска . - С .169
6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира . - С .180
6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере . - С .187
6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития . - С .194
6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. . - С .201
6.6. Сциентизм и антисциентизм . - С .209
6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации . - С .217
6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания . - С .223
Глава 7
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .233
7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности . - С .233
7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность . - С .236
7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний . - С .244
7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки . - С .252
7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов . - С .257
Список литературы . - С .264
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

 1-10    11-14 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)