Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>U=001(075.8)<.>)
Общее количество найденных документов : 11
Показаны документы с 1 по 11
1.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/И90
Заглавие : История и философия науки : учебно-методический комплекс для аспирантов
Выходные данные : СПб.: [Изд-во СПб. юрид. ин-та Ген. прокуратуры РФ], 2005
Колич.характеристики :52 с
Примечания : Рекомендуемая литература: с. 28. - Планы семинаров: с. 34-44. - Примерные темы рефератов: с. 45. - Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: с. 48
ISBN, Цена Б. и.: 50.00, 50.00, 54.00, р.
УДК : 1 + 001(075.8) + 1(075.8)
ББК : 72.3+87
Предметные рубрики: Наука и знание в целом. Организация умственного труда-- История науки-- Общие вопросы
Философия-- Общие вопросы философии
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): история науки--философские проблемы--философия--аспиранты--экзамены--проблемы философии
Аннотация: Программа включает в себя вопросы по общим проблемам философии и истории науки, философским проблемам социально-гуманитарных наук и проблемам философии права. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, логико-методологические основы научного познания, смены типов научной рациональности, системы ценностей на которые ориентируются ученые, проблемы философии права.
Экземпляры : всего 5: ч/з1(1), ч/з2(1), ч/з4(1), ч/з6(3)
Свободны : ч/з1(1), ч/з2(1), ч/з4(1), ч/з6(3)
Найти похожие

2.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/С79
Автор(ы) : Степин, Вячеслав Семенович
Заглавие : Философия науки. Общие проблемы : учебник
Выходные данные : М.: Гардарики, 2006
Колич.характеристики :384 с
Серия: История и философия науки
ISBN, Цена 5-8297-0148-0: 291.94, 297.55, 291.94, 290.00, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 19.701 + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): этапы развития--научное познание--структура научного познания--динамика научного исследования--стратегия научного исследования
Аннотация: Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней обсуждаются общие проблемы философии науки. Прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменения типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования.
Экземпляры : всего 2: н/а(7), ч/з6(2), ч/з1(2), ч/з3(1), ч/з4(1)
Свободны : н/а(7), ч/з6(2), ч/з1(2), ч/з3(1), ч/з4(1)
Найти похожие

3.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/И25
Автор(ы) : Ивин, Александр Архипович
Заглавие : Современная философия науки : научное издание
Выходные данные : М.: Высшая школа, 2005
Колич.характеристики :592 с
ISBN, Цена 5-06-005309-1: 363.83, 363.88, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 19.701 + 001(075.8)
ББК : 87
Предметные рубрики: Философия-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): паранаука--псевдонаука--научные категории--нормы науки--научное обоснование--контекстуальное обоснование--научная критика--типы социальных теорий--объяснение--предсказание--понимание
Аннотация: В книге, опирающейся на широкий круг отечественных и зарубежных источников, обсуждаются основные идеи и проблемы философского анализа научного знания. Главное понимание уделяется понятию науки, основным особенностям научного метода, научным категориям, идеалам и нормам науки, специфике научного обоснования, операциям научного объяснения, предсказания и понимания, значению научной критики и т.д.
Экземпляры : всего : ч/з1(1), н/а(1)
Свободны : ч/з1(1), н/а(1)
Найти похожие

4.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Р83
Автор(ы) : Рузавин Г. И.
Заглавие : Философия науки : учебное пособие . -Изд. 2-е
Выходные данные : М.: Юнити, 2005
Колич.характеристики :400 с
ISBN, Цена 5-238-00944-5: 180.29, 180.29, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 001(075.8) + 19.701
ББК : 67я73-1
Предметные рубрики: Философия-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): эпистемология науки--основания науки--научное познание--рациональность--модели развития науки--научные традиции--методология науки--исследование--дедуктивный метод познания--абдукция--гипотезы--научное объяснение--предвидение--прогнозирование--понимание
Аннотация: В философии науки выделяют обычно эпистемологию, изучающую структуру и рост научного знания, и методологию науки, которая рассматривает методы получения нового научного знания и критерии его обоснования. Это предопределило структуру предлагаемой читателю книги. В вводной части книги рассматриваются предмет и основные концепции современной философской науки. Вторая часть посвящена эпистемологии науки: анализу структур эмпирического и теоретического знания, а также роста и развития научного знания. В третьей части обсуждаются проблемы методологии науки и дается анализ основных методов современной науки.
Экземпляры : всего : ч/з1(1), ч/з6(1), н/а(1)
Свободны : ч/з1(1), ч/з6(1), н/а(1)
Найти похожие

5.

Вид документа : Многотомное издание
Шифр издания : 1/Н40
Автор(ы) : Невважай, Игорь Дмитриевич
Заглавие : История и философия науки: учебное пособие: в 2 ч./ И. Д. Невважай. Ч. 1: Общие проблемы философии науки
Выходные данные : Саратов: Изд-во Саратовской гос. акад. права, 2008
Колич.характеристики :237, [1] с
Примечания : Список рекомендованной литературы: с. 234-235
ISBN, Цена 978-5-7924-0647-6 (ч. 1): 150.00, 150.00, 220.00, р.
УДК : 1 + 1(091)(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87.3:72.3я73
Предметные рубрики: Философия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): научное познание--мировоззрение--наука в культуре--цивилизации--структура научного знания--научно-технический прогресс
Содержание : Предисловие ; Глава 1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ; Научное и обыденное познание ; Основные аспекты бытия науки: наука как система знаний, познавательная деятельность, социальный институт ; История и философия науки, их взаимосвязь. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии ; Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности ; Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила ; Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ; «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей ; Культурный переворот в Древней Греции и становление первых форм теоретической науки. Атомистическая программа Демокрита. Математическая программа Платона. Континуалистская программа Аристотеля. Достижения в области естествознания эпохи античности ; Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию ; Зарождение опытных наук. Классическая наука XVIII-XIX веков ; Революция в естествознании конца XIX- начала XX века и становление идей и методов неклассической науки ; Возрастание социальной роли науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук ; Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ ; Позитивизм О. Конта, Г Спенсера, Дж. С. Милля (первый позитивизм) ; Эмпириокритицизм (второй позитивизм) ; Неопозитивизм (третий позитивизм). Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм ; Развитие философии науки во второй половине XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин) ; Глава 5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ; Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения ; Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта ; Понятие научного факта, его структура ; Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний ; Методы и формы познания теоретического уровня ; Методы построения и исследования идеализированного объекта ; Методы построения и оправдания теоретического знания ; Основания науки. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Философские основания науки ; Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ; Взаимодействие научной картины мира и опыта. Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины ; Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке ; Логика открытия и логика оправдания гипотезы ; Особенности формирования научной гипотезы ; Парадигмальные образцы решения задач ; Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке ; Проблема как форма научного познания ; Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций ; Особенности постановки проблем в гуманитарном познании ; Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры ; Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; Научная революция как перестройка оснований науки. Типы научных революций ; Внутридисциплинарные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции ; Научные революции и междисциплинарные взаимодействия ; Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке ; Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ; Основные характеристики современной постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся, «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов ; Постнеклассическая наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизацонного развития ; Список рекомендуемой литературы
Аннотация: В пособии изложены темы первой части курса истории и философии науки, общие для всех научных специальностей. Подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.
Экземпляры : всего 2: н/а(20), ч/з4(3), ч/з1(3), ч/з3(1), ч/з6(3)
Свободны : н/а(17), ч/з4(3), ч/з1(3), ч/з3(1), ч/з6(3)
Найти похожие

6.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Заглавие : Философия науки : учебное пособие для аспирантов и соискателей . -Изд. 2-е, доп. и перераб.
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
Колич.характеристики :442 с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 978-5-222-12271-6: 250.00, 250.00, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): общество--наука--цивилизация--рациональность--вера--познание--истина
Аннотация: Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатских экзаменов "История и философия науки" ("Философия науки"), утвержденной приказом Минобразования РФ К 697 от 17.02.2004. Оно состоит из двух разделов в которых рассматриваются, соответственно, общие проблемы философии науки (предмет и основные концепции современной философии науки; генезис науки; структура и динамика научного знания; научные традиции и научные революции, типы научной рациональности; особенности современного этапа развития науки, а также другие актуальные проблемы); философские проблемы социально-гуманитарных наук (классический, неклассический, постнеклассический этапы их развития; специфика познания; категории: время, пространство, хронотоп, жизнь; соотношение истинности и коммуникативной рациональности; объяснение, понимание, интерпретация как способы познания; соотношение веры, сомнения, знания; участие социальных наук в экспертизах социальных проектов и другие важные проблемы). Учебное пособие предназначено, прежде всего, для аспирантов и соискателей, сдающих экзамен кандидатского минимума по истории и философии науки. Первый раздел, в котором рассмотрены общие проблемы философии науки, является обязательным для аспирантов и соискателей всех специальностей. Второй - для аспирантов и соискателей, работающих в области социально-гуманитарных наук. Пособие рассчитано также на преподавателей, студентов и всех интересующихся актуальными проблемами философии науки вообще и социально-гуманитарных наук в частности.
Экземпляры : всего : н/а(2)
Свободны : н/а(2)
Найти похожие

7.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Кохановский, Валерий Павлович, Лешкевич, Татьяна Геннадьевна, Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.
Заглавие : Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов . -Изд. 5-е
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Колич.характеристики :346, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 978-5-222-14011-6: 235.00, 235.00, р.
УДК : 1 + 19(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : ОТ АВТОРОВ ; Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? ; 2. Как ученые объясняют природу философии науки? ; 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? ; 4. Является ли научное знание единственной формой знания? ; 5. Что такое девиантное и анормальное знания? ; 6. В чем специфика обыденно-практического познания? ; 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? ; 8. В чем заключается специфика игрового познания? ; 9. Что такое личностное знание? ; 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? ; 11. Как соотносятся философия и наука? ; 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? ; 13. Имеет ли философия практическую значимость? ; 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? ; 15. Чем различаются наука и искусство? ; 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? ; 17. Какие существуют классификации современных наук? ; 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? ; 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? ; Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ; 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? ; 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? ; 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? ; 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? ; 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? ; 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? ; 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? ; 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? ; 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? ; 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? ; 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? ; 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? ; 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? ; 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? ; 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? ; 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? ; 36. Что такое технические науки и какова их специфика? ; 37. Как происходило формирование технических наук? ; 38. Как взаимосвязаны наука и техника? ; Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ; 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? ; 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? ; 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? ; 42. В чем состоит специфика теоретического познания? ; 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? ; 44. Что такое проблема? ; 45. Каковы особенности гипотезы? ; 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? ; 47. Какие существуют виды (типы) теорий? ; 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? ; 49. Что такое научный закон? ; 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? ; 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? ; 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? ; 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? ; 54. Какова структура научной картины мира? ; 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? ; Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ; 56. Что такое динамика научного знания? ; 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? ; 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? ; 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? ; 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? ; 61. Каково значение первичных теоретических моделей? ; 62. Как протекает процесс формирования законов? ; 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? ; 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? ; 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? ; 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? ; 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? ; 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? ; 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? ; 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? ; 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? ; 72. Каковы общие закономерности развития науки? ; Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ; 73. Что такое метод и методология? ; 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? ; 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? ; 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? ; 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 79. Каковы основные функции философии в научном познании? ; 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? ; 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? ; 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? ; 83. Что такое каноны индукции? ; 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? ; 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? ; 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? ; 87. Что такое понимание? ; 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? ; Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? ; 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? ; 91. Как понималась рациональность в античной философии? ; 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? ; 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? ; 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? ; 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? ; Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? ; 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? ; 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? ; 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? ; 100. Свободна ли наука от ценностей? ; 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? ; 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? ; 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? ; 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? ; 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? ; 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? ; Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ ; 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? ; 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? ; 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? ; 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? ; 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? ; 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? ; 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? ; 114. Каковы основные особенности современного социального познания? ; 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? ; 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? ; Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? ; 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? ; 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? ; 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? ; ЛИТЕРАТУРА
Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

8.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Л53
Автор(ы) : Лешкевич, Татьяна Геннадьевна
Заглавие : Философия науки : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени
Выходные данные : М.: Инфра-М, 2006
Колич.характеристики :270, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 5-16-002338-0: 165.00, 165.00, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 101.8 + 001(075.8) + 19.701
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : Глава 1 ; НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации ; 1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций ; 1.3. Ценности научной рациональности ; 1.4. Наука и философия ; 1.5. Наука и искусство ; 1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности ; 1.7. Функции науки ; Глава 2 ; ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ; 2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки ; 2.2. Античная наука ; 2.3. Развитие логического мышления в средневековье ; 2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия ; 2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам ; 2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители ; 2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта ; 2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон ; 2.9. Формирование технических наук ; Глава 3 ; СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ; 3.1. Классификация наук ; 3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки ; 3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода ; 3.4. Методология в структуре научного знания ; 3.5. Научная картина мира; ее исторические формы ; Глава 4 ; ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ; 4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов ; 4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний ; 4.3. Становление развитой научной теории ; 4.4. Роль языка в процессе становления научной теории ; 4.5. Проблемные ситуации в науке ; 4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру ; Глава 5 ; НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ ; 5.1. Научные революции как трансформация оснований науки ; 5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая ; Глава 6 ; ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска ; 6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира ; 6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере ; 6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития ; 6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. ; 6.6. Сциентизм и антисциентизм ; 6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации ; 6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания ; Глава 7 ; НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности ; 7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность ; 7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний ; 7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки ; 7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов ; Список литературы
Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

9.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Г62
Автор(ы) : Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С.
Заглавие : Философия науки : учебник . -Изд. 2-е
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Колич.характеристики :541, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 978-5-222-14253-0: 346.00, 346.00, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 101.1 + 101.8 + 19.701 + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- История философии-- Общие вопросы философии-- Философия науки
Наука и знание в целом. Организация умственного труда-- История науки
Содержание : Глава 1. Философия науки ; Глава 2. Наука как составная часть духовной культуры ; 2.1. Что такое наука ; 2.2. Функции науки в жизни общества ; 2.3. Наука и обыденное знание ; 2.4. Наука и философия ; 2.5. Наука и религия ; 2.6. Наука и паранаучное знание ; 2.7. Наука и искусство ; 2.8. Наука и нравственность ; Глава 3. От мифа к логосу: становление теоретического мышления ; 3.1. Проблема возникновения науки ; 3.2. Исторические типы мышления ; 3.3. Знание и миф в традиционном обществе ; 3.4. Мифологический тип мышления ; 3.5. Становление философии как типа мышления ; Глава 4. Античная философия - наука ; 4.1. Первые греческие философы ; 4.2. Классическая греческая философия ; 4.3. Сократ ; 4.4. Платон ; 4.5. Аристотель ; 4.6. Эллинистский этап: развитие математики и механики ; 4.7. Древнеримский период ; Глава 5. Философия и наука в средние века ; 5.1 Средневековый тип мышления ; 5.2. Философия в средние века: Августин ; 5.3. Фома Аквинский ; 5.4. Наука в средние века ; Глава 6. Философия и наука эпохи Возрождения ; Глава 7. Философия и наука Нового времени ; 7.1. Первая глобальная научная революция ; 7.2. Почему возникает современная наука ; 7. 3. Философия в Новое время ; Глава 8. Наука в XVIII-XIX века. Вторая глобальная научная революция ; 8.1. Становление эволюционного типа мышления. Диалектизация естествознания ; 8.2. Очищение естествознания от натурфилософских представлений ; Глава 9. Наука в конце XIX - первой половине XX веков. Третья глобальная научная революция ; 9.1. Раскрытие сложной структуры атома. Рождение квантовой и релятивистской физики ; 9.2. Релятивистская космология. Концепция расширяющейся Вселенной ; 9.3. Становление и развитие генетики. Молекулярная биология ; 9.4. Кибернетика - результат интеграции научного знания ; Глава 10. Научно-техническая революция ; 10.1. Новые тенденции (закономерности) в развитии науки XX века ; 10.2. Основные черты НТР ; 10.3. Исторические этапы и основные направления НТР ; Глава 11. Четвертая глобальная научная революция ; 11.1. Концепция «Большого взрыва» ; 11.2. Расшифровка генома человека. Клонирование ; 11.3. Синергетика как новое миропонимание конца XX века ; 11.4. Величайшие научные загадки современности ; Глава 12. Философия науки XIX-XX веков ; 12.1. Позитивизм XIX века ; 12.2. «Первый позитивизм». О. Конт и концепция «позитивной науки» ; 12.3. Философия науки периода «второго позитивизма» ; 12.4. Становление логического позитивизма ; 12.5. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. «Венский кружок» ; 12.6. Постпозитивистский этап в философии науки: Карл Поппер ; 12.7. Постпозитивистская философия науки второй половины XX века ; Глава 13. Наука как знание ; 13.1. Научный факт как форма научного знания ; 13.2. Научная проблема. Проблемные ситуации в науке ; 13.3. Научная гипотеза ; 13.4. Научная теория ; 13.5. Научная картина мира ; Глава 14. Наука как познание ; 14.1. Эмпиристская и рационалистическая концепции научного познания ; 14.2. «Стандартная концепция» науки и ее критика ; 14.3. Научные открытия: закономерность и случайность ; Глава 15. Методы научного познания ; 15.1. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания ; 15.2. Принципы диалектического метода: всесторонность рассмотрения; комплексный подход в познании ; 15.3. Общенаучные методы эмпирического познания ; 15.4. Общенаучные методы теоретического познания ; 15.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания ; Глава 16. Закономерности развития науки ; Глава 17. Наука как социальный институт ; 17.1. Становление организационных форм научной деятельности в XVII-XVIII веках ; 17.2. Профессионализация научной деятельности ; 17.3. Становление университетского образования и университетской науки в России ; 17.4. Организация науки в XX веке ; 17.5. Наука в СССР и современной России ; Глава 18. Наука и современное образование ; 18.1. Становление современной системы образования ; 18.2. Наука и образование в современных условиях ; 18.3. Система образования в США ; 18.4. Образование в СССР и современной России ; 18.5. Интеграция науки и образования в современном обществе ; Глава 19. Наука и политика ; Глава 20. Научно-технический прогресс и проблемы современной техногенной цивилизации ; 20.1. Традиционные общества и техногенная цивилизация ; 20.2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Роль науки в их преодолении ; 20.3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса
Аннотация: Учебник предназначен для студентов всех направлений и специальностей вузов. В нем раскрывается соотношение науки и философии, излагаются взгляды на предметную область философии науки. Наука рассматривается в трех аспектах её бытия: как особого рода знание, как специфическая деятельность, направленная на получение этого знания, и как социальный институт. Раскрывается исторический путь развития науки. Рассматриваются западные концепции философии науки XIX-XX веков. Показывается роль науки в решении глобальных проблем современной техногенной цивилизации.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Найти похожие

10.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Лебедев С. А., Авдулов А. Н., Ильин В. В., Юдин Б. Г.
Заглавие : Философия науки. Общий курс : учебное пособие
Выходные данные : М.: Академический Проект, 2005
Колич.характеристики :734, [1] с
Серия: Gaudeamus
ISBN, Цена 5-8291-0558-6: 180.00, 180.00, р.
УДК : 1 + 101.1(075.8) + 101.81(075.8) + 19.7(075.8) + 001(075.8) + 19.701(075.8)
ББК : 87
Предметные рубрики: Философия-- Общие вопросы философии-- Социальная философия-- Философия науки
Наука и знание в целом. Организация умственного труда-- История науки
Содержание : Предисловие ; ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАУКИ ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ ; Глава 1. Генезис науки ; Глава 2. Античная наука ; Глава 3. Наука в Средневековье ; Глава 4. Классическая наука ; Глава 5. Неклассическая и постнеклассическая наука ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел II. СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ; Глава 1. Уровни научного знания ; Структура эмпирического знания ; Структура научной теории ; Соотношение эмпирии и теории ; Метатеоретический уровень научного знания ; Глава 2. Методы эмпирического исследования ; Научное наблюдение ; Сравнение ; Измерение ; Эксперимент ; Гносеологическая функция приборов ; Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания ; Индукция ; Фальсификация ; Экстраполяция ; Глава 3. Методы теоретического познания ; Идеализация ; Формализация ; Математическое моделирование ; Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке ; Глава 4. Развитие научного знания ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; Глава 1. Социология науки и знания ; Глава 2. Социальные характеристики научной профессии ; Структура массива публикаций ; Функции массива публикаций ; Типы коммуникации ; Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа») ; Наука и политика ; Научное сообщество и общественные движения ; Наука и бизнес ; Новые вызовы ; Глава 3. Социальные особенности переднего края исследований ; Структура научно-технического прогресса ; Глава 4. Когнитивная социология науки - поиски идентичности ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел IV. ЭТИКА НАУКИ ; Глава 1. Этика как наука о морали ; Моральный выбор и моральная ответственность ; Основания морали ; Глава 2. Профессиональная ответственность ученого ; Ролевая структура научной деятельности ; Глава 3. Мировоззренческий авторитет науки: наука как источник блага ; Ценностные и моральные установки «большой науки» ; Ценности науки и проблема социальной ответственности ; Глава 4. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы ; Логика развития науки и проблемы социальной ответственности ; Использование научных достижений и проблема социальной ответственности ; Свобода исследований и социальная ответственность ; Этическое регулирование научных исследований ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел V. НАУКА - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ; Глава 1. Сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала НТП современных развитых стран ; Глава 2. Особенности современного этапа интеграции науки и производства ; Глава 3. Программы регионального развития НТП ; Глава 4. НТП и современное государство ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ; Глава 1. Роль интеллектуальной деятельности в инновационной экономике ; Глава 2. Сущность и структура интеллектуальной собственности ; Глава 3. Становление и развитие категории «интеллектуальная собственность» ; Охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации ; Глава 4. Государственное управление интеллектуальной собственностью ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел VII. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ; Глава 1. Физическая картина мира в ее развитии ; Модели развития научного знания ; Натурфилософская парадигма ; Механическая картина мира ; Термодинамика и электромагнетизм ; Кванты и относительность ; Вакуум, микрочастицы и Вселенная ; Нелинейная Вселенная ; Глава 2. Философия научной картины мира ; Философия механистической картины мира ; Философия квантовой теории ; Философия теории относительности ; Глава 3. Философские проблемы современной научной картины мира ; Универсальная теория Вселенной ; Проблема антивещества ; Будущее Вселенной ; Антропный принцип ; Проблема внеземного разума ; Семантика квантового вакуума ; Универсальная история ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Раздел VIII. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА ; Глава 1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции ; Глава 2. На пути к единству естественнонаучной и гуманитарной культуры ; Словарь ключевых терминов ; Вопросы для обсуждения ; Литература ; Приложение ; Примерные темы докладов и рефератов
Аннотация: Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской Академии Наук. Оно адресовано прежде всего аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

11.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Кохановский, Валерий Павлович, Лешкевич, Татьяна Геннадьевна, Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.
Заглавие : Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
Колич.характеристики :346, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 5-222-07901-5: 200.00, 200.00, р.
УДК : 1 + 101.1(075.8) + 101.8(075.8) + 19.701(075.8) + 1(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- Общие вопросы философии-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : ОТ АВТОРОВ ; Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? ; 2. Как ученые объясняют природу философии науки? ; 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? ; 4. Является ли научное знание единственной формой знания? ; 5. Что такое девиантное и анормальное знания? ; 6. В чем специфика обыденно-практического познания? ; 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? ; 8. В чем заключается специфика игрового познания? ; 9. Что такое личностное знание? ; 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? ; 11. Как соотносятся философия и наука? ; 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? ; 13. Имеет ли философия практическую значимость? ; 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? ; 15. Чем различаются наука и искусство? ; 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? ; 17. Какие существуют классификации современных наук? ; 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? ; 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? ; Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ; 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? ; 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? ; 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? ; 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? ; 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? ; 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? ; 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? ; 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? ; 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? ; 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? ; 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? ; 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? ; 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? ; 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? ; 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? ; 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? ; 36. Что такое технические науки и какова их специфика? ; 37. Как происходило формирование технических наук? ; 38. Как взаимосвязаны наука и техника? ; Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ; 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? ; 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? ; 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? ; 42. В чем состоит специфика теоретического познания? ; 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? ; 44. Что такое проблема? ; 45. Каковы особенности гипотезы? ; 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? ; 47. Какие существуют виды (типы) теорий? ; 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? ; 49. Что такое научный закон? ; 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? ; 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? ; 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? ; 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? ; 54. Какова структура научной картины мира? ; 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? ; Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ; 56. Что такое динамика научного знания? ; 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? ; 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? ; 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? ; 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? ; 61. Каково значение первичных теоретических моделей? ; 62. Как протекает процесс формирования законов? ; 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? ; 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? ; 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? ; 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? ; 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? ; 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? ; 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? ; 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? ; 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? ; 72. Каковы общие закономерности развития науки? ; Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ; 73. Что такое метод и методология? ; 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? ; 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? ; 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? ; 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 79. Каковы основные функции философии в научном познании? ; 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? ; 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? ; 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? ; 83. Что такое каноны индукции? ; 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? ; 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? ; 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? ; 87. Что такое понимание? ; 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? ; Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? ; 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? ; 91. Как понималась рациональность в античной философии? ; 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? ; 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? ; 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? ; 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? ; Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? ; 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? ; 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? ; 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? ; 100. Свободна ли наука от ценностей? ; 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? ; 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? ; 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? ; 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? ; 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? ; 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? ; Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ ; 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? ; 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? ; 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? ; 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? ; 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? ; 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? ; 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? ; 114. Каковы основные особенности современного социального познания? ; 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? ; 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? ; Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? ; 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? ; 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? ; 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? ; ЛИТЕРАТУРА
Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)