Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Авторефераты (1)
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=эволюционизм<.>)
Общее количество найденных документов : 14
Показаны документы с 1 по 14
1.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 340/Р86
Автор(ы) : Рулан, Норбер
Заглавие : Юридическая антропология : учебник для вузов
Выходные данные : М.: НОРМА, 2000
Колич.характеристики :310 с
ISBN, Цена 5-89123-303-7 (НОРМА): 70.00, 70.00, р.
УДК : 340 + 340.125(075.8)
ББК : 67
Предметные рубрики: Теория права
Право
Географич. рубрики: Европа
США
Африка
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): эволюция--конфликты--колонизация--аккультурация--общество--община--семья--насилие--войны--урегулирование конфликтов--неформальная юстиция--договорные отношения
Содержание : Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина/ В. С. Нерсесянц. Часть 1. Размышления о подмене понятий: виденье Запада ; Глава I. Развитие представлений о реальном ; Раздел 1. Антропология и колонизация ; Раздел 2. Этноцентризм, расизм и самобытность ; Глава II. Эволюция проблематики юридической антропологии ; Раздел 1. Основатели юридической антропологии ; Раздел 2. Теоретические основания юридической антропологии ; § 1. Изменения права: эволюционизм ; § 2. Идентификация права: нормативный и процессуальный анализ ; Часть 2. Мысли о многообразии: юридическая антропология традиционных обществ ; Глава I. Традиционная юридическая система ; Раздел 1. Идеальный юридический порядок ; § 1. Африканское виденье мира и общества ; § 2. Источники африканского права ; Раздел 2. Пережитый юридический порядок ; § 1. Сочетание тройного господства и трех фундаментальных отношений ; § 2. Характеристики пережитого права ; Раздел 3. Устное право и общинная модель ; § 1. Устное право ; § 2. Общинная модель ; Глава II. Основные юридические отношения ; Раздел 1. Родственные отношения ; § 1. Рождение семьи ; § 2. Системы родства ; § 3. Супружеская семья ; Раздел 2. Земельные отношения ; § 1. Расхождение между современным и традиционным правовым мышлением ; § 2. Функционирование земельных систем и земельных отношений в некоторых обществах Черной Африки ; § 3. Земельное управление ; Раздел 3. Договорные отношения ; § 1. Общественное положение и договор: теоретическая эволюция ; § 2. Договорные отношения в традиционных обществах ; Глава III. Урегулирование конфликтов ; Раздел 1. Войны в традиционных обществах. ; Раздел 2. Общество и насилие ; § 1. Уроки из жизни сообществ животных ; § 2. Насилие в человеческом обществе ; Раздел 3. Способы разрешения конфликтов ; § 1. Типологии процедур урегулирования конфликтов. ; § 2. Типологии доказательств ; § 3. Выход из конфликтов ; Раздел 4. Система возмездия и уголовная система ; § 1. Система возмездия ; § 2. Наказание и месть: синхронический подход ; Глава IV. Результаты влияния одних культурно-правовых систем на другие ; Раздел 1. Общая теория движения права ; Раздел 2. Правовая колонизация в Черной Африке ; § 1. Сосуществование между различными правовыми системами в колониальную эпоху ; § 2. Механизмы внедрения европейского права ; § 3. Сомнения и повороты в постколониальный период: от кодификаций до «возврата к истокам» ; Раздел 3. Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке ; § 1. Политическая организация ; § 2. Отношения в сфере частного права ; Часть 3. Юридическая антропология современного западного позитивного права ; Глава I. Сравнение традиционных и современных систем права ; Раздел 1. Первые шаги: от эволюционизма к этнологии Европы ; Раздел 2. Неокультуралистская теория М. Аллио ; Глава II. Юридическая антропология позитивного права ; Раздел 1. Мифы позитивного права ; Раздел 2. Мутации семьи и ее устойчивость ; § 1. Критика эволюционизма, ; § 2. Комплексные системы родства в современных обществах: брачные союзы и запрет инцеста ; § 3. Природа и отношения родства: антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия ; § 4. Устойчивость семьи ; Раздел 3. Категория договора и категория принуждения в способах урегулирования конфликтов в современном обществе ; § 1. Область вмешательства государства в урегулирование конфликтов ; § 2. Интерпретативные теории множественности нормативных категорий урегулирования конфликтов ; § 3. «Неформальная юстиция» в США ; § 4. Лик Януса судебной системы в современной Франции. ; Общее заключение ; Юридическая антропология и метафизика
Аннотация: Настоящий учебник представляет собой перевод (с небольшими сокращениями) с французского оригинала (Париж, 1988), уже переведенного на многие европейские языки. Его автор Норбер Рулан — известный французский ученый-юрист, основатель Французской ассоциации юридической антропологии, всемирно признанный специалист в данной области науки. Учебник содержит систематическое изложение основных проблем юридической антропологии. Общетеоретические положения данной дисциплины опираются в книге на результаты конкретных юридико-антропологических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Подробно освещены история формирования и развития юридической антропологии, юридико-антропологические характеристики различных народов и обществ прошлого и современности, место и значение юридической антропологии в процессе изучения и совершенствования права и государства в современном мире. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и других гуманитарных вузов, а также для читателей, интересующихся вопросами культурологии, антропологии и этнологии.
Экземпляры : всего : ч/з1(1), н/а(1), ч/з6(3)
Свободны : ч/з1(1), н/а(1), ч/з6(3)
Найти похожие

2.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 5/М74
Автор(ы) : Моисеев Н. Н.
Заглавие : Универсум. Информация. Общество
Выходные данные : М.: Устойчивый мир, 2001
Колич.характеристики :200 с
Серия: Библиотека журнала "Экология и жизнь". Сер. "Устройство мира"
ISBN, Цена 5-93177-016-X: 103.62, 103.62, р.
УДК : 5 + 19.2
ББК : 20.1
Предметные рубрики: Естественные науки. Естествознание
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): миропонимание--эволюционизм--общество--самоорганизация--информация--перспектива--реальность--философия
Аннотация: В книге нашего замечательного современника читателю предлагается, следуя за мыслью автора, получить представление о современном миропонимании, об общей логике развития того мира, в котором мы живем, и приобрести широту кругозора, выйдя за рамки узкого профессионализма.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Найти похожие

3.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/З-30
Заглавие : Западная философия XIX века : учебник
Выходные данные : М.: Высшая школа, 2005
Колич.характеристики :519 с
Серия: История философии
ISBN, Цена 5-06-005106-4: 325.16, 325.16, р.
УДК : 1 + 1(091)(075.8)
ББК : 87.3(0)
Предметные рубрики: Философия-- История философии, 19 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): младогегельянство--предэкзистенциализм--утопический социализм--марксизм--позитивизм--индуктивизм--эволюционизм--эмпириокритицизм--неокантианство--философия жизни--абсолютный идеализм--реализм--ранний прагматизм--персоналии
Аннотация: В книге дается анализ зарубежной постклассической философии XIX. и создается целостное представление о путях, особенностях ее развития. Рассмотрены такие течения философии XIX в., как позитивизм, неокантианство, "философия жизни" (Ницше), критический реализм, социологические учения, неоидеалистические направления.
Экземпляры : всего 1: ч/з1(1), ч/з4(1), ч/з6(1), н/а(1)
Свободны : ч/з1(1), ч/з4(1), ч/з6(1), н/а(1)
Найти похожие

4.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 301/О-95
Заглавие : Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв. : учебное пособие
Выходные данные : М.: Наука, 1994
Колич.характеристики :239 с
Серия: Программа обновление гуманитарного образования в России
ISBN, Цена 5-02-013590-9: б. ц., б. ц.,
УДК : 301
ББК : 60.5
Предметные рубрики: Социология, 19 в., 20 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): общество--утопия--статика--динамика--проблема отчуждения--эволюционизм--реализм--религия--апокалиптика
Аннотация: Издание посвящено большому разделу истории теоретической социологии, охватывающему период от "официального" провозглашения науки об обществе вплоть до ее первого серьезного кризиса. В книге подробно проанализированы концепции важнейших представителей социальной мысли 19 - начала 20 века - О. Конта, К. Маркса, Г Спенсера, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Новгородцева, В. Соловьева, П. Сорокина.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

5.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1МИ7/Л79
Автор(ы) : Лосский, Николай Онуфриевич
Заглавие : Условия абсолютного добра
Выходные данные : М.: Политиздат, 1991
Колич.характеристики :368 с
Серия: Библиотека этической мысли
Примечания : Библиогр.: с. 361. - Указ.: с. 362
ISBN, Цена 5-250-01492-5: 6.60, 6.60, р.
УДК : 1МИ7
ББК : 87.7
Предметные рубрики: Философия
Географич. рубрики: Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): теономная этика--гедонизм--эвдемонизм--биологизм--натуралистический эволюционизм--идеал--совершенство--бог--тварь--зло--добро--нравственность--мораль--сатана--сатанинская эволюция--нравственный закон--наказание--эвдоманизм--имманент--гордость--борьба со злом--любовь--царство божие--церковь--злая сила--дух--сила духа--интеллектуализация общества--русский народ--русская женщина--религиозность--народничество--свободолюбие--доброта--характер--мессианизм--миссионизм--старообрядчество--нигилизм--хулиганство
Аннотация: Книга включает оригинальные этические сочинения русского философа О. С. Лосского (1870-1965), написанные им в эмиграции. В них он с позиций персонализма (" мистического эмпиризма"), исходя из положения о личности как центральном онтологическом элементе мира, рассматривает основные проблемы этики: нравственность и ее категории, действие нравственного закона жизни, характер нравственного прогресса и др.(" Условия абсолютного добра"), размышляет о нравственно-психологических особенностях русского народа и его исторических судьбах(" Характер русского народа").
Экземпляры : всего : ч/з1(1), н/а(2)
Свободны : ч/з1(1), н/а(2)
Найти похожие

6.

Вид документа : Многотомное издание
Шифр издания : 1/Н40
Автор(ы) : Невважай, Игорь Дмитриевич
Заглавие : История и философия науки: учебное пособие: в 2 ч./ И. Д. Невважай. Ч. 1: Общие проблемы философии науки
Выходные данные : Саратов: Изд-во Саратовской гос. акад. права, 2008
Колич.характеристики :237, [1] с
Примечания : Список рекомендованной литературы: с. 234-235
ISBN, Цена 978-5-7924-0647-6 (ч. 1): 150.00, 150.00, 220.00, р.
УДК : 1 + 1(091)(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87.3:72.3я73
Предметные рубрики: Философия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): научное познание--мировоззрение--наука в культуре--цивилизации--структура научного знания--научно-технический прогресс
Содержание : Предисловие ; Глава 1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ; Научное и обыденное познание ; Основные аспекты бытия науки: наука как система знаний, познавательная деятельность, социальный институт ; История и философия науки, их взаимосвязь. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии ; Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности ; Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила ; Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ; «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей ; Культурный переворот в Древней Греции и становление первых форм теоретической науки. Атомистическая программа Демокрита. Математическая программа Платона. Континуалистская программа Аристотеля. Достижения в области естествознания эпохи античности ; Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию ; Зарождение опытных наук. Классическая наука XVIII-XIX веков ; Революция в естествознании конца XIX- начала XX века и становление идей и методов неклассической науки ; Возрастание социальной роли науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук ; Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ ; Позитивизм О. Конта, Г Спенсера, Дж. С. Милля (первый позитивизм) ; Эмпириокритицизм (второй позитивизм) ; Неопозитивизм (третий позитивизм). Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм ; Развитие философии науки во второй половине XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин) ; Глава 5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ; Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения ; Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта ; Понятие научного факта, его структура ; Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний ; Методы и формы познания теоретического уровня ; Методы построения и исследования идеализированного объекта ; Методы построения и оправдания теоретического знания ; Основания науки. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Философские основания науки ; Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ; Взаимодействие научной картины мира и опыта. Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины ; Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке ; Логика открытия и логика оправдания гипотезы ; Особенности формирования научной гипотезы ; Парадигмальные образцы решения задач ; Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке ; Проблема как форма научного познания ; Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций ; Особенности постановки проблем в гуманитарном познании ; Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры ; Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; Научная революция как перестройка оснований науки. Типы научных революций ; Внутридисциплинарные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции ; Научные революции и междисциплинарные взаимодействия ; Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке ; Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ; Основные характеристики современной постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся, «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов ; Постнеклассическая наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизацонного развития ; Список рекомендуемой литературы
Аннотация: В пособии изложены темы первой части курса истории и философии науки, общие для всех научных специальностей. Подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.
Экземпляры : всего 2: н/а(20), ч/з4(3), ч/з1(3), ч/з3(1), ч/з6(3)
Свободны : н/а(18), ч/з4(3), ч/з1(3), ч/з3(1), ч/з6(3)
Найти похожие

7.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 32/К88
Автор(ы) : Кубедду, Раймондо
Заглавие : Политическая философия австрийской школы: К. Менгер, Л. Мизес, Ф. Хайек : пер. с англ.
Выходные данные : М.: ИРИСЭН: Мысль, 2008
Колич.характеристики :404, [1] с
Серия: Политическая наука/ ред. Ю. Кузнецов
ISBN, Цена 5-91066-025-4 (ИРИСЭН): 200.00, 200.00, р.
УДК : 32 + 321.01 + 321.64 + 329.12 + 330.83 + 101.811 + 19.32
ББК : 65.02+66.0
Предметные рубрики: Право
Философия-- Социальная философия
Теория государства
История политических и правовых учений
Экономика-- Общая экономическая теория --Австрия
Содержание : От издателя ; Предисловие ; ГЛАВА 1. Методологические проблемы ; §1. Методологические основания ; § 2. Спор о методах (METHODENSTREIT) и его наследство ; § 3. Критика историцизма ; § 4. Критика сциентизма и конструктивистского рационализма ; ГЛАВА 2. Теория человеческой деятельности ; § 1. Проблема познания в социальных науках ; §2. Методологический индивидуализм ; § 3. Эволюционизм, порядок и каталлактика ; ГЛАВА 3. От социализма к тоталитаризму ; §1. Философские и экономические источники ; §2. Критика социализма ; Мизес ; Хайек ; §3. Тоталитаризм ; Мизес ; Хайек ; ГЛАВА 4. Судьба демократии ; § 1. Право и политика ; §2. Интервенционизм и судьба демократии ; §3. Мираж социальной справедливости ; ГЛАВА 5. Либерализм австрийской школы ; § 1. Философские основания австрийского либерализма ; §2. Мизес ; §3. Хайек ; §4. Эпилог ; Библиография ; Именной указатель ; Предметный указатель
Аннотация: Профессор политической философии в Пизанском университете Раймондо Кубедду посвятил свою книгу тому влиянию, которое интеллектуальная революция конца XIX в. оказала на все общественные науки и в первую очередь на политическую философию и экономическую теорию. Именно тогда основатель австрийской экономической школы К. Менгер заложил основы субъективисткого подхода к теории ценности и одновременно эволюционной теории социальных институтов. Два великих последователя и соотечественника Менгера Л. фон Мизес и Ф. Хайек, будучи не только экономистами, но и обществоведами в самом полном смысле этого слова, творчески развили идеи Менгера, разработав законченную социально-политическую теорию. В книге анализируются методологические и теоретические основы подхода Менгера-Мизеса-Хайека к социальным наукам. Автор изложил результаты анализа важнейших политических проблем XX века: социализма и тоталитаризма, демократии и государственного вмешательства в жизнь общества. Отдельная глава посвящена философским основам либерализма.
Экземпляры : всего : ч/з1(1), ч/з4(1), ч/з6(1), н/а(1)
Свободны : ч/з1(1), ч/з4(1), ч/з6(1), н/а(1)
Найти похожие

8.

Вид документа : Многотомное издание
Шифр издания : 1/М48
Автор(ы) : Мелюхин, Серафим Тимофеевич
Заглавие : Избранные труды: наследие и современность: в 3 т./ С. Т. Мелюхин. Т. 3: Философская онтология сегодня. Научные статьи
Выходные данные : М.: Савин С. А., 2010
Колич.характеристики :383 с
ISBN, Цена 978-5-902121-19-0: 200.00, 200.00, р.
УДК : 1 + 11 + 101.81 + 165
ББК : 87
Предметные рубрики: Философия-- Общие вопросы философии
Логика
Содержание : ЧACTЬ 1. Проблемы онтологии ; Научная онтология С. Т. Мелюхина/ В. Я. Терминов. Философский анализ онтологии квантовой теории/ А. Ю. Севальников. Онтологические исследования и современная наука/ Ф. Н. Блюхер. Проблема времени и философские основания естествознания/ В. П. Казарян. Философские категории онтологии: бытие и небытие, субстанция/ В. В. Миронов. Онтологические основания математических и логических формализмов/ И. П. Меркулов. ЧАСТЬ 2. Проблемы развития ; Дарвинизм и его современная альтернатива/ В. И. Назаров. Диалектика развития неорганической природы в раннем творчестве Мелюхина/ З. В. Каганова. О согласованном бытии/ А. В. Панкратов. Вероятность и базовые модели развития в природе/ Ю. В. Сачков. Концепции глобального эволюционизма: аргументы «за» и «против»/ Е. А. Мамчур. Универсальный эволюционизм - основа современной картины мира/ В. С. Степин. Глобальный эволюционизм: регулятивная идея разума или реальность?/ Л. В. Фесенкова. Контуры современной картины мира/ В. И. Купцов. Диалектика и специально-научное познание/ В. И. Метлов. ЧАСТЬ 3. Проблемы единства научного знания ; Основы дифференциации наук/ А. Л. Никифоров. Единство знания как проблема: разнообразие линий реконструкции единства/ Н. Т. Абрамова. Свойства объяснения и порядок в системе знаний/ Б. В. Бирюков, М. М. Новоселов. Формализованные языки и вопросы анализа языка науки/ Е. Д. Смирнова. Взаимосвязь философии и естествознания: основные концепции/ С. А. Лебедев. Синергетика и проблема единства мира/ А. С. Щербаков. Идеалы рациональности в современной науке/ А. Н. Павленко. Коллективный интеллект, рациональность и перспективы цивилизации/ К. А. Зуев. Преемственность знания и интеграция науки/ С. Т. Мелюхин. Именной указатель/ сост. М. А. Ходанович
Аннотация: В этом томе представлены статьи ведущих современных философов России, разрабатывающих те идеи философской онтологии, которые, так или иначе получали свое обоснование в работах С.Т. Мелюхин. Этот круг идей не утратил своей актуальности и в наши дни, ибо затрагивает «вечные», фундаментальные теоретические и мировоззренческие проблемы логики и философии, квантовой физики и астрофизики, современной биологии и кибернетики, и др., с постоянством привлекающие внимание каждого нового поколения философов.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Найти похожие

9.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Кохановский, Валерий Павлович, Лешкевич, Татьяна Геннадьевна, Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.
Заглавие : Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов . -Изд. 5-е
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Колич.характеристики :346, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 978-5-222-14011-6: 235.00, 235.00, р.
УДК : 1 + 19(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : ОТ АВТОРОВ ; Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? ; 2. Как ученые объясняют природу философии науки? ; 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? ; 4. Является ли научное знание единственной формой знания? ; 5. Что такое девиантное и анормальное знания? ; 6. В чем специфика обыденно-практического познания? ; 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? ; 8. В чем заключается специфика игрового познания? ; 9. Что такое личностное знание? ; 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? ; 11. Как соотносятся философия и наука? ; 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? ; 13. Имеет ли философия практическую значимость? ; 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? ; 15. Чем различаются наука и искусство? ; 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? ; 17. Какие существуют классификации современных наук? ; 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? ; 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? ; Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ; 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? ; 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? ; 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? ; 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? ; 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? ; 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? ; 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? ; 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? ; 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? ; 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? ; 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? ; 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? ; 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? ; 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? ; 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? ; 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? ; 36. Что такое технические науки и какова их специфика? ; 37. Как происходило формирование технических наук? ; 38. Как взаимосвязаны наука и техника? ; Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ; 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? ; 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? ; 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? ; 42. В чем состоит специфика теоретического познания? ; 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? ; 44. Что такое проблема? ; 45. Каковы особенности гипотезы? ; 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? ; 47. Какие существуют виды (типы) теорий? ; 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? ; 49. Что такое научный закон? ; 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? ; 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? ; 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? ; 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? ; 54. Какова структура научной картины мира? ; 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? ; Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ; 56. Что такое динамика научного знания? ; 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? ; 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? ; 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? ; 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? ; 61. Каково значение первичных теоретических моделей? ; 62. Как протекает процесс формирования законов? ; 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? ; 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? ; 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? ; 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? ; 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? ; 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? ; 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? ; 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? ; 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? ; 72. Каковы общие закономерности развития науки? ; Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ; 73. Что такое метод и методология? ; 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? ; 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? ; 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? ; 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 79. Каковы основные функции философии в научном познании? ; 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? ; 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? ; 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? ; 83. Что такое каноны индукции? ; 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? ; 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? ; 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? ; 87. Что такое понимание? ; 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? ; Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? ; 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? ; 91. Как понималась рациональность в античной философии? ; 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? ; 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? ; 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? ; 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? ; Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? ; 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? ; 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? ; 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? ; 100. Свободна ли наука от ценностей? ; 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? ; 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? ; 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? ; 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? ; 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? ; 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? ; Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ ; 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? ; 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? ; 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? ; 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? ; 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? ; 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? ; 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? ; 114. Каковы основные особенности современного социального познания? ; 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? ; 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? ; Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? ; 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? ; 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? ; 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? ; ЛИТЕРАТУРА
Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

10.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Л53
Автор(ы) : Лешкевич, Татьяна Геннадьевна
Заглавие : Философия науки : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени
Выходные данные : М.: Инфра-М, 2006
Колич.характеристики :270, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 5-16-002338-0: 165.00, 165.00, р.
УДК : 1 + 1(075.8) + 101.8 + 001(075.8) + 19.701
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : Глава 1 ; НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации ; 1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций ; 1.3. Ценности научной рациональности ; 1.4. Наука и философия ; 1.5. Наука и искусство ; 1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности ; 1.7. Функции науки ; Глава 2 ; ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ; 2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки ; 2.2. Античная наука ; 2.3. Развитие логического мышления в средневековье ; 2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия ; 2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам ; 2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители ; 2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта ; 2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон ; 2.9. Формирование технических наук ; Глава 3 ; СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ; 3.1. Классификация наук ; 3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки ; 3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода ; 3.4. Методология в структуре научного знания ; 3.5. Научная картина мира; ее исторические формы ; Глава 4 ; ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ; 4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов ; 4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний ; 4.3. Становление развитой научной теории ; 4.4. Роль языка в процессе становления научной теории ; 4.5. Проблемные ситуации в науке ; 4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру ; Глава 5 ; НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ ; 5.1. Научные революции как трансформация оснований науки ; 5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая ; Глава 6 ; ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска ; 6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира ; 6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере ; 6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития ; 6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. ; 6.6. Сциентизм и антисциентизм ; 6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации ; 6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания ; Глава 7 ; НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности ; 7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность ; 7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний ; 7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки ; 7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов ; Список литературы
Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

11.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/М81
Автор(ы) : Мосионжник, Леонид Авраамович
Заглавие : Технология исторического мифа
Выходные данные : СПб.: Нестор-История, 2012
Колич.характеристики :414, [1] с
ISBN, Цена 978-5-90598-649-6: 480.00, 480.00, р.
УДК : 1 + 1(091) + 130.2 + 140.8 + 19.9 + 930.1 + 930.85 + 340.12(091)
ББК : 87 + 63.0
Предметные рубрики: Философия-- История философии-- Социальная философия
История-- Всемирная история-- Историография-- История России
Политика
История политических и правовых учений
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): идеология
Содержание : ОТ АВТОРА ; Благодарности ; Введение. Постановка проблемы ; I. «Миф крови» и его автор ; 1. «Dieser Balte» ; 1.1. Из «культуртрегеров» - в «мигранты» ; 1.2. «Скиф и тевтонец - братья навек» ; 1.3. «Партийный философ» ; 1.4. Наместник на Востоке ; 1.5. Нацистский преступник №9 ; 1.6. Зачем о нём помнить? ; I. 2. Критика Ф. Лаку-Лабарта и Ж.-Л. Нанси ; I. 3. Общий обзор «Мифа XX века» ; I. 4. Основное понятие автора ; I. 5. «Избранная раса» ; I. 6. Ценности «избранной расы» ; I. 6. 1. Честь и долг ; I. 6. 2. Ценности патриархата ; I. 6. 3. Сохранение чистой линии ; I. 6. 4. Солярный миф ; I. 7. Фундаментальный аристократизм ; I. 7. 1. Аристократический характер заявленных ценностей ; I. 7.2. «Сущность нового учения о культуре» ; I. 8. Понимание мифа ; I. 9. Выводы ; II. Уфология истории: арии, пассионарии, гипербореи ; II. 1. История, «достойная нас» ; II. 2. Парад «историй» ; II. З. Л. Н. Гумилёв и споры вокруг его трудов ; II. 4. Евразийство ; II. 5. Циклизм ; II. 6. Концы в воду, или Пенорождённые цивилизации ; II. 6. 1. Атлантология ; II. 6. 2. Неведомая Северная Земля ; II. 7. Откровение рода Овер де Линден ; II. 7. 1. Явление пророчества народу ; II. 7. 2. Герман Вирт и страсти вокруг «Хроники» ; II. 7. 3. А. Г. Дугин как популяризатор идей Г. Вирта ; II. 7. 4 Динамика публикаций ; II. 7. 5. Что же такое «Ура Линда»? ; II. 7. 6. «Ура Линда» и «Велесова книга» ; III. «Мифософия», или Содержание Мифа ; III. 1. Иррационализм ; III. 1. 1. Л. Н. Гумилёв и русский космизм ; III. 1. 2. О. Шпенглер и его «гётевский метод» ; III. 1. 3. А. Дж. Тойнби: христианский эволюционизм ; III. 1. 4. Н. С. Трубецкой: мистическая культурология ; III. 1. 5. В. Н. Дёмин: снова космизм ; III. 1. 6. Г. Вирт: «закон Вральды» ; III. 2. Избранная популяция ; III. 2. 1. Равен ли суперэтнос расе? ; III. 2. 2. О. Шпенглер и А. Дж. Тойнби ; III. 2. 3. В. Н. Дёмин и гипердиффузионизм ; III. 2. 4. Н. С. Трубецкой ; III. 2. 5. Г. Вирт и его единомышленники ; III. 3. «Генетическая память» ; III. 4. Культурализм ; III. 4. 1. «Органически обусловленный центр» ; III.4.2. Культурализм Шпенглера и Тойнби ; III. 4. 3. Монокультурализм В. Н. Дёмина ; III. 4. 4. «Национальное тело» кн. Трубецкого ; III. 5. Роль ландшафта ; III. 6. Этнические стереотипы ; III. 7. Психологизм на популяционном уровне ; III. 8. Иллюзорность ценностей и смысл истории ; III. 9. Аристократический характер высших ценностей ; III. 10. Антигуманность, возведённая в принцип ; III. 11. Различие между «героями» и «обывателями» ; III. 12. История как регресс: эволюция или инволюция ? ; III. 13. Антидемократизм ; III. 14. Державность ; III. 15. Исторический этноцентризм ; III. 16. Этническая сегрегация ; III. 17. Индульгенция для избранных ; III. 18. «Благородный» антисемитизм ; III. 19. «Антисистема» и «противораса», или Демонология истории ; III. 20. Самодовлеющий активизм resp. эстетизм ; IV. Методология Мифа ; IV. 1. Редактирование фактов ; IV. 1. 1. Криптоистория или «фольк-хистори» ? ; IV. 1. 2. А. Розенберг ; IV. 1. 3. Л. Н.Гумилёв ; IV. 1. 4. Г. Вирт ; IV. 1. 5. В. Н. Дёмин ; IV. 1. 6. О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Н. С. Трубецкой ; IV. 2. Редактирование смыслов ; IV. 3. Антипрофессионапизм ; IV. 4. Оценка научного сообщества и собственного значения ; IV. 5. «Художественные» определения ; IV. 6. Гиполептический метод ; IV. 7. Филологические кунштюки ; IV. 8. Системные закономерности и «синергетика этноса» ; IV. 8. 1. Энергетизм ; IV. 8. 2. Анализ этнической истории в терминах энтропии ; IV. 8. 3. Особое внимание к ритмам системы ; IV. 8. 4. Особое внимание к структурной сложности системы ; IV. 8. 5. Чары математизации ; IV. 8. 6. Аналогии между этническими и физическими процессами ; IV. 8. 7. Экологический подход ; IV. 8. 8. «Системные закономерности» у Шпенглера ; IV. 8. 9. «Поля» и «векторы» Тойнби ; IV. 9. Проблема источников и ссылок ; IV. 9. 1. Почему «Ура Линда»? Почему не «Сильмариллион» ? ; IV. 10. Наука без экспериментов ? ; V. Стереотипы Мифа ; V. 1. Casus Tolkien: исторический миф без запрещённых приёмов ; V. 2. Количественный анализ ; V. 3. Миф как антинаука ; V. 3. 1. Виды антинауки ; V. 3. 2. Критерии антинауки ; V. 3. 3. Мифы школьного образования ; VI. Логика Мифа, или Почему так вышло? ; VI. 1. Способ полагания истины ; VI. 2. Логическая связность Мифа ; VI. 2. 1. Вопрос о первооснове мира ; VI. 2. 2. Ближайшие следствия иррационализма ; VI. 2. 3. Метафизический Враг и определение ценностей ; VI. 2. 4. Способ заполнения исторических пустот ; VI. 2. 5. А синергетика тут при чём? ; VI. 3. Происхождение и виды расизма: наука против лженауки - или в союзе с ней? ; VI. 4. Мифологическое сознание и провалы его адептов ; VI. 5. Этническая или социальная психология? ; VI. 6. Мифы аристократии - «народу»? ; VI. 7. Немощь Мифа ; VI. 7. 1. Миф как слепок массового сознания ; VI. 7. 2. Консерватизм идеологического Мифа - противоречие в определении ; VI. 7. 3. Миф - побочный результат или самоцель? ; Выводы ; Необходимый постскриптум ; ЛИТЕРАТУРА ; Сокращения ; УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН
Аннотация: В чём разница между научной революцией и использованием науки в несвойственных ей целях? В чём причина нынешнего возрождения антинауки, в том числе и псевдоисторического мистицизма? Где та грань, переступив которую, историк превращается в экстремистского идеолога - по собственной воле либо против неё, одной лишь «силою вещей»? И как читатель может сам определить, переступил ли читаемый им автор эту грань? Вот вопросы, на которые призвана ответить эта книга. Рассчитана на историков, социологов, специалистов по идеологии и современной мифологии, а также на широкие круги читателей.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Найти похожие

12.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 008/К90
Заглавие : Культурология : учебник
Выходные данные : М.: Высшее образование, 2005
Колич.характеристики :566 с
Серия: Университеты России
ISBN, Цена 5-9692-0009-3: 221.00, 221.00, р.
УДК : 008 + 008(075.8)
ББК : 71.0я73
Предметные рубрики: Культурология-- История культурологии-- Теория культурологии
Содержание : Введение ; Раздел I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ; Глава 1. Культура как предмет изучения ; 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания ; 1.2. Аспекты постижения культуры ; 1.3. Проблема специфичности культуры ; 1.4. Сущностные характеристики культуры ; Глава 2. Структура культурологии ; 2.1. История культуры ; 2.2. История культурологических учений ; 2.3. Социология культуры ; 2.4. Культурная антропология ; 2.5. Прикладная культурология ; Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи ; 3.1. Культурология и философия культуры ; 3.2. Культурология и философия истории ; 3.3. Культурология и культурная антропология ; 3.4. Культурология и социология культуры ; 3.5. Подходы к изучению культуры ; Контрольные вопросы ; Литература ; Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ ; Глава 4. Культура и цивилизация ; 4.1. Культура ; 4.2. Цивилизация ; Глава 5. Субъект культуры ; 5.1. Субъект культуры - человек культуры ; 5.2. Культурная самоидентичность ; 5.3. Инкультурация и социализация ; Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры ; 6.1. Информационно-семиотический подход к культуре ; 6.2. Основные типы знаковых систем культуры ; 6.3. Вторичные моделирующие системы ; Глава 7. Культурные ценности и нормы ; 7.1. Ценности ; 7.2. Регулятивы и нормы ; 7.3. Ментальное поле культуры ; Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур ; 8.1. Коммуникация ; 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация ; 8.3. Социокультурная коммуникация ; 8.4. Культурные традиции и инновации ; Глава 9. Культура в социальном пространстве ; 9.1. Социальные институты культуры ; 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры ; 9.3. Культурная модернизация ; Контрольные вопросы ; Литература ; Раздел III. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ; Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза ; 10.1. От биологической формы бытия - к антропо-социо-культурной ; 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение ; 10.3. Культура и натура (природа, космос) ; Глава 11. Антропологические аспекты культуры ; 11.1. Культура и человек ; 11.2. Культура и общество ; 11.3. Функционирование культуры ; 11.4. Историческая динамика бытия культуры ; Контрольные вопросы ; Литература ; Раздел IV. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ; Глава 12. Типологические характеристики культур ; 12.1. Культура и культуры. Проблема типологии ; 12.2. Традиционная и инновационная культуры ; 12.3. М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры ; 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур ; 12.5. Субкультура и контркультура ; 12.6. Массовая и немассовая культуры ; Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур ; 13.1. Народ, этнос, нация ; 13.4. Региональная типологизация культуры ; Глава 14. Историческая типологизация культуры ; 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход ; 14.2. Локальные социокультурные миры ; 14.3. Законы истории и развитие культуры ; Глава 15. Исторические особенности русской культуры ; 15.1. «Востоко-Запад» ; 15.2. Христианско-православное начало культуры ; 15.3. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание ; 15.4. Из культурной изоляции - к интеграции с европейской культурой ; 15.5. Разрыв, между этнической и национальной культурами ; 15.6. Традиции и современность ; Контрольные вопросы ; Литература ; Раздел V. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ; Глава 16. Современная мировая культура ; 16.1. Определяющая роль европейской культурной традиции в мировой культуре ; 16.2. Основные черты современной мировой культуры ; 16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха ; Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма ; 17.1. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе ; 17.2. Модели культурной универсализации ; 17.3. Культура и глобальные проблемы современности ; Контрольные вопросы ; Литература ; Раздел VI. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ ; Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала XX в. ; 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения ; 18.2. Эволюционизм как теория культуры ; 18.3. Проблемы культуры в «философии жизни ; Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций ; 19.1. Н. Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов ; 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры ; 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры ; 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры ; Глава 20. Основные культурологические течения XX в. ; 20.1. Франкфуртская школа ; 20.2. Постмодернизм ; Контрольные вопросы ; Литература ; Словарь терминов ; Персоналии
Аннотация: Предлагаемый учебник представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных проблем культурологического знания. В нем показана специфика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисциплины; рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое место уделено анализу состояния культуры в современном мире. Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по дисциплине "Культурология". Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
Экземпляры :уч/а(1)
Свободны : уч/а(1)
Найти похожие

13.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Кохановский, Валерий Павлович, Лешкевич, Татьяна Геннадьевна, Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.
Заглавие : Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
Колич.характеристики :346, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 5-222-07901-5: 200.00, 200.00, р.
УДК : 1 + 101.1(075.8) + 101.8(075.8) + 19.701(075.8) + 1(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- Общие вопросы философии-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : ОТ АВТОРОВ ; Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? ; 2. Как ученые объясняют природу философии науки? ; 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? ; 4. Является ли научное знание единственной формой знания? ; 5. Что такое девиантное и анормальное знания? ; 6. В чем специфика обыденно-практического познания? ; 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? ; 8. В чем заключается специфика игрового познания? ; 9. Что такое личностное знание? ; 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? ; 11. Как соотносятся философия и наука? ; 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? ; 13. Имеет ли философия практическую значимость? ; 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? ; 15. Чем различаются наука и искусство? ; 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? ; 17. Какие существуют классификации современных наук? ; 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? ; 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? ; Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ; 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? ; 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? ; 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? ; 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? ; 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? ; 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? ; 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? ; 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? ; 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? ; 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? ; 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? ; 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? ; 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? ; 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? ; 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? ; 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? ; 36. Что такое технические науки и какова их специфика? ; 37. Как происходило формирование технических наук? ; 38. Как взаимосвязаны наука и техника? ; Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ; 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? ; 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? ; 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? ; 42. В чем состоит специфика теоретического познания? ; 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? ; 44. Что такое проблема? ; 45. Каковы особенности гипотезы? ; 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? ; 47. Какие существуют виды (типы) теорий? ; 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? ; 49. Что такое научный закон? ; 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? ; 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? ; 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? ; 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? ; 54. Какова структура научной картины мира? ; 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? ; Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ; 56. Что такое динамика научного знания? ; 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? ; 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? ; 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? ; 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? ; 61. Каково значение первичных теоретических моделей? ; 62. Как протекает процесс формирования законов? ; 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? ; 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? ; 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? ; 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? ; 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? ; 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? ; 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? ; 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? ; 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? ; 72. Каковы общие закономерности развития науки? ; Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ; 73. Что такое метод и методология? ; 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? ; 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? ; 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? ; 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 79. Каковы основные функции философии в научном познании? ; 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? ; 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? ; 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? ; 83. Что такое каноны индукции? ; 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? ; 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? ; 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? ; 87. Что такое понимание? ; 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? ; Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? ; 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? ; 91. Как понималась рациональность в античной философии? ; 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? ; 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? ; 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? ; 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? ; Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? ; 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? ; 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? ; 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? ; 100. Свободна ли наука от ценностей? ; 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? ; 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? ; 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? ; 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? ; 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? ; 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? ; Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ ; 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? ; 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? ; 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? ; 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? ; 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? ; 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? ; 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? ; 114. Каковы основные особенности современного социального познания? ; 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? ; 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? ; Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? ; 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? ; 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? ; 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? ; ЛИТЕРАТУРА
Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

14.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 342/Б12
Автор(ы) : Бабурин, Сергей Николаевич
Заглавие : Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма : монография
Выходные данные : М.: Норма, 2020
Колич.характеристики :535 с
ISBN, Цена 978-5-00156-136-1 (Норма): 800.00 р.
ISBN, Цена 978-5-16-109217-0 (Инфра-М, online): Б.ц.
УДК : 342 + 342.011 + 342.40 + 342.40(1-87) + 321.01 + 340.12(091)0 + 316.3
ББК : 60.524 + 67.400
Предметные рубрики: Право
Конституционное право-- Государственная власть-- Основы конституции-- Права человека
Теория государства-- Государственная власть-- Политическая система общества-- Теория политики. Политология
История политических и правовых учений
Социология-- Социология общества
Общественные науки-- Обществознание
Этика
Географич. рубрики: Российская Федерация
Российская империя
СССР
Зарубежные страны
Содержание : Предисловие/ И. М. Рагимов. Введение ; Раздел 1. Государствоведение в поисках новых смыслов ; Глава 1. Государство и государственность в современном мироустройстве ; Изменения динамики внутреннего развития мироустройства. Трансформация государства. Бесконечность трансформаций социального феномена государственности ; Глава 2. Современные государства в противостоянии цивилизанионных альтернатив ; Нарастание цивилизационного фактора в развитии государств. Запад, Восток, Россия - нестыковки духовных основ государственного развития. Влияние Запада на русские цивилизационные особенности. Загадочный для Запада и притягательный для России Восток ; Глава 3. Общество без государства: из теории вопроса ; Поиски идеального общества. Анархизм как теория революционных перемен. Теория народовластия М. Каддафи ; Глава 4. Общество без государства: реальности военного коммунизма ; От Парижской коммуны к российскому Октябрю 1917 г. Разгосударствление общества. Замена права революционным правосознанием, а нравственности - классовым чувством. Секуляризация. Ликвидация частной собственности. Классовая диктатура пролетариата. Всемирность характера революционного процесса ; Глава 5. Политика и нравственность в конкуренции идентичностей при современном внутри- и межгосударственном конфликте ; Современные вооруженные конфликты как силовые изменения юрисдикции государств. Правовое и нравственное межгосударственных конфликтов в Приднестровье и Донбассе. Конкуренция идентичностей. Политическое решение вооружённого конфликта. Дипломатическое признание как политико-правовая форма нравственного решения вооружённого конфликта ; Глава 6. Значение Иранской революции 1979 года для духовно-нравственного преображения государств ; Великая Иранская революция 1979 г. Возвращение современному миру крайне важных для человечества духовно-ценностных ориентиров. Конституционно-правовые уроки Великой Иранской исламской революции. Конституция современного Ирана как пример конституции нравственного государства ; Раздел 2. Духовно-нравственные ценности в конституционализме ; Глава 7. Современная нравственность и последствия духовно-ценностного перерождения гуманизма ; Человечество существует, пока оно нравственно. Современный смысл духовно-нравственных ценностей. Гуманизм в развитии общества: прогресс и его перерождение. Последствия мировоззренческой монополии гуманизма. Духовно-ценностный смысл перерождения гуманизма ; Глава 8. Ценностное влияние римского права на российский конституционализм ; Аксиология конституционализма. Римские правовые институты и принципы в российском конституционализме: русский цивилизационный релятивизм. Цивилизационные сломы российского конституционализма ; Глава 9. Духовно-нравственный фактор науки и национального образования ; Социальные ценности и роль науки и образования в формировании мировоззрения нации. Болонский процесс в системах образования европейских стран. Ценностный диссонанс принципов образования на Западе и Востоке Европы. Смутное время российской системы образования ; Глава 10. Духовные ценности нации и правосознание нравственного выбора ; Нравственный выбор между градом Божьим и градом земным. Правосознание нравственного выбора нации. Духовный фактор развития современных государств. Исторические узлы нравственного выбора русской нации ; Глава 11. Смысл духовно-нравственных ценностей в конституционном праве ; Духовно-нравственные ценности как социальная реальность. Российские конституционные трансформации духовно-нравственных ценностей. Конституционный контроль и его духовно-нравственное измерение ; Глава 12. Ценностная динамика уроков российского конституционализма XX века ; Восемь уроков российского конституционализма, преподанные историей XX в. Реформа Конституции РФ 2020 г. как шанс возвращения российского конституционализма на его национальный маршрут ; Глава 13. Эпистемология нравственного государства ; Эпистемологический взгляд на духовно-нравственные ценности. Эпистемологические вопросы конституционной реабилитации православия в России. Этический характер Великой Победы 1945 г. Аксиологический смысл Великой Победы 1945 г. Эпистемология конституционализма ; Раздел 3. Нравственное государство как гарант добродетелей ; Глава 14. Гармония справедливости и свободы как мировоззренческая основа нравственного государства. Сущность нравственного государства ; Нравственное государство есть государство справедливое. Свобода как воплощение нравственной идеи. Правовой характер государства как юридическая основа гармонии справедливости и свободы. Социальный характер государства как дух гармонии, справедливости и свободы. Сущностное познание нравственного государства ; Глава 15. Государство как гарант добродетелей. Понятие и признаки нравственного государства ; Глава 16. Народный контроль над публичной властью как структурно-функциональная черта нравственного государства ; Сущностный смысл народного контроля над публичной властью. Пролетарский народный контроль над публичной властью. Идеократический (партийный) контроль. Опыт народного контроля в СССР ; Глава 17. Аксиология института уполномоченных по правам человека ; Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) как фактор социального развития. Современный статус уполномоченных по правам человека. Необходимость конституционной трансформации института уполномоченных по правам человека ; Глава 18. Собственность как вневременная социальная ценность. Цивилизм нравственного государства ; Аксиология собственности. Собственность в русском народном хозяйстве - в экономике солидарности. Социальное партнерство. Цивилизм нравственного государства ; Глава 19. Нравственная миссия правосудия ; Правда суда как признак справедливости государства. Кривда правосудия как символ безнравственного торжества неправды. Футурология правосудия нравственного государства ; Раздел 4. Аксиология социальной консолидации как среды существования нравственного государства ; Глава 20. Социальная консолидация как условие создания нравственного государства ; Глава 21. Духовно-ценностное и конституционно-правовое в моделях социальной консолидации (российский опыт) ; Уникальность российского политического опыта консолидации общества. Консолидация общества самодержавием. Буржуазно-демократическая социальная консолидация. Военный коммунизм и пролетарская консолидация общества. Рабоче-крестьянская консолидация общества. Общенародная социальная консолидация. Советская многопартийная социальная консолидация. Неолиберальная консолидация общества. Культурно-исторические основы русской цивилизационной консолидации ; Глава 22. Социальная консолидация как условие преодоления внешних и внутренних угроз ; Социальное единство в противодействии терроризму. Социальная консолидация при отражении агрессии. Борьба против экономической блокады. Совместная борьба государства и народа против преступности. Общенациональное противодействие коррупции. Предотвращение монополизации власти. Единство действий государства и народа при преодолении глобальных вызовов человечеству ; Глава 23. Справедливость и неотвратимость воздаяния как основа социальной консолидации нравственного государства ; Социальная значимость воздаяния по заслугам. Нравственный смысл награды за подвиг или заслуги. Нравственность наказания за преступления. Проблема обеспечения неотвратимости воздаяния ; Глава 24. Этичность политических механизмов социальной консолидации нравственного государства ; Укрепление нравственных начал в охранительных функциях государства. Роль стабильности в доверии между властью и народом. Консервативный эволюционизм избирательных процедур. Открытость для проверки народом и его представителями избирательного процесса ; Раздел 5. Цивилизационные особенности нравственного государства ; Глава 25. Универсализм нравственного потенциала империи ; Нравственность государства в имперском самосознании. Империи-цивилизации в человеческой истории. Империи как цивилизационные формы миросистем. Духовно-нравственное саморазвитие мира империй ; Глава 26. Нравственное государство Востока: иранская, китайская, индийская альтернативы ; Восток - дело тонкое. Иранский исламский путь к нравственному государству. Современная Турция. Становление нравственного социалистического государства с китайской спецификой. Индийский феномен. Формирование нравственного государства Японии. Сингапурский путь к нравственному государству ; Глава 27. Ценностная драма общества и государства Западного мира ; Формирование этической основы государств Романо-Германской цивилизации. Запад: разрыв религии, морали и права. Шанс духовного возрождения Запада ; Глава 28. Христианские ценности и Славянский мир: аксиология восточно-христианского пути к нравственному государству ; Государственно-правовые особенности Славянского мира. Духовный фактор православия в Славянском мире. Аксиология восточно-христианского конституционализма. Аксиология славянских интеграционных проектов ; Глава 29. Основы русской цивилизованной модели нравственного государства ; Ценность консервативизма в национальном прогрессе. Русский выбор: народные духовные ценности вместо секуляризации духа и классовой морали; народное хозяйство с трудовой индивидуальной собственностью, кооперацией и протекционизмом; только справедливое социальное правовое государство; единая нация как союз братских народов. Ассоциированные межгосударственные отношения. Социальная спасительность нравственной конституционной реформы ; Заключение
Аннотация: Исследование посвящено философии государства. Впервые предпринята попытка сконструировать концепцию нравственного государства, через создание которого общество может преодолеть препятствия, возникающие на пути его благополучного развития в условиях упадка современных нравов. Новизна и особенность монографии состоит в том, что через аксиологию современного конституционализма и сравнение потенциальных возможностей государств разной цивилизационной культуры выявляются возможности и смысл духовно-нравственных ценностей в конституционализме, роль социальной консолидации общества, рассматриваются не только черты, но и цивилизационные модели нравственного государства. Книга адресована ученым-государствоведам, философам, социологам, политологам, но может быть интересна и широкому кругу читателей.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Перейти: Бабурин С. Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)