Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Редкие книги Научной библиотеки СГЮА (1)
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=психологизм<.>)
Общее количество найденных документов : 6
Показаны документы с 1 по 6
1.

Вид документа :
Шифр издания : 4/Б48
Автор(ы) : Березин, Федор Михайлович
Заглавие : История лингвистических учений : учебник . -2-е изд., испр. и доп.
Выходные данные : М.: Высшая школа, 1984
Колич.характеристики :319 с.: ил.
Примечания : Указ. имен: с. 311-315
ISBN, Цена Б. и.: 1.10, 1.10, р.
УДК : 4
ББК : 81
Предметные рубрики: Языкознание-- Славянские языки
Содержание : Предисловие ; Введение ; Глава 1. Зарождение науки о языке ; § 1. Языкознание в Древней Индии ; § 2. Греко-римское языкознание ; § 3. Арабское языкознание ; Глава 2. Языкознание XIV-XVIII веков ; § 4. Языкознание в эпоху Возрождения ; § 5. Первые попытки установления родства языков и их исторического изучения ; § 6. Всеобщая Грамматика Пор-Рояля ; § 7. Теории происхождения языка ; § 8. Философия языка в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева ; § 9. Значение филологических трудов М. В. Ломоносова для развития русского языкознания ; Глава 3. Общее и сравнительно-историческое языкознание начала XIX века ; § 10. Общее и сравнительно-историческое языкознание в России ; § 11. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе ; § 12. Принципы доказательства родства языков (фонетические и грамматические соответствия). Теория агглютинации Ф. Боппа ; Глава 4. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта ; § 13. Жизненный и творческий путь ; § 14. Философские основы лингвистической концепции ; § 15. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка ; § 16. Проблема соотношения языка и мышления ; §17. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков ; §18. Антиномии языка ; §19. Критика учения В. Гумбольдта Н. Г. Чернышевским и А. А. Потебней ; Глава 5. Языкознание в России в 30-60-е годы XIX века ; §20. Сравнительно-историческая проблематика в трудах И. И. Срезневского ; §21. Обще языковедческая проблематика в трудах Ф. И. Буслаева ; §22. Значение трудов Ф. И. Буслаева для развития сравнительно-исторического ; §23. Лексикографическая деятельность В.И. Даля ; §24. Русские революционеры-демократы о проблемах языка ; Глава 6. Лингвистическая концепции А. А. Потебни ; § 25. Жизненный и творческий путь ; § 26. Философские основы лингвистической концепции ; § 27. А. А Потебня о связи языка и мышления ; § 28. Учение о слове ; § 29. Теория грамматической формы ; § 30. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка) ; § 31. Значение лингвистических работ А. А. Потебни ; Глава 7. Лингвистическая концепция А. Шлейхера ; § 32. Философские основы лингвистической концепции ; § 33. "Биологическая" концепция языка ; § 34. Понятие праязыка и теория родословного дерева ; Глава 8. Младограмматическая школа в языкознании ; §35. Из истории младограмматической школы ; §36. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции младограмматиков ; §37. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка ; § 38. Сравнительно-историческая проблематика в трудах младограмматиков ; § 39. Проблемы синтаксиса в учении младограмматиков ; § 40. Проблема изменения значений слов в трактовке Г. Пауля ; § 41. Критика концепций младограмматиков в работах западноевропейских и русских языковедов (о так называемом "русском младограмматизме") . 1 ; Глава 9. Лингвистическая концепция Ф.Ф. Фортунатова ; § 42. Жизненный и творческий путь ; § 43. Проблема языка и мышления ; § 44. Учение о словосочетании ; § 45. Учение о форме слова ; § 46. Сравнительно-историческая проблематика в трудах Ф.Ф. Фортунатова ; § 47. Лингвистические концепции А. А. Шахматова, Б. М. Ляпунова и М. М. Покровского ; Глава 10. Казанская лингвистическая школа ; § 48. Жизненный и творческий путь И. А. Бодуэна де Куртенэ ; § 49. Философские взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ ; § 50. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в трудах И. А Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского ; §1. Учение о языке как системе в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского ; § 52. Знаковый характер языка в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского ; § 53. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме ; § 54. Вопросы морфологии в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского и В. А. Богородицкого ; § 55. Вопросы сравнительно-исторического языкознания и типологии языков в трудах представителей Казанской лингвистической школы ; § 56. Значение работ представителей Казанской лингвистической школы для развития языкознания ; Глава 11. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра ; § 57. Жизненный и творческий путь ; § 58. Истоки лингвистической концепции ; § 59. Определение языка. Теория языка и речи ; § 60. Язык как система ; § 61 Учение о лингвистическом знаке ; § 62. Учение о синхронии и диахронии ; § 63. Внешняя и внутренняя лингвистики ; § 64. Значение лингвистической концепции ф. де Соссюра для развития языкознания XX в. ; Глава 12. Социология и языкознание ; § 65. История разработки проблем социологии языка ; § 66. Становление марксистской социологии языка ; § 67. Методологические основы французской школы социологической лингвистки ; § 68. А. Мейе о социальном характере языка и причинах языковых изменений ; §69. А. Мейе как компаративист ; Глава 13. Структурная лингвистика и другие направления зарубежного языкознания XX в. ; § 70. Предпосылки возникновения структурализма ; § 71. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики) ; § 72. Проблемы фонологии и морфонологии ; § 73. Исследование пражских лингвистов в области грамматики ; § 74. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов ; § 75. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика) ; § 76. Эмпирический принцип лингвистической теории глоссематиков ; § 77. Процедура лингвистического анализа (по Л. Еяьмслеву ; § 78. Язык и речь в трактовке Л. Ельмслева ; § 79. Язык как одна из семиотических систем (в трактовке Л. Ельмслева) ; § 80. Критика глоссематики в советском и зарубежном языкознании ; § 81. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика) ; § 82. Общеязыковедческая проблематика в дескриптивной лингвистике ; § 83. Дескриптивные методы лингвистического анализа ; § 84. Соотношение между различными ответвлениями структурализма ; § 85. Трансформационно-генеративная грамматика ; § 86. французская школа функциональной лингвистики ; Глава 14. Советское языкознание ; § 87. Диалектический и исторический материализм - философская основа советского языкознания ; § 88. Языкознание в 20-е годы. Н. Я. Марр ; § 89. Грамматическая концепция И. И. Мещанинова. Проблемы синтаксической типологии ; § 90. Вопросы языкового строительства и социологическая проблематика ; § 91. Лингвистическая деятельность Л. В. Щербы ; § 92. Сравнительно-историческое языкознание в 50-60-е годы ; § 93. Общеязыковедческая проблематика в трудах советских ученых ; § 94. Структурализм и советское языкознание ; § 95. Советское языкознание на современном этапе ; Примечания ; Условные сокращения ; Указатель имен
Аннотация: В книге излагается история основных школ и направлений мирового языкознания, дается характеристика их основных принципов, методик исследования и наиболее важных достижений крупных языковедов прошлого и современности. История лингвистических учений рассматривается как реализация марксистско-ленинского принципа историзма. Во 2-м издании (1-е - 1975 г.) уточнены некоторые формулировки, цитаты, дополнены главы о советском языкознании и о современной зарубежной лингвистике.
Экземпляры : всего : н/а(4)
Свободны : н/а(4)
Найти похожие

2.

Вид документа : Многотомное издание
Шифр издания : 1Ф/З-88
Автор(ы) : Зотов А. Ф.
Заглавие : Западная философия XX века: в 2 т./ А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. Т. 1
Выходные данные : М.: Интерпракс, 1994
Колич.характеристики :432 с
Примечания : Библиогр.: с. 427
ISBN, Цена 5-85235-154-7: б. ц., б. ц.,
УДК : 1Ф
ББК : 87.3
Предметные рубрики: Философия-- История философии
Географич. рубрики: США
Германия
Франция
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): прагматизм--реалистические течения--неореализм--критический реализм--рационализм--научное знание--прогресс теорий--феноменология--философия арифметики--психологизм--фундаментальная онтология--феноменологическое конструирование--синтез--познавательная активность--европейская культура--экзистенциализм--время--временность--антропология--свобода--ответственность личности--трансцендентное--неопозитивизм--логический атомизм--венский кружок
Аннотация: Настоящее издание - первая часть двухтомника, в котором дается широкая панорама западной философии 20 века и создается целостное представление о путях, особенностях и тенденциях ее развития. В первом томе рассмотрены американский прагматизм (Д.Дьюи), реалистические течения США и Англии, "новый рационализм" Э.Мейерсона, феноменология (Э. Гуссерль), экзистенциализм во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю) и Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), неопозитивизм.
Экземпляры : всего : н/а(4)
Свободны : н/а(4)
Найти похожие

3.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/М59
Автор(ы) : Микешина, Людмила Александровна (д-р филос. наук, проф.)
Заглавие : Философия познания. Полемические главы
Выходные данные : М.: Прогресс-Традиция, 2002
Колич.характеристики :624 с
Примечания : Библиогр.: с. 588 . - Указ.: с. 613 . - Предм. указ.: с. 616
ISBN, Цена 5-89826-108-7: 261.47, 261.47, р.
УДК : 1 + 101.81
ББК : 87
Предметные рубрики: Философия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): релятивизм--язык--познание--время--вера--достоверность--сомнение--истина--понимание--образование--жизнь
Содержание : Философия познания - 21 век. Синтез когнитивных практик ; Значение когнитивного опыта гуманитарных наук для философии познания ; Феномен "Я" и субъект в философии Декарта ; Принцип доверия человеку познающему: аргументы за и против ; Эмпирический субъект и категория жизни ; Формирование субъекта интерпретирующего: герменевтические смыслы образования ; Вера и достоверность в познании ; Интерпретация: философские и эпистемологические смыслы и особенности ; Релятивизм. Психологизм. Историзм ; Язык в философии познания: как "опыт мира" и "горизонт онтологии" ; Познание времени и времени в познании
Аннотация: Аннотация Монография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и "ненаучные". С расширением "поля" рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти "маргинальные" проблемы выходят на первый план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпритация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира" исследуются язык, а также фундаментальная проблема - познание времени и время в познании.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Найти похожие

4.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/М81
Автор(ы) : Мосионжник, Леонид Авраамович
Заглавие : Технология исторического мифа
Выходные данные : СПб.: Нестор-История, 2012
Колич.характеристики :414, [1] с
ISBN, Цена 978-5-90598-649-6: 480.00, 480.00, р.
УДК : 1 + 1(091) + 130.2 + 140.8 + 19.9 + 930.1 + 930.85 + 340.12(091)
ББК : 87 + 63.0
Предметные рубрики: Философия-- История философии-- Социальная философия
История-- Всемирная история-- Историография-- История России
Политика
История политических и правовых учений
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): идеология
Содержание : ОТ АВТОРА ; Благодарности ; Введение. Постановка проблемы ; I. «Миф крови» и его автор ; 1. «Dieser Balte» ; 1.1. Из «культуртрегеров» - в «мигранты» ; 1.2. «Скиф и тевтонец - братья навек» ; 1.3. «Партийный философ» ; 1.4. Наместник на Востоке ; 1.5. Нацистский преступник №9 ; 1.6. Зачем о нём помнить? ; I. 2. Критика Ф. Лаку-Лабарта и Ж.-Л. Нанси ; I. 3. Общий обзор «Мифа XX века» ; I. 4. Основное понятие автора ; I. 5. «Избранная раса» ; I. 6. Ценности «избранной расы» ; I. 6. 1. Честь и долг ; I. 6. 2. Ценности патриархата ; I. 6. 3. Сохранение чистой линии ; I. 6. 4. Солярный миф ; I. 7. Фундаментальный аристократизм ; I. 7. 1. Аристократический характер заявленных ценностей ; I. 7.2. «Сущность нового учения о культуре» ; I. 8. Понимание мифа ; I. 9. Выводы ; II. Уфология истории: арии, пассионарии, гипербореи ; II. 1. История, «достойная нас» ; II. 2. Парад «историй» ; II. З. Л. Н. Гумилёв и споры вокруг его трудов ; II. 4. Евразийство ; II. 5. Циклизм ; II. 6. Концы в воду, или Пенорождённые цивилизации ; II. 6. 1. Атлантология ; II. 6. 2. Неведомая Северная Земля ; II. 7. Откровение рода Овер де Линден ; II. 7. 1. Явление пророчества народу ; II. 7. 2. Герман Вирт и страсти вокруг «Хроники» ; II. 7. 3. А. Г. Дугин как популяризатор идей Г. Вирта ; II. 7. 4 Динамика публикаций ; II. 7. 5. Что же такое «Ура Линда»? ; II. 7. 6. «Ура Линда» и «Велесова книга» ; III. «Мифософия», или Содержание Мифа ; III. 1. Иррационализм ; III. 1. 1. Л. Н. Гумилёв и русский космизм ; III. 1. 2. О. Шпенглер и его «гётевский метод» ; III. 1. 3. А. Дж. Тойнби: христианский эволюционизм ; III. 1. 4. Н. С. Трубецкой: мистическая культурология ; III. 1. 5. В. Н. Дёмин: снова космизм ; III. 1. 6. Г. Вирт: «закон Вральды» ; III. 2. Избранная популяция ; III. 2. 1. Равен ли суперэтнос расе? ; III. 2. 2. О. Шпенглер и А. Дж. Тойнби ; III. 2. 3. В. Н. Дёмин и гипердиффузионизм ; III. 2. 4. Н. С. Трубецкой ; III. 2. 5. Г. Вирт и его единомышленники ; III. 3. «Генетическая память» ; III. 4. Культурализм ; III. 4. 1. «Органически обусловленный центр» ; III.4.2. Культурализм Шпенглера и Тойнби ; III. 4. 3. Монокультурализм В. Н. Дёмина ; III. 4. 4. «Национальное тело» кн. Трубецкого ; III. 5. Роль ландшафта ; III. 6. Этнические стереотипы ; III. 7. Психологизм на популяционном уровне ; III. 8. Иллюзорность ценностей и смысл истории ; III. 9. Аристократический характер высших ценностей ; III. 10. Антигуманность, возведённая в принцип ; III. 11. Различие между «героями» и «обывателями» ; III. 12. История как регресс: эволюция или инволюция ? ; III. 13. Антидемократизм ; III. 14. Державность ; III. 15. Исторический этноцентризм ; III. 16. Этническая сегрегация ; III. 17. Индульгенция для избранных ; III. 18. «Благородный» антисемитизм ; III. 19. «Антисистема» и «противораса», или Демонология истории ; III. 20. Самодовлеющий активизм resp. эстетизм ; IV. Методология Мифа ; IV. 1. Редактирование фактов ; IV. 1. 1. Криптоистория или «фольк-хистори» ? ; IV. 1. 2. А. Розенберг ; IV. 1. 3. Л. Н.Гумилёв ; IV. 1. 4. Г. Вирт ; IV. 1. 5. В. Н. Дёмин ; IV. 1. 6. О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Н. С. Трубецкой ; IV. 2. Редактирование смыслов ; IV. 3. Антипрофессионапизм ; IV. 4. Оценка научного сообщества и собственного значения ; IV. 5. «Художественные» определения ; IV. 6. Гиполептический метод ; IV. 7. Филологические кунштюки ; IV. 8. Системные закономерности и «синергетика этноса» ; IV. 8. 1. Энергетизм ; IV. 8. 2. Анализ этнической истории в терминах энтропии ; IV. 8. 3. Особое внимание к ритмам системы ; IV. 8. 4. Особое внимание к структурной сложности системы ; IV. 8. 5. Чары математизации ; IV. 8. 6. Аналогии между этническими и физическими процессами ; IV. 8. 7. Экологический подход ; IV. 8. 8. «Системные закономерности» у Шпенглера ; IV. 8. 9. «Поля» и «векторы» Тойнби ; IV. 9. Проблема источников и ссылок ; IV. 9. 1. Почему «Ура Линда»? Почему не «Сильмариллион» ? ; IV. 10. Наука без экспериментов ? ; V. Стереотипы Мифа ; V. 1. Casus Tolkien: исторический миф без запрещённых приёмов ; V. 2. Количественный анализ ; V. 3. Миф как антинаука ; V. 3. 1. Виды антинауки ; V. 3. 2. Критерии антинауки ; V. 3. 3. Мифы школьного образования ; VI. Логика Мифа, или Почему так вышло? ; VI. 1. Способ полагания истины ; VI. 2. Логическая связность Мифа ; VI. 2. 1. Вопрос о первооснове мира ; VI. 2. 2. Ближайшие следствия иррационализма ; VI. 2. 3. Метафизический Враг и определение ценностей ; VI. 2. 4. Способ заполнения исторических пустот ; VI. 2. 5. А синергетика тут при чём? ; VI. 3. Происхождение и виды расизма: наука против лженауки - или в союзе с ней? ; VI. 4. Мифологическое сознание и провалы его адептов ; VI. 5. Этническая или социальная психология? ; VI. 6. Мифы аристократии - «народу»? ; VI. 7. Немощь Мифа ; VI. 7. 1. Миф как слепок массового сознания ; VI. 7. 2. Консерватизм идеологического Мифа - противоречие в определении ; VI. 7. 3. Миф - побочный результат или самоцель? ; Выводы ; Необходимый постскриптум ; ЛИТЕРАТУРА ; Сокращения ; УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН
Аннотация: В чём разница между научной революцией и использованием науки в несвойственных ей целях? В чём причина нынешнего возрождения антинауки, в том числе и псевдоисторического мистицизма? Где та грань, переступив которую, историк превращается в экстремистского идеолога - по собственной воле либо против неё, одной лишь «силою вещей»? И как читатель может сам определить, переступил ли читаемый им автор эту грань? Вот вопросы, на которые призвана ответить эта книга. Рассчитана на историков, социологов, специалистов по идеологии и современной мифологии, а также на широкие круги читателей.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Найти похожие

5.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/С48
Заглавие : Словарь философских терминов
Выходные данные : М.: Инфра-М, 2005
Колич.характеристики :731 с
Примечания : Предм. указ.: с. 723. - Библиогр. в конце ст.
ISBN, Цена 5-16-002328-3: 175.01, 175.01, р.
УДК : 1 + 1(03)
ББК : 87+92
Предметные рубрики: Философия
Справочные издания-- Словари
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): философская терминология--мораль--право--наука--государство--политика--сознание--предметные уровни философии--проблемы философии--аксиология--аналитическая философия--анамнесис--аргументация--бытие--философия возрождения--время--герменевтика фактичности--деконструктивизм--дух--евгеника--евразийство--западничество--славянофильство--идеократия--идеология--имя--индийская философия--истина--исторический материализм--источники права--капитализм--культура--логика--марксизм--математическая модель--метафизика--метаэтика--моральный кодекс--мышление--наука--нация--онтология--парадоксы--патриотизм--плюрализм--причинность--противоречие--психоанализ--психологизм--редукция--религия--симфоническая личность--синергетика--смертная казнь--смысл истории--собственность--совесть--сознание--социальное время--социальный детерменизм--социобиология--справедливость--стоицизм--суждение--счастье--толерантность--утилитаризм--феноменология--философия истории--философия права--философские школы--цель--ценность--цивилизационная концепция--формационная концепция--эволюция вселенной--эвтаназия--эгоизм--экзистенциализм--элемент--эмпатия--эмпиризм--энтропия--эпикуреизм--эпистемология
Аннотация: Современное философское знание, впитавшее в себя мудрость народов от древности до настоящего времени, дает осмысление всем важнейшим моментам жизни человека, наиболее общим проблемам науки, морали, искусства, права, государства, религии, политики, мифологии и обыденного сознания. Массив этого знания огромен, количество философов, усилиями которых была создана философия, трудно себе даже представить, ориентироваться в этом море фактов чрезвычайно сложно. Основной задачей предлагаемого словаря является раскрытие содержания философии через понятия, философскую терминологию. Своеобразным путеводителем, ориентирующим читателя в материале, является расположенный в конце книги список терминов. Для всех интересующихся философией.
Экземпляры : всего : б/о(1), ч/з1(1)
Свободны : б/о(1), ч/з1(1)
Найти похожие

6.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Зорина Е. В., Рахманкулова Н. Ф., Соколов А. В., Шестакова М. А., Яковлева Л. Е.
Заглавие : Философия в вопросах и ответах : учебное пособие
Выходные данные : М.: Проспект, 2009
Колич.характеристики :335, [1] с
ISBN, Цена 978-5-392-00147-7: 180.00, 180.00, р.
УДК : 1 + 1(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия
Содержание : Предисловие ; I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ; 1. Является ли философия наукой? ; 2. Каковы основные черты философского мышления? ; 3. Чем философия отличается от других форм мировоззрения? ; 4. Что объединяет и что разделяет философию и религию? ; 5. Какова структура философского знания? ; 6. Можно ли выделить основной вопрос философии? ; 7. Каковы причины возникновения философии? ; 8. В чем состоит роль философии в культуре? ; 9. Каковы основные типы самоопределения современной философии? ; 10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? ; II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА ; 11. В чем своеобразие философии Древней Индии? ; 12. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится? ; 13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая? ; 14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии? ; III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ ; 15. Что объединяет всех античных философов? ; 16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях? ; 17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? ; 18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека? ; 19. Какие философские школы представляют этический период в развитии античной философии? ; 20. В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии? ; 21. Кого и почему считают первым философом Запада? ; 22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? ; 23. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? ; 24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? ; IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ; 25. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии? ; 26. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья? ; 27. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? ; 28. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики? ; V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ; 29. Как возможна философия в эпоху Возрождения? ; 30. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения? ; 31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? ; 32. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? ; 33. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? ; 34. Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения? ; VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ; 35. В чем состоит рационализм философии XVII в.? ; 36. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию? ; 39. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? ; 40. Чем примечательна философия Просвещения? ; 41. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора XVII-XVIII вв.? ; 42. Что за «скандал в философии» устроили Беркли и Юм? ; 43. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)? ; 44. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? ; 45. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля? ; 46. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха? ; VII. МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ ; 47. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса? ; 48. В чем состоит суть материалистического понимания истории - важнейшего открытия марксизма? ; 49. Создал ли марксизм новую философскую антропологию? ; 50. Какие идеи К. Маркса получили развитие в XX в.? ; 51. Как русские философы относились к марксизму? ; VIII. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ; 52. За что философия жизни критиковала классическую философию? ; 53. Чем отличается трактовка жизни в академической философии жизни? ; 54. Какие новые методы философского исследования предлагают представители философии жизни? ; IX. НЕОКАНТИАНСТВО ; 55. Как развивают философию И. Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства? ; X. ПОЗИТИВИЗМ ; 56. Что представляет собой «первый» позитивизм? ; 57. Какие идеи классического позитивизма развивают «второй» и «третий» позитивизм? ; 58. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом? ; 59. Позитивизм резко критикует метафизику. А каково его отношение к религии? ; XI. ПСИХОАНАЛИЗ ; 60. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли? ; 61. Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру XX столетия? ; 62. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков - врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии? ; XII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ; 63. В чем состоит феноменологическое понимание специфики философии, ее предмета? ; 64. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии? ; 65. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.? ; XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ; 66. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма? ; 67. Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии экзистенциалистов, чем их философские трактаты? ; XIV. ГЕРМЕНЕВТИКА ; 68. Какие проблемы изучает герменевтика? ; 69. Кто из философов внес заметный вклад в развитие герменевтики? ; 70. Как понимают понимание представители герменевтической философии? ; XV. СТРУКТУРАЛИЗМ ; 71. Что такое философский структурализм? ; XVI. ПОСТМОДЕРНИЗМ ; 72. Модерн есть современность. Что означает постмодерн? ; 73. Бросает ли постмодернизм вызов классическому рационализму? ; 74. Как постмодернисты «деконструируют» человека? ; 75. Почему постмодернисты объявили «конец истории»? ; 76. Существует ли особый стиль русской философской мысли? ; 77. Русское евразийство: философия или идеология? ; 78. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов? ; 79. Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева? ; 80. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна? ; 81. Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев? ; 82. В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому? ; 83. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма? ; 84. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии? ; XVIII. ОНТОЛОГИЯ ; 85. Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? ; 86. Каковы основные проблемы онтологии? ; 87. Как связана онтология с другими разделами философии? ; 88. Как изменялось место онтологии в системе философского знания в ходе его исторической эволюции? ; 89. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии? ; 90. Как определить бытие и небытие? ; 91. Что есть сущность? ; 92. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие? ; 93. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются? ; 94. Существует ли развитие и как его понимать? ; 95. В чем ошибка лапласовского детерминизма? ; 96. Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? ; XIX. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ ; 97. Что такое идеальное? ; 98. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания? ; 99. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»? ; 100. Как соотносятся сознание и бессознательное? ; XX. ГНОСЕОЛОГИЯ ; 101. Что изучает гносеология? ; 102. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? ; 103. Что такое субъект и объект познания? ; 104. Какие виды знания выделяют философы? ; 105. Познавательные способности человека. Почему философы различают чувственное и рациональное? ; 106. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? ; 107. Что рассматривается философами в качестве критериев истины? ; 108. Каковы цели познания? ; XXI. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ ; 109. Какие проблемы рассматривает философия науки? ; 110. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»? ; 111. Каковы критерии научного знания? ; 112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания ; 113. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания? ; 114. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания? ; 115. Какую роль играет интуиция в научном познании? ; 116. Что изучает философия техники? ; XXII. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ ; 117. В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук? ; 118. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках? ; 119. В чем проблема объективности гуманитарного знания? ; 120. Существует ли истина в гуманитарных науках? ; XXIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ; 121. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками? ; 122. Что характеризует общество как систему? ; 123. Какие существуют подходы в социальной философии к определению социальной структуры общества? ; 124. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона? ; XXIV. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ; 125. Что изучает философия истории? ; 126. Каковы движущие силы исторического процесса? ; 127. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? ; 128. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? ; 129. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? ; 130. Существует ли смысл и цель в истории? ; 131. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? ; 132. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества? ; XXV. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ; 133. Что такое культура в философском понимании? ; 134. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? ; 135. Что такое аксиология? ; 136. В чем сущность религии и как объясняется ее происхождение? ; 137. Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы? ; 138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия? ; 139. Каковы основные исторические виды морали? ; 140. Каким образом в философии определяется эстетическое? ; 141. Что такое искусство и в чем его назначение? ; XXVI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА ; 142. Что отличает философский подход к рассмотрению человека? ; 143. Как трактуется в философии природа и назначение человека? ; 144. Что такое личность с философской точки зрения? ; 145. В чем ценность свободы? ; 146. Свободна ли человеческая воля? ; 147. Для чего человеку словесный язык?
Аннотация: Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания философии - прежде всего в МГУ им. М. В. Ломоносова, - включили в данное пособие именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки адекватности и глубины усвоения курса. Приведенные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаменационных билетов. Для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)