Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Поисковый запрос: (<.>K=космоцентризм<.>)
Общее количество найденных документов : 1
1.
5
Н40


    Невважай, Игорь Дмитриевич.
    Концепции современного естествознания [Текст] : учебник для студентов вузов / И. Д. Невважай. - 2-е изд., стер. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. юрид. акад., 2012. - 374, [2] с. - ISBN 978-5-7924-0970-5 : 330.00 р., 158.17 р.
    Содержание:
ВВЕДЕНИЕ . - С .3
Часть I. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ. НАУЧНЫЙ МЕТОД . - С .7
1.1. Наука как тип культуры. Ценность научного знания . - С .7
1.2. Многообразие типов знания: знание-умение, знание-оценка, теоретическое знание. Опытное и умозрительное происхождение научного знания . - С .9
1.3. Специфика естественнонаучного знания. Критерии научности знания: предметность, истинность, объективность, системность, обоснованность (доказательность), верифицируемость, фальсифицируемость, интерсубъективность . - С .12
1.4. Методы естественнонаучного познания (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, абстрагирование, аналогия, обобщение, индукция, дедукция, анализ, синтез, интерпретация) . - С .15
1.5. Понятие научной теории. Описание, объяснение, предсказание, понимание как основные функции научной теории . - С .17
1.6. Многообразие наук (математические, естественнонаучные, технические, гуманитарные), их различие по методу и предмету познания, по функциям и по отношению к человеческой практической жизни . - С .18
1.7. Понимание и интерпретация как методы гуманитарного познания. Образность, ценностная значимость и интерсубъективность гуманитарного мышления . - С .20
1.8. Естествознание и его роль в культуре. Этика научных исследований. Псевдонаука . - С .21
1.9. Постнеклассический тип рациональности и единство гуманитарного и естественнонаучного знания. Тенденции развития современного естествознания . - С .24
Часть II. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Глава 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ И НАУЧНОГО МЕТОДА . - С .27
2.1. Естественнонаучная картина мира эпохи античности . - С .27
2.1.1. Космоцентризм эпохи античности . - С .28
2.7.2. Умозрительный характер античной науки . - С .29
2.7.3. Формирование первых естественнонаучных программ . - С .32
2.1.4. Естествознание эллинистически-римского периода . - С .37
2.2. Естествознание в эпоху средневековья . - С .47
2.3. Познание природы в эпоху Возрождения . - С .58
2.4. Научная революция XVII века. Возникновение классической механики . - С .65
Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ . - С .73
3.1. Мир как совокупность отдельных элементов. Идеи дискретности . - С .73
3.2. Механистическая картина мира. Понятия массы, силы, движения, взаимодействия. Три закона Ньютона и их антропологический смысл . - С .74
3.3. Абсолютное пространство и время. Принцип детерминизма Лапласа и принцип дальнодействия. Дифференциальный закон и принцип наименьшего действия . - С .77
3.4. Развитие механицизма в физике XVIII-XIX веков . - С .81
3.5. Мир непрерывных объектов - физика полей . - С .84
3.6. Принципы термодинамики. От термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем . - С .89
3.7. Методологические установки классической физики (конец XVII - начало XX века) . - С .95
3.8. Становление классической астрономии . - С .95
3.9. Возникновение и развитие научной химии . - С .100
3.10. Классическая биология . - С .103
3.11. Дарвиновская революция . - С .110
Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ . - С .115
4.1. Мир как система отношений . - С .115
4.2. Относительность в классической физике . - С .116
4.3. Относительность в релятивистской физике . - С .118
4.4. Относительность свойств квантовых объектов к средствам измерения . - С .130
4.5. Методологические установки неклассической физики . - С .137
4.6. Принцип симметрии и законы сохранения . - С .138
Часть III. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Глава 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОПИСАНИЯ МИРА . - С .145
5.1. Иерархия структур природы. Мега-, макро- и микромир . - С .145
5.2. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия . - С .147
5.3. Физический вакуум как реальность . - С .159
5.4. Идеи эволюции и самоорганизации в современном естествознании . - С .160
Глава 6. ЭВОЛЮЦИЯ И СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ . - С .163
6.1. Концепция эволюции Вселенной. Этапы эволюции «горячей» Вселенной . - С .163
6.2. Антропный принцип в космологии . - С .173
6.3. Происхождение Солнечной системы . - С .175
6.4. Происхождение и эволюция звезд и галактик. Черные дыры . - С .178
6.5. Проблема пространства и времени в современной космологии . - С .187
6.6. Методологические установки «неклассической» астрономии XX века . - С .190
Глава 7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛИ . - С .192
7.1. Ранняя история Земли. Геологическая история . - С .192
7.2. Физические характеристики Земли и ее строение . - С .194
7.3. Современные концепции развития геосферных оболочек . - С .201
7.4. Экологическая функция литосферы . - С .207
Глава 8. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . - С .209
8.1. Этапы развития химического знания. Химическая картина мира . - С .209
8.2. Понятие «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности . - С .213
8.3. Химические процессы и их закономерности . - С .217
8.4. Эволюция химических систем и перспективы химии . - С .221
Глава 9. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . - С .224
9.1. Специфика систем биологического уровня организации материи . - С .224
9.2. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический . - С .227
9.3. Концепции происхождения жизни. От химической к биологической эволюции. Основные этапы биогенеза . - С .232
9.4. Развитие органического мира . - С .237
9.5. Дарвиновские принципы эволюции живых систем . - С .241
9.6. Генетика и эволюция . - С .242
9.7. Синтетическая теория эволюции: первый синтез дарвинизма и генетики . - С .244
9.8. Революция в молекулярной биологии . - С .248
9.9. Размножение и смерть, их биологический смысл . - С .249
9.10. Аксиомы биологии . - С .252
Глава 10. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ . - С .254
10.1. Синергетика как наука о закономерностях самоорганизации в живой и неживой природе . - С .254
10.1.1. Открытость . - С .257
10.1.2. Диссипаттность . - С .259
10.1.3. Неустойчивость . - С .259
10.1.4. Нелинейность . - С .263
10.1.5. От хаоса к порядку . - С .266
10.2. Синергетические аспекты бытия человека и общества . - С .267
Часть IV ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО
Глава 11. БИОСФЕРА . - С .273
11.1. Основные идеи В. И. Вернадского по проблемам биосферы . - С .273
11.2. Составные части биосферы . - С .275
11.3. Биосфера как саморегулирующаяся система . - С .276
Взаимодействие косного и живого веществ . - С .277
11.4. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы . - С .279
11.5. Живое вещество как геологическая и космическая сила . - С .282
Глава 12. НООСФЕРА . - С .285
12.1. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу . - С .285
12.2. Идея коэволюции . - С .289
12.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии . - С .290
12.4. Биоэтика . - С .299
12.5. Ресурсная и биосферная модели развития . - С .300
12.6. Принципы устойчивого развития . - С .301
Глава 13. ПРИРОДА В ЧЕЛОВЕКЕ . - С .307
13.1. Системы человеческого организма . - С .307
13.2. Устройство памяти . - С .314
13.3. Человеческие эмоции . - С .317
13.4. Эволюционная медицина и понятие болезни . - С .327
13.5. Проблема старения и бессмертия в эволюционной биологии . - С .329
13.6. Клонирование человека . - С .333
Глава 14. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ . - С .338
14.1. Особенности человеческой природы . - С .338
14.2. Человек - личность . - С .340
14.3. Эволюционно-генетическая концепция происхождения этики . - С .341
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ . - С .350
УДК
ББК 20:87
Рубрики: Естественные науки. Естествознание
Аннотация: В учебнике освещаются основные представления и принципы описания процессов и явлений, происходящих в неживой, живой и социальной природе. Основное внимание уделено рассмотрению концепций естествознания, имеющих универсальное мировоззренческое и методологическое значение, которое можно использовать для анализа социальных явлений. Учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей вузов. Предыдущее издание вышло в 2008 году.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 89
ч/з1 (2), ч/з2 (2), ч/з3 (1), ч/з4 (2), ч/з6 (3), РИМП (1), н/а (10), уч/а (68)
Свободны: ч/з1 (2), ч/з2 (2), ч/з3 (1), ч/з4 (2), ч/з6 (3), РИМП (1), н/а (10), уч/а (65)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)