1Ф А46 Александров, Г. Аристотель [Текст] : (философские и социально-политические взгляды) / Г. Александров. - М. : Гос. соц.-эконом. изд-во, 1940. - 274 с. - ISBN Б. и. : б. ц. р. Примечания о происхождении: Саратовская юридическая библиотека. Институт Н. К. Ю.
Кл.слова (ненормированные): философ -- натурфилософия -- естествознание -- материя -- познание -- опыт -- учение о государстве -- Античный мир -- государство -- формы государства -- общество -- семья -- классы Аннотация: Монография Г. Ф. Александрова "Аристотель" посвящена выдающемуся философу древней Греции, "Гегелю античного мира". Автор в своей работе анализирует философские и общественно-политические взгляды Аристотеля, выясняет его место и роль в истории философии. Доп.точки доступа: Аристотель \о нем\ Экземпляры всего: 1 орк (1) Свободны: орк (1) |
340 К44 Кистяковский, Б. А. Социальные науки и право. [Текст] : очерки по методологии социальных наук и общей теории права. / Б. А. Кистяковский. - М. : Тип.-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев, 1916. - 704 с. - ISBN Б. и. : б. ц. Примечания о происхождении: Библиотека Саратовского Юридического института НКЮ. Содержание: Отдел первый. Общество . - С .1-254 I. Проблема и задача социально-научного познания . - С .3-29 Кризис научного знания . - С .3 I. Прагматизм; полезность - критерий научной истины; научная истина и гипотеза . - С .4 II. Мистицизм; принудительность научного знания и свобода мистического постижения; знание и вера; методологический монизм и плюрализм . - С .8 Кризис социально-научного познания; натуралистическая социология; экономический материализм; крушение чисто материалистического понимания социальной закономерности; неправильное противопоставление наук и природе и науке о человеке; интуитивные и дискурсивные элементы в научном познании . - С .13 IV. Достоверность естествознания; спорность только его гносеологических предпосылок; освобождение социальных наук от социальной философии и психологизма . - С .21 V. Выяснение методов социальных наук путем анализа наличного социально-научного знания; основные проблемы и методология социальных наук; образование социально-научных понятий, причинное объяснение социальных явлений, значение и роль норм в социальном процессе - категория общности, категория необходимости, категория долженствования; самосознание науки . - С .26 II. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем . - С .30-119 I. Естественно-научный тип мышления и необходимые отклонения от него при выработке социальных наук; категория необходимости в естествознании и социологии . - С .30 II. Точка зрения повременной прессы и обыденное житейское мышление; предугадывание и обсуждение различных возможностей в прессе; логические основания преимущественного применения в прессе категории возможности; противоположные методологические свойства социологии; ее область - научно-достоверное, т. е. совершающееся необходимо . - С .35 III. Своеобразный подход к вопросам социологии представителей русской социологической школы; взгляд Н. К. Михайловского на будущее развитие России: он устанавливал возможность двух путей как в будущем, так и в прошлом развитии России; предоставление приоритета категории возможности перед категорией необходимости русской социологической школой . - С .41 IV. Своеобразность теории познания Н. К. Михайловского: его учение о невозможности исключительно объективного метода в социологии; понятия желаемости и ожидаемости; как разновидности возможного; учение Н. К. Михайловского о невозможности разорвать правду пополам на правду- истину и правду-справедливость; обоснование русскими социологами субъективного метода; объективная и субъективная возможность - possibilitas и potentia . - С .49 V. Учение Н. К. Михайловского об идеалах и идолах: идеал есть то, чего возможно достичь, признак идола - невозможность достижения; развитие личного начала есть единственно возможный идеал, с его точки зрения; условность всех выводов, обусловленных категорией возможности . - С .60 VI. Взгляд Н. К. Михайловского на сущность социального процесса; пропитывание принципа причинности элементами относительности; признание высшими принципами возможность и желательность . - С .64 VII. Связь общесоциологических построений русских социологов с их взглядами на развитие России: их учение о невозможности для русской интеллигенции усвоить буржуазные идеалы; возможная роль русской интеллигенции; выведение возможности из долженствования философами идеалистами и противоположное ему обоснование долженствования на возможности у русских социологов . - С .68 VIII. Экономическое развитие России в построениях русских социологов: их учение о невозможности развития капитализма у нас; абсолютная и относительная невозможность . - С .73 IX. Логический анализ различных понятий невозможности: фактическая и логическая невозможность, абсолютный характер логической и математической невозможности; приравнивание русскими социологами простой фактической невозможности к невозможности логической; производимая ими подмена понятия этически-недолжного психологически-невозможного, часто фактического характера; Понятие реальной невозможности: смысл его - обратное невозможному причинно обусловлено и необходимо, его подвид причинно-психическая невозможность; определяющая роль категории возможности для всех теоретических построений русских социологов не подлежит сомнению, но гносеологическое значение и смысл этой категории ими не вполне сознаны . - С .80 X. Различные понятия возможности: простая фактическая возможность, ее разновидность статистическая или объективная возможность; применение математики в статистических исследованиях; единичные случаи и совокупности, как предмет статистических исследований; теория вероятностей; методологическая неправильность объяснения объективной вероятности понятием сложной причины; все обобщающие науки имеют дело с изолированными и простыми причинами; только строго индивидуальные причины соотношения сложны; виды единичного: повторяющиеся и безусловно индивидуальное единичное; два основных мотива, побуждающих русских социологов обращаться к категории возможности: примирение идеи свободы с необходимостью и оправдание этических оценок; смысл этих проблем служит доказательством того, что основное понятие возможности русских социологов по своему существу метафизично; история понятия метафизической возможности, начиная с древне-греческой философии; наиболее полная разработка и использование этого понятия в системе Лейбница; у русских социологов идея должного поглощается принципом возможности; подлинно-научная социология имеет дело с категориями необходимости и долженствования, а не возможности . - С .98 III. Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений . - С .120-188 I. Понятие случайного и закономерного в природе и социальном мире 120-132 . - С .120 Рассмотрение каждого явления с точки зрения его закономерной обусловленности и случайности . - С .122 Раскрытие смысла случайного в идеалистических философских системах 124 . - С .126 Причинное объяснение явлений; сложность индивидуальных причинных зависимостей; задача объяснительных наук - выделение повторяющихся простых причинных соотношений; их вневременность и внепространственность, т. е. безусловная необходимость . - С .128 II. Категория необходимости при исследовании социальных явлений 132 . - С .132-168 Сведение всех социальных процессов к развитию производственных сил и экономических отношений; истолкование этой теории, как чисто методологического приема . - С .134 Методологическая несостоятельность понятия причины, обусловливающей явление в конечном счете; теоретическая недопустимость каузального монизма 138 . - С .143 Установление безусловно-необходимых причинных соотношений между социальными явлениями; возвращение к методам классической политической экономии 150 . - С .153 Чисто экономические причинные соотношения; соотношение между материальной и идейной организацией общества не может быть определено как причинное в научном смысл . - С .153 Собственно социальные явления; методологический анализ понятия класса; по преимуществу социально-психический характер процесса образования классов; необходимость замены понятия класса понятием социальной группы . - С .157 Установление причинных соотношений между социально-психическими явлениями; социальный процесс, как целое, может быть научно объяснен только при помощи множества разнохарактерных причинных соотношений . - С .163 III. Категория справедливости при исследовании социальных явлений 168-188 . - С .168 Методологическая правомерность суждений о социальных явлениях с точки зрения осуществления в них справедливости или этически-должного; два ряда суждений о социальных явлениях; суждения на основании категории справедливости обладают такою же общезначимостью для нашего сознания, как и суждения на основании категории необходимости . - С .174 Противоречивость эволюционной точки, когда она применяется к смыслу нравственных принципов; непреложность основных нравственных принципов 180 . - С .186 IV. В защиту научно-философского идеализма . - С .189-254 Идеализм в широком смысле; принципиальное отличие научно-философского идеализма от идеализма метафизического; необходимость чисто научного решения вопросов, связанных с этической проблемой; научная точка зрения не исчерпывается решением естественно-научных вопросов, а выражается также и в решении вопросов научно-философских . - С .189 I. Научная философия; ее деление на дисциплины; основной принцип ее - долженствующее быть; формальное объединение познавательно, этически и эстетически должного в категории долженствования . - С .195 Фактическое сплетение норм различных отраслей научной философии; естественный перевес познавательно должного; смешение познавательно-должного с естественно-необходимым . - С .198 Этицизирование и эстетизирование процесса познания; сведение этически должного к эстетически должному и обратно . - С .201 Философия научного типа смешивает различные сферы долженствования, в результате получается безусловное противопоставление бытия и долженствования; недопустимость ограничения сферы должного лишь сферой этики . - С .205 II. Постановка задачи: проанализировать роль должного, с одной стороны, в научном познании, с другой - в этике; участие долженствования в научном познании отрицают те, кто отождествляет научно-познаваемое с психически воспринимаемым; бесконечное количество и разнообразие психических восприятий; необходимость выбора и систематизации их . - С .208 Логический и психологический закон тождества; суждения и понятия, процесс психологического и логического их образования . - С .212 Учение Дж. Ст. Милля об единообразии строя природы; противоречивость и метафизичность этого учения; естествознание развивалось, идя иным путем; в социологии это учение породило нездоровое стремление к аналогиям . - С .216 Аксиоме об единообразии строя природы можно противопоставить аксиому о разнообразии этого строя; поэтому нельзя обосновывать индуктивный метод не первой из этих аксиом . - С .220 Основание для индуктивного метода надо искать, следуя за Кантом, не вне нас, а в нас самих; естественный психический механизм; безразличие вырабатываемых им продуктов в отношении научной истинности; нормы логики как правила отбора . - С .222 Категория сходства и различия; вопрос о существенных и несущественных признаках решается на основании специальной цели познания отдельных научных дисциплин . - С .227 Индуктивно-выработанные понятия были первоначально единственным орудием научного познания; совершенные научные понятия должны выражать безусловно необходимое, т. е. опираться на причинные соотношения; различие между психически воспринимаемыми фактами и научно-истинными фактами . - С .229 Распространение методов научного мышления, целесообразность которых удостоверена успехами естествознания, на мир социальных явлений; для правильного решения этой задачи необходимо обратиться к философии Канта, в частности к тому руслу новокантовского движения, которое интересуется процессом научного познания, а не познанным предметом; история, как наука об индивидуальном; образование социально-научных понятий . - С .233 III. Принцип этического долженствования; отрицание его истинного смысла чистыми позитивистами; противоречивость и теоретическая несостоятельность эволюционизма, поскольку он служит основанием для отрицания истинного значения этического долженствования . - С .238 Непреложность нравственного принципа его автономность; категорический императив; ошибочное понимание его, как чисто формального и бессодержательного правила 243 . - С .248 Неправильность безусловного противопоставления науки и этики, бытия и долженствования; деонтологические построения Гегеля и Когена; бытие присуще одинаково, но в разных смыслах, и миру природы, и миру культурной общественности . - С .249 Задачи научной философии . - С .253 Отдел второй. Право . - С .255-406 V. Реальность объективного права . - С .257-337 Общественность, как культурное благо; постановка вопроса об объективном праве . - С .257 I. Первое определенное истолкование объективного права в психологическом смысле дано Бирлингом; в его теории "признание" не является единым понятием, а сводным термином для нескольких понятий; психологизирование последних . - С .260 II. Л. И. Петражицкий превратил психологизм, служащий его предшественнику вторичной основой для построения общей теории права, в первичную основу этой теории; методологические предпосылки Л. И. Петражицкого; его своеобразная теория образования понятий: образование правильного понятия будто бы является исходным моментом в построении науки, а не заключительной стадией его . - С .264 Л. И. Петражицкий отрицает необходимость при построении научного понятия права считаться с практической ролью права, т. е. с его техническими свойствами; анализ отношения между чисто теоретическими и техническими понятиями; в социальных науках оно иное, чем в естествознании; преувеличенная оценка значения формально логической правильности понятий; неосновательность обвинения юристов в том, что они при образовании понятий руководятся лингвистическими соображениями; Л. И Петражицкий упустил из виду учение современной логики и номинальных и реальных определениях понятий . - С .268 III. К истории учения о праве, как психическом явлении; в основание своей психологической теории права Л. И. Петражицкий кладет "реформу традиционной психологии"; реформа эта заключается в новой классификации психических элементов; деление их на три вида заменяется делением на два вида с разновидностями; доказательства теоретической несостоятельности этой реформы: Л. И. Петражицкий неправильно охарактеризовал общепринятые в современной психологии психические элементы; эмоции, как сложные душевные переживания, не могут быть психическими элементами; всякая реформа науки в гносеологической критике ее предпосылок . - С .275 IV. Значение психологической теории права Л. И. Петражицкого основано не на его реформе теоретической психологии, а на умелом использовании описательного психологического материала; деление этических душевных переживаний на односторонние, императивные, чисто этические и двусторонняя, императивно-атрибутивная, правовые; выведение из императивно-атрибутивной природы права всех вторичных его свойств; исследование воспитательного значения права . - С .283 Теоретическая несостоятельность понятия права Л. И. Петражицкого: с одной стороны, оно через чур широко - это есть понятие не права, а правовой психики; притом оно ориентировано на индивидуальной психике; с другой - оно слишком узко: оно не охватывает объективного права в его подлинной сущности; два вспомогательных понятия - проекций или фантазм и нормативных фактов - выработаны Л. И. Петражицким для того, чтобы скрыть недостатки конструктивного им понятия прав . - С .286 V. Сравнение объективного права с другими произведениями духовной культуры; свойственная им всем особая реальность; реальность объективного права выражается в правовых учреждениях; заключительная оценка психологической теории права Л. И. Петражицкого . - С .293 VI. К истории нормативного понятия права; П. И. Новгородцев, как обоснователь у нас этико-нормативной теории права; разработка нормативного понятия права в одностороннем направлении И. А. Ильиным и Г. Кельзеном; оно приводит к противопоставлению права, как нормы, всему, что обладает реальностью и бытием; Теория И. А. Ильина права и силы; ее методологические предпосылки; построение им двух методологических рядов: один ряд, к которому принадлежит понятие силы, есть ряд реальных явлений, другой ряд, которому относится понятие права, чужд реальности . - С .298 VII. Научно недопустимо отрывать нормативное и логическое рассмотрение права от его реального рассмотрения; такой отрыв свойственен схоластическому способу образования понятий; методологический плюрализм есть приспособление к гуманитарным наукам тех методов, которые обнаружили свою плодотворность в естествознании; научные принципы правильного построения методологических рядов; ошибки и неправильности в построении методологических рядов И. А. Ильиным . - С .308 VIII. Ошибки некоторых защитников психологической и нормативной теории не устраняют научного значения этих теорий самих по себе; методологические принципы правильного образования понятий; параллель с естественно-научным образованием понятий; понятие есть сводка в логическую формулу знаний, добытых научным исследованием . - С .317 Право своими отдельными сторонами относится к самым различным сферам явлений; в каждой из этих сфер оно подлежит вполне самостоятельному исследованию; знания, получаемые при разработке каждой из них, должны сводиться в отдельные понятия: государственно-организационное, социально-научное, психологическое и нормативное понятия права; чисто теоретические и технические понятия права; их два - юридико-догматическое и юридико-политическое; множественность понятий права и единство права, как явления; особые синтетические формы познания, созидающие единое знание о праве . - С .320 IX. Каждое чисто научное понятие права должно определять право в его реальных проявлениях; различные пути при исследовании права; две отправных точки этого исследования: можно начинать с исследования права, как совокупности норм, и права, как совокупности правоотношений; четыре сферы явлений, с которыми связано право; недопустимые приемы абстракции . - С .328 Вопрос о реальности права, как вопрос об его эмпирической реальности; многоликость эмпирической реальности; отношение реальности права . - С .333 VI. Право, как социальное явление . - С .338-355 Необходимость пересмотра вопроса о праве, как социальном явлении; С. А. Муромцев, как обоснователь у нас социально-научной теории права; социально-научное изучение права, выдвинутое в семидесятых годах прошлого столетия, ставило своей задачей исследование социальных законов развития права . - С .338 Необходимо поставить задачу о социально-научном изучении действующих систем права; неправильно заключать от положения, что право есть часть общественного целого, к положению, что право не может быть изучаемо изолированно; предложение Ю. С. Гамбарова слить исследование права с исследованием социального целого методологически несостоятельно; учение Р. Штаммлера о праве, как форме, превращающей простую совокупность людей с общество; это не есть социальное учение о праве, а нормативное учение об обществе . - С .340 Для изучения права как социального явления, надо сосредоточить весь научный интерес на праве в том виде, как оно осуществляется; неправильность традиционной точки зрения на субъективное право, как на нечто производное права объективного; иной подход к самому изучению права, необходимый для выработки подлинной социально-научной теории права осуществляется некоторыми юристами, отстаивающими правотворческую роль судьи; обзор основных теоретических положений этой школы юристов . - С .345 Значение социально научного изучения права для теоретической и практической юриспруденции . - С .352 VII. Рациональное и иррациональное в праве . - С .356-373 Нормы, составляющие право, обладают общностью в двух отношениях; по своей общности они родственны понятиям, но они сложнее понятий и общность проявляется в них как бы в усиленном виде; в понятии наиболее полно воплощено рациональное; право, поскольку оно состоит из норм, есть нечто безусловно рациональное . - С .356 Право, как жизненное явление, состоит из правоотношений; отождествление права, выраженного в нормах, с правом, осуществляющимся в правоотношениях, есть условная фикция; учения, признающие первичным элементом права субъективное право; правоотношения всегда конкретны, единичны, индивидуальны, они безусловно иррациональны; иррациональное в праве у Гегеля; рациональное и иррациональное и формы правотворчества . - С .359 Учение о первичности субъективного права приводить к утверждению, что правовые нормы - абстракции; правовые нормы, как содержание сознания не только абстракции, и. е. рациональные образования, а и душевные переживания, последние иррациональны . - С .365 В сознании право больше связано с волей, чем с интеллектом, что усиливает иррациональность правовых переживаний; логически рациональное и иррациональное типично и для других форм рационального и иррационального в праве . - С .371 VIII. Методологическая природа науки о праве . - С .374-406 I. Взаимно исключающие теории в науке о праве по основным вопросам; к какой области явлений принадлежит право; право определяют, как государственно-повелительное, социальное, психическое явление, различное определение отношения права к нравственности . - С .374 Зависимость науки о праве от самых различных идейных течений: одни ориентируют ее на догматической юриспруденции, другие на социологии, третьи на психологии . - С .379 Необходимо ориентировать науку о праве на всей совокупности гуманитарных наук, во избежание эклектизма надо опереться на философию; попытки Штаммлера и Когена построить научное знание о праве, исходя из философии, они растворяют науку о праве в философии; теоретико-познавательное преимущество течения в новокантовской философии, разрабатывающего вопрос о пути и процессе познания, а не о познанном предмете . - С .382 II. Отношение между философией и наукой права; взгляд Канта на этот вопрос; полное растворение науки о праве в философии после Канта, особенно у Гегеля; отрицательные последствия этого для научного знания о праве . - С .389 Упадок философии и освобождение науки о праве; общая теория права; крушение идеи общей теории права, черпающей из себя самой свои основные предпосылки; новое возвращение к философии, новая опасность поглощения ею науки о праве . - С .392 Накопление позитивных научных знаний в юриспруденции; попытка Когена ориентировать этику на юриспруденции; различное отношение к ней философов . - С .395 Невыясненность вопроса, на какой юриспруденции Коген ориентирует этику; он имел в виду не общую теорию права, а догматическую юриспруденцию; различие методологической природы этих отраслей науки о праве, оно обусловлено различием их задач; факт ориентировки на юриспруденции очень знаменателе . - С .398 Кант и его теория права и науки о праве; понятие права он приравнивал к категориям причинности и субстациональности, под влиянием идеи естественного права он считал его лишь познавательным принципом и регулятивной идеей; развитие позитивной юриспруденции; эмпирический характер науки о праве; транцендентально-первичное понятие права . - С .404 Отдел третий. Государство . - С .407-612 IX. Сущность государственной власти . - С .409-480 Полнота власти присуща только государству; в семье, промышленных и торговых предприятиях и в частных союзах власть или заимствована у государства, и санкционирована им; близость власти публично-правовых союзов к государственной власти; государство обладает своею собственную, самостоятельную и первичную, т. е. ни от кого не заимствованную властью . - С .409 I. Отношение науки государственного права к вопросу о государственной власти, юридико-догматическая точка зрения; несоответствие полученных результатов поставленной цели; понятие суверенитета; отсутствие общепризнанного критерия для отличия государственной . - С .412 Неудача науки государственного права есть факт научного развития, подлежащий методологическому исследованию; методологическая оценка этого факта; вопрос о природе государственной власти есть вопрос о существе явления, а не об отличительных признаках его; непримиримость юридико-догматического метода к решению этого вопроса; это метод чисто индуктивных обобщений и классификаций, т. е. метод характерный для описательных, а не объяснительных дисциплин . - С .415 Естественные науки и методы классификации; ботаника и зоология, как описательные науки; их неспособность разграничить царства растений и животных, этот вопрос разрешается при помощи методов причинно и генетически-объяснительных, а не описательно-классификационных . - С .418 Догматическая юриспруденция методологически родственна описательным дисциплинам естествознания; потребности практики сделали догматическую юриспруденцию наиболее разработанной юридической дисциплиной; методы ее были признаны образцовыми; исторические условия, определившие методы общей теории права; отрицательное влияние юридической догматики на методы общей теории права; в результате получалась сводка чисто описательного материала, а не познание существа права . - С .412 Г. Ф. Шершеневич и Л. И. Петражицкий, влияние юрико-догматических методов на построение ими общей теории права; условная значимость таких теоретических построений, их терминологический характер; реальные и номинальные определения понятий, словесные и терминологические определения; понятие права нельзя определять, устанавливая его отличие от нравственности и бытовых правил . - С .426 Методологическая путаница в науке о государстве; относительная новизна догматической разработки государственного права; методологическое засилие юридико-догматического метода в науке о государстве; Гирке и Клинке методологический плюрализм, слабое развитие его; невозможно решить вопрос о государственной власти при помощи лишь формально-логических обобщений и классификаций; для решения его необходимы не только государственно-правовые, но и социально-психологические, историко-политические и идеологические исследования государственной власти; методологическая задача - наметить направление этих исследований . - С .473 II. Значение государственной власти для различных форм государства; теоретические попытки обосновать социальную жизнь без власти, теории анархизма, противоречивость и несостоятельность их; неизбежность возникновения власти при упорядоченной социальной жизни . - С .442 Немецкие теории государственной власти; формально-юридическое определение ее; власть, как воля . - С .445 Теория Н. М. Коркунова, его методологическая ошибка; социально-психологическая проблема власти; учение Пилоти об авторитете и власти; многообразие власти - необходимость плюралистического метода . - С .461 IV. Социально-психологическое исследование власти, Карлейль, Михайловский, Тард, Зиммель: вневременность и внепространственность социально-психической природы власти . - С .468 Историко-политическое исследование власти, борьба рас и завоевание, экономическое превосходство в качестве основы власти; власть, как сила 472 . - С .477 X. Права человека и гражданина . - С .481 I. Государство и народ - государство и личность; попытки устранить противоречия между их интересами: народный суверенитет и декларация прав человека и гражданина; смен настроений в оценке декларации прав; непреложное значение ее принципов . - С .481 II. Теоретическое обоснование прав человека и гражданина; индивидуум, как отправная точка для объяснения общественных явлений, общественный договор, естественное право . - С .491 Общество и его самобытность; оно источник всего права; историко-социологическое опровержение первичности прав личности; теории, сводящие . - С .495 Преодоление как исключительного индивидуализма, так и исключительного социологизма; возрождение идеи естественного права; одинаковая первичность и индивидуума и общества; оба они самоцель . - С .504 III. Юридическая проблема прав человека и гражданина; «Система субъективных публичных прав» Г. Еллинека; методологическое обоснование; воля и интерес, формальный и материальный признак; разграничение частного и публичного права; разграничение объективного и субъективного права, недостаточность юридико-догматических критериев для него . - С .515 Личность - явление публично-правового порядка; установленная Г. Еллинеком классификация субъективных публичных прав: свобода от вмешательства государства, притязания к государству, право действовать за государство . - С .525 Отношение различных представителей юриспруденции к системе Г. Еллинека; узкий юридико-догматический характер критики; Ю. Биндер и Э. Гельдер; одинаковая логическая правомерность противоположных юридико-догматических построений . - С .530 формально-логический характер метода догматической юриспруденции; другие юридические дисциплины - история права и общая теория права; непригодность юридико-догматического метода для решения вопроса о сущности субъективного права; первичность и реальность субъективного права; научное познание субъективного права возможно только при помощи объяснительных методов общей теории права; общая теория права и ее методы предохраняют от переоценки роли государства . - С .542 XI. Государство и личность . - С .522 II. Конституционное или правовое государство и его основные принципы; господство объективного права, как результат признания публичных субъективных прав; организация власти в правовом государстве – солидарность народа и власти; примирение социальных противоположностей в государственном единстве; общественный или народный характер правовой государственной организации; полицейское государство, его излишняя опека граждан порождает дезорганизацию; устранение анархии правовым государством . - С .559 III. Противопоставление социалистического государства правовому; правовые свойства социалистического государства не исследованы; А. Менгер и его «Новое учение о государстве»; с правовой точки зрения нет противоположности между правовым и социалистическим государством; создание социально-справедливого строя в силу дальнейшего развития правовых принципов, лежащих в основании правового государства . - С .570 Социализм и индивидуализм; социально-справедливое государство и гражданское право; субъективно-публичные права в социально-справедливом государстве . - С .576 Право на труд и право на достойное человеческое существование; разработка этого вопроса в литературе: П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, . - С .582 XII. Государство и право . - С .593 Правильная остановка вопроса; независимое возникновение государства и права в прошлом и их слияние в настоящем; государство, как создание права; правовое решение внутренно-государственных и междугосударственных конфликтов; подчинение праву всех функций государственной власти; правительственная деятельность и способы подчинения ее праву; административная юстиция . - С .593 Теория о невозможности для государства стать правовым до конца; различные взгляды на власть, как силу, в их построениях; теория силы и насилия; власть и право в теории С. А. Котляревского; Ж. Сорель и его апология насилия; единство государства и права в теориях Краббе, Кельзена и Радбруха; сходство в развитии учений естествоиспытателей о материи и энергии и государствоведов о государстве и праве . - С .602 Отдел четвертый. Культура . - С .613 XIII. В защиту права. (Задачи нашей интеллигенции) . - С .615 Ценность права, его дисциплинирующее значение, зависимость содержания права от его формальных свойств . - С .615 I. Правосознание общества и его отражение в научной литературе; характеристика этого отражения у западно-европейских народов и у нас . - С .616 II. Значение права в жизни русского народа, мнения Герцена, К. С. Аксакова и К. Н. Леонтьева . - С .620 III. Управомоченная и дисциплинированная правом личность, как основа правопорядка; личность в нашем общественном и литературном движении; невнимательное отношение у нас к правовым интересам личности, мнения Кавелина и Михайловского . - С .622 IV. Определение права, как компромисса между различными требованиями, его правильность с социологической точки зрения; значение конституции для правопорядка, непризнание этого значения у нас; безотносительная ценность основных правовых установлений и отрицание ее у нас, взгляд на них, как на временные средства . - С .625 V. Правосознание народа и способность его к организации; две противоположные крайности, свойственные нашей интеллигенции; стремление построить общественные отношения на одной этике и детальное регламентирование общественных отношений . - С .632 VI. Правосознание и суд; действительное состояние нашего суда и уровень, соответствующий прочному правопорядку; правосознание нашей интеллигенции и созидание нашей новой общественной жизни в будущем . - С .638 XIV. Путь к господству права. (Задачи наших юристов) . - С .645-659 Наша государственная реформа и повышение авторитета права; взгляд на право, как на одностороннее партийное средство и его действительная надпартийность; несоблюдение действующего права; установленные у нас законом права личности и действительное правовое положение ее; наше частное право и правовое положение личности, правовая личность нашего крестьянина . - С .645 Причины нашей правовой отсталости; средства борьбы с нею; наши новые государственные учреждения; роль наших юристов; наш суд и правотворчество; устойчивость права, как временно высшее благо для нас; задачи нашей научной юриспруденции; самобытность и автономность права; объединение сил в борьбе за господство права . - С .651 XV. Причина и цель в праве. (Задачи науки о праве) . - С .660-683 Постановка вопросов о цели в праве Герингом и о причине в праве Муромцевым и Цительманом; оценка взглядов Цительмана и Муромцева; причинное исследование развития права и существа права; социологическая и психологическая теория права . - С .660 Оценка теории Иеринга, это исследование о цели вне права, а не в праве; Теория Штаммлера, ее социально-философский характер, ее научная бесплодность; определение понятия права Штаммлером; оправдание им права его принудительностью . - С .664 Методы подлинного исследования причины и цели в праве; строгое разграничение юридико-догматического и научно-теоретического исследования права; принципиальные основы юридико-догматического исследования права; фактическое положение - логическая иллюзия о разнице в степенях общности между догматикой и общей теорией права; объяснительные методы последней; причинное исследование права, социальные и психические причинные соотношения . - С .670 Сложность телеологического исследования права; попытка Штаммлера построить монистическую телеологическую систему права; несостоятельность ее; научное телеологическое объяснение права - не конечные, а регулятивные цели; эмпирические и трансцендентальные цели и права; организационные свойства права, его разумность, справедливость, оно обеспечивает свободу . - С .675 Причинное телеологическое исследование права и сведение его результатов в определениях понятий права, четыре понятия права; синтетическое познание права, его смысл . - С .680 XVI. Необходимое и должное у культурном творчестве . - С .684-690 Природа и социальный мир; сопоставление и противопоставление их стихийность и роль сознания; естествознание и технология; методологические принципы технологии - не осуществление целей, а созидание должного; должное в технике и должное в праве; духовная активность и творчество в праве . - С .684 I. Отрицательная оценка государства; противоположная ей оценка философов-идеалистов; типы государств, методологическая проблема типа . - С .552
История государства и права Кл.слова (ненормированные): право -- наука -- государство -- личность -- социология -- культура -- общество Аннотация: Издание является методологическим исследованием в решении социально-научных и теоретико-правовых вопросов. Перейти: Электронная версия книги Экземпляры всего: 2 орк (2) Свободны: орк (2) |
34(091) С12 Савальский, В. А. Основы философии права в научном идеализме [Текст] : марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. / В. А. Савальский. - М. : Тип. Императорского Московского Ун-та. Том I. - 1908. - 360 с. : . - ISBN Б. и. : б. ц. Примечания о происхождении: Кабинет Государственного Права при Саратовском Университете. Библиотека Саратовского Юридического Института НКЮ.
История государства и права Кл.слова (ненормированные): учения -- философия -- этика -- естествознание -- наука -- психология -- логика -- государство -- политика -- культура Аннотация: Пределы настоящего исследования ограничиваются изучением проблемы "возвращение к Канту". Автор не имел целью дать исторический очерк всего движения с изображением всех школ и направлений в нем. Он ограничил свою задачу решением спора между неофихтеанцами и марбургской школой- двумя влиятельными направлениями современного крититизма. Экземпляры всего: 1 орк (1) Свободны: орк (1) |
61 П32 Пизон, Антуан. Человек и животный мир. Анатомия и физиология человека и животных [Текст] : пер. с фр. / А. Пизон ; под ред. А. С. Догеля. - СПб. : [б. и.], 1903 (Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон). - VI, 472, [18] с. : цв. ил., рис. - (Библиотека самообразования). - ISBN Б. и. : 400.00 р. 8-е бесплатное приложение к журналу "Вестник и Библиотека Самообразования" на 1903 г. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 21 апреля 1903 г.
Естественные науки. Естествознание--Зоология Кл.слова (ненормированные): грудная клетка -- анатомия -- физиология -- спинной мозг -- головной мозг -- память -- кровеносная система -- печень -- почки Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Догель, А. С. \ред.\ Экземпляры всего: 1 орк (1) Свободны: орк (1) |
1 Э63 Энгельс, Фридрих. Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс ; ред. и вступ. ст. Д. Рязанова ; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса. - Изд. 3-е. - М. ; Л. : Госиздат, 1930 (Тип. Печатный Двор). - 380 с. : портр. - (Библиотека научного социализма / под общ. ред. Д. Рязанова). - ISBN Б. и. : 2.00 р. Содержание: Предисловие редактора ко второму изданию . - С .IV Рязанов, Д. Маркс и Энгельс о «Диалектике природы» / Д. Рязанов. - С .XV Диалектика природы Диалектика и естествознание . - С .1 Роль труда в процессе очеловечения обезьяны . - С .61 Естествознание в мире духов . - С .74 Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». - О диалектике (1878) . - С .85 Примечания к «Анти-Дюрингу» (1878) . - С .94 Старое введение к «Диалектике природы» (1880) . - С .108 Заметки (1881-1882) . - С .126 Общий характер диалектики как науки . - С .157 Основные формы движения . - С .163 Мера движения - работа . - С .180 Приливное трение . - С .195 Теплота . - С .201 Электричество . - С .205 Диалектика в современном естествознании . - С .266 Из «Людвига Фейербаха» (1886) . - С .273 Карл Шорлеммер . - С .277 Приложение I. Вариант введения к «Анти-Дюрингу» . - С .280 Приложение II. Письмо П. Лаврову . - С .282 Примечания, указатели и библиография Примечания . - С .289 Список цитированных произведений . - С .353 Именной указатель . - С .357 Предметный указатель . - С .364 Русская литература, специально посвященная «Диалектике природы» . - С .379
Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Рязанов, Д. \ред.\; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса Экземпляры всего: 1 орк (1) Свободны: орк (1) |
1 М27 Маркс, Карл. О биологии [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин ; сост. Б. П. Токин, М. П. Айзупет. - М. : Партиздат, 1936. - 317, [2] с. - ISBN Б. и. : 2.00 р. Содержание: К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ . - С .5 КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ . - С .13 Глава первая. НЕОРГАНИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЧЕСКОЕ (Механика, физика, химия, биология) . - С .15-29 Глава вторая. ЖИЗНЬ И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ . - С .30-71 Определение жизни . - С .30 Явления жизни . - С .32 Происхождение жизни . - С .1532 Глава третья. ПРОБЛЕМА СТРОЕНИЯ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА . - С .72-107 Клетка - клеточные теории . - С .72 Происхождение и развитие клетки . - С .75 Форма и функция . - С .101 Глава четвертая. ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ . - С .108-164 Проблема развития . - С .108 Эволюционные идеи до Дарвина . - С .118 Дарвинизм . - С .121 Оценка дарвинизма . - С .140 Биогенетический закон . - С .146 Человек как фактор эволюции . - С .151 Глава пятая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА . - С .165-199 Глава шестая. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ . - С .200-216 Глава седьмая. ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ . - С .217-259 Макс Ферворн: гипотеза о происхождении жизни, Иена 1903 . - С .248 Глава восьмая. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ . - С .260-287 Естествознание и философия . - С .260 Материалистическая диалектика - единственно правильный научный метод познания природы . - С .271 Партийность философии и естествознания . - С .280 ИМЕНН0Й УКАЗАТЕЛЬ . - С .288 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ . - С .315
Философия--История философии--Общие вопросы философии--Социальная философия Кл.слова (ненормированные): ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ СБОРНИК -- СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Энгельс, Фридрих; Ленин, Владимир Ильич; Токин, Б. П. \сост.\; Айзупет, М. П. \сост.\ Экземпляры всего: 2 орк (2) Свободны: орк (2) |
1 А81 Аристотель. Сочинения [Текст] : в 4 т. / Аристотель. - М. : Мысль. - (Философское наследие ; Т. 83). Т. 3 / ред. тома, авт. вступ. ст. и прим. И. Д. Рожанский; пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер, А. В. Лебедева и [др.]. - 1981. - 613 с. - ISBN Б. и. : 2.30 р. Содержание: Рожанский, И. Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля / И. Д. Рожанский. - С .5 ФИЗИКА / пер. В. П. Карпов. - С .59 Книга первая (А) . - С .61 Книга вторая (В) . - С .82 Книга третья (Г) . - С .103 Книга четвертая (Д) . - С .123 Книга пятая (Е) . - С .160 Книга шестая (З) . - С .179 Книга седьмая (Н) . - С .205 Книга восьмая (О) . - С .221 О НЕБЕ / пер. А. В. Лебедев. - С .263 Книга первая (А) . - С .265 Книга вторая (В) . - С .306 Книга третья (Г) . - С .341 Книга четвертая (А) . - С .364 О ВОЗНИКНОВЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ / пер. Т. А. Миллер. - С .379 Книга первая (А) . - С .981 Книга вторая (В) . - С .417 МЕТЕОРОЛОГИКА / пер. И. В. Брагинская. - С .441 Книга первая (А) . - С .443 Книга вторая (В) . - С .475 Книга третья (Г) . - С .511 Книга четвертая (А) . - С .528 ПРИМЕЧАНИЯ . - С .559 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН . - С .609 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ . - С .601
Естественные науки. Естествознание Древняя Греция Аннотация: Настоящий том включает естественнонаучные труды Аристотеля «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Последние три произведения переведены на русский язык впервые Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Рожанский, И. Д. \ред., авт. предисл., авт. примеч.\; Брагинская, Н. В. \пер.\; Миллер, Т. А. \пер.\; Лебедева, А. В. \пер.\; Карпова, В. П. \пер.\; Аристотель (384-322 гг. до н. э.) \о произв.\ Экземпляры всего: 2 ч/з1 (1), н/а (1) Свободны: ч/з1 (1), н/а (1) |