Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Редкие книги Научной библиотеки СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (55)Авторефераты (1)Период.издания науч.абонемента (18)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=идеалы<.>)
Общее количество найденных документов : 10
Показаны документы с 1 по 10
1.
342
Г 67


    Горбунов, А.
    Гарантии личной свободы в Англии [Текст] / А. Горбунов. - Ростов-на-Дону : Изд. "Донская речь", 1905. - 55 с. - Б. ц.
УДК

Кл.слова (ненормированные):
РЕДКАЯ КНИГА -- ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ -- СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

Экземпляры всего: 1
о.р.к (1)
Свободны: о.р.к (1)
Найти похожие

2.
342
Д 58


    Довнар-Запольский, М. В.
    Политические идеалы М. М. Сперанского [Текст] / М. В. Довнар-Запольский. - М. : Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1905. - 72 с. - Б. ц.
УДК

Кл.слова (ненормированные):
РЕДКАЯ КНИГА -- СУДЬБА -- НАСЛЕДИЕ

Экземпляры всего: 1
о.р.к (1)
Свободны: о.р.к (1)
Найти похожие

3.
340
К44


    Кистяковский, Б. А.
    Социальные науки и право. [Текст] : очерки по методологии социальных наук и общей теории права. / Б. А. Кистяковский. - М. : Тип.-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев, 1916. - 704 с. - ISBN Б. и. : б. ц.
Примечания о происхождении:
Библиотека Саратовского Юридического института НКЮ.
    Содержание:
Отдел первый. Общество . - С .1-254
I. Проблема и задача социально-научного познания . - С .3-29
Кризис научного знания . - С .3
I. Прагматизм; полезность - критерий научной истины; научная истина и гипотеза . - С .4
II. Мистицизм; принудительность научного знания и свобода мистического постижения; знание и вера; методологический монизм и плюрализм . - С .8
Кризис социально-научного познания; натуралистическая социология; экономический материализм; крушение чисто материалистического понимания социальной закономерности; неправильное противопоставление наук и природе и науке о человеке; интуитивные и дискурсивные элементы в научном познании . - С .13
IV. Достоверность естествознания; спорность только его гносеологических предпосылок; освобождение социальных наук от социальной философии и психологизма . - С .21
V. Выяснение методов социальных наук путем анализа наличного социально-научного знания; основные проблемы и методология социальных наук; образование социально-научных понятий, причинное объяснение социальных явлений, значение и роль норм в социальном процессе - категория общности, категория необходимости, категория долженствования; самосознание науки . - С .26
II. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем . - С .30-119
I. Естественно-научный тип мышления и необходимые отклонения от него при выработке социальных наук; категория необходимости в естествознании и социологии . - С .30
II. Точка зрения повременной прессы и обыденное житейское мышление; предугадывание и обсуждение различных возможностей в прессе; логические основания преимущественного применения в прессе категории возможности; противоположные методологические свойства социологии; ее область - научно-достоверное, т. е. совершающееся необходимо . - С .35
III. Своеобразный подход к вопросам социологии представителей русской социологической школы; взгляд Н. К. Михайловского на будущее развитие России: он устанавливал возможность двух путей как в будущем, так и в прошлом развитии России; предоставление приоритета категории возможности перед категорией необходимости русской социологической школой . - С .41
IV. Своеобразность теории познания Н. К. Михайловского: его учение о невозможности исключительно объективного метода в социологии; понятия желаемости и ожидаемости; как разновидности возможного; учение Н. К. Михайловского о невозможности разорвать правду пополам на правду- истину и правду-справедливость; обоснование русскими социологами субъективного метода; объективная и субъективная возможность - possibilitas и potentia . - С .49
V. Учение Н. К. Михайловского об идеалах и идолах: идеал есть то, чего возможно достичь, признак идола - невозможность достижения; развитие личного начала есть единственно возможный идеал, с его точки зрения; условность всех выводов, обусловленных категорией возможности . - С .60
VI. Взгляд Н. К. Михайловского на сущность социального процесса; пропитывание принципа причинности элементами относительности; признание высшими принципами возможность и желательность . - С .64
VII. Связь общесоциологических построений русских социологов с их взглядами на развитие России: их учение о невозможности для русской интеллигенции усвоить буржуазные идеалы; возможная роль русской интеллигенции; выведение возможности из долженствования философами идеалистами и противоположное ему обоснование долженствования на возможности у русских социологов . - С .68
VIII. Экономическое развитие России в построениях русских социологов: их учение о невозможности развития капитализма у нас; абсолютная и относительная невозможность . - С .73
IX. Логический анализ различных понятий невозможности: фактическая и логическая невозможность, абсолютный характер логической и математической невозможности; приравнивание русскими социологами простой фактической невозможности к невозможности логической; производимая ими подмена понятия этически-недолжного психологически-невозможного, часто фактического характера; Понятие реальной невозможности: смысл его - обратное невозможному причинно обусловлено и необходимо, его подвид причинно-психическая невозможность; определяющая роль категории возможности для всех теоретических построений русских социологов не подлежит сомнению, но гносеологическое значение и смысл этой категории ими не вполне сознаны . - С .80
X. Различные понятия возможности: простая фактическая возможность, ее разновидность статистическая или объективная возможность; применение математики в статистических исследованиях; единичные случаи и совокупности, как предмет статистических исследований; теория вероятностей; методологическая неправильность объяснения объективной вероятности понятием сложной причины; все обобщающие науки имеют дело с изолированными и простыми причинами; только строго индивидуальные причины соотношения сложны; виды единичного: повторяющиеся и безусловно индивидуальное единичное; два основных мотива, побуждающих русских социологов обращаться к категории возможности: примирение идеи свободы с необходимостью и оправдание этических оценок; смысл этих проблем служит доказательством того, что основное понятие возможности русских социологов по своему существу метафизично; история понятия метафизической возможности, начиная с древне-греческой философии; наиболее полная разработка и использование этого понятия в системе Лейбница; у русских социологов идея должного поглощается принципом возможности; подлинно-научная социология имеет дело с категориями необходимости и долженствования, а не возможности . - С .98
III. Категории необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений . - С .120-188
I. Понятие случайного и закономерного в природе и социальном мире 120-132 . - С .120
Рассмотрение каждого явления с точки зрения его закономерной обусловленности и случайности . - С .122
Раскрытие смысла случайного в идеалистических философских системах 124 . - С .126
Причинное объяснение явлений; сложность индивидуальных причинных зависимостей; задача объяснительных наук - выделение повторяющихся простых причинных соотношений; их вневременность и внепространственность, т. е. безусловная необходимость . - С .128
II. Категория необходимости при исследовании социальных явлений 132 . - С .132-168
Сведение всех социальных процессов к развитию производственных сил и экономических отношений; истолкование этой теории, как чисто методологического приема . - С .134
Методологическая несостоятельность понятия причины, обусловливающей явление в конечном счете; теоретическая недопустимость каузального монизма 138 . - С .143
Установление безусловно-необходимых причинных соотношений между социальными явлениями; возвращение к методам классической политической экономии 150 . - С .153
Чисто экономические причинные соотношения; соотношение между материальной и идейной организацией общества не может быть определено как причинное в научном смысл . - С .153
Собственно социальные явления; методологический анализ понятия класса; по преимуществу социально-психический характер процесса образования классов; необходимость замены понятия класса понятием социальной группы . - С .157
Установление причинных соотношений между социально-психическими явлениями; социальный процесс, как целое, может быть научно объяснен только при помощи множества разнохарактерных причинных соотношений . - С .163
III. Категория справедливости при исследовании социальных явлений 168-188 . - С .168
Методологическая правомерность суждений о социальных явлениях с точки зрения осуществления в них справедливости или этически-должного; два ряда суждений о социальных явлениях; суждения на основании категории справедливости обладают такою же общезначимостью для нашего сознания, как и суждения на основании категории необходимости . - С .174
Противоречивость эволюционной точки, когда она применяется к смыслу нравственных принципов; непреложность основных нравственных принципов 180 . - С .186
IV. В защиту научно-философского идеализма . - С .189-254
Идеализм в широком смысле; принципиальное отличие научно-философского идеализма от идеализма метафизического; необходимость чисто научного решения вопросов, связанных с этической проблемой; научная точка зрения не исчерпывается решением естественно-научных вопросов, а выражается также и в решении вопросов научно-философских . - С .189
I. Научная философия; ее деление на дисциплины; основной принцип ее - долженствующее быть; формальное объединение познавательно, этически и эстетически должного в категории долженствования . - С .195
Фактическое сплетение норм различных отраслей научной философии; естественный перевес познавательно должного; смешение познавательно-должного с естественно-необходимым . - С .198
Этицизирование и эстетизирование процесса познания; сведение этически должного к эстетически должному и обратно . - С .201
Философия научного типа смешивает различные сферы долженствования, в результате получается безусловное противопоставление бытия и долженствования; недопустимость ограничения сферы должного лишь сферой этики . - С .205
II. Постановка задачи: проанализировать роль должного, с одной стороны, в научном познании, с другой - в этике; участие долженствования в научном познании отрицают те, кто отождествляет научно-познаваемое с психически воспринимаемым; бесконечное количество и разнообразие психических восприятий; необходимость выбора и систематизации их . - С .208
Логический и психологический закон тождества; суждения и понятия, процесс психологического и логического их образования . - С .212
Учение Дж. Ст. Милля об единообразии строя природы; противоречивость и метафизичность этого учения; естествознание развивалось, идя иным путем; в социологии это учение породило нездоровое стремление к аналогиям . - С .216
Аксиоме об единообразии строя природы можно противопоставить аксиому о разнообразии этого строя; поэтому нельзя обосновывать индуктивный метод не первой из этих аксиом . - С .220
Основание для индуктивного метода надо искать, следуя за Кантом, не вне нас, а в нас самих; естественный психический механизм; безразличие вырабатываемых им продуктов в отношении научной истинности; нормы логики как правила отбора . - С .222
Категория сходства и различия; вопрос о существенных и несущественных признаках решается на основании специальной цели познания отдельных научных дисциплин . - С .227
Индуктивно-выработанные понятия были первоначально единственным орудием научного познания; совершенные научные понятия должны выражать безусловно необходимое, т. е. опираться на причинные соотношения; различие между психически воспринимаемыми фактами и научно-истинными фактами . - С .229
Распространение методов научного мышления, целесообразность которых удостоверена успехами естествознания, на мир социальных явлений; для правильного решения этой задачи необходимо обратиться к философии Канта, в частности к тому руслу новокантовского движения, которое интересуется процессом научного познания, а не познанным предметом; история, как наука об индивидуальном; образование социально-научных понятий . - С .233
III. Принцип этического долженствования; отрицание его истинного смысла чистыми позитивистами; противоречивость и теоретическая несостоятельность эволюционизма, поскольку он служит основанием для отрицания истинного значения этического долженствования . - С .238
Непреложность нравственного принципа его автономность; категорический императив; ошибочное понимание его, как чисто формального и бессодержательного правила 243 . - С .248
Неправильность безусловного противопоставления науки и этики, бытия и долженствования; деонтологические построения Гегеля и Когена; бытие присуще одинаково, но в разных смыслах, и миру природы, и миру культурной общественности . - С .249
Задачи научной философии . - С .253
Отдел второй. Право . - С .255-406
V. Реальность объективного права . - С .257-337
Общественность, как культурное благо; постановка вопроса об объективном праве . - С .257
I. Первое определенное истолкование объективного права в психологическом смысле дано Бирлингом; в его теории "признание" не является единым понятием, а сводным термином для нескольких понятий; психологизирование последних . - С .260
II. Л. И. Петражицкий превратил психологизм, служащий его предшественнику вторичной основой для построения общей теории права, в первичную основу этой теории; методологические предпосылки Л. И. Петражицкого; его своеобразная теория образования понятий: образование правильного понятия будто бы является исходным моментом в построении науки, а не заключительной стадией его . - С .264
Л. И. Петражицкий отрицает необходимость при построении научного понятия права считаться с практической ролью права, т. е. с его техническими свойствами; анализ отношения между чисто теоретическими и техническими понятиями; в социальных науках оно иное, чем в естествознании; преувеличенная оценка значения формально логической правильности понятий; неосновательность обвинения юристов в том, что они при образовании понятий руководятся лингвистическими соображениями; Л. И Петражицкий упустил из виду учение современной логики и номинальных и реальных определениях понятий . - С .268
III. К истории учения о праве, как психическом явлении; в основание своей психологической теории права Л. И. Петражицкий кладет "реформу традиционной психологии"; реформа эта заключается в новой классификации психических элементов; деление их на три вида заменяется делением на два вида с разновидностями; доказательства теоретической несостоятельности этой реформы: Л. И. Петражицкий неправильно охарактеризовал общепринятые в современной психологии психические элементы; эмоции, как сложные душевные переживания, не могут быть психическими элементами; всякая реформа науки в гносеологической критике ее предпосылок . - С .275
IV. Значение психологической теории права Л. И. Петражицкого основано не на его реформе теоретической психологии, а на умелом использовании описательного психологического материала; деление этических душевных переживаний на односторонние, императивные, чисто этические и двусторонняя, императивно-атрибутивная, правовые; выведение из императивно-атрибутивной природы права всех вторичных его свойств; исследование воспитательного значения права . - С .283
Теоретическая несостоятельность понятия права Л. И. Петражицкого: с одной стороны, оно через чур широко - это есть понятие не права, а правовой психики; притом оно ориентировано на индивидуальной психике; с другой - оно слишком узко: оно не охватывает объективного права в его подлинной сущности; два вспомогательных понятия - проекций или фантазм и нормативных фактов - выработаны Л. И. Петражицким для того, чтобы скрыть недостатки конструктивного им понятия прав . - С .286
V. Сравнение объективного права с другими произведениями духовной культуры; свойственная им всем особая реальность; реальность объективного права выражается в правовых учреждениях; заключительная оценка психологической теории права Л. И. Петражицкого . - С .293
VI. К истории нормативного понятия права; П. И. Новгородцев, как обоснователь у нас этико-нормативной теории права; разработка нормативного понятия права в одностороннем направлении И. А. Ильиным и Г. Кельзеном; оно приводит к противопоставлению права, как нормы, всему, что обладает реальностью и бытием; Теория И. А. Ильина права и силы; ее методологические предпосылки; построение им двух методологических рядов: один ряд, к которому принадлежит понятие силы, есть ряд реальных явлений, другой ряд, которому относится понятие права, чужд реальности . - С .298
VII. Научно недопустимо отрывать нормативное и логическое рассмотрение права от его реального рассмотрения; такой отрыв свойственен схоластическому способу образования понятий; методологический плюрализм есть приспособление к гуманитарным наукам тех методов, которые обнаружили свою плодотворность в естествознании; научные принципы правильного построения методологических рядов; ошибки и неправильности в построении методологических рядов И. А. Ильиным . - С .308
VIII. Ошибки некоторых защитников психологической и нормативной теории не устраняют научного значения этих теорий самих по себе; методологические принципы правильного образования понятий; параллель с естественно-научным образованием понятий; понятие есть сводка в логическую формулу знаний, добытых научным исследованием . - С .317
Право своими отдельными сторонами относится к самым различным сферам явлений; в каждой из этих сфер оно подлежит вполне самостоятельному исследованию; знания, получаемые при разработке каждой из них, должны сводиться в отдельные понятия: государственно-организационное, социально-научное, психологическое и нормативное понятия права; чисто теоретические и технические понятия права; их два - юридико-догматическое и юридико-политическое; множественность понятий права и единство права, как явления; особые синтетические формы познания, созидающие единое знание о праве . - С .320
IX. Каждое чисто научное понятие права должно определять право в его реальных проявлениях; различные пути при исследовании права; две отправных точки этого исследования: можно начинать с исследования права, как совокупности норм, и права, как совокупности правоотношений; четыре сферы явлений, с которыми связано право; недопустимые приемы абстракции . - С .328
Вопрос о реальности права, как вопрос об его эмпирической реальности; многоликость эмпирической реальности; отношение реальности права . - С .333
VI. Право, как социальное явление . - С .338-355
Необходимость пересмотра вопроса о праве, как социальном явлении; С. А. Муромцев, как обоснователь у нас социально-научной теории права; социально-научное изучение права, выдвинутое в семидесятых годах прошлого столетия, ставило своей задачей исследование социальных законов развития права . - С .338
Необходимо поставить задачу о социально-научном изучении действующих систем права; неправильно заключать от положения, что право есть часть общественного целого, к положению, что право не может быть изучаемо изолированно; предложение Ю. С. Гамбарова слить исследование права с исследованием социального целого методологически несостоятельно; учение Р. Штаммлера о праве, как форме, превращающей простую совокупность людей с общество; это не есть социальное учение о праве, а нормативное учение об обществе . - С .340
Для изучения права как социального явления, надо сосредоточить весь научный интерес на праве в том виде, как оно осуществляется; неправильность традиционной точки зрения на субъективное право, как на нечто производное права объективного; иной подход к самому изучению права, необходимый для выработки подлинной социально-научной теории права осуществляется некоторыми юристами, отстаивающими правотворческую роль судьи; обзор основных теоретических положений этой школы юристов . - С .345
Значение социально научного изучения права для теоретической и практической юриспруденции . - С .352
VII. Рациональное и иррациональное в праве . - С .356-373
Нормы, составляющие право, обладают общностью в двух отношениях; по своей общности они родственны понятиям, но они сложнее понятий и общность проявляется в них как бы в усиленном виде; в понятии наиболее полно воплощено рациональное; право, поскольку оно состоит из норм, есть нечто безусловно рациональное . - С .356
Право, как жизненное явление, состоит из правоотношений; отождествление права, выраженного в нормах, с правом, осуществляющимся в правоотношениях, есть условная фикция; учения, признающие первичным элементом права субъективное право; правоотношения всегда конкретны, единичны, индивидуальны, они безусловно иррациональны; иррациональное в праве у Гегеля; рациональное и иррациональное и формы правотворчества . - С .359
Учение о первичности субъективного права приводить к утверждению, что правовые нормы - абстракции; правовые нормы, как содержание сознания не только абстракции, и. е. рациональные образования, а и душевные переживания, последние иррациональны . - С .365
В сознании право больше связано с волей, чем с интеллектом, что усиливает иррациональность правовых переживаний; логически рациональное и иррациональное типично и для других форм рационального и иррационального в праве . - С .371
VIII. Методологическая природа науки о праве . - С .374-406
I. Взаимно исключающие теории в науке о праве по основным вопросам; к какой области явлений принадлежит право; право определяют, как государственно-повелительное, социальное, психическое явление, различное определение отношения права к нравственности . - С .374
Зависимость науки о праве от самых различных идейных течений: одни ориентируют ее на догматической юриспруденции, другие на социологии, третьи на психологии . - С .379
Необходимо ориентировать науку о праве на всей совокупности гуманитарных наук, во избежание эклектизма надо опереться на философию; попытки Штаммлера и Когена построить научное знание о праве, исходя из философии, они растворяют науку о праве в философии; теоретико-познавательное преимущество течения в новокантовской философии, разрабатывающего вопрос о пути и процессе познания, а не о познанном предмете . - С .382
II. Отношение между философией и наукой права; взгляд Канта на этот вопрос; полное растворение науки о праве в философии после Канта, особенно у Гегеля; отрицательные последствия этого для научного знания о праве . - С .389
Упадок философии и освобождение науки о праве; общая теория права; крушение идеи общей теории права, черпающей из себя самой свои основные предпосылки; новое возвращение к философии, новая опасность поглощения ею науки о праве . - С .392
Накопление позитивных научных знаний в юриспруденции; попытка Когена ориентировать этику на юриспруденции; различное отношение к ней философов . - С .395
Невыясненность вопроса, на какой юриспруденции Коген ориентирует этику; он имел в виду не общую теорию права, а догматическую юриспруденцию; различие методологической природы этих отраслей науки о праве, оно обусловлено различием их задач; факт ориентировки на юриспруденции очень знаменателе . - С .398
Кант и его теория права и науки о праве; понятие права он приравнивал к категориям причинности и субстациональности, под влиянием идеи естественного права он считал его лишь познавательным принципом и регулятивной идеей; развитие позитивной юриспруденции; эмпирический характер науки о праве; транцендентально-первичное понятие права . - С .404
Отдел третий. Государство . - С .407-612
IX. Сущность государственной власти . - С .409-480
Полнота власти присуща только государству; в семье, промышленных и торговых предприятиях и в частных союзах власть или заимствована у государства, и санкционирована им; близость власти публично-правовых союзов к государственной власти; государство обладает своею собственную, самостоятельную и первичную, т. е. ни от кого не заимствованную властью . - С .409
I. Отношение науки государственного права к вопросу о государственной власти, юридико-догматическая точка зрения; несоответствие полученных результатов поставленной цели; понятие суверенитета; отсутствие общепризнанного критерия для отличия государственной . - С .412
Неудача науки государственного права есть факт научного развития, подлежащий методологическому исследованию; методологическая оценка этого факта; вопрос о природе государственной власти есть вопрос о существе явления, а не об отличительных признаках его; непримиримость юридико-догматического метода к решению этого вопроса; это метод чисто индуктивных обобщений и классификаций, т. е. метод характерный для описательных, а не объяснительных дисциплин . - С .415
Естественные науки и методы классификации; ботаника и зоология, как описательные науки; их неспособность разграничить царства растений и животных, этот вопрос разрешается при помощи методов причинно и генетически-объяснительных, а не описательно-классификационных . - С .418
Догматическая юриспруденция методологически родственна описательным дисциплинам естествознания; потребности практики сделали догматическую юриспруденцию наиболее разработанной юридической дисциплиной; методы ее были признаны образцовыми; исторические условия, определившие методы общей теории права; отрицательное влияние юридической догматики на методы общей теории права; в результате получалась сводка чисто описательного материала, а не познание существа права . - С .412
Г. Ф. Шершеневич и Л. И. Петражицкий, влияние юрико-догматических методов на построение ими общей теории права; условная значимость таких теоретических построений, их терминологический характер; реальные и номинальные определения понятий, словесные и терминологические определения; понятие права нельзя определять, устанавливая его отличие от нравственности и бытовых правил . - С .426
Методологическая путаница в науке о государстве; относительная новизна догматической разработки государственного права; методологическое засилие юридико-догматического метода в науке о государстве; Гирке и Клинке методологический плюрализм, слабое развитие его; невозможно решить вопрос о государственной власти при помощи лишь формально-логических обобщений и классификаций; для решения его необходимы не только государственно-правовые, но и социально-психологические, историко-политические и идеологические исследования государственной власти; методологическая задача - наметить направление этих исследований . - С .473
II. Значение государственной власти для различных форм государства; теоретические попытки обосновать социальную жизнь без власти, теории анархизма, противоречивость и несостоятельность их; неизбежность возникновения власти при упорядоченной социальной жизни . - С .442
Немецкие теории государственной власти; формально-юридическое определение ее; власть, как воля . - С .445
Теория Н. М. Коркунова, его методологическая ошибка; социально-психологическая проблема власти; учение Пилоти об авторитете и власти; многообразие власти - необходимость плюралистического метода . - С .461
IV. Социально-психологическое исследование власти, Карлейль, Михайловский, Тард, Зиммель: вневременность и внепространственность социально-психической природы власти . - С .468
Историко-политическое исследование власти, борьба рас и завоевание, экономическое превосходство в качестве основы власти; власть, как сила 472 . - С .477
X. Права человека и гражданина . - С .481
I. Государство и народ - государство и личность; попытки устранить противоречия между их интересами: народный суверенитет и декларация прав человека и гражданина; смен настроений в оценке декларации прав; непреложное значение ее принципов . - С .481
II. Теоретическое обоснование прав человека и гражданина; индивидуум, как отправная точка для объяснения общественных явлений, общественный договор, естественное право . - С .491
Общество и его самобытность; оно источник всего права; историко-социологическое опровержение первичности прав личности; теории, сводящие . - С .495
Преодоление как исключительного индивидуализма, так и исключительного социологизма; возрождение идеи естественного права; одинаковая первичность и индивидуума и общества; оба они самоцель . - С .504
III. Юридическая проблема прав человека и гражданина; «Система субъективных публичных прав» Г. Еллинека; методологическое обоснование; воля и интерес, формальный и материальный признак; разграничение частного и публичного права; разграничение объективного и субъективного права, недостаточность юридико-догматических критериев для него . - С .515
Личность - явление публично-правового порядка; установленная Г. Еллинеком классификация субъективных публичных прав: свобода от вмешательства государства, притязания к государству, право действовать за государство . - С .525
Отношение различных представителей юриспруденции к системе Г. Еллинека; узкий юридико-догматический характер критики; Ю. Биндер и Э. Гельдер; одинаковая логическая правомерность противоположных юридико-догматических построений . - С .530
формально-логический характер метода догматической юриспруденции; другие юридические дисциплины - история права и общая теория права; непригодность юридико-догматического метода для решения вопроса о сущности субъективного права; первичность и реальность субъективного права; научное познание субъективного права возможно только при помощи объяснительных методов общей теории права; общая теория права и ее методы предохраняют от переоценки роли государства . - С .542
XI. Государство и личность . - С .522
II. Конституционное или правовое государство и его основные принципы; господство объективного права, как результат признания публичных субъективных прав; организация власти в правовом государстве – солидарность народа и власти; примирение социальных противоположностей в государственном единстве; общественный или народный характер правовой государственной организации; полицейское государство, его излишняя опека граждан порождает дезорганизацию; устранение анархии правовым государством . - С .559
III. Противопоставление социалистического государства правовому; правовые свойства социалистического государства не исследованы; А. Менгер и его «Новое учение о государстве»; с правовой точки зрения нет противоположности между правовым и социалистическим государством; создание социально-справедливого строя в силу дальнейшего развития правовых принципов, лежащих в основании правового государства . - С .570
Социализм и индивидуализм; социально-справедливое государство и гражданское право; субъективно-публичные права в социально-справедливом государстве . - С .576
Право на труд и право на достойное человеческое существование; разработка этого вопроса в литературе: П. И. Новгородцев, И. А. Покровский, . - С .582
XII. Государство и право . - С .593
Правильная остановка вопроса; независимое возникновение государства и права в прошлом и их слияние в настоящем; государство, как создание права; правовое решение внутренно-государственных и междугосударственных конфликтов; подчинение праву всех функций государственной власти; правительственная деятельность и способы подчинения ее праву; административная юстиция . - С .593
Теория о невозможности для государства стать правовым до конца; различные взгляды на власть, как силу, в их построениях; теория силы и насилия; власть и право в теории С. А. Котляревского; Ж. Сорель и его апология насилия; единство государства и права в теориях Краббе, Кельзена и Радбруха; сходство в развитии учений естествоиспытателей о материи и энергии и государствоведов о государстве и праве . - С .602
Отдел четвертый. Культура . - С .613
XIII. В защиту права. (Задачи нашей интеллигенции) . - С .615
Ценность права, его дисциплинирующее значение, зависимость содержания права от его формальных свойств . - С .615
I. Правосознание общества и его отражение в научной литературе; характеристика этого отражения у западно-европейских народов и у нас . - С .616
II. Значение права в жизни русского народа, мнения Герцена, К. С. Аксакова и К. Н. Леонтьева . - С .620
III. Управомоченная и дисциплинированная правом личность, как основа правопорядка; личность в нашем общественном и литературном движении; невнимательное отношение у нас к правовым интересам личности, мнения Кавелина и Михайловского . - С .622
IV. Определение права, как компромисса между различными требованиями, его правильность с социологической точки зрения; значение конституции для правопорядка, непризнание этого значения у нас; безотносительная ценность основных правовых установлений и отрицание ее у нас, взгляд на них, как на временные средства . - С .625
V. Правосознание народа и способность его к организации; две противоположные крайности, свойственные нашей интеллигенции; стремление построить общественные отношения на одной этике и детальное регламентирование общественных отношений . - С .632
VI. Правосознание и суд; действительное состояние нашего суда и уровень, соответствующий прочному правопорядку; правосознание нашей интеллигенции и созидание нашей новой общественной жизни в будущем . - С .638
XIV. Путь к господству права. (Задачи наших юристов) . - С .645-659
Наша государственная реформа и повышение авторитета права; взгляд на право, как на одностороннее партийное средство и его действительная надпартийность; несоблюдение действующего права; установленные у нас законом права личности и действительное правовое положение ее; наше частное право и правовое положение личности, правовая личность нашего крестьянина . - С .645
Причины нашей правовой отсталости; средства борьбы с нею; наши новые государственные учреждения; роль наших юристов; наш суд и правотворчество; устойчивость права, как временно высшее благо для нас; задачи нашей научной юриспруденции; самобытность и автономность права; объединение сил в борьбе за господство права . - С .651
XV. Причина и цель в праве. (Задачи науки о праве) . - С .660-683
Постановка вопросов о цели в праве Герингом и о причине в праве Муромцевым и Цительманом; оценка взглядов Цительмана и Муромцева; причинное исследование развития права и существа права; социологическая и психологическая теория права . - С .660
Оценка теории Иеринга, это исследование о цели вне права, а не в праве; Теория Штаммлера, ее социально-философский характер, ее научная бесплодность; определение понятия права Штаммлером; оправдание им права его принудительностью . - С .664
Методы подлинного исследования причины и цели в праве; строгое разграничение юридико-догматического и научно-теоретического исследования права; принципиальные основы юридико-догматического исследования права; фактическое положение - логическая иллюзия о разнице в степенях общности между догматикой и общей теорией права; объяснительные методы последней; причинное исследование права, социальные и психические причинные соотношения . - С .670
Сложность телеологического исследования права; попытка Штаммлера построить монистическую телеологическую систему права; несостоятельность ее; научное телеологическое объяснение права - не конечные, а регулятивные цели; эмпирические и трансцендентальные цели и права; организационные свойства права, его разумность, справедливость, оно обеспечивает свободу . - С .675
Причинное телеологическое исследование права и сведение его результатов в определениях понятий права, четыре понятия права; синтетическое познание права, его смысл . - С .680
XVI. Необходимое и должное у культурном творчестве . - С .684-690
Природа и социальный мир; сопоставление и противопоставление их стихийность и роль сознания; естествознание и технология; методологические принципы технологии - не осуществление целей, а созидание должного; должное в технике и должное в праве; духовная активность и творчество в праве . - С .684
I. Отрицательная оценка государства; противоположная ей оценка философов-идеалистов; типы государств, методологическая проблема типа . - С .552
УДК
Рубрики: Право
   История государства и права

Кл.слова (ненормированные):
право -- наука -- государство -- личность -- социология -- культура -- общество
Аннотация: Издание является методологическим исследованием в решении социально-научных и теоретико-правовых вопросов.

Перейти: Электронная версия книги
Экземпляры всего: 2
орк (2)
Свободны: орк (2)
Найти похожие

4.
1
Н72


   Новгородцев, П.

    Политические идеалы древнего и нового мира. [Текст] / П. Новгородцев. - М. : Типо-Литограф. Т-ва И. Н. Кушнерев.
   Выпуск I. : Очерки по истории философии права. - 1914. - 96 с. : . - ISBN Б. и. : б. ц.
Примечания о происхождении:
Библиотека П. В. Спешилова. Библиотека Саратовского Юридического института НКЮ.
УДК
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
история -- философия -- древнегреческие учения -- греческая философия -- политика -- софисты
Аннотация: Задача автора заключается в том, чтобы дать подробную историю учений, выдвинуть главные и основные идеалы, около которых сосредотачиваются построения отдельных мыслителей.


Доп.точки доступа:
Сократ \о нем\
Экземпляры всего: 1
орк (1)
Свободны: орк (1)
Найти похожие

5.
1
Н72


    Новгородцев, П. И.
    Политические идеалы древнего и нового мира [Текст] / П. И. Новгородцев. - Московское научное издательство при Московском научном институте. - М. : Типо-Литография "Печатник", 1919. - 212 с. - (Очерки по истории философии права). - ISBN Б. и. : б. ц.
Примечания о происхождении:
Библиотека Саратовского Юридического института НКЮ.
УДК
Рубрики: Философия
Кл.слова (ненормированные):
древнегреческие учения -- идеи -- греческая философия -- политика -- софисты
Аннотация: Цель нашего курса заключается в том, чтобы изучить вековую работу политической мысли в ее собственных задачах и проблемах.


Доп.точки доступа:
Сократ \о нем\; Платон \о нем\; Руссо, Ж. Ж. \о нем\
Экземпляры всего: 3
орк (3)
Свободны: орк (3)
Найти похожие

6.
37
П21


    Паульсен, Фридрих. Библиотека для самообразования.
    Исторический очерк развития образования в Германии [Текст] / Ф. Паульсен; пер. под ред. Н. В. Сперанского. - М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908. - 333 с. : . - ISBN Б. и. : б. ц.
Примечания о происхождении:
Библиотека Саратовского Юридического Института НКЮ.
УДК
Рубрики: Образование
   Германия
Кл.слова (ненормированные):
реформация -- возрождение -- образование -- городские школы -- университеты -- монастыри -- идейный мир -- педагогические идеалы
Аннотация: Большую часть своей книги Паульсен посвящает истории педагогических идеалов, школьной политики и образовательных учреждений в Германии с 18 века до наших дней. Но кто же не знает, какими бесчисленными нитями история русской образованности за это время сплетается с немецкой.


Доп.точки доступа:
Сперанский, Н. В. \пер., ред.\
Экземпляры всего: 1
орк (1)
Свободны: орк (1)
Найти похожие

7.
32.001
Т58


    Топорков, А.
    Идеалы современной демократии [Текст] / А. Топорков. - М. : Книгоиздательство "Революция и Культура", 1918. - 107 с. : il. - ISBN Б. и. : б. ц.
Библиотека "Революция и культура"
Примечания о происхождении:
Кабинет Государственного Права и Общей Теории Права при Саратовском Унив. Библиотека Саратовского Юридического Института НКЮ.
УДК
Рубрики: Политика--Теория политики. Политология
Кл.слова (ненормированные):
демократия -- возникновение идеала -- идеология -- реформы -- гуманизм -- универсальность -- идеалы -- культура -- наука -- миросозерцание
Аннотация: Ныне человечество работает над разрешением проблемы свободной организации. Автор считает, что нам преподносится как бы образ некой новой церкви, т.е. общества, объединенного на признании единого нравственного идеала, в сборном сознании утверждающего свободу свою и своих сограждан, равно заинтересованных в осуществлении блага. Во всяком случаи нас едва ли способны сполна удовлетворить реформы внешнего распорядка жизни, лишь юридические отношения между людьми, лишенные всех иных более духовных связей.

Экземпляры всего: 1
орк (1)
Свободны: орк (1)
Найти похожие

8.
343.13
Ф13


    Фавр, Ж.
    Адвокатские идеалы [Текст] / Ж. Фавр ; пер. с франц. - М. : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. - 32 с. : . - ISBN Б. и. : б. ц. р.
Примечания о происхождении:
Библиотека кабинета Гражданского Права при Саратовском Унив. Библиотека Саратовского Юридического Института НКЮ.
УДК
Рубрики: Право
Кл.слова (ненормированные):
суровые испытания -- благородная миссии -- помощь -- защита -- адвокаты
Аннотация: В этой книге говорится о благородной миссии адвоката, о его практической роли. Он - медик души. Ему представляется тонкая задача: разрешить затруднения, определить неизвестное, указать путь к истине, успокоить, утешить, укрепить. Он сочувствует всем страданиям, поднимает павшее мужество, смягчает горечь добрым словом, обращением к возвышенному чувству.

Перейти: Электронная версия книги
Экземпляры всего: 1
орк (1)
Свободны: орк (1)
Найти похожие

9.
342.9
Х22


   Хартулари, К. Ф.

    Право суда и помилования как прерогативы Российской державности [Текст] : ( Сравнительное историко-законодательное исследование ). / К. Ф. Хартулари. - СПб. : Тип. Министерства Внутренних Дел.Право суда и помилования как прерогативы российской державности. : ( Сравнительное историко - законодательное исследование): общая и особенная части / К. Ф. Хартулари. - СПб. : Тип. Министерства Внутренних Дел, 1899. - 353 с. : . - Библиогр.: с. 339. - ISBN Б. и. : б. ц. р.
Посвящается священной и незабвенной памяти в бозе почивающего Государя Императора Александра III Миротворца.
Примечания о происхождении:
Библиотека Сарат. Гос. Институт. Советск. Строительства при ВЦИК. Библиотека Саратовского Юридического Института НКЮ.
    Содержание:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предисловие . - С .1
Глава I
Определение понятия помилования в его общем и специальном смысле. Римская доктрина о прав помилования, усвоенная новейшими законодательствами . - С .9
Глава II
Право помилования по римскому законодательству . - С .13
Глава III
Право помилования в средние века. Распределение этого права между королями и феодальными владельцами. Политика германских императоров и французских королей, направленная к исторжению права помилования из рук феодалов. Результаты политики . - С .21
Глава IV
Учение германского и французского средневековых законодательств о праве помилования . - С .33
Глава V
Амнистия. История амнистии и её особенный характер, которым она отличается от простого помилования. Подразделение амнистии на общую, частную и условную. Субъект и объект права амнистии. Применение амнистии и её юридические последствия . - С .46
Глава VI
Параллель между учением римского и средневекового законодательств по вопросу о помилования . - С .51
Глава VII
Возрождение политической идеи и науки государственного права в XVI столетии. Учение о государстве и о верховной власти наиболее выдающихся политических мыслителей XVI, ХVII, XVIII и XIX столетий . - С .55
Глава VIII
Современное положение права помилования и амнистии, как прерогативы суверенитета, и условия отправления этих прав в государствах европейского континента . - С .65
Глава IX
Взгляд политических мыслителей, публицистов и криминалистов на право помилования, с точек зрения его законности, необходимости и утилитарности . - С .92
Глава X
О субъекте права помилования. Объем этого права. Какие преступления и преступники могут быть объектами права помилования. Право помилованного отказаться от оказанного ему милосердия . - С .110
ПРИЛОЖЕНИЯ . - С .131
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Введение . - С .1
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРЕРОГАТИВА СУДА
Глава I
Идея власти у древних славян домонгольского периода. Родовое начало, как непосредственный источник власти. Права, обязанности и прерогативы княжеской власти. Идеалы о князе и княжеской власти в народном представлении XII века . - С .4
Глава II
Упадок великокняжеской власти и перемещение центра политической жизни Руси из Киева в г. Владимир. Монгольское влияние на изменение политического быта древней Руси. Начало государственного объединения Руси и усиления верховной власти в силу общих исторических причин, а также политической пропаганды духовенства о её богоустановленности и божественном происхождении . - С .16
Глава III
Образование Московского государства при великом князе Иоаннe III. Окончательное фактическое установление единодержавия и самодержавия и последующее развитие этого типа государственной власти при великих князьях Василии III-м и Иоанне Грозном. Неустойчивость взгляда великих князей Василия III и Иоанна III на неограниченность монархической власти. Политические притязания на верховную власть родовитого боярства. Сознательная борьба Иоанна Грозного с боярами за неограниченность самодержавной власти. Его теория о неограниченной верховной власти, выраженная в переписке с князем Курбским . - С .27
Глава IV
Народная теория о самодержавии, основанная на родовой идее, о власти. Применение этой теории самим народом, при возобновлении по своему собственному почину и собственными силами московского государства, с абсолютною монархическою властью. Неудачная попытка бояр к ограничению монархической власти. Взгляд на самодержавие царя Алексея Михайловича. Окончательное закрепление самодержавия силою положительного закона Императором Петром Великим. Взгляды Императора Петра Великого и Екатерины II на российское самодержавие. Акт о престолонаследии, изданный Императором Павлом 5 Апреля 1797 года, дополненный Императорами Александром I и Николаем I. Ныне действующие основные законы, определяющие государственное устройство России, как Империи, и свойства самодержавной власти . - С .45
Глава V
Характеристические черты истории России по вопросам о государственном устройстве и о государственной власти, которыми она резко отличается от истории политического устройства и государственной власти западноевропейских народов . - С .64
Глава VI
Краткий исторический очерк законодательных и организационных реформ государственного периода Poccии, начиная с XVI столетия. Изменение в московскую государственную эпоху, личного непосредственного суда Государя, как первоначальной его обязанности и прерогативы . - С .70
Глава VII
Безуспешность правительственных мер XV, XVI и XVII столетий, воспрещавших народу обращаться с своими челобитьями к Государю, минуя установленные учреждения. Печальное состояние правосудия в допетровскую эпоху, как главнейшая причина безуспешности упомянутых мероприятий . - С .78
Глава VIII
Попытка Императора Петра Великого к совершенному устранению самодержавной власти от непосредственного отправления правосудия. Суровые наказания за подачу челобитных Государю, минуя существующие учреждения. Отказ Петра I от упомянутой попытки. Причины . - С .90
Глава IX
Борьба преемников Петра Великого с неправосудием, закончившаяся узаконением Императора Александра I права челобитчиков на подачу Государю как всеподданнейших прошений, так и жалоб на решение отдельных Департаментов Сената . - С .100
Глава X
Судьба карательных указов Императора Петра Великого о челобитчиках в царствование его преемников . - С .122
ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ПРЕРОГАТИВА ПОМИЛОВАНИЯ
Глава XI
История права монаршего помилования до начала московской государственной эпохи. Древнерусское духовенство в роли единственного и постоянного ходатая пред светскою властью за обвиняемых или осужденных, в силу своего старинного обычая печаловаться за слабых и падших . - С .136
Глава XII
Изменение социально-политического значения духовенства, начиная с конца XV столетия, вследствие церковных реформ и утраты им своего прежнего нравственного авторитета. Влияние такого положения на характер и судьбу печалования, продолжающегося в течение всего московского государственного периода . - С .54
Глава XIII
Причины враждебного отношения московских государей к печалованию духовенства и отмены этого обычного права. Непосредственное осуществлена московскими государями своей прерогативы помилования, посредничества и участия духовенства . - С .186
Глава XIV
Теория помилования до и во времена московской государственной эпохи. Монаршие милости вне закона, их основание и историческое прошлое . - С .204
Глава XV
Прерогатива помилования и милостей вне закона в начале Императорской эпохи, в царствование Императора Петра Великого . - С .213
Глава XVI
Право помилования в царствование преемников Императора Петра Великого. Постепенная регламентация и ограничение этого права самой Императорской властью, в интересах государственных и общественных. Учение о прерогативе помилования Российской Державности . - С .231
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. УЧРЕЖДЕНИЯ
Глава XVII
Исторический обзор органов, посредствовавших до учреждения Комиссии Прошений между верховною властью и народом по ходатайствам о правосудии, помиловании и милостях. Форма челобитных и всеподданнейших прошений в различные исторические эпохи . - С .270
Глава XVIII
Учреждение Комиссии Прошений, предметы её ведомства и очерк периодических реформ, начиная с 1835 но 1895 годы . - С .289
Глава XIX
Исторические и политические соображения о типе учреждения, которое бы в качестве высшего государственного органа, действующего при том на исключительном прав, не нарушало гармонической деятельности остальных государственных установлений и в тоже время соответствовало бы своему коренному назначению. Заключение . - С .304
УДК
Рубрики: Право
   Административное право--Административная ответственность--Административные правонарушения--Государственное управление

Кл.слова (ненормированные):
помилования -- власть -- политика -- суды -- самодержавие -- законодательства -- духовенство -- учреждения
Аннотация: Настоящий труд посвящается всестороннему, по возможности, выяснению путем историческим, коренных основ таких, как могущественных прав и преимуществ Российской Державности, какими оказываются, с одной стороны, право личного участия Монарха в отправлении правосудия, а сдругой право Его на помилование. Такая особенность в правах Российской Верховной Власти, сравнительно с общими правами суверенитета по вопросам суда и помилования, - находит себе объяснение в той своеобразности, с какой зародилось на Руси понятие о власти и начало самодержавия.

Перейти: Электронная версия книги
Экземпляры всего: 1
орк (1)
Свободны: орк (1)
Найти похожие

10.
340.1
Ч72


   Чичерин, Б.

    Собственность и государство [Текст] / Б. Чичерин. - М. : Тип. П.П. Брискорн.
   Ч. 2. - 1883. - 457 с. : . - ISBN Б. и. : б. ц.
Примечания о происхождении:
Кабинет общей теории права Саратовского Государственного Университета. Библиотека Саратовского Государственного Института НКЮ
    Содержание:
Книга вторая: Промышленность (продолжение)
Глава VII. Законы мены . - С .1
Глава VIII. Конкуренция . - С .25
Глава IX. Доход . - С .47
Глава X. Распределение богатства . - С .91
Глава XI. Рабочий вопрос . - С .119
Книга третья: Государство
Глава I. Государство и гражданское общество . - С .158
Глава II. Цель и границы деятельности государства . - С .196
Глава III. Государственные средства . - С .296
Глава IV. Свобода в государстве . - С .301
Глава V. Политические и социальные идеалы . - С .341
Глава VI. Историческое развитие . - С .345
УДК
Рубрики: Право
   Теория права

Кл.слова (ненормированные):
законы мены -- конкуренция -- мена -- доход -- государство -- общество -- гражданское общество -- свобода -- политика -- история -- духовенство
Аннотация: Издание состоит из двух книг. Книга вторая: Промышленность (продолжение). Книга третья: Государство. Цель издания - нужно совладеть со всем накопившимся материалом и свести его к общему синтезу. А для этого недостаточно одного опыта; необходима философия, которая одна может озарить светом разума все изведанное и испытанное человеком.

Перейти: Электронная версия книги
Экземпляры всего: 1
орк (1)
Свободны: орк (1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)