Хоружий, Сергей Сергеевич (д-р физ.-мат. наук).
    Проблема Постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии [Текст] / С. С. Хоружий // Философские науки. - 2008. - N 2. - С. 10-31 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
человек -- трансформации человека -- трансформативная антропология -- трансформативные практики -- антропологические практики -- духовные практики -- постчеловек -- компьютерные технологии -- киборги -- виртуальная киборгизация -- мутанты -- генные технологии -- клоны -- трансгуманизм -- синергийная антропология
Аннотация: Показаны основные вехи трансформации Человека (трансформативных антропологических практик). Рассмотрено понятие Постчеловека, описаны три его версии - Киборг, Мутант, Клон. Обозначены главные линии позиций синергийной антропологии в проблеме Постчеловека. Дана оценка перспектив и последствий постчеловеческих трендов.





   
    [Материалы конференции-"круглого стола"] [Текст] / Б. И. Пружинин [и др.] // Вопросы философии. - 2014. - № 7. - С. 3-39 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(2)
Рубрики: Философия
   Философия России и СССР, 20 в. 1-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
интеллектуальная культура -- история философии -- конференции-круглые столы -- культурно-исторические образы -- русская философия -- советская философия -- эпистемология
Аннотация: Задача конференции - "круглого стола" - обсудить сложившиеся сегодня исследовательские направления, продолжающие традиции русской интеллектуальной культуры, и способствовать, тем самым, формированию целостного культурно-исторического образа русской философии как полифонического феномена в многообразии современных исследовательских контекстов.


Доп.точки доступа:
Пружинин, Б. И. (доктор философских наук) \.\; Лекторский, Владислав Александрович (академик; доктор философских наук) \.\; Микешина, Людмила Александровна (доктор философских наук; профессор) \.\; Алешин, А. И. (доктор философских наук; профессор) \.\; Бажанов, В. А. (доктор философских наук; профессор) \.\; Ермичев, А. А. (доктор философских наук; профессор) \.\; Кантор, В. К. (доктор философских наук) \.\; Лесур, Франсуаза (профессор) \.\; Мелих, Ю. Б. (доктор философских наук; профессор) \.\; Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук) \.\; Черняев, А. В. (кандидат философских наук) \.\; Щедрина, Т. Г. (доктор философских наук; профессор) \.\; Щедровицкий, П. Г. (кандидат психологических наук) \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук; главный научный сотрудник).
    Концепция неопатристического синтеза на новом этапе [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 122-135. - Библиогр.: с. 134-135. - Примеч.: с. 135 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
аскетизм -- богословие -- богословы -- герменевтика -- история философии -- неопатристический синтез -- православие -- философия религии -- христианский эллинизм
Аннотация: Структура концепции неопатристического синтеза Г. В. Флоровского анализируется и пересматривается заново в свете современного философского и богословского развития. В результате, концепции придается новая конфигурация, в которой ее ядром становится старая православная идея Живого Предания, понятая как условие необходимого приобщения к опыту исихастской практики.


Доп.точки доступа:
Флоровский, Г. В. (о. Георгий; православный священник; религиозный мыслитель; богослов ; 1893-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук).
    Античная забота о себе и практика исихазма: компаративный анализ [Текст] : (заметки на полях "Герменевтики субъекта" Фуко) / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2016. - № 8. - С. 89-102. - Библиогр.: с. 101-102. - Примеч.: с. 102 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
антропология -- духовные практики -- забота о себе -- исихазм -- личность -- модусы субъектности -- общение -- практики (философия) -- субъект (философия) -- субъектные конструкции
Аннотация: Проводится компаративный анализ парадигмы заботы о себе на примере рассмотренных Фуко позднеантичных практик себя и православной исихастской практики. Два выбранных класса практик себя сопоставляются на общей для них почве изучения и преодоления страстей. Проводится реконструкция модусов субъектности, отвечающих двум классам практик. Это – ключевой пункт: именно этими модусами (или, почти равносильно, парадигмами конституции человека) определяется значимость и глубина антропологических различий. Показано, что различия модусов принципиальны. Заботе о себе отвечает модус "притяжательной самости". Исихазму же соответствует модус "несовершенного первого лица", актуализуемый в иерархии форм личного общения, что отвечает ступеням исихастской практики. Сопоставление субъектных конструкций показывает также, что первый модус в определенном смысле содержится во втором. Отсюда следует, что духовная практика необходимо включает заботу о себе, обратное же, вообще говоря, неверно.


Доп.точки доступа:
Фуко, М. (французский философ ; 1926-1984)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    "Нестандартная философия" Франсуа Ларюэля [Текст] : материалы конференции в Серизи (Серизи-ла-Саль, Франция, 3–10 сентября 2014) / Э. Ергон, А. -Ф. Шмид, Ф. Ларюэль, , М. Денн, С. С. Хоружий, О. Понтий, А. Парутенко, Н. Щеткина-Роше // Вопросы философии. - 2017. - № 2. - С. 31-73. - Библиогр.: с. 72-73. - 1; От Понтиньи к Серизи. Место встреч, чтобы "мыслить вместе" / Э. Ергон; пер. с фр. О. Понтий. - 1; "Нестандартная философия" Ларюэля / А. -Ф. Шмид; пер. с фр. А. Парутенко. - 1; Мессианичность как наука о мессианстве / Ф. Ларюэль; пер. с фр. Н. Щеткиной-Роше и М. Денн. - 1; "Не-философия" как основа историчности / М. Денн; пер. с фр. автора. - 1; Не-философия Франсуа Ларюэля меж Сциллой сциентизма и Харибдой зауми / С. С. Хоружий. - Примеч.: с. 73 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
Серизи коллоквиумы -- детерриторизация философии -- заумь -- историчность -- история философии -- иудаизм -- коллоквиумы Серизи -- конференции -- международные коллоквиумы -- мессианичность -- мессианство -- не-философия -- нестандартная философия -- сциентизм -- философия истории -- французская философия -- христианство
Аннотация: Конференция была посвящена "нестандартной философии" Франсуа Ларюэля, идеи которого стали предметом обсуждения (при участии самого философа) ученых - представителей разных дисциплин и направлений из Франции, Великобритании, Венесуэлы, Израиля, Италии, Македонии, России, США и Доминиканской республики. "Вопросы философии" предоставляют своим читателям возможность ознакомиться с двумя статьями, посвященными истории международных коллоквиумов Серизи (Э. Ергон) и обзору ларюэлевской конференции (А. -Ф. Шмид), а также с тремя докладами (Ф. Ларюэль, М. Денн, С. С. Хоружий), прозвучавшими на конференции 2014 г. и публикующимися с любезного разрешения их авторов.


Доп.точки доступа:
Ергон, Эдит (директор) \.\; Шмид, Анна-Франсуаза \.\; Ларюэль, Франсуа \.\; Денн, Мариз (профессор) \, .\; Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук) \.\; Понтий, О. \.\; Парутенко, А. \.\; Щеткина-Роше, Н. \.\; Ларюэль, Ф. (французский философ ; 1937-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук; главный научный сотрудник).
    Злоключения традиции, или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2017. - № 9. - С. 104-120. - Библиогр.: с. 118. - Примеч.: с. 118 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
версии традиционализма -- дискурсы -- изначальная традиция -- исторический хронотоп -- традиционализм -- традиционалисты -- традиция (философия) -- хронотопы -- эпистемология
Аннотация: После обозрения всего спектра наличных версий традиционализма автор раскрывает их общие методологические и эпистемологические принципы. Выясняется, что во всех версиях дискурсивные стратегии основаны на фикциях и произвольных манипуляциях. Проанализированы два главных вида таких стратегий: А) манипуляции хронотопом (теории на базе изначальной традиции), Б) манипуляции дискурсом (византизм). В первом случае проводится простая трехходовая схема: 1) находится "чистое пространство" - часть исторического хронотопа, о которой почему-либо истории ничего не известно, 2) чистое пространство заполняется сочиняемой "изначальной традицией", 3) историческая реальность толкуется в свете изготовленной фикции.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук).
    Современность и эсхатология: Рене Жирар и парадигма спасения в последний миг [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 111-120. - Библиогр.: с. 119-120 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
евангелийские сюжеты -- институты сдерживания насилия -- механизмы сдерживания насилия -- миметизм -- парадигма спасения в последний миг -- сдерживание насилия -- спасение в последний миг -- теория миметизма -- финал глобальной истории -- финал жизненной траектории -- эсхатологические концепции -- эсхатология
Аннотация: Анализируя эсхатологические концепции Р. Жирара, автор обнаруживает, что в их основе лежит определенная парадигма, которую сам Жирар, однако, не выделяет. Это весьма общая структурно-динамическая парадигма спасения в последний миг, на самом краю гибели, и она равно может описывать как финал глобальной истории, так и финал жизненной траектории, индивидуальной судьбы человека. Первообраз, или эталон данной парадигмы, представлен в Евангелии в судьбе Дисмаса, "благоразумного разбойника", который, уже умирая на кресте, обратился ко Христу и получил от Него спасение в последний миг. Жирар трактует парадигму Дисмаса на базе своей теории миметизма: спасение на краю гибели означает глубинное изменение природы желания – превращение гибельного механизма миметического парирования, влекущего неудержимую эскалацию насилия, в иной, "позитивный миметизм", несущий не насилие, а примирение; при этом современный мир достиг уже края, поскольку, по Жирару, все традиционные механизмы и институты сдерживания насилия сегодня уже разрушены.


Доп.точки доступа:
Жирар, Р. (французский философ; культуролог; литературовед ; 1923-2015)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хоружий, Сергей Сергеевич (российский философ; доктор физико-математических наук).
    Этапы большого пути: 1917 как веха исторического упадка России [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 94-107. - Библиогр.: с. 106-107 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 60.032
Рубрики: Социальная философия
   Исторический процесс--Россия, 1917 г.

Кл.слова (ненормированные):
антиэтика -- исторический процесс -- исторический упадок -- история русской философии -- нравственность -- революции -- русские философы -- сакрализация -- синергийная антропология -- философия истории -- философы -- этика
Аннотация: В рамках философии истории представлен анализ, интегрирующий событие революции 1917 г. в контекст культурно-цивилизационного развития России. Анализ строится на базе концептуального аппарата синергийной антропологии, а также использует ряд понятий философии Тойнби. Процесс историко-культурного развития описывается через базовые традиции, формирующие культурно-цивилизационные образования; ключевую роль в этом процессе играет духовная традиция, связанная с духовной практикой, и ее отношения с культурной традицией. В России отношения духовной и культурной традиций преимущественно носят конфликтный характер. Ход их развития прослеживается начиная с времени трансляции России византийской духовной традиции и восточнохристианского дискурса; показывается, что отмеченный конфликт духовной и культурной традиций стимулировался прежде всего языческими элементами сакрализации в составе восточнохристианского. На протяжении всей истории этот конфликт не раз угрожал нормальному развитию российского цивилизационного организма, однако до начала ХХ в. опасности удавалось преодолеть. Разрушительной силы конфликт достиг к 1917 г., приведя к падению империи, чему немало способствовала радикальная интеллигенция и ее альтернативная субкультура. После краха империи режим большевиков, с его стратегией ломки реальности и полного подавления духовной традиции, меняет сам тип динамики исторического процесса, которая становится динамикой упадка. Одно из главных измерений упадка - этическое. Мы прослеживаем смену этических формаций за весь период после 1917 г., и эта смена ярко показывает нарастание этической деградации. Последними ее этапами стали "анти-этика" 1990-х, а также "а-этика" нового тысячелетия - уже не этическая формация, ибо здесь наблюдается атрофия нравственного инстинкта как такового, но симулякра, по форме имитирующего этику.


Доп.точки доступа:
Шпет, Г. Г. (русский философ ; 1879-1937); Тойнби, А. Д. (британский историк; философ истории ; 1889-1975)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хоружий, Сергей Сергеевич (доктор физико-математических наук).
    Глобальный тренд XXI века: детерриторизация философии [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2020. - № 7. - С. 45-57. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки, 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
апофаза -- аутопойезис -- детерриторизация философии -- конструктивизм -- синергетика -- сциентизм -- энактивизм -- эпистемология
Аннотация: Намечена программа комплексного исследования современной детерриторизации философии, и в качестве ее начального этапа проделан анализ хорошо известного примера - детерриторизации философии в науку.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)