Пашков, Александр Михайлович. Иностранные специалисты на Олонецких горных заводах во второй половине XVIII - первой четверти XIX веков [Текст] / А. М. Пашков> // Отечественная история. - 2006. - N 4. - С. . 46-54. - s, 2006, , rus. - RUMARS-isto06_000_004_0046_1. - Научная библиотека Уральского государственного университета. - N 4. - С. 46-54. - isto06_000_004_0046_1, 4, 46-54
Рубрики: История--История России, 18 в. 1-я пол.-19 в. 1 четв. Россия Олонецк Кл.слова (ненормированные): история металлургии -- российская металлургия -- горные заводы -- иностранцы -- горнозаводская промышленность Аннотация: О влиянии иностранных специалистов на развитие Олонецких горных заводов во второй половине XVIII - первой четверти XIX века. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Пашков, Александр Михайлович (доктор исторических наук; профессор). Крестьяне Олонецкой губернии на военных перевозках под Санкт-Петербургом в период нашествия Наполеона [Текст] / А. М. Пашков> // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2018. - № 4. - С. 1017-1030. - Библиогр.: с. 1030 (13 назв.). - Библиогр. в сносках . - ISSN 1812-9323
Рубрики: История Историография Историография Россия в XVIII в. - 1917 г.--Российская империя--Санкт-Петербург--Олонецкая губерния, 19 в. нач.; 1812 г. Кл.слова (ненормированные): Отечественная война 1812 года -- военные перевозки -- оборона Санкт-Петербурга -- приписные крестьяне Аннотация: Анализируется неизвестный эпизод Отечественной войны 1812 г. - участие приписных крестьян Олонецкой губернии в военных перевозках под Санкт-Петербургом. После взятия Наполеоном Москвы столица Российской империи оказалась в полуизоляции от основной части страны. Это угрожало потерей управления государством в условиях войны и захватом французами самого Cанкт-Петербурга. Единственной безопасной коммуникацией в тех условиях стал Ярославский тракт, связывавший Санкт-Петербург и Ярославль. Но для его бесперебойной работы требовалось большое количество телег с возчиками. Комитет министров, который обеспечивал административные и экономические мероприятия по обороне Санкт-Петербурга, принял решение о мобилизации для обслуживания Ярославского тракта 3 тыс. крестьян из Олонецкой губернии с лошадьми и повозками. Этот эпизод до сих пор не получил освещения в историографии. В статье сделана попытка рассмотреть его с позиций исторической антропологии на основе опубликованных и архивных источников. Почти половину крестьян Олонецкой губернии, привлеченных к перевозке военных грузов, составляли приписные крестьяне Петрозаводского уезда общим числом 1408 человек. Они были размещены в районе Тихвина и поделены на несколько отрядов. Их отряды возглавляли мелкие горнозаводские чиновники, которые были обязаны регулярно писать донесения в Петрозаводск о своей работе. Дело с данными донесениями хранится в Национальном архиве Республики Карелия. Изучение этих донесений позволяет представить повседневную жизнь крестьян-возчиков, характер выполнявшейся ими работы, показать их взаимоотношения с местными и заводскими властями, выявить элементы социального протеста и т. д. Автор приходит к выводу, что участие крестьян Олонецкой губернии в военных перевозках потребовало от них огромных усилий, сопровождалось тяжелыми лишениями и проявлениями социального протеста, но сыграло свою роль в обороне Санкт-Петербурга в 1812 г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |