Зинченко, В. П. Психология доверия [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы философии. - 1998. - N 7. - С. . 76-93 Рубрики: Психология--Общая психология Кл.слова (ненормированные): ПСИХОЛОГИЯ -- ДОВЕРИЕ -- ПСИХОЛОГИЯ ДОВЕРИЯ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Исторический или психологический кризис ? [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2004. - N 3. - С. . 86-89. - Библиогр.: с. 89 (5 назв. ). - RUMARS-vopp04_000_003_0086_1
Рубрики: Психология--История психологии Россия Кл.слова (ненормированные): кризис в науке -- философская психология -- научная психология -- рецензии -- методология Аннотация: Текст представляет собой отклик на статью А. В. Сурмавы. Автор отклика высказывает сомнение в том, что нынешнее состояние психологии можно охарактеризовано как естественный кризисный период в развитии отечественной психологии. Доп.точки доступа: Сурмава \а. В.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Таинство творческого озарения [Текст] : (к 100-летию со дня рождения Б. М. Кедрова) / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2004. - N 5. - С. . 96-120. - Библиогр.: с. 119-120 (40 назв. ). - RUMARS-vopp04_000_005_0096_1
Рубрики: Психология--История психологии Россия Кл.слова (ненормированные): внешние и внутренние формы -- слово -- образ -- действие -- невербальное внутреннее слово -- мысль -- чувство -- инсайт -- смысл -- смыслообраз Аннотация: Статья посвящена памяти выдающегося философа Б. М. Кедрова, который большое внимание уделял изучению творчества вообще и творчества Д. И. Менделеева в частности. Для анализа творческого озарения автор привлекает понятия внешней и внутренней формы слова, образа, действия, восходящие к В. Гумбольдту и развитые Г. Г. Шпетом. Автор опирается также на поэтическое знание и поэтические прозрения. Доп.точки доступа: Кедров \б. М.\; Менделеев \д. И.\; Гумбольд \в.\; Шпет \г. Г.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. На пути к восстановлению исторической справедливости [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2004. - N 6. - С. . 123-127. - Библиогр.: с. 127 (5 назв. ). - s, 2004, , rus. - RUMARS-vopp04_000_006_0123_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - Рец. на кн.: Фейгенберг И. М. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего/ И. М. Фейгенберг.- М.: Смысл, 2004.- 239 с. - N 6.- С. 123-127. - vopp04_000_006_0123_1, 6, 123-127
Рубрики: Психология--История психологии--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): рецензии -- физиология нервного процесса -- российские физиологи -- российские психологи -- построение движений Доп.точки доступа: Фейгенберг \и. М.\; Бернштейн \н.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. [Рецензия] [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы философии. - 2005. - N 1. - С. . 172-176. - RUMARS-voph05_000_001_0172_1. - Рец. на кн.: Гачев Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии. М.: Логос, 2003. 512 с.
Рубрики: Философия--Философские вопросы и методология отдельных наук Кл.слова (ненормированные): рецензии -- наука -- естественные науки -- науки о природе -- гуманитарные науки -- науки о человеке -- диалог наук -- естественно-научное знание -- гуманитарное знание -- мышление -- взаимодействие наук Доп.точки доступа: Гачев \г.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Живое время (и пространство) в течении философско-поэтической мысли [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы философии. - 2005. - N 5. - С. . 20-46. - Библиогр.: с. 45-46. - s, 2005, , rus. - RUMARS-voph05_000_005_0020_1. - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета. - N 5. - С. 20-46. - voph05_000_005_0020_1, 5, 20-46
Рубрики: Философия--Метафизика. Онтология Психология--Психология творчества Литературоведение--Мировая литература Кл.слова (ненормированные): поэзия -- философско-поэтическая мысль -- время (философия) -- пространство (философия) -- живое время (философия) Аннотация: На примерах классической поэзии автор рассуждает о проблемах времени и пространства с точки зрения философии и психологии. Доп.точки доступа: Мандельштам \о.\; Бродский \и.\; Пастернак \б.\; Мамардашвили \м. К.\; Рильке \р. М.\; Рабинович \в. Л.\; Франк \с. Л.\; Бахтин \м. М.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Готовность к мысли [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2005. - N 4. - С. . 63-75. - Библиогр.: с. 75 (18 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_004_0063_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 63-75. - vopp05_000_004_0063_1, 4, 63-75
Рубрики: Психология--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): спонтанно-реактивное обучение -- объяснительно-иллюстративное обучение -- теоретическо-рефлексивное обучение -- учебная деятельность -- теоретическое мышление -- диалектика -- рефлексия -- рассудочный разум -- разумный рассудок Аннотация: Рассматривается противоречие в термине "развивающее обучение", зафиксированное Л. С. Выготским и В. В. Давыдовым: учебная деятельность формируется, а мышление - развивается. В. В. Давыдов, руководствуясь деятельностной проекцией теоретического мышления, сделал его предметом учебной деятельности. Тем самым он нашел пути формирования у учащихся как готовности мыслить понятиями, так и некоторых важнейших компонентов теоретического мышления: анализа, рефлексии, планирования. Доп.точки доступа: Давыдов \в. В.\; Выготский \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Детство - ценность, а не объект проектирования и воспитания [Текст] / В. П. Зинченко> // Общественные науки и современность. - 2006. - N 1. - С. . 168-176. - Библиогр.: с. 176. - s, 2006, , rus. - RUMARS-obna06_000_001_0168_1. - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета. - N 1С. 168-176. - obna06_000_001_0168_1, 1, 168-176
Рубрики: Психология--Детская психология Кл.слова (ненормированные): детство -- детское развитие -- детская гениальность Аннотация: Рассматривается феномен детства как главная человеческая ценность. Утверждается, что каково детство, таково и общество. И наоборот. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. К 75 - летию В. П. Зинченко [Текст] / В. П. Зинченко, беседовал В. И. Артамонов> // Вопросы психологии. - 2006. - N 4. - С. . 172-178. - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_004_0172_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 172-178. - vopp06_000_004_0172_1, 4, 172-178
Рубрики: Психология--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): российские академики -- российские психологи -- интервью -- российские ученые Аннотация: Беседа с доктором психологических наук, академиком Владимиром Петровичем Зинченко. Доп.точки доступа: Артамонов, В. И. \.\; Зинченко \в. П.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Живые метафоры смысла [Текст] : к 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 100-112. - Библиогр.: с. 111-112 (24 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_005_0100_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 5. - C. 100-112. - vopp06_000_005_0100_1, 5, 100-112
Рубрики: Психология--Общая психология, 20 в. Россия СССР Кл.слова (ненормированные): смысл -- психологи -- концепт культуры -- метафоры -- смыслообраз -- познание -- творчество Аннотация: Автор рассматривает смысл не как понятие, а как концепт культуры. В качестве обоснования полезности метафор в психологии автор ссылается на высказывание Л. С. Выготского о том, что "все слова" в психологии суть метафоры. Приводится серия метафор смысла, принадлежащих известным философам, поэтам. Доп.точки доступа: Выготский \л. С.\; Гуссерль \э.\; Вебер \м.\; Шпет \г. Г.\; Бахтин \м. М.\; Белый \а.\; Мандельштам \о. Э.\; Бродский \и. А.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Г. Г. Шпет и М. М. Бахтин: (оппоненты или единомышленники? ) [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы культурологии. - 2006. - N 7. - С. . 17-22. - Библиогр.: с. 22 (17 назв. ). - 0; Шпет и Бахтин: (оппоненты или единомышленники? ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vocu06_000_007_0017_1. - Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова. - N 7 (июль). - С. 17-22. - vocu06_000_007_0017_1, 7, 17-22
Рубрики: Философия--История философии, 20 в. 1-я пол. Россия Кл.слова (ненормированные): философы -- русские философы -- личность -- индивидуальность -- человек -- человеческая индивидуальность Аннотация: Рассматриваются высказывания Г. Г. Шпета по вопросам человеческой индивидуальности, личности и его заочный диалог с М. М. Бахтиным о "предметности" и "вещности" данного вопроса. Анализируется сходство и различие их позиций. Доп.точки доступа: Шпет, Густав Густавович (философ ; 1879-1937) \г. Г.\; Бахтин, Михаил Михайлович (философ ; 1895-1975) \м. М.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Опыт анимации метафор смысла [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2006. - N 6. - С. . 59-63. - Библиогр.: с. 63 (9 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_006_0059_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 6. - C. 59-63. - vopp06_000_006_0059_1, 6, 59-63
Рубрики: Психология--Психические процессы и состояния Россия Кл.слова (ненормированные): смысл -- анимация метафор смысла -- метафоры -- монтаж -- творчество -- дух -- душа Аннотация: Изложен опыт монтажа целого ряда живых метафор смысла, принадлежащих Э. Гуссерлю, Л. С. Выготском и некоторым российским поэтам. Для иллюстрации авторской версии анализа творческого акта осуществлены подбор и композиция метафор. Итогом композиции стала метафора, представляющая собой динамическое ядро семиосферы. Доп.точки доступа: Гуссерль \э.\; Выготский \л. С.\; Белый \а.\; Мандельштам \о. Э.\; Щедровицкий \г. П.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ответы на анкету журнала ["Вопросы философии"] [Текст] / В. Л. Макаров [и др. ]> // Вопросы философии. - 2007. - N 7. - С. . 6-18. - RUMARS-voph07_000_007_0006_1
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии Средства массовой информации--Периодическая печать Кл.слова (ненормированные): журналы -- философские журналы -- юбилеи журналов -- анкетирование Аннотация: В связи с юбилеем журнала редакция обратилась к ряду известных ученых с просьбой ответить на вопросы о месте журнала "Вопросы философии" в ряду других отечественных журналов и высказать пожелания на будущее. Доп.точки доступа: Макаров, В. Л. (академик РАН) \.\; Степин, В. С. (академик РАН) \.\; Гусейнов, А. А. (д-р филос. наук, директор ИФ РАН) \.\; Ойзерман, Т. И. (д-р филос. наук, академик РАН) \.\; Юдин, Б. Г. (член-корр. РАН, гл. ред. журн. "Человек") \.\; Тощенко, Ж. Т. (член-корр. РАН, гл. ред. журн. "Социологические исследования") \.\; Зинченко, В. П. (академик РАО) \.\; Юревич, А. В. (член-корр. РАН) \.\; Петренко, В. Ф. (член-корр. РАН) \.\; Микешина, Л. А. (д-р филос. наук, профессор Моск. гос. пед. ун-та) \.\; Иноземцев, В. А. (д-р экон. наук, профессор) \.\; Кемеров, В. Е. (д-р филос. наук, профессор) \.\; Конев, В. А. (д-р филос. наук, профессор) \.\; Мамут, Л. С. (д-р юрид. наук, профессор) \.\; Шерер, Ю. (профессор Высш. шк. соц. исследований (Париж, Франция)) \.\; Рокмор, Т. (профессор Ун-та Дюкей (Питсбург, США)) \.\ |
Леонов, Валерий Павлович (д-р пед. наук). Чтение как путешествие души [Текст] / В. П. Леонов> // Библиография. - 2007. - N 3. - С. 44-49 : 1 фот. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-6020
Рубрики: Психология Психология чтения и психология библиотечной работы Кл.слова (ненормированные): чтение -- психология чтения -- библиопсихология -- душа -- творческое чтение Аннотация: Процесс чтения и психологические моменты: воспоминание, интуитивное озарение, резонанс на примере романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Книга как источник исторической памяти. Доп.точки доступа: Пушкин, А. С. (русский поэт ; 1799-1837); Зинченко, В. П. (психолог) |
Зинченко, В. П. Общество на пути к "человеку психологическому" [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2008. - N 3. - С. 3-10. - Библиогр.: с. 10 (7 назв. ) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология--Россия, 20 в. Социальная психология Кл.слова (ненормированные): культура -- новый человек -- сознание -- самосознание -- судьба -- свобода -- диалог -- переживание Аннотация: На фоне краткого экскурса в историю отечественной психологии автор показывает трудность и трагичность пути общества и науки к действительной сложности человека. Характеристика психологии как науки культурно-исторической относится не к ее состоянию (прошлому, настоящему или будущему), а к пути, определяемому мерой ее чувствительности к культуре и истории, к социальной ситуации существования и развития человека. |
Зинченко, В. П. Нужно ли преодоление постулата непосредственности? [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2009. - N 2. - С. 3-20. - Библиогр.: с. 20 (34 назв. ) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология--Россия Психология личности Кл.слова (ненормированные): непосредственное -- опосредованное -- уразумение -- интеллигибельная интуиция -- дискурсия -- сознание -- феноменологическая редукция -- субъект -- индивид -- личность Аннотация: Анализируется соотношение между непосредственным и опосредованным в деятельности, сознании и личности. Задачи преодоления постулата непосредственности, которые решались культурно-исторической психологией, теорией установки и теорией деятельности, привели к "постулату опосредования". Оба постулата неполно отражают ход психологического развития человека, работу его сознания. Непосредственное и опосредованное рассматриваются в статье как равно необходимые условия развития психики. Большое внимание уделено природе исходной, первоначальной непосредственности ребенка как необходимому условию овладения культурой. Непосредственное есть необходимое условие развития культуры, а опосредованное - механизм этого развития. |
Зинченко, В. П. О начале научной работы М. И. Лисиной [Текст] : период 1952-1955 гг. / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2009. - N 2. - С. 125-127. - Библиогр.: с. 127 (3 назв. ) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология--СССР, 1952-1955 гг. Детская психология Кл.слова (ненормированные): живое движение -- произвольность -- движение -- обратная связь -- генезис произвольных движений -- советские психологи -- детские психологи Аннотация: Описан короткий аспирантский период жизни известного детского психолога М. И. Лисиной. Дана характеристика ее интереснейшего диссертационного исследования, посвященного фундаментальной проблеме общей психологии - генезису произвольных движений. Ее работа на десятилетия предвосхитила возникновение целого направления исследований по использованию биологических и психологических форм обратной связи для эффективного управления действиями человека. Доп.точки доступа: Лисина, М. И. (психолог ; 1929-1983) |
Опыт гуманистического диалога на рубеже веков [Текст] / В. П. Зинченко [и др.]> // Человек. - 2010. - N 1. - С. 126-132 : вклеены 4 л. ил., фот. - 1; "Человек" человеку о человеке / В. П. Зинченко. - 1; Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике / Кирилл. - 1; Ожидание / Г. И. Иванченко. - 1; Три грани совершенной любви / Г. И. Иванченко. - 1; Толковый словарь живого великорусского языка и его создатель / М. В. Арапов. - 1; Культура - существо одушевленное / А. А. Пелипенко. - 1; Русская интеллигенция: маятник бинарного сознания / С. М. Климова. - 1; О социальных последствиях новых биотехнологий / Ф. Френсис. - 1; Человек в веданте и неоведантизме / С. Л. Бурмистров. - 1; Эволюция к духу / Т. П. Григорьева. - 1; Сотериологические искания Вл. Соловьева / О. С. Соина, В. Ш. Сабиров . - ISSN 0236-2007
Рубрики: Средства массовой информации Отдельные газеты и журналы Кл.слова (ненормированные): научные журналы -- периодические издания -- философские журналы -- юбилеи журналов Аннотация: Представлены фрагменты статей постоянных авторов журнала "Человек", опубликованных в прежние годы. Доп.точки доступа: Зинченко, В. П. \.\; Кирилл (Патриарх Московский и Всея Руси) \.\; Иванченко, Г. И. \.\; Арапов, М. В. \.\; Пелипенко, А. А. \.\; Климова, С. М. \.\; Френсис, Ф. \.\; Бурмистров, С. Л. \.\; Григорьева, Т. П. \.\; Соина, О. С. \.\; Сабиров, В. Ш. \.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. (доктор психологических наук). Тело как слово, образ и действие [Текст] / В. П. Зинченко> // Человек. - 2010. - N 2. - С. 34-47 : ил. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0236-2007
Рубрики: Философия Философская антропология Кл.слова (ненормированные): движение (философия) -- действие (философия) -- душа -- образ -- слово -- тело Аннотация: Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и образ. Благодаря такому строению действие, образ и слово столь же телесны, сколь и духовны. Игра их внешних и внутренних форм переносится на взаимоотношения духа, души и тела. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Теоретическое и/или полифоническое мышление [Текст] / В. П. Зинченко> // Психологическая наука и образование. - 2010. - N 4. - С. 8-29. - Библиогр.: с. 27 (40 назв. ) . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Психология Детская психология--Российская Федерация--Москва Кл.слова (ненормированные): мышление школьников -- умные эмоции -- эмоциональный интеллект -- рефлексия -- теоретическое мышление -- понятийное мышление Аннотация: Сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Уделено внимание рефлексии и интуиции. Доп.точки доступа: Давыдов, В.В. (психолог); Научная школа В. В. Давыдова: проблемы теории и практики, конференция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |