Буякас, Татьяна Марковна.

    Основания и условия профессионального становления студентов-психологов [Текст] / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2005. - N 2. - С. . 7-17. - Библиогр.: с. 17 (15 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-mpsh05_000_002_0007_1. - Научно-техническая библиотека Самарского государственного аэрокосмического университета. - N2.-С.7-17. - mpsh05_000_002_0007_1, 2, 7-17
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология--Общая психология
Кл.слова (ненормированные):
психологи -- студенты-психологи -- профессионализм -- профессионалы -- становление профессионалов -- успех -- профессиональный успех -- личность -- развитие личности -- уровни развития -- саморазвитие -- самореализация -- самоопределение -- личностное самоопределение -- профессиональное самоопределение -- ценности -- социальные ценности -- экзистенциональные ценности
Аннотация: Что отличает профессионала и как им стать? В данной статье рассматриваются основания профессионального становления и условия, при которых возможно их проявление.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Буякас, Татьяна Марковна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Метод "Ведомое рисование": исцеляющие возможности [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С. 141-152. - Библиогр.: с. 151 (19 назв.). - References in Russian: с. 151-152 (17 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
Дюркхайма метод -- графическая медитация -- инициальная психотерапия -- инициальный опыт -- метод Дюркхайма -- методы психологии -- психотерапия -- символ -- феноменологическое движение
Аннотация: В процессе "Ведомого рисования" человек "упирается" в "фиксированную графему" - символическую форму, которая соответствует актуальному личностному смыслу, порожденному настоящим человека. Такую форму позволяет произвести метод экзистенциально-инициальной психотерапии К. Дюркхайма. Для человека открывается возможность выслушивать инициальный опыт, извлекать его смысл и делать следующие жизненные шаги, соответствующие его актуальным смыслам и ценностям.


Доп.точки доступа:
Дюркхайм, К. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Буякас, Татьяна Марковна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Экзистенциально-феноменологическое понимание культурных символов [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 48-59. - Библиогр.: с. 59 (12 назв.). - References in Russian: р. 59 (10 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
абсолютные основания -- абсолютные ценности -- графическая медитация -- инициативная психотерапия -- культурные символы -- понимание символов -- твердые основания своего бытия -- феноменологическая данность
Аннотация: Философия и психология экзистенциализма открывают возможность говорить о понимании как о конструктивном элементе бытия, а не как об элементе системы знания. Человек, будучи неотъемлемой частью наблюдаемого мира, своим пониманием проявляет жизнь этого мира. Понимание символов относится к числу явлений бытия, которые нам важно услышать. Задача работы состоит в обсуждении методологических положений М. К. Мамардашвили и М. Хайдеггера о возможности рассматривать символы в качестве "бытийных приставок" к человеку, через которые ему открывается присутствие твердых оснований своего бытия, и в описании результатов собственных эмпирических исследований, иллюстрирующих это положение. Результаты длительной практической работы позволили автору прийти к выводу, что практика экзистенциально-феноменологического понимания культурных символов открывает человеку некие абсолютные основания и абсолютные ценности своего бытия и позволяет убедиться, что эти твердые основания у него есть. Базовым психологическим средством исследования является механизм "возвращения чувственного опыта" А. Н. Леонтьева.


Доп.точки доступа:
Мамардашвили, М. К. (философ); Дюркхайм, К. (психолог; психотерапевт; философ; дипломат ; 1896-1988); Хайдеггер, М. (философ ; 1889-1976); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Буякас, Татьяна Марковна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Инициирующие возможности феноменологического прочтения текста [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. - С. 127-137. - Библиогр.: с. 136-137 (22 назв.). - References in Russian: р. 137 (22 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.44
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
власть формы -- инициирующее воздействие -- психотехническая функция -- феноменологическая открытость -- феноменологический диалог -- феноменологическое прочтение -- художественный текст -- эмоциональное воздействие
Аннотация: В статье исследуются методологические положения Л. С. Выготского и М. К. Мамардашвили, указывающие на конструктивные возможности произведений искусства. Рассматривается инициирующее воздействие художественного текста, которое являет доселе незримое как в окружающем нас мире, так и в самих себе. Произведение искусства, соответственно, обретает важную психотехническую функцию. Исследования Л. С. Выготского и М. К. Мамардашвили позволяют говорить, что психотехническую функцию художественный текст обретает лишь при его феноменологическом прочтении. Поставлен вопрос об условиях возможности феноменологического прочтения текста. Показано, что им является фактор эмоциональной затронутости текстом. Феноменологический диалог между произведением искусства и "феноменологически открытым" читателем создает условия для эмоционального воздействия текста. В работе рассмотрены основания, которые позволяют произведениям искусства обладать инициирующими возможностями. Приведены примеры инициирующего воздействия художественного текста на студентов.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Мамардашвили, М. К. (философ ; 1930-1990)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Буякас, Татьяна Марковна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Экзистенциально-феноменологическое понимание тайны "молчания" [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2022. - № 1. - С. 124-134. - Библиогр.: с. 134 (10 назв.). - References in Russian: р. 134 (10 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
графические формы -- методы исследований -- молчание -- невыразимость -- ощущение трагического -- телесные ощущения -- феноменологический диалог -- феноменологическое движение -- целостность понимания -- чувствилище души -- эмпирические исследования
Аннотация: Философия и психология экзистенциализма открывают возможность говорить о понимании как о конструктивном элементе бытия, а не как об элементе системы знания. Человек, будучи неотъемлемой частью наблюдаемого мира, своим пониманием проявляет жизнь этого мира. Тайна "молчания", понятая В. Шекспиром, а вслед за ним Л. С. Выготским, связана с глубинным ощущением трагического, которое "заложено в основании нашей жизни", поэтому столь важно ее понимание. В статье представлено экзистенциально-феноменологическое исследование возможности постижения тайны "молчания", основываясь на методологических положениях Л. С. Выготского и практике Ю. Джендлина. Показано, как своим прочтением "Гамлета" Л. С. Выготский осуществляет феноменологическое движение к глубинному ощущению трагедии, которое позволяет достичь той "последней глубины", которая невыразима и протекает в молчании. Показана конструктивность такого движения для психолога-практика, который встречается с глубинными ранами человеческой души. Исходя из утверждения Л. С. Выготского о возможности восприятия невыразимого неким "чувствилищем души", в работе поставлен вопрос о методе, который открывает эту возможность. Исследования Ю. Джендлина и опыт данной практической работы позволяют предположить, что этим "чувствилищем души" может стать телесно чувствуемое ощущение: целостный ответ тела на ситуацию во всей ее полноте. Эмпирическое исследование возможности постижения тайны "молчания" выполнено методами "Фокусирование" и "Ведомое рисование". Результаты исследования позволяют говорить о возможности постижения тайны "молчания" и предлагают рассматривать телесные ощущения в качестве такого "чувствилища души". Метод "Ведомое рисование" открывает возможность выслушивать неотчетливо чувствуемое телесное ощущение и делать его более проявленным.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Джендлин, Ю (американский философ; психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)