Генина, Анна.
    Дорога по облакам, в бесконечность [Текст] : рецензия / Анна Генина // Знамя. - 2008. - N 9. - С. 224-225. - Рец. на кн.: Тишков Л. Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта - М.: Гаятри, 2007 . - ISSN 0130-1616
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
рецензии -- художники -- практические советы


Доп.точки доступа:
Тишков, Л.




    Петренко, Виктор Федорович.
    Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов [Текст] / В. Ф. Петренко, Е. А. Коротченко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, N 4 (октябрь-декабрь). - С. 19-40 : рис. - Библиогр.: с. 38-40 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 85.140 + 83.00
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

   Литературоведение

   Теория литературы

Кл.слова (ненормированные):
образная сфера -- живопись -- литература -- литературные тропы -- тропы -- визуальная семантика -- смысл -- метафора -- метонимия -- гипербола -- литота -- оксюморон -- психическая энергия -- психологические образы -- художественные произведения
Аннотация: Исследуется визуальная семантика. Рассматриваются виды тропов: метафора, метонимия, гипербола, литота, оксюморон и т. п. и делается попытка описания действия тропа на семантику психологического образа, а как следствие этого - на построение, трансформацию и преобразование смысла художественного произведения. Исследование проводится на материале живописных произведений.


Доп.точки доступа:
Коротченко, Евгения Александровна




    Подтихова, Евгения Александровна (ассистент каф. теории и практики перевода; аспирант каф. рус. филологии и методики преподавания рус. яз.).
    Трансформация денотативного объема художественного графического текста в процессе его вербализации [Текст] / Е. А. Подтихова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - N 13. - С. 114-117. - Библиогр.: с. 117 (11 назв. ) . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура, 21 в. нач.
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
художественные тексты -- графические тексты -- тексты -- вербализация -- денотативный объем -- номинация
Аннотация: Рассматриваются особенности и механизмы преобразования денотативного объема художественного графического текста в процессе его вербализации, в том числе рассматривается "вербализуемый минимум" художественного графического текста на уровне содержания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Рыков, Анатолий Владимирович (кандидат искусствоведения).
    Об историческом значении творчества Боттичелли [Текст] = On historical significance of Botticelli's art: the concept of an aesthetic form : понятие эстет. формы / А. В. Рыков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2010. - Вып. 2. - С. 115-122. - Библиогр.: с. 121-122 (24 назв. ) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 85.141 + 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Флоренция--Италия, 15 в.; 16 в.

   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
западное искусство -- искусство Италии -- искусство Возрождения -- Возрождение -- искусство Ренессанса -- Ренессанс -- неоплатонизм -- романтизм -- художники -- живописцы -- творчество художников -- интерпретация творчества -- эстетическая форма -- эпоха кватроченто -- кватроченто -- историческое значение -- картины -- композиция картины -- лейтмотивы -- тема смерти -- тема любви -- тема катарсиса -- термины
Аннотация: Вводится понятие искусства эстетической формы, как искусства "конденсации" жизни, обостряющее наше жизненное чувство и вместе с тем - искусство полета над жизнью, отрешения от нее, снятия напряжения, освобождения, катарсиса. Творчество флорентийского художника С. Боттичелли (1445-1510) рассматривается в качестве примера зарождения искусства эстетической формы.


Доп.точки доступа:
Боттичелли, С. (флорентийский художник ; 1445-1510)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Довгий, В. И.
    Проблемы движения в живописи [Текст] / В. И. Довгий // Культурология. - 2011. - N 4. - С. 107-115 . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 85.141 + 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи

   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
художники -- движение в живописи -- иероглифическое письмо -- кинематограф -- зрение -- техника письма -- сфумато -- картины
Аннотация: Проблемы движения в изобразительном искусстве на примере картины итальянского художника Леонардо да Винчи "Мона Лиза".


Доп.точки доступа:
Леонардо, Да Винчи
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Матсар, Майе (кандидат философских наук; старший преподаватель кафедры философии МГГУ им. М. А. Шолохова).
    Живопись: метафорика бытийственности среди виртуальных технологий [Текст] / М. Матсар // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 6. - С. 276-281. - Библиогр. в сносках (8 назв. )
УДК
ББК 85.140 + 87.8
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

   Эстетика

   Общие вопросы эстетики

Кл.слова (ненормированные):
живопись -- философия искусства -- метафорика -- бытийственность -- виртуальные технологии -- феноменология -- реальность -- восприятие
Аннотация: Статья посвящена анализу искусства живописи. Начиная с указания на современное состояние живописи, на ее неспособность конкурировать с другими источниками визуальной информации, автор ставит задачу выявления основного смысла живописи и ее сущностных особенностей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ковалевский, Андрей Николаевич (ассистент).
    Психолого-педагогические проблемы восприятия света и цвета у студентов факультета изобразительных искусств и дизайна при работе над пейзажем [Текст] / А. Н. Ковалевский // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 4 (40). - С. 257-260. - Библиогр.: с. 260 (7 назв. )
УДК
ББК 85.140 + 88.45
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

   Психология

   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
восприятие света -- восприятие цвета -- декоративная живопись -- живописные произведения -- зрительное восприятие -- изобразительная деятельность -- методы педагогического воздействия -- обучение студентов -- пейзажи -- преподавание изобразительного искусства -- психолого-педагогические проблемы -- психофизиология зрительного восприятия -- восприятие света -- работа над пейзажем -- факультеты изобразительных искусств -- художественная педагогика -- художники
Аннотация: Отмечается, что уровень живописного понимания, владение цветом, светом, тоновыми отношениями, во многом определяет качество обучения студентов факультета изобразительных искусств и дизайна. Для успешного индивидуального развития студентов преподавателю необходимо разумное сочетание методических форм и методов педагогического воздействия.


Доп.точки доступа:
Рощин, С. П.; Огородников, Ю. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    С. Г.
    Малевич К. Супрематизм [Текст] : [реферат] / С. Г. // Культурология. - 2012. - № 3. - С. 51-53. - Реф. ст.: Малевич К. Супрематизм // Малевич К. Черный квадрат. - СПб, 2008. - С. 50-62 . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
рефераты -- художники -- супрематизм -- движение цвета
Аннотация: Изложены идеи супрематизма - определенной системы, по которой происходит движение цвета через долгий путь своей культуры.


Доп.точки доступа:
Малевич, К. \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    !ozboz_W.pft: FILE NOT FOUND! : [реферат] / С. Г. // Культурология. - 2013. - № 2. - С. 25-27. - Реф. ст.: Бычков В. В. Конкретное искусство. Абстрактный экспрессионизм // Бычков В. В. Эстетическая аура бытия. - М., 2010. - С. 584-607 . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
абстрактное искусство -- конкретное искусство -- рефераты -- художники -- экспрессионизм
Аннотация: Сравнительный анализ различных стилей живописи - конкретного искусства и абстрактного экспрессионизма.


Доп.точки доступа:
Бычков, Виктор \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Васильева, Наталия.
    "Ненастоящие картины - настоящие деньги", или Все было наоборот? [Текст] / Наталия Васильева // Иностранная литература. - 2013. - № 4. - С. 258-262. - Номер озаглавлен: Круговорот масок: мистификация или фальсификация? . - ISSN 0130-6545
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
поддельные картины -- фальсификация картин -- художники-поддельщики
Аннотация: Автор, в связи с нашумевшем делом о фальсификации картин художником-поддельщиком Вольфгангом Бельтракки, рассуждает о том, являются ли поддельные картины просто копиями оригиналов, а подделка картин - мошенничеством и преступлением, или они представляют самостоятельную художественную ценность.


Доп.точки доступа:
Бельтракки, В. (художник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    С. Г.
    Черная точка иконного лика [Текст] : [реферат] / С. Г. // Культурология. - 2013. - № 3. - С. 125-129. - Реф. ст.: Иванов М. Черная точка иконного лика. - Режим доступа: http: //magazines. russ. ru/zvezda/2013/1/i14. html . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
глаза -- иконный лик -- иконопись -- иконы -- рефераты -- цвет глаз -- черный цвет
Аннотация: Знаковый черный цвет глаз персонажа изображенного на иконе как выразительное средство иконописания.


Доп.точки доступа:
Иванов, М. \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Беспалов, Олег Валентинович (кандидат философских наук).
    Удовольствие различения в абстрактной живописи и литературном нонсенсе [Текст] / О. В. Беспалов // Человек. - 2018. - № 1. - С. 38-56 : фот., ил. - Библиогр.: с. 56 (7 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 88.45 + 83.00 + 85.140
Рубрики: Психология
   Психология творчества

   Литературоведение

   Теория литературы

   Изобразительное искусство и архитектура

   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
абстрактная живопись -- абстрактное искусство -- абстракция -- абсурд -- восприятие живописи -- восприятие искусства -- восприятие литературных текстов -- восприятие света -- восприятие цвета -- картины -- литературный нонсенс -- опыт сознания -- первичный опыт -- писатели -- поэмы -- психология восприятия -- психология творчества -- различение -- рефлексия -- романы -- сказки -- сознание -- художники
Аннотация: Психофизиология сознания исследуется через рефлексию творчества и восприятия живописной абстракции и литературного нонсенса. Рассматриваются проявления первичного опыта различения звуков, цвета и света как первые шаги сознания.


Доп.точки доступа:
Кэролл, Л. (английский писатель; математик ; 1832-1898); Кандинский, В. В. (русский художник-график ; 1866-1944); Де Сталь, Н. (художник ; 1914-1955); Сталь фон Гольштейн, Н. В. (художник ; 1914-1955)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косполова, Наталья Эмильевна (соискатель ученой степени кандидата культурологии).
    Эволюция женского образа в иконах Михаила Ковригина [Текст] / Косполова Наталья Эмильевна // Вопросы культурологии. - 2018. - № 3 (март). - С. 76-81 : ил. - Библиогр.: с. 81 (11 назв.) . - ISSN 2073-9702
УДК
ББК 85.140 + 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

   История живописи--Россия--Сибирь, 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
антропологические типы -- женские образы -- иконописцы -- иконы -- краснофонные иконы -- образ Богоматери -- сибирские краснушки -- сибирское иконописание
Аннотация: В статье доказывается продуктивность применения в теоретических аспектах реставрационных исследований антропологического метода в контексте сравнительного анализа. Прослеживается эволюция женского образа на малоисследованном материале сибирского иконописания XIX в. Вводится в искусствоведческий оборот имя сибирского иконописца Михаила Ковригина.


Доп.точки доступа:
Ковригин, М. (иконописец)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маиер, Полина Вячеславовна (докторант; научный сотрудник).
    Визуальные практики Средневековой Руси. Взаимосвязь слова и образа на примере иконографического мотива крыльев Христа Распятого Серафима [Текст] / П. В. Маиер // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2018. - № 1 (71) (март). - С. 116-139 : рис. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 85.141 + 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Россия--Московское государство, 15 в. кон.; 16 в. сер.

   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
Средневековая Русь -- византийские образцы иконописи -- визуальное богословие -- визуальные метафоры -- визуальные практики -- изображения крылатого Христа -- иконографические мотивы -- иконографические типы -- иконографический мотив крыльев распятого Христа -- иконографический тип Распятый Серафим -- образ распятого Христа с крыльями -- русская иконопись -- сакральное искусство -- средневековая живопись -- толкования
Аннотация: В исследовании рассматриваются визуальные практики в области сакрального искусства Руси конца 15 - середины 16 в. на примере редкого иконографического мотива крыльев распятого Христа. На основе письменных источников делается вывод о преобладающем влиянии византийских образцов на появление этого мотива в русской иконописи. Отмечается, что к иконографическому типу Распятый Серафим на рубеже 15-16 вв. было составлено толкование, в котором объяснялись отдельные иконографические мотивы и элементы.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Грошев, И. П.
    Принцип наглядности в процессе обучения студентов ХГФ живописи пейзажа [Текст] / И. П. Грошев // Вопросы гуманитарных наук. - 2010. - № 1 (45). - С. 176-177 . - ISSN 1684-2618
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
дидактика -- наглядные пособия -- пейзажные мотивы -- практические показы -- преподавание основ живописи -- учителя изобразительного искусства -- цветовые отношения
Аннотация: Обучение живописи будущего учителя изобразительного искусства будет отвечать поставленной задаче лишь в том случае, если оно будет сохранять академические требования, в частности, следовать основным принципам дидактики. В числе важнейших дидактических принципов обучения хочется особенно отметить принцип наглядности, который является необходимым при обучении живописи.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Грошев, И. П.
    Применение метода демонстрации в рамках занятий живописью пейзажа со студентами ХГФ в условиях плэнэра [Текст] / И. П. Грошев // Вопросы гуманитарных наук. - 2010. - № 1 (45). - С. 174-175 . - ISSN 1684-2618
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
мастер-классы -- педагогическая деятельность -- практические показы -- преподавание основ живописи -- словесные методы
Аннотация: Метод практического показа педагогом, для успешного обучения студентов, необходимо использовать на каждом практическом занятии в условиях плэнэра. Данный метод способен значительно повысить эффективность процесса обучения, а также сформировать гармоничную связь между студентами и преподавателем.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шаропова, Нигина Рустамовна.
    Взгляд и дистанция: проблема глубины в исследованиях образов [Текст] / Н. Р. Шаропова // Человек. - 2019. - № 5. - С. 136-155 : фот., ил., сх. - Библиогр.: с. 153-155 (13 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 85.140 + 87.8
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

   Эстетика

   Общие вопросы эстетики

Кл.слова (ненормированные):
анаморфоза -- взгляд -- визуальное восприятие -- живопись -- зрительно-образное восприятие -- картины -- образ -- проективная геометрия -- феноменология восприятия -- французские философы -- художники
Аннотация: Рассматриваются вопрос об отношении видимого и субъектного в визуальных образах, с одной стороны, и проблема образа как дистантности - с другой. Эту связь автор показывает, опираясь на рассуждения М. Мерло-Понти о глубине, которая задана взглядом, и дистанции как постоянно отступающем горизонте. Взаимная обусловленность видимого и субъекта далее рассматривается посредством обращения к предпринятому Ж. Лаканом анализу картины Г. Гольбейна "Послы", где взгляд субъекта непосредственно связан с глубиной перспективы и ее удвоением на полотне.


Доп.точки доступа:
Мерло-Понти, М. (французский философ ; 1908-1961); Лакан, Ж. (французский философ ; 1901-1981); Гольбейн, Г. (младший; немецкий художник-живописец ; 1497-1540)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ли Чжи Ен (кандидат филологических наук).
    "Совершенно тёмное пятно": супрематическая пангеометрия и проблема (не)видения [Текст] / Ли Чжи Ен, Н. Ю. Грякалова // Вопросы философии. - 2020. - № 12. - С. 81-92. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
(не) видение -- аксонометрическая проекция -- видение -- обратная перспектива -- пангеометрия -- религиозная философия -- русский авангард -- супрематизм -- супрематическая живопись -- феноменология -- философия искусства -- четвёртое измерение
Аннотация: Анализируется религиозно-философская составляющая супрематической живописи К. Малевича и её революционность на фоне обсуждения теоретических понятий и концепций ближайшего и отдалённого контекста. Прослеживаются этапы концептуализации супрематизма.


Доп.точки доступа:
Грякалова, Наталия Юрьевна (доктор филологических наук); Малевич, К. С. (художник-авангардист; теоретик искусства ; 1879-1935); Лисицкий, Л. М. (советский художник; архитектор ; 1890-1941); Успенский, П. Д. (русский эзотерик ; 1878-1947)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)