Захаревич, А. Г.
    Эпический театр: проблема использования смеховых форм [Текст] / А. Г. Захаревич // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. A, Гуманитарные науки. - 2009. - N 1. - С. 73-76. - Библиогр.: с. 76 (8 назв. )
УДК
ББК 85.334 + 85.334
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
   Драматический театр

Кл.слова (ненормированные):
ирония -- сарказм -- гротеск -- пародия -- эпический театр -- театры -- драматурги -- режиссеры -- смеховые формы
Аннотация: Исследуется феномен эпического театра и проблема использования в нём смеховых форм (иронии, сарказма, пародии, гротеска). Термин "эпический театр" в статье употребляется в широком смысле, определяя не только творчество немецкого драматурга и режиссёра, автора теории "эпического театра" Бертольта Брехта, но и его последователей - швейцарских драматургов Макса Фриша, Фридриха Дюрренматта. Широкая трактовка термина "эпический театр" позволила подчеркнуть общую характерную направленность творческого метода Брехта, Фриша и Дюрренматта на создание "эффекта очуждения", или "остранения". Сущность "эффекта очуждения" заключается в целенаправленном разрушении драматургами иллюзии правдоподобия театрального представления, в дистанцировании зрителя от непосредственного, основанного на вживании восприятия постановки и в активизации его мыслительной деятельности. Показана специфика смеховых форм, выявляются предпосылки использования иронии, сарказма, гротеска, пародии в эпическом театре. В качестве примеров приводятся произведения Б. Брехта, М. Фриша, Ф. Дюрренматта.


Доп.точки доступа:
Брехт, Б.; Фриш, М.; Дюрренматт, Ф.




    Кондаков Д. А. (канд. филол. наук).
    Поэтика и эстетика "эпического театра" Б. Брехта как основа творческой концепции Р. Барта [Текст] / Д. А. Кондаков // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. A, Гуманитарные науки. - 2009. - N 1. - С. 122-127. - Библиогр.: с. 127 (16 назв. )
УДК
ББК 83.2 + 83.2
Рубрики: Литературоведение
   Анализ литературного произведения. Литературная критика, 20 в. 50-е гг.

Кл.слова (ненормированные):
писатели -- драматурги -- анализ произведений -- эпический театр -- театры -- эссеистика -- театральная критика -- произведения -- поэтика -- сравнительный анализ -- эстетика -- жанры -- творческие концепции
Аннотация: Рассматриваются особенности адаптации и переосмысления эстетических идей и драматургической практики создателя "эпического театра" Б. Брехта в театральной критике и эссеистике Р. Барта. Идеи "эпического театра" стали концептуальной основой "Мифологий" и других книг Барта 1950-х годов. В них, несмотря на эволюцию взглядов, Барт разоблачает штампы "буржуазного", массового сознания, занимается демифологизацией, отдавая себе отчет в неистребимости мифов. Он избегает принимать ответственность за слово, выносить окончательные суждения, скрывает авторскую индивидуальность за маской, как и Брехт. В то же время разделение Бартом литературных произведений на "тексты для чтения" и "тексты для письма", отстаивание принципиальной многозначности в качестве эстетического достоинства произведения противопоставляет его основам брехтовского идеологизма в искусстве.


Доп.точки доступа:
Барт, Р.; Брехт, Б.