Чурляева, Т. Н. Формирование читательской компетенции в условиях современного общества [Текст] / Т. Н. Чурляева> // Библиотека в эпоху перемен. - 2011. - № 3. - С. 91-96. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Библиотечное дело Теория библиотечного дела Социология Социология книги, чтения, библиотек Кл.слова (ненормированные): читательская компетенция -- современное общество -- читательская культура -- читательские стратегии -- личность -- чтение -- культура чтения Аннотация: Проблема кризиса читательской культуры в современном российском обществе. Потенциальные возможности новых текстовых стратегий, для формирования новых читательских стратегий в целях саморазвития личности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Миронова, Ксения Вадимовна (кандидат психологических наук; научный сотрудник). Понимание текста подростками 11-12 лет в процессе смыслового чтения с бумажных и электронных носителей [Текст] / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова> // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. - С. 99-110. - Библиогр.: с. 108-109 (38 назв.). - Ref.: p. 110 (16 names) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Психология чтения и психология библиотечной работы Кл.слова (ненормированные): подростки -- понимание текста -- скимминг -- скроллинг -- цифровое чтение -- читательская компетентность -- читательские стратегии -- чтение с листа -- чтение с экрана Аннотация: В статье представлено сравнительное исследование уровня понимания текста российскими подростками 11-12 лет в ходе чтения с листа и с экрана. Качественный и количественный анализ полученных данных показал, что читавшие с экрана справились с диагностикой лучше, чем читавшие с листа, однако различия в результатах выполнения большинства заданий были незначимыми. Обнаружена следующая закономерность: понимание основной мысли сопряжено с уровнем читательской компетентности и практически не зависит от использованного носителя, в то время как фактуальную информацию многие подростки успешнее выявляют при работе с электронным текстом. По сравнению с пятиклассниками, учащиеся шестых классов показали значимо более высокие результаты, что свидетельствует о некотором прогрессе в понимании текста у школьников. Однако в целом вне зависимости от использованного носителя большинство испытуемых демонстрировали низкий уровень понимания концепта, что подтверждает устойчивую неблагоприятную ситуацию со смысловым чтением в общеобразовательных школах. Показано, что изменения в способах представления текста влекут за собой применение новых читательских стратегий: поисковое и просмотровое чтение путем скроллинга и скимминга, обработка текста сверху вниз (а не только слева направо), использование возможностей цифровых носителей для нахождения конкретной информации, минуя собственно этап чтения. Вместе с тем можно утверждать, что психологические механизмы понимания текста в процессе чтения с листа и с экрана являются сходными, поэтому для успешного цифрового чтения необходимы прежде всего сформированные навыки чтения с листа. Доп.точки доступа: Борисенко, Наталья Анатольевна (кандидат филологических наук; ведущий научный сотрудник); Шишкова, Светлана Викторовна (старший научный сотрудник) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |