Kotov, Aleskandr E. (Doctor in History; Associate Professor).
    Conservatives against Uvarov’s Triad [Text] = Консерваторы против уваровской триады / A. E. Kotov, A. A. Amosova // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2018. - № 4. - С. 1031-1046. - Библиогр. в сносках. - Библиогр.: с. 1046 (13 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 63.3(2)5
Рубрики: История
   Россия в XVIII в. - 1917 г.--Российская империя, 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
консерватизм -- монархия -- народность -- национализм -- православие -- русский консерватизм -- самодержавие -- славянофильство -- уваровская триада
Аннотация: Понятие "русский консерватизм" обычно ассоциируется с лояльностью самодержавию и поддержкой так называемой уваровской триады. Вместе с тем еще советские исследователи, говоря об отдельных консерваторах, отмечали их расхождения с магистральной линией политики самодержавия. Консерваторы не составляли единого целого. Лагерь консерваторов распадался на многочисленные кружки, группировки, "партии" и "направления" самых разных и причудливых оттенков. Борьба между этими "направлениями" нередко приводила консерваторов к сущностным противоречиям с отдельными элементами "триады". Наиболее сложными были отношения с принципом "народности". Этот последний и самый "инновационный" элемент уваровской триады был главной святыней славянофильства и катковского направления. Наиболее резко критиковали идею "народности" идеологи сословно-дворянского консерватизма - редакторы газеты "Весть" В. Д. Скарятин и Н. Н. Юматов. "Весть" не без остроумия опровергала славянофильские представления о природном монархизме народных масс. Другой элемент уваровской триады - православие - в консервативной среде не подвергался открытой критике. Однако отношение к нему не было столь однозначным, как может показаться на первый взгляд. В славянофильском богословии присутствовали значимые протестантские тенденции, а М. Н. Катков был принципиальным противником самостоятельной и влиятельной церкви. Центральный элемент уваровской триады - самодержавие - также претерпел в восприятии консерваторов своеобразную, не всегда заметную трансформацию. С принципом неограниченной самодержавной власти объективно вступало в противоречие направление газеты "Весть". В представлениях славянофильского и катковского направлений практически исчезал тезис о божественном происхождении царской власти. Наконец, по мере реализации "контрреформ" в консервативной среде зрело недовольство властью.


Доп.точки доступа:
Amosova, Alisa A. (PhD in History; Associate Professor); Уваров, С. С. (граф; русский антиковед; государственный деятель; министр народного просвещения; почетный член и президент Императорской Академии наук; действительный член Императорской Российской академии; наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности ; 1786-1855)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Котов, Александр Эдуардович.
    "Заветные принципы Ивана Кулжинского" [Текст] / А. Э. Котов // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2021. - № 1. - С. 3-24. - Библиогр. в конце ст. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 63.3(2)5
Рубрики: История
   Россия в XVIII в. - 1917 г., 19 в. 2-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- консерватизм русский -- народное просвещение -- национализм -- принципы самобытности -- просвещение народное -- русификация -- русский консерватизм -- самобытность русская -- славянофильство -- уваровская триада -- украинофильство
Аннотация: Первый опыт интеллектуальной биографии Ивана Григорьевича Кулжинского (1803-1884) - русского консерватора и историка. Отстаивая принципы национальной самобытности, призывая к отказу от использования иностранных языков, тем не менее, никогда не критиковал петровские реформы, считая, что они не затронули основ церкви и самодержавия. Позднее И. Г. Кулжинский призывал к переходу начальных школ под полный контроль церкви.


Доп.точки доступа:
Кулжинский, И. Г. (русский педагог; писатель; историк ; 1803-1884); Министерство народного просвещения
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)