Груздев, Иван Андреевич (магистр; аналитик Центра внутреннего мониторинга). Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы [Текст] / И. А. Груздев [и др.]> // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 67-81 : рис. - Библиогр.: с. 80 (23 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия Кл.слова (ненормированные): академическая культура -- высшее образование -- студенческий отсев -- финансирование образования -- эффективность обучения Аннотация: Возрастающее внимание к проблеме студенческого отсева обусловлено демографическими сдвигами, происходящими в мире и актуальными для современной России. Для вузов она приобрела особую остроту в связи с изменением принципов их финансирования. Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов из российских вузов представляет собой принудительное отчисление, в то время как решение о выбытии, например, из американского университета студент обычно принимает сам. Соответственно различаются и средства, которые вузы могут использовать для снижения отсева: в первом случае это пересмотр критериев оценивания студентов и разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, во втором - стимулирование интеграции студентов в академическую среду. Доп.точки доступа: Горбунова, Е. В. (магистр; аналитик Центра внутреннего мониторинга); Фрумин, Исак Давидович (доктор педагогических наук; профессор; научный руководитель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Терентьев, Евгений Андреевич (магистр социологии; аналитик). Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов [Текст] / Е. А. Терентьев, И. А. Груздев, Е. В. Горбунова> // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 129-151 : 1 табл. - Библиогр.: с. 149 (21 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- дискурс-анализ -- миссия университета -- реформирование образования -- студенческий отсев Аннотация: Представлены результаты дискурс-анализа текстов полуструктурированных интервью с преподавателями девяти российских вузов. В фокусе анализа — нарративы о студенческом отсеве и его причинах. В целом дискурс преподавателей является обвинительным по отношению ; к студенту. Все нарративы могут быть объединены и описаны в рамках метафоры судебного процесса. В наиболее явном виде сюжет с обвинением развивается в типе дискурса, который назван прокурорским, но и в дискурсах адвоката и судьи ответственность за отсев приписывается студентам. Все три дискурса конструируют символические барьеры между университетом и преподавателями с одной стороны и студентами с другой. Эти барьеры работают на обоснование непричастности преподавателей к студенческому отсеву. Ни в одном из типов дискурса не артикулируется миссия университета и не проблематизируются основания и цели его деятельности. Авторы высказывают предположение, что дискурс о "плохом студенте" является отражением реальных проблем, связанных с массовизацией образования и неизбежным изменением студенческого контингента. Анализ дискурса преподавателей позволяет выдвинуть гипотезу, что их реакция на эти изменения ограничивается фиксацией проблем и обоснованием своей непричастности к ним. Конструирование символических барьеров может включать установление границ не только по отношению к студентам, но и по отношению к изменениям, происходящим в системе образования. Такие границы крайне усложняют процесс адаптации к этим изменениям и делают его слабо управляемым. Доп.точки доступа: Груздев, Иван Андреевич (магистр социологии; директор); Горбунова, Елена Васильевна (магистр социологии; аналитик) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |