Демин, В. И. От "Нарспи" к "Гале" [Текст] / В. И. Демин> // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2011. - N 1. - С. 146-149 . - ISSN 0236-2910
Рубрики: Литературоведение Анализ литературного произведения. Литературная критика Литература народов России--Мордовия--Россия--Чувашская Республика, 20 в. Кл.слова (ненормированные): мордовские поэты -- национальная поэзия -- поэмы -- сравнительно-типологический анализ -- творческие связи -- чувашские поэты Аннотация: В статье на основе проведения сравнительно-типологических параллелей между поэмами А. В. Рогожина "Гале" и К. В. Иванова "Нарспи" раскрывается неизвестная страница творческих связей мордовских и чувашских художников слова, что особенно актуально в период подготовки к знаменательному событию - тысячелетию единения мордовского народа с народами российского государства. Доп.точки доступа: Рогожин, А. В. (1909-1944); Иванов, К. В. (1890-1915) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кузнецова, Валентина Николаевна. Изучение средневековых зооморфных изображений лесной зоны восточной Европы во второй половине XIX - начале XXI в. [Текст] / В. Н. Кузнецова> // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2013. - Вып. 1. - С. 156-162. - Библиогр.: с. 161-162 (44 назв.) . - ISSN 1812-9323
Рубрики: История Историография Археология Археология России, 19 в. кон.; 20 в.; 21 в. нач. Кл.слова (ненормированные): археолого-этнографические сопоставления -- зооморфные украшения -- исследования -- контекст -- объекты -- сравнительно-типологический анализ -- тенденции -- типы Аннотация: С конца XIX в. зооморфные украшения рассматривались в контексте средневековых культур Урало-Поволжья и как самостоятельный объект исследования. Анализ историографии выявил использование неравноценных признаков при выделении типов изделий, являющееся логической ошибкой. Автор обозначает два интерпретационных подхода: широкий и узкий спектры историко-культурных аналогий. Первый, включающий материал в ряд семиотических значений, возник в конце XIX в., последний, подчеркивающий его этнокультурную специфику, проявился на рубеже XX-XXI вв. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шешкен, Алла Геннадьевна (доктор филологических наук). Особенности образа самозванца Петра III в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и драме "Самозванец Степан Малый" П. П. Негоша [Текст] / А. Г. Шешкен> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 132-140. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Литература Европы, 19 в. Кл.слова (ненормированные): ирония -- образ самозванца -- портретные детали -- реализм -- самозванство -- самозванцы -- сербская литература -- сравнительно-типологический анализ Аннотация: Впервые в науке предпринят сравнительно-типологический анализ "Капитанской дочки" Пушкина и драмы Негоша "Самозванец Степан Малый". Драма Негоша традиционно сопоставлялась с "Борисом Годуновым". Важным аргументом для расширения поля исследования является то, что протагонистом в "Капитанской дочке" и "Самозванце Степане Малом" выступает самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося Петра III. Учитывая глубокий интерес Негоша к творчеству Пушкина, можно утверждать, что размышления правителя Черногории над проблемой законной власти и самозванства были изображены им в диалоге с "Борисом Годуновым" и "Капитанской дочкой". В драме Негоша есть прямая отсылка к пугачевскому бунту и упоминание Пугачева. Сопоставительный анализ образов двух Лжепетров III позволил выделить некоторые общие черты и сделать вывод о сходстве точек зрения Пушкина и Негоша на самозванство. Пугачев и Степан Малый изображены как авантюристы, злоупотребляющие доверием народа и вынужденные постоянно доказывать свое происхождение; они талантливы, артистичны и обаятельны, но подчеркивается очевидность их обмана. Ирония дополняет сложный психологический портрет Пугачева и углубляет образ Степана Малого. Заметно и принципиальное различие в трактовке персонажей: Пугачев Пушкина - яркий народный характер, человек стихии; Степан Малый - часть рациональной силы, государства; истинные герои у Негоша - воины, присягающие на верность России. В трактовке самозванства и самозванцев у классиков национальных литератур отразились соответственно русская и балканская картина мира. Доп.точки доступа: Пушкин, А. С. (русский поэт); Негош, П. П. (сербский и черногорский поэт) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |