Веракса, А. Н.
    Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст [Текст] / А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 1. - С. 79-113. - Библиогр.: с. 101-113 (83 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная гибкость -- культурно-историческая теория -- метакогнитивная регуляция -- метапознание -- психология детей -- рабочая память -- регуляторные функции -- саморегуляция -- сдерживающий контроль
Аннотация: Обзор посвящен взаимосвязи регуляторных функций и метапознания в контексте культурно-исторической перспективы. На материале исследований показана общность и различия указанных конструктов. Отдельное внимание уделяется развитию регуляторных функций и метапознания, их связи с академической успешностью детей, роль социального аспекта в их становлении. Показана значимость взрослого в направленном формировании метапознания и саморегуляции, что подтверждает положения культурно-исторической теории. В рамках культурно-исторической парадигмы рассматривается несколько механизмов развития регуляторных функций: подражание, основанное на понимании; знаковое опосредствование; а также общение в социальной ситуации развития. Л. С. Выготский отмечал, что высшие психические функции возникают на основе реальных взаимодействий людей, интериоризируются, превращаясь в психологические функции. В обзоре установлено, что одной из распространенных моделей структуры регуляторных функций является модель, которая включает в себя такие компоненты как "рабочую память", "сдерживающий контроль" и "когнитивную гибкость".


Доп.точки доступа:
Веракса, Н. Е.; Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Пиаже, Ж. (психолог ; 1896-1980)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников [Текст] = Relationship Between the Use of DIgital Devices and Executive Functions Development in Preschool Children / Н. Е. Веракса, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Веракса, Е. А. Чичинина // Психологический журнал. - 2022. - Т. 43, № 1. - С. 51-59 : табл. - Библиогр.: с. 56-59 (31 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
взаимосвязь -- дети -- дошкольники -- дошкольный возраст -- использование цифровых устройств -- психология развития -- рабочая память -- развитие регуляторных функций -- регуляторные функции -- сдерживающий контроль -- цифровые устройства -- экранное время детей
Аннотация: Современные дошкольники активно пользуются цифровыми устройствами, что неизбежно влияет на развитие их регуляторных функций. Проведенное исследование показало, что дети, пользующиеся цифровыми устройствами раз в неделю, имеют более высокий уровень развития слуховой рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля, чем дети, пользующиеся цифровыми устройствами 3-4 раза в неделю. На основе полученных результатов исследования сделан вывод о необходимости контроля со стороны взрослых над использованием цифровых устройств детьми.


Доп.точки доступа:
Веракса, Н. Е.; Бухаленкова, Д. А.; Веракса, А. Н.; Чичинина, Е. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бухаленкова, Д. А.
    Развитие сдерживающего контроля у детей при переходе из детского сада в школу во время пандемии COVID-19: лонгитюдное исследование [Текст] / Д. А. Бухаленкова, Д. М. Нечаева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 4. - С. 36-63. - Библиогр.: с. 53-63 (6 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.8 + 88.37
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
возрастная психология -- дошкольный возраст -- лонгитюдные исследования -- младший школьный возраст -- пандемия COVID-19 -- регуляторные функции -- сдерживающий контроль -- семейные факторы -- удаленное обучение -- физическая активность детей -- экранное время детей
Аннотация: Пандемия COVID-19 представляет собой уникальную ситуацию, не происходившую ранее. Проведенные исследования показывают, что данный период оказал долгосрочный эффект на развитие детей. Сдерживающий контроль является одним из основных компонентов регуляторных функций, предсказывающий дальнейшую успешность ребенка во многих сферах. Целью данного исследования являлось изучение особенностей динамики развития сдерживающего контроля у детей в возрасте 5–8 лет (от старшего дошкольного до младшего школьного возраста) во время пандемии COVID-19, а также сопоставление показателей развития сдерживающего контроля у первоклассников до и во время пандемии.


Доп.точки доступа:
Нечаева, Д. М.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)