Костромина, Светлана Николаевна (доктор психологических наук; профессор).
    Возникающее как предмет исследования в психологии личности [Текст] / С. Н. Костромина, Н. В. Гришина // Вопросы психологии. - 2021. - № 4. - С. 21-37. - Библиогр.: с. 35-36 (38 назв.). - References in Russian: р. 36-37 (27 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
внутреннее время -- возникающее -- динамический подход -- изменчивость -- необратимость -- неравновесность -- процессуальная природа личности -- психология возможного -- психология изменений -- существующее -- теория нелинейных систем -- устойчивость
Аннотация: Обсуждаются теоретические и методологические вопросы изучения личности с учетом изменившейся реальности. В поиске новой методологии в современной психологии личности обозначаются потенциальные точки соприкосновения представлений о процессуальной природе личности на основе динамично развивающихся направлений: психологии изменения и психологии возможного. С опорой на динамический подход (К. Левин, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и другие) и теорию нелинейных систем (И. Р. Пригожин) обосновывается идея о необходимости изучения личности как непредсказуемо, необратимо и неопределенно изменяющейся системы. В связи с этим предметом исследования для понимания изменчивости личности должно выступать не существующее, а возникающее. В этом ракурсе будущее становится главным измерением, а возможные будущие события - значимым источником объяснения настоящего. Смещение фокуса внимания с существующего на возникающее дает возможность раскрыть процессы обретения личностью параметров нового порядка - событий, которые не имеют обратного движения, которые происходят за счет неограниченной вариативности возможных способов существования системы. В контексте возникающего время обретает для личности новый смысл. Оно представляет собой внутреннюю переменную - историю, которая различает прошлое и будущее, обозначает направленность становления пространственно-временной организации личности и ее переход на новый режим функционирования. Возникающее фактически служит объединяющим элементом проблематики психологии возможного и психологии изменений. Изменения могут происходить только в сфере возможного, а возможное потенциально содержит в себе изменения и через них переходит в действительность. Момент соединения возможного с готовностью/способностью личности к изменениям порождает возникающее. Таким образом, исследование возникающего в психологии личности определяется его пониманием как результата изменений в пространстве возможного.


Доп.точки доступа:
Гришина, Наталия Владимировна (доктор психологических наук; профессор); Левин, К.; Рубинштейн, С. Л.; Брушлинский, А. В.; Анцыферова, Л. И.; Пригожин, И. Р.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник).
    Диалоги о мышлении между А. В. Брушлинским и О. К. Тихомировым (к 90-летию со дня рождения) [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2023. - № 2. - С. 116-125. - Библиогр.: с. 124 (19 назв.). - References in Russian: p. 124-125 (13 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дискуссии -- индивидуальное мышление -- критическое мышление -- мышление -- предвидение -- предвосхищение -- прогнозирование -- психические новообразования -- психология возможного -- психология мышления -- репродуктивное мышление -- творческое мышление
Аннотация: Анализируется предметное поле диалогических рассуждений двух выдающихся российских психологов о структуре и функциях мышления. Выделяются три ключевые проблемы. Первая - соотношение предвидения, предвосхищения и прогнозирования в мышлении. Обосновывается, что по этому вопросу у А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова были очень сходные научные позиции. Другая проблема - обсуждение психических новообразований, свидетельствующих о творческом характере мышления. Третья проблема - обсуждение вклада обоих ученых в формирование современной психологии возможного. Выявлены и дискуссионные вопросы. Один из них - утверждение О. К. Тихомирова о существовании репродуктивного мышления и несогласие с этим его оппонента. Другой дискуссионный вопрос - играет ли решающую роль в мышлении выбор альтернативных вариантов решения. А. В. Брушлинский считал, что выбор не характерен для творческого мышления, он возможен только в задачах об эмпирической реальности с четко заданным в условиях набором альтернатив. О. К. Тихомиров много усилий приложил к анализу психологических условий реализации выбора. Третий дискуссионный вопрос относился к наиболее обобщенному теоретико-методологическому расхождению между двумя психологами - структуре теории деятельности, восходящей к их учителям А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну. Различие заключается в признании разного удельного веса природных и социальных факторов, внутренних и внешних условий развития и формирования психики. Делается вывод, что ключевые идеи диалогов сегодня не потеряли своей актуальности, они являются значимыми, в частности, в контексте психологических исследований искусственного интеллекта.


Доп.точки доступа:
Брушлинский, А. В. (психолог ; 1933-2002); Тихомиров, О. К. (психолог ; 1933-2001)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)