Бобрецова, Александра Витальевна (основатель; генеральный директор; историк; социолог; антрополог; HR-специалист).
    Карьера в науке: план профессионального развития. Как стать "настоящим ученым" в XXI веке [Текст] / Александра Витальевна Бобрецова // Ученый совет. - 2012. - № 12. - С. 51-54 : 1 фот. . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 72.4
Рубрики: Наука. Науковедение
   Организация науки

Кл.слова (ненормированные):
аспирантура -- диагональная карьера -- исследования -- карьера ученого -- междисциплинарные исследования -- научная деятельность -- научная карьера -- призвание ученого -- ученые
Аннотация: Что такое карьера ученого в XXI веке? Хороший вопрос, требует понимания, что такое наука в XXI веке, где она делается сейчас, на чем сфокусирована. Что собой представляет этот социальный или профессиональный институт и кто определяет траектории развития ученых? Кто дает право считать себя ученым? У кого право на "нейминг"? Профессиональные сообщества, специальные документы и институты или ты сам себе даешь право называть себя ученым? Эти вопросы очень непростые именно сейчас, когда растет роль междисциплинарных и прикладных исследований, международных проектов и вопрос: кто и как выдает "ярлык на княжение" в дисциплине, в междисциплинарном поле? - становится как никогда важным.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пружинин, Борис Исаевич (доктор философских наук).
    Наука как профессия и как феномен культуры [Текст] / Б. И. Пружинин // Вопросы философии. - 2019. - № 8. - С. 5-9. - Библиогр.: с. 9 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
мотивация ученых -- наука -- научная деятельность -- призвание ученого -- профессии -- социология науки -- ученые -- эпистемология
Аннотация: В докладе, прочитанном для студенческой элиты сто лет назад Макс Вебер констатировал: из деятельности ученого уходит мотивация, основанная на призвании, остаются социализованные мотивы профессиональной работы - бытовые, карьерные, политико-идеологические. Сегодня эту веберовскую констатацию можно просто проецировать на современную науку, в значительной мере уже превратившуюся в прагматически ориентированную социально-экономическую институцию. Между тем, последствия вытеснения из деятельности ученого элемента призвания, наполняющего экзистенциальным смыслом его стремление познавать реальность, оборачиваются для научной деятельности весьма серьезными проблемами, в том числе, на уровне когнитивных практик. Вопрос в том, каким должен быть вектор концептуального осмысления этой проблематики, позволяющий хотя бы прояснить перспективы науки. В статье автор обосновывает тезис о том, что, при всей важности социально-институциональных измерений научной деятельности, социологическое рассмотрение науки способно лишь зафиксировать сложившееся положения дел.


Доп.точки доступа:
Вебер, М. (немецкий философ; социолог ; 1864-1920)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Антоновский, Александр Юрьевич (доктор философских наук; ведущий научный сотрудник; доцент).
    Как сегодня возможна критика Макса Вебера? [Текст] / А. Ю. Антоновский, Р. Э. Бараш // Вопросы философии. - 2019. - № 8. - С. 10-14. - Библиогр.: с. 13-14 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
задача науки -- мотивации ученого -- наука -- научное знание -- ненаука -- общество и природа -- призвание ученого -- природа и общество -- профессия ученого
Аннотация: Авторы проводят мысль о том, что в лекции "Наука как призвание и профессия" М. Вебер артикулировал ряд противоречий в отношении современного для него состояния и перспектив научного знания и исследовательской коммуникации. Научное сообщество представлялось М. Веберу обладающим исключительной способностью производить "объективные" (а не субъективно-оценочные) высказывания о природе и обществе. Однако именно высказанная 100 лет назад идея разграничения науки и не-науки и вытекающее отсюда суверенное право ученых определять направления научного и технического развития вступили в фундаментальное противоречие с современным обществом, в котором наука все больше профессионализируется и превращается в "государственно-капиталистическое предприятие", а индивидуальные смыслы и мотивации ученого, его представления о собственной особой миссии или призвании утрачивают смысл. И хотя сам дискурс лекции ориентирован на демифологизацию миссии современного ученого. Вебер, по мнению авторов, видит универсальную задачу науки в обеспечении ясности альтернативных позиций, а ученый выступает всеприсутствующим наблюдателем или судьёй, обозначающим перед человеком набор последствий того или иного действия.


Доп.точки доступа:
Бараш, Раиса Эдуардовна (кандидат политических наук; старший научный сотрудник); Вебер, М. (немецкий философ; социолог ; 1864-1920)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шибаршина, Светлана Викторовна (кандидат философских наук; доцент).
    Взаимодействие между учеными и обществом в XXI веке в свете переосмысления работы Макса Вебера [Текст] / С. В. Шибаршина // Вопросы философии. - 2019. - № 8. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
назначение ученого -- научные сообщества -- общественные дебаты -- популяризация науки -- призвание ученого -- профессия ученого -- социальная миссия ученого -- ученые
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы расширения социальной миссии современного ученого как научного коммуникатора в связи с переосмыслением работы М. Вебера "Наука как призвание и профессия". Указывается на разграничение Вебером науки как призвания и профессии как проблемы, актуальной по сей день, а также на важность новых задач научного сообщества, связанных с вопросами общественного понимания науки. Акцентируется внимание на особенностях популяризации научного знания в Германии 1920-х гг., связанных, во-первых, с идеей "культурной нации", а, во-вторых, с "моделью дефицита", доминирующей в то время. Отмечается, что важность общественных дебатов относительно внедрения научно-технических достижений еще не была осознана во времена Вебера, хотя оптимизм в отношении научно-технического прогресса стал уменьшаться в связи с разрушительными последствиями мировых войн. Высказывается ряд предположений относительно того, как бы Вебер оценил взаимодействие между учеными и общественностью, а также этические проблемы внешней научной коммуникации, связанные с проблемами ценностной нейтральности, прозрачности представления научного знания и т. д.


Доп.точки доступа:
Вебер, М. (немецкий философ; социолог ; 1864-1920)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)