Рейснер, М. Л. (доктор филологических наук). Лирические вставки в персидском любовно-романтическом эпосе XI-XIII вв. [Текст] : генезис и жанровые функции / М. Л. Рейснер> // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2013. - № 1. - С. 49-61. - Библиогр.: с. 60-61 . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Литературоведение Литература Азии Кл.слова (ненормированные): газели -- концепция индивидуальной любви -- лирические вставки -- любовно-романтический эпос -- любовные письма -- персидский эпос -- песни -- письма -- повествовательные тексты -- поэмы -- романизация эпического сюжета Аннотация: Статья посвящена различным типам лирических вставок в персидском любовно-романтическом эпосе, их генетическим истокам и основным содержательным и композиционным функциям. Особое внимание уделено ранним образцам жанра. Показано, как распорядился опытом предшественников в своих знаменитых поэмах "Хусрав и Ширин" и "Лайли и Маджнун" признанный корифей персидского любовно-романтического эпоса Низами. Рассматриваются три основных разновидности лирических вставок в повествовательный текст: письма, песни, газели. Доп.точки доступа: Низами (персидский поэт); Гургани, Ф. (персидский поэт) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карасев, Леонид (философ). Запахи и звуки у Чехова: власть приема [Текст] / Леонид Карасев> // Новый мир. - 2013. - № 11. - С. 149-159 . - ISSN 0130-7673
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Кл.слова (ненормированные): описания запахов -- описания звуков -- писатели -- повествовательные тексты -- приемы описания -- русская литература -- творчество -- чеховские пьесы Аннотация: О приемах описания запахов и звуков в приизведениях А. П. Чехова. Доп.точки доступа: Чехов, А. П. (писатель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Миронова, Ксения Вадимовна (кандидат психологических наук; научный сотрудник). Возрастная динамика понимания текста подростками 11-16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа [Текст] / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова> // Вопросы психологии. - 2023. - № 1. - С. 27-39 : табл. - Библиогр.: с. 37-39 (30 назв.). - Ref.: p. 39 (20 names) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Психология чтения и психология библиотечной работы Кл.слова (ненормированные): анкетирование -- возрастная динамика -- концептуальная информация -- повествовательные тексты -- подростки -- понимание текста -- фактуальная информация -- читательская грамотность -- чтение с листа -- чтение с экрана Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования возрастной динамики понимания школьниками 11-16 лет бумажных и электронных текстов в процессе смыслового чтения. Выборку составили 712 учащихся V–IX классов шести российских общеобразовательных организаций. В ходе эксперимента участники заполняли анкету, касающуюся чтения с экрана и с листа, и выполняли задания письменной диагностики на понимание повествовательного текста. Как показали результаты анкетирования, у школьников, проходивших опрос, не наблюдается ярко выраженного предпочтения бумажного или цифрового формата, хотя пятиклассники чаще, чем учащиеся из других параллелей, выбирали вариант "чтение с листа". Выявлена планомерная положительная динамика в уровне понимания текста при переходе в более старшие классы. Однако во всех параллелях преобладает поверхностное понимание, о чем свидетельствуют проблемы с определением и формулированием концепта текста (главного показателя понимания). Подростки значимо лучше справлялись с заданиями на фактуальную информацию, чем на концептуальную. В целом по выборке различия между читавшими с экрана и с листа были незначимыми. Единственные значимые различия были обнаружены в V–VI классах: многие учащиеся лучше выделяли фактуальную информацию при работе с электронным текстом. Полученные данные позволяют заключить, что, хотя современные подростки достаточно успешно адаптируются к обоим форматам чтения, у большинства из них имеются серьезные проблемы в области читательской грамотности, относящиеся как к традиционному бумажному, так и к цифровому чтению, а это, в свою очередь, неизбежно отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности на всех ступенях образования. Доп.точки доступа: Борисенко, Наталья Анатольевна (кандидат филологических наук; ведущий научный сотрудник); Шишкова, Светлана Викторовна (старший научный сотрудник) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |