Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук). Острые вопросы вокруг остран(н)ения [Текст] / Л. О. Чернейко> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 2. - С. 128-139. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Теория литературы Кл.слова (ненормированные): восприятие текста -- литературные приемы -- остраннение -- структура текста -- типология остраннения -- удивление Аннотация: Статья посвящена рассмотрению категории остраннения прежде всего как модуса сознания либо автора художественного текста, либо повествователя, либо персонажа. И это состояние в основе своей имеет такой интеллектуальный феномен, как удивление, а остраннение, осмысляемое в виде литературного приема, лишь воплощает языковыми средствами, а также композицией произведения его эмоциональные обертоны - эпифеномены, сопровождающие удивление с прямо противоположными знаками при нейтральном нуле: а) остраннение-констатация "0" (нейтральное восприятие нового и/или непонятного), б) остраннение конструктивное "+" (приятие - конструктивное непонимание явления наблюдателем в его движении к пониманию, рождающее в читателе и эмоциональное приятие остранненного предмета, и интеллектуальный восторг перед интуицией художника) и в) остраннение деструктивное "–" (неприятие воспринимаемого, его очуждение, отстранение от него, имеющее разные причины, дающие основание для его типологии) в его разновидностях, определяемых интенциями "остраннителя" и их языковым воплощением в иронии, абсурдизации, критике. Доп.точки доступа: Шкловский, В. (русский писатель ; 1893-1984) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук). Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса [Текст]. Ч. 2 / Л. О. Чернейко> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С. 89-98. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Поэтика Кл.слова (ненормированные): восприятие художественного текста -- деструктивное удивление -- лирические эмоции -- литературные приемы -- модус сознания -- остраннение -- перцепция -- рецепция -- удивление -- читательское восприятие Аннотация: Вторая часть статьи посвящена феномену удивления, значимому для изучения читательского восприятия художественного текста и для понимания остраннения не только как литературного приема, но и как определенного состояния сознания читателя. В неоднозначной трактовке современной психологией этого состояния психики человека, взятого в статусах и базовой эмоции, и интеллектуальной оценки, нет противоречия, поскольку попытка понять мир сопровождается переживанием интенционального предмета, если не начинается с него. Однако новое, неведомое, будучи объектом-причиной удивления как интеллектуально-когнитивного состояния сознания, вызывает у разных людей прямо противоположные эмоциональные реакции - приязнь (приятие вплоть до восторга) и неприязнь (неприятие вплоть до раздражения). Именно эти эмоциональные эпифеномены удивления могут служить аргументом для разграничения рассматриваемого интеллектуального состояния на "удивление+", когда новое вызывает эмоциональное приятие и интеллектуальный интерес, и "удивление–", когда новое вызывает эмоциональное неприятие, не оставляющее места когнитивным устремлениям разума. Речевые примеры эмоциональной амбивалентности удивления представлены и в русском, и в других языках. Особое внимание уделяется связи понятия "удивление" с понятием "остраннение", а также их связи с авторской позицией. У становления текста есть и когнитивно-эстетическая причина, состоящая в осмыслении автором жизни через удивление в его двух ипостасях - приятии и отторжении, и формально-эстетическая цель, подтверждаемая черновиками. Изучение материала позволило прийти к выводу, что удивление автора (в любой из авторских художественных ипостасей) с его диаметрально противоположными эпифеноменами является причиной остраннения как вербально-композиционного воплощения этого модуса сознания в художественном тексте. При этом доминирует "удивление–" и адекватный ему прием остраннения в заданном рамками этого вида удивления языковом воплощении. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |