Юдушкина, Олеся Васильевна. Иконографический образ Богородицы в "маленьких" поэмах С. А. Есенина 1917-1919 гг. [Текст] / О. В. Юдушкина> // Религиоведение. - 2009. - N 4. - С. 160-164. - Библиогр.: с. 164 (9 назв. ) . - ISSN 2072-8662. - ISSN 1995-0055
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие Религиоведение Литературоведение Русская литература XX в. Кл.слова (ненормированные): религия и литература -- русская поэзия -- русские поэты -- имажинизм -- христианская символика -- иконографические образы -- образ Богородицы -- Богородицы образ -- метафора (литературоведение) Аннотация: Рассматривается иконография образа Богородицы в поэмах Сергея Александровича Есенина 1917-1919 годов. Прослеживается изменение этого образа в произведениях поэта, его развитие и усложнение. Доп.точки доступа: Есенин, С. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Юдушкина, Олеся Васильевна. Иконографический образ Богородицы в "маленьких" поэмах С. А. Есенина 1917-1919 гг. [Текст] / О. В. Юдушкина> // Религиоведение. - 2009. - N 4. - С. 160-164. - Библиогр.: с. 164 (9 назв. ) . - ISSN 2072-8662
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие Религиоведение Литературоведение Русская литература XX в. Кл.слова (ненормированные): религия и литература -- русская поэзия -- русские поэты -- имажинизм -- христианская символика -- иконографические образы -- образ Богородицы -- Богородицы образ -- метафора (литературоведение) Аннотация: Рассматривается иконография образа Богородицы в поэмах Сергея Александровича Есенина 1917-1919 годов. Прослеживается изменение этого образа в произведениях поэта, его развитие и усложнение. Доп.точки доступа: Есенин, С. А. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Орлова, Е. В. Космологические мотивы в русской иконописи рубежа позднего Средневековья и Нового времени: художественно-эстетические и религиозно-философские вопросы [Текст] / Е. В. Орлова> // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2015. - № 3, Ч. 2 (сентябрь). - С. 92 . - ISSN 2071-9574
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура История изобразительного искусства--Россия--Московское государство, 17 в.; 18 в. нач. Кл.слова (ненормированные): антропокосмизм -- астрологическая символика -- космологическая символика -- образ Богородицы -- образ Иисуса Христа -- русская иконопись Аннотация: Русская иконопись XVII - начала XVIII в. изучается с точки зрения распространения в ней космологической и астрологической символики. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Хлопонина, Ольга Олеговна (старший преподаватель; кандидат культурологии). Мифологический подход как методологическая основа типологизации женских образов [Текст] / Хлопонина Ольга Олеговна> // Ученый совет. - 2021. - Т. 18, № 11. - С. 839-848 : 1 фот. - Библиогр.: с. 839-848 (23 назв.) . - ISSN 2074-9953
Рубрики: Социология Социология групп Культурология Прикладная культурология Кл.слова (ненормированные): Богородица -- андрогинизм -- архетипы -- героический тип женщины -- демонически-роковой тип женщины -- демонический тип женщины -- женская образность -- женские архетипы -- женские образы -- женский мир -- женское начало -- мифореставрация -- мифы -- образ Богородицы -- образ героини -- образ матери -- образ роковой женщины -- понятие архетипа -- понятие женского мира -- понятие мифа -- ремифологизация -- роковой тип женщины -- роковые женщины -- типологизация женских образов -- типы женщин -- традиционный тип женщины Аннотация: Русские религиозные философы пытались понять характер и предсказать судьбу России, апеллируя к божественному знанию, силе и спасительной функции образа Софии-Премудрости. В эпоху модерна это же восприятие женщины и женского осмыслялось в теоретических трудах, художественных произведениях и жизнетворчестве богемной среды Серебряного века, переживавших эсхатологические настроения и осмыслявших судьбу России и мира в целом через обращение в том числе к античному мифу и роли женского начала в теории андрогинизма. Наконец, построение советской идеологической системы в существенной степени опиралось на миф и на всех этапах включало в себя апелляцию к женской образности, основанной на архетипических представлениях. В статье автор обращается к понятиям мифа и архетипа как методологической основе, позволяющей осуществлять классификацию женских типов и определять символическое содержание женской образности. Помимо теоретических обоснований данных категорий в мифологическом направлении культурологии, теории психоанализа, мы обращаемся к их функциональной стороне, позволяющей выявлять и изучать миф в искусстве и культуре в его диахроническом плане. Автор показывает, что образы Матери, Героини, Роковой женщины, которые явно обозначаются в отечественной культуре рубежа XIX и XX веков, наиболее отчетливо могут быть выявлены в рамках мифологического подхода. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Румянцева, Ольга Сергеевна. Мотивы природы как средство номинации и характеристики Богородицы в произведениях польской литературы [Текст] / О. С. Румянцева> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 6. - С. 93-101. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): Божья Матерь -- Дева Мария -- Пресвятая Дева -- вторичная номинация -- мотивы природы -- народные легенды -- номинация -- образ Богородицы -- польская литература -- религиозные представления -- религиозные произведения -- художественные тексты -- язык религии Аннотация: Во многих произведениях художественной литературы отмечается связь Богородицы с миром природы, что обусловлено влиянием на традиционные религиозные представления о Деве Марии мифологической картины мира. В статье демонстрируется, как обозначенная особенность проявляется в выборе номинаций Пресвятой Девы, и изучается роль мотивов природы в создании ее образа в польской литературе. Подробно анализируются народные легенды, произведения средневековой религиозной и художественной литературы разного времени создания. Наименования, связанные с миром природы, классифицируются по стандарту сравнения: Мария сравнивается с цветами и деревьями, небесными телами, драгоценными камнями, землей и птицами. Исследуется авторский замысел таких номинаций. Так, цветы призваны проиллюстрировать ее красоту, благородство и непорочность, деревья - величественность и могущество, птицы - чистоту и простоту, солнце и луна - неповторимость и недосягаемость, а утренняя звезда - надежду на спасение. Показывается, как в именованиях актуализируется античная и библейская символика, и отмечаются оригинальные, нехарактерные для религиозной традиции номинации, придающие образу национальный колорит. На основании материала делается вывод о преемственности традиции восприятия Божией Матери как части природного мира. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |