Белова, О. В. (канд. филол. наук).

    История в свете "фольклорной" мифологии: от язычества к христианству [Текст] / О. В. Белова, В. Я. Петрухин // Россия XXI. - 2006. - N 1. - С. . 110-133. - Библиогр. в сносках. - s, 2006, , rus. - RUMARS-rxxi06_000_001_0110_1. - Библиотека Белорусского государственного экономического университета. - N 1. - С. 110-133. - rxxi06_000_001_0110_1, 1, 110-133
УДК
ББК 82.3(2)
Рубрики: Фольклор--Фольклор России
   Религия--Христианство

   История--История России

   Культура--Историческая культурология

   Русь
    Россия

Кл.слова (ненормированные):
славянская культура -- православные традиции -- христианские традиции -- славянские традиции -- библейская древность -- дохристианская история -- современные фольклорные традиции -- славянское язычество -- мифология -- фольклорная мифология -- народные легенды -- мифы -- религиозные праздники -- обряды -- летописи -- сочинения -- тексты
Аннотация: Статья написана в рамках работы над исследовательским проектом "Славянская мифология: итоги и перспективы междисциплинарных исследований". Особо значимой в рамках данного исследования представляется "мифологическая" тематика, отражающая особенности восприятия истории носителями традиционной культуры. Именно поэтому столь привлекательным для авторов стал материал народных легенд, так или иначе отразивших историческое прошлое Руси и России.


Доп.точки доступа:
Петрухин, В. Я. (д-р ист. наук, проф.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Белова, Ольга (канд. филологических наук).

    Легенда и обряд [Текст] : библейские мотивы в славянском фольклоре / Ольга Белова // Родина. - 2006. - N 4. - С. . 46-48. - Библиогр. в примеч. - s, 2006, , rus. - RUMARS-rodi06_000_004_0046_1. - Государственное учреждение культуры Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова. - Ил.: 2 фото. - N 4. - С. 46-48. - rodi06_000_004_0046_1, 4, 46-48
УДК
ББК 63.529(2)
Рубрики: Этнология--Народы России
Кл.слова (ненормированные):
народные легенды -- восточнославянские традиции -- библейские мотивы -- народные легенды -- придорожные кресты -- предметы одежды -- страстные циклы
Аннотация: О происхождении народных обрядов славян.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Белова, О. (канд. филол. наук).

    "Исторический " портрет на фоне "фольклорного" пейзажа [Текст] : мифологизация исторических персонажей в народных легендах и преданиях / О. Белова, В. Петрухин // Россия XXI. - 2006. - N 6. - С. . 122-143. - Библиогр. в сносках. - s, 2006, , rus. - RUMARS-rxxi06_000_006_0122_1. - Библиотека Белорусского государственного экономического университета. - N 6. - С. 122-143. - rxxi06_000_006_0122_1, 6, 122-143
УДК
ББК 63.3(2)
Рубрики: История--История России
   Фольклор--Общие вопросы фольклора

   Россия
    Франция

Кл.слова (ненормированные):
фольклорная история -- исторические жанры фольклора -- исторические персонажи -- исторические события -- исторические деятели -- русские князья -- цари -- полководцы -- мифологизация исторических персонажей -- фольклорные портреты -- мифы -- народные легенды -- предания -- рассказы -- исторические песни -- славянская культура
Аннотация: Статья посвящена отражению в народных легендах и преданиях сведений об исторических персонажах, которые приобретают фантастические качества, органично вписываясь в общую фольклорно-мифологическую картину мира. Публикация основана на материале, почерпнутом в первую очередь из архивных и полевых источников.


Доп.точки доступа:
Петрухин, В. (д-р ист. наук, проф.); Петр I (царь русский); Екатерина II (императрица российская); Наполеон, Бонапарт I (император французский)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бегичева, Вера.
    Клен [Текст] / Вера Бегичева // Наука и религия. - 2007. - N 7. - С. . 24-26. - RUMARS-nire07_000_007_0024_1
УДК
ББК 63.529(4/8)
Рубрики: Этнология--Народы зарубежных стран
Кл.слова (ненормированные):
клен -- священные деревья -- приметы -- народные приметы -- народные легенды -- легенды -- обряды -- народные обряды -- фольклор -- свадебный фольклор -- праздники -- народные праздники -- кленовые листья -- листья клена -- деревья
Аннотация: О поверьях, приметах и обычаях разных народов, связанных с кленом.





   
    Святой ковбой! [Текст] // Огонек. - 2008. - N 3. - С. 32-33 : 1 фот. . - ISSN 0131-6435
УДК
ББК 60.564.0
Рубрики: Социология--Аргентина, 2008 г.
   Социология досуга

Кл.слова (ненормированные):
легенды -- народные легенды -- святые -- пастушки -- святые пастушки -- праздники святых -- народные праздники -- Гаучито Хиль (святой пастушок)
Аннотация: Представлена фотография празднования годовщины смерти легендарного святого пастушка по имени Гаучито Хиль.





    Мороз, А. (канд. филол. наук, доц.).
    "Шел мимо старичок... " [Текст] : почитание святых в народной культуре / А. Мороз // Россия XXI. - 2009. - N 6. - С. 136-163. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-8503. - ISSN 1995-0055
УДК
ББК 82.3(2) + 86.31
Рубрики: Фольклор
   Фольклор России

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Ранние формы религии. Религии древнего мира--Древняя Русь

Кл.слова (ненормированные):
верования -- внешний облик святого -- жития святых -- календарные приметы -- народная религия -- народная этимология -- народные легенды -- народный календарь -- обрядовые формы почитания святых -- ономастика -- пересказы книжных житий -- почитания святых -- речевое поведение святого -- святые -- святыни -- социальный статус святого -- фольклорная культура
Аннотация: На материале народных легенд, верований, календарных примет, пересказов книжных житий и др. текстов показывается, из каких компонентов формируется образ святого в народной культуре, какие признаки, черты, действия святого релевантны для фольклорной культуры, а какие нет. Среди таких черт называются и рассматриваются подробно следующие: внешний облик и социальный статус святого, действия и речевое поведение святого, имя святого и его интерпретация и др.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мороз, А. (канд. филол. наук, доц.).

    "Шел мимо старичок... " [Текст] : почитание святых в народной культуре / А. Мороз // Россия XXI. - 2009. - N 6. - С. 136-163. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-8503
УДК
ББК 82.3(2) + 86.31
Рубрики: Фольклор
   Фольклор России

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Ранние формы религии. Религии древнего мира--Древняя Русь

Кл.слова (ненормированные):
верования -- внешний облик святого -- жития святых -- календарные приметы -- народная религия -- народная этимология -- народные легенды -- народный календарь -- обрядовые формы почитания святых -- ономастика -- пересказы книжных житий -- почитания святых -- речевое поведение святого -- святые -- святыни -- социальный статус святого -- фольклорная культура
Аннотация: На материале народных легенд, верований, календарных примет, пересказов книжных житий и др. текстов показывается, из каких компонентов формируется образ святого в народной культуре, какие признаки, черты, действия святого релевантны для фольклорной культуры, а какие нет. Среди таких черт называются и рассматриваются подробно следующие: внешний облик и социальный статус святого, действия и речевое поведение святого, имя святого и его интерпретация и др.

Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике)




    Ляшева, Руслана.
    Слышен голос кочевников [Текст] / Руслана Ляшева // Библиополе. - 2015. - № 3. - С. 29-32. - Рец. на кн.: Селькупская литература : материалы и исследования / сост. В. Огрызко. - Москва : Литературная Россия, 2013.; Тудегешева Т. По ту сторону шорских гор : стихотворения. - [Кемерово] : Офсет, 2013.; Тудегешева Т. Элимай : стихи о мире природы Горной Шории. Стихи-загадки для детей и их родителей на шорском и русском языках. - Кемерово : Примула, 2013.
УДК
ББК 83.3(2Рос)
Рубрики: Литературоведение
   Литература народов России

Кл.слова (ненормированные):
детские стихи -- литературно-исследовательские сборники -- народные легенды -- притчи -- рецензии -- сборники стихотворений -- северные кочевники -- селькупская литература -- селькупы -- стихи-загадки -- тема природы -- шорская литература -- шорские поэтессы -- шорский язык -- шорцы -- южные кочевники


Доп.точки доступа:
Огрызко, В. (российский литературовед; публицист); Тудегешева, Т. В. (шорская поэтесса)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Перри, Морин (профессор).
    Русская народная эсхатология и легенда о Петре I - Антихристе [Текст] / М. Перри // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2016. - № 4. - С. 77-86. - Библиогр.: с. 84-86 (21 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 86.4 + 63.3(2)4 + 63.3(2)5
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Мистика

   История

   Россия в IX - XVII вв., 17 в. кон.

   Россия в XVIII в. - 1917 г., 18 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
Антихрист -- Апокалипсис -- легенды -- народные легенды -- русские народные легенды -- русские цари -- старообрядцы -- цари -- эсхатология
Аннотация: Автор рассматривает "доказательства" того, что Петр является Антихристом: предсказания, что после 1666 г. наступит Конец Света; что Петр - восьмой царь Московского государства (ср. с  восемью царями Апокалипсиса), что даже само его имя походит на имя Симона-волхва (Симона Петрова), первого предтечи Антихриста. Важнейшими признаками сатанинского характера Петра считались его политика, поведение и наружность: брадобритие расценивалось как "печать Антихриста", а те реформы, которые подчинили церковь государству, представлялись узурпацией прерогатив самого Христа, т. е. Антихристовым поведением. Эти идеи о Петре Антихристе были основаны на таких источниках эсхатологических идей, как пророческие книги Библии, святоотеческие сочинения и Кириллова книга 1644 г. Однако разные собеседники проповедников толковали их иначе: они считали, что Петр не может быть Антихристом потому, что он женат. В эсхатологической литературе сохранялась традиция, согласно которой Антихрист должен завоевать Иерусалим: в одном варианте легенды Петр собирался взять не только Иерусалим, но также Царьград и Рим. Некоторые из мотивов легенды о Петре Антихристе походили на мотивы легенды о Петре как "подмененном" царе (царь - немец, занявший место настоящего Петра в детстве или во время Великого посольства Петра в 1697-1698 гг. ) : обе легенды пытались объяснить "странный" характер западнических нововведений Петра, но легенда об Антихристе была более "интеллектуальной" как основанная на глубоком знакомстве ее проповедников (старообрядцев и др. ) со Священным Писанием и эсхатологической литературой.


Доп.точки доступа:
Петр I (царь русский ; 1672-1725)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Румянцева, Ольга Сергеевна.
    Мотивы природы как средство номинации и характеристики Богородицы в произведениях польской литературы [Текст] / О. С. Румянцева // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 6. - С. 93-101. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 81.0
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
Божья Матерь -- Дева Мария -- Пресвятая Дева -- вторичная номинация -- мотивы природы -- народные легенды -- номинация -- образ Богородицы -- польская литература -- религиозные представления -- религиозные произведения -- художественные тексты -- язык религии
Аннотация: Во многих произведениях художественной литературы отмечается связь Богородицы с миром природы, что обусловлено влиянием на традиционные религиозные представления о Деве Марии мифологической картины мира. В статье демонстрируется, как обозначенная особенность проявляется в выборе номинаций Пресвятой Девы, и изучается роль мотивов природы в создании ее образа в польской литературе. Подробно анализируются народные легенды, произведения средневековой религиозной и художественной литературы разного времени создания. Наименования, связанные с миром природы, классифицируются по стандарту сравнения: Мария сравнивается с цветами и деревьями, небесными телами, драгоценными камнями, землей и птицами. Исследуется авторский замысел таких номинаций. Так, цветы призваны проиллюстрировать ее красоту, благородство и непорочность, деревья - величественность и могущество, птицы - чистоту и простоту, солнце и луна - неповторимость и недосягаемость, а утренняя звезда - надежду на спасение. Показывается, как в именованиях актуализируется античная и библейская символика, и отмечаются оригинальные, нехарактерные для религиозной традиции номинации, придающие образу национальный колорит. На основании материала делается вывод о преемственности традиции восприятия Божией Матери как части природного мира.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)