Магдеева, Р. З.
    Этико-философская концепция аль-Газали [Текст] / Р. З. Магдеева // Вестник Мордовского университета. - 2008. - N 3. - С. 50-52. - Библиогр.: c. 52 (4 назв. ) . - ISSN Вест-ник
УДК
ББК 87.3(0) + 87.703
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

   Этика

   История этики--Иран, 12 в.

Кл.слова (ненормированные):
арабская философия -- богословы -- метафизика -- мусульманская философия -- нравственная философия -- теологи -- философские взгляды -- философы -- этико-философские концепции
Аннотация: Рассмотрены философские и этические взгляды известного арабского философа и теолога аль-Газали. Охарактеризованы главные метафизические и нравственные постулаты его учения.


Доп.точки доступа:
аль-Газали




    Июдина, Е. (канд. экон. наук).
    Об экологически приемлемом развитии экономики [Текст] / Е. Июдина // Общество и экономика. - 2009. - N 10. - С. 82-98 . - ISSN 0207-3676
УДК
ББК 65.28 + 60.023
Рубрики: Экономика
   Экономика природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды--Россия--Европа--США, 20 в.; 21 в. нач.

   Социальная философия

   Общество и природа

Кл.слова (ненормированные):
концепции устойчивого развития -- устойчивое развитие -- окружающая среда -- человек и природа -- античная философия -- мусульманская философия -- европейская философия -- философы -- природные ресурсы -- мировая экономика -- экономическое развитие -- природная среда -- экологические факторы -- роль государства -- саммиты -- роль ООН
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теории и практики устойчивого, экологически приемлемого развития экономики; раскрывается роль ООН в ориентации стран на путь к устойчивому развитию, государственного регулирования этого процесса.


Доп.точки доступа:
Гераклит (античный философ, мыслитель ; ок. 540-480); Демокрит (античный философ ; ок. 460 - ок. 470 до н. э.); Марк, Аврелий (император римский ; 121-180); Ибн, Сина (ученый, философ, врач, музыкант ; 980-1037); Мальтус, Т. Р. (1766-1834); Сен-Симон, А. (франц. мыслитель ; 1760-1825); Ламарк, Ж. Б. (естествоиспытатель ; 1744-1829); Вернадский, В. И. (естествоиспытатель, мыслитель ; 1863-1945); Уайт, Л. (американский антрополог, профессор); Козлов, Б.; ООН; Организация объединенных наций; Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды; ЕС; Европейский Союз
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Билалов, М. (доктор философских наук).
    К становлению дагестанской философии [Текст] / М. Билалов // Россия и мусульманский мир. - 2015. - № 4 (274). - С. 159-169. - Библиогр.: с. 168-169 . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
дагестанская философия -- мусульманская философия -- познавательная культура -- философы
Аннотация: Рассматривается история возникновения и становление дагестанской философии, ее сегодняшний день и задачи.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гайнутдин, Р. (кандидат философских наук ; Гайнутдинов).
    Мусульманская мысль после Мусы Бигиева [Текст] : в поисках синтеза коранического откровения современных трендов / Р. Гайнутдин // Россия и мусульманский мир. - 2016. - № 4 (286). - С. 161-170. - Библиогр.: с. 169-170 . - ISSN 1998-1813
УДК
ББК 86.2
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
богословы -- вероисповедание -- коранические откровения -- мусульманская мысль -- мусульманская философия -- разумная вера -- рациональная теология -- татарские богословы -- теология -- философия
Аннотация: Анализируются коранические призывы к рациональному познанию мира, рассматривается прошлое мусульманской мысли и философии. Отталкиваясь от того, что современная мусульманская мысль пребывает в кризисе, делается попытка наметить пути для преодоления кризисного состояния. Намечается программа осмысления современности с позиций коранического откровения. Выделяются следующие темы первостепенной важности: вопрос о релевантности мусульманской философии, классическая проблематика метафизики и антропологии, вопрос о единстве и многообразии человечества, вопрос о религиозном многообразии, проблема толерантности и эмансипации. Для каждой темы намечаются ориентиры, позволяющие синтезировать кораническое откровение и современные тренды. Делается вывод о том, что пренебрежение представленными проблемами может означать игнорирование коранического призыва к разумной вере, то есть игнорирование божьего призыва ко всем людям.


Доп.точки доступа:
Бигиев, М. (богослов ; 1873-1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Акиева, П. Х. (доктор юридических наук).
    К прочтению совершенного града в государственно-правовой философии Аль-Фараби [Текст] = To Read the Perfect City in the State-Legal Philosophy of Al-Farabi / П. Х. Акиева // Современное право. - 2023. - № 6. - С. 130-135. - Библиогр.: с. 134 (11 назв.) . - ISSN 1991-6027
УДК
ББК 67.3
Рубрики: Право--Арабский халифат, 7 в.
   История государства и права

Кл.слова (ненормированные):
идеальное государство -- идеальный правитель -- идеи равноправия -- исламская модель мира -- мусульманская философия -- природа человека -- учения о государстве -- философия права -- философские учения
Аннотация: Целью исследования является политико-правовое учение Аль-Фараби о совершенном граде, природе человека и политическом лидерстве в контексте взаимодействия античной традиции и самобытной восточно-мусульманской правовой культуры. Автор отмечает, что арабо-мусульманская философия существенно расширила научные знания, создала динамичную науку, характеризующуюся рационализмом и критичностью мышления, теоретической и эмпирической направленностью. Сопряжение античных моделей философствования с новой религией - исламом, с собственными мистическими знаниями есть особенность мусульманского золотого века науки. Используемые методы историко-философского и системного анализа позволяют выделить идею халифата, рожденную на национальных представлениях о государстве, как методологическую предпосылку, вдохновившую арабо-восточных мыслителей на конструирование совершенного государства. Главный тезис концепции устройства совершенного (добродетельного) града Аль-Фараби о взаимопомощи как основе всеобщего счастья человечества носит подлинно космополитический характер. Взгляды философа на природу человека, его сущностные характеристики и основы политического лидерства связаны с категорией меры, определяющей характер этической и политико-правовой деятельности.


Доп.точки доступа:
аль-Фараби, А. Н. М. (философ ; 870-950)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)