Шилова, Евгения Николаевна (кандидат филологических наук; доцент). Театральные и текстовые средства политизации в пьесе Кэрил Черчилл "Это стул" [Текст] = Theatrical and Textual Means of Politicising in Caryl Churchill's Play "This is a Chair" / Е. Н. Шилова> // Политическая лингвистика. - 2018. - № 6 (72). - С. 120-126 : 2 ил. - Библиогр.: с. 126 (15 назв.) . - ISSN 1999-2629
Рубрики: Литературоведение Литература Европы--Англия--Великобритания--Британия Кл.слова (ненормированные): английская литература -- британская драматургия -- британская литература -- британские драматурги -- литературное творчество -- литературные герои -- микросюжеты -- политическая драматургия -- политические пьесы -- политический театр -- политическое самосознание -- театральные средства -- текстовые средства -- художественное своеобразие -- языковой аскетизм Аннотация: В статье рассматривается художественное своеобразие политической пьесы К. Черчилл "Это стул". Доп.точки доступа: Черчилл, К. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рощина, Ольга Сергеевна (кандидат филологических наук). Беллетризация сюжета автобиографии в русской мемуаристике XVIII века [Текст] / О. С. Рощина, О. А. Фарафонова> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 4. - С. 113-122. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Русская литература XVIII в. Кл.слова (ненормированные): автобиографии -- беллетризация -- кумулятивный сюжет -- мемуары -- микросюжеты -- циклический сюжет Аннотация: Выявляются варианты изменений традиционной для автобиографического повествования сюжетной схемы. Мемуары 18 века строятся по такому кумулятивному принципу, когда разнородные события (государственного масштаба, общественной и частной жизни самого мемуариста) описываются параллельно и в строгой временной последовательности. В отличие от предыдущей традиции мемуаротворчества Шаховской концептуализирует свою жизнь как движение от счастья к несчастью и ориентируется на кумулятивный сюжет авантюрного романа. Он описывает только служебную деятельность и выстраивает сюжет автобиографии как ряд серий, состоящих из структурно однородных микросюжетов или сюжетных положений. Счастье и несчастья сменяют друг друга как внутри серий микросюжетов, так и в самой последовательности серий (потеря покровителей - победы над противниками - победы противников - успехи на службе ее величества). В отличие от других автобиографий "Похождение прапорщика Климова" строится не по кумулятивной, а по циклической модели сюжета (вынужденное оставление отечества и семьи - несчастья на чужбине - возвращение). Семантической основой сюжета у Климова становятся темы жестокой судьбы и Божьей воли. Мемуары Шаховского и Климова, по сути, представляют собой два возможных варианта перенесения структуры сюжетов эпических жанров (кумулятивного сюжета авантюрного романа в одном случае, циклического сюжета притчи о блудном сыне и восходящих к нему древнерусских повестей в другом) в мемуарное повествование. Беллетризация сюжета автобиографии предопределяется наличием концептуального осмысления собственной жизненной истории у авторов, в отличие от большинства мемуаров 18 века, где события просто фиксируются как хроника и не выстраиваются в семантически обусловленный сюжетный ряд. Доп.точки доступа: Фарафонова, Оксана Анатольевна (кандидат филологических наук); Шаховской, Я. П. (государственный деятель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |