Васильев, Алексей Григорьевич (кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Российского института культурологии). Историография как форма культурной памяти и практика детравматизации национальной идентичности (теоретические основания анализа) [Текст] / А. Г. Васильев> // Вопросы культурологии. - 2010. - N 7 (июль). - С. 20-25. - Библиогр.: с. 25 (14 назв. ) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология История Историография Кл.слова (ненормированные): эпоха модерна -- исторические исследования -- катастрофические исторические события -- национальная историография -- мемориальная парадигма -- мемориальные нарративы -- культурная память -- историческая память -- национальная идентичность -- травматизация -- детравматизация -- социокультурная динамика Аннотация: В статье рассматриваются аспекты применения подходов "мемориальной парадигмы" культурологии, связанных с концептами памяти, идентичности и травмы, для анализа процессов социокультурной динамики. Формулируются общие методологические основания исследования взаимоотношений культурной памяти, травматизации, историографической организации памяти и национальной идентичности. Делается вывод о возможности рассмотрения национальной историографии как формы культурной памяти и выявления моделей детравматизации катастрофических исторических событий для восстановления целостности коллективной идентичности посредством создания мемориальных нарративов национальной историографии. Доп.точки доступа: Хаттон, П. (культуролог); Кареев, Н. И. (историк ; 1850-1931); Александер, Д. (социолог, профессор ; 1945-); Штомпка, П. (социолог ; 1944-); Эксле, О. (историк, культуролог) Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Васильев, Алексей Григорьевич (кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Российского института культурологии). "Падение Польши" в национальной историографии периода разделов: "оптимистический" сценарий [Текст] / А. Г. Васильев> // Вопросы культурологии. - 2010. - N 8 (август). - С. 39-44. - Библиогр.: с. 44 (8 назв. ) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: История Европа в XVI в. - 1918 г.--Польша, 1795-1918 гг. Кл.слова (ненормированные): польская историография -- разделы Польши -- эпоха разделов -- культурная травма -- мемориальная парадигма -- национальный оптимизм -- концепция Лелевеля - Мицкевича -- Лелевеля - Мицкевича концепция -- формирование национальной идентичности Аннотация: Статья посвящена рассмотрению польской исторической мысли эпохи разделов (1795-1918) в перспективе мемориальной парадигмы социально-гуманитарного анализа и теории культурной травмы. В центре внимания находится осмысление историками падения страны как травматического образа-воспоминания. Рассматривается одна из предложенных тогда стратегий посттравматического восстановления механизмов наделения истории смыслом и формирования национальной идентичности. Доп.точки доступа: Вельегорский, М. (историк); Бальцер, О. (историк ; 1858-1933); Врублевский, В. (историк); Мицкевич, А. (поэт ; 1789-1855); Корзон, Т. (историк ; 1839-1918); Смоленский, В. 1851-1926 (историк); Потканьский, К. (историк ; 1861-1907); Ашкенази, Ш. (историк ; 1865-1935); Лелевель, И. (польский историк, общественный и политический деятель, профессор Виленского университета ; 1786-1861); Кареев, Н. И. (историк ; 1850-1931); Дэвис, Н. (историк ; 1938-); Ассман, Я. (немецкий египтолог, историк религии ; 1938-) Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Пушкарева, Татьяна Витальевна (кандидат философских наук; доцент). Memory studies в развитии социогуманитарного знания [Текст]. Часть 1. Становление гуманитарной парадигмы / Т. В. Пушкарева, Е. М. Шемякина> // Вопросы культурологии. - 2016. - № 3 (март). - С. 33-37. - Библиогр.: с. 37 (9 назв.). - Продолж. следует . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания Общие вопросы общественных и гуманитарных наук, 19 в. кон.; 20 в.; 20 в. 80-е гг. Кл.слова (ненормированные): memory studies -- групповая память -- исследования памяти -- историческая память -- коллективная память -- мемориальная парадигма -- социальная память -- социогуманитарное знание -- школа Анналов Аннотация: Авторы статьи выделяют два основных этапа формирования современных memory studies; анализируют первый этап формирования понятийного аппарата memory studies с конца XIX по 80-е гг. XX века на материале концепций психологии, социологии, истории. Делается вывод о доминирующем значении психологических теорий на первом этапе формирования понятийного аппарата междисциплинарного направления современной гуманитаристики memory studies. Доп.точки доступа: Шемякина, Елена Михайловна (кандидат философских наук; доцент) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |