Столба, В. Ф. Греческое письмо с поселения Панское I (Северо-Западный Крым) [Текст] / В. Ф. Столба> // Вестник древней истории. - 2005. - N 4. - С. . 76-87. - s, 2005, , rus. - RUMARS-vdri05_000_004_0076_1. - Научная библиотека Тверского государственного университета. - N 4. - C. 76-87. - vdri05_000_004_0076_1, 4, 76-87
Рубрики: История--Древний мир--Источниковедение, 4 в. до н. э. Археология--Археология России Северное Причерноморье Херсонес Крым Россия Кл.слова (ненормированные): граффити -- надписи -- эпиграфика -- античные колонии -- культ предков -- культ мертвых -- жертвоприношения -- погребения -- археологические источники -- некрополи -- источниковедение письменных источников Аннотация: Публикация надписи 4 в. до н. э. из поселения Панское-1 (Херсонес) , анализ и сопоставление данных с археологическими данными некрополя Панское-1. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Одесский, Михаил Павлович (доктор филологических наук, профессор). Упыри в древней книжности: из комментария к Словарю И. И. Срезневского [Текст] / М. П. Одесский> // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2011. - N 1 (январь-март). - С. 53-60. - Библиогр. в сносках . - ISSN 2071-9574
Рубрики: Языкознание Общее языкознание Религия. Мистика. Свободомыслие Ранние формы религии. Религии древнего мира Кл.слова (ненормированные): древнерусский язык -- словари древнерусского языка -- литературные тексты -- славянский фольклор -- языческие верования -- культ мертвых -- упыри -- вампиры -- берегини -- исторические источники Аннотация: В статье рассматриваются лексикографические материалы, которые иллюстрируют значение слова "упырь" в словаре древнерусского языка И. И. Срезневского. Автор приходит к выводу, что образ упыря в литературных текстах (в отличие от славянского фольклора) неясен и лишен определенности. Доп.точки доступа: Срезневский, И. И. (русский славист, филолог, этнограф, академик Петербургской АН ; 1812-1880) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Пузанов, Даниил Викторович (кандидат исторических наук; младший научный сотрудник). Визионерский след представлений о летающих змеях [Текст] / Д. В. Пузанов> // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2020. - № 2. - С. 502-518. - Библиогр.: с. 516-518 (42 назв.) . - ISSN 1812-9323
Рубрики: Этнология Этнология современных народов Религия. Мистика. Свободомыслие Ранние формы религии. Религии Древнего мира Кл.слова (ненормированные): былички -- видения -- галлюцинации -- горе -- духи -- загробные миры -- культ мертвых -- летающие змеи -- летающий змей -- миры живых -- мифологические персонажи -- неславянские народы -- огненные змеи -- особые психологические состояния -- острое горе -- покойники -- природа представлений -- религиозные трансы -- сказочные персонажи -- славянские народы -- удмурты Аннотация: Статья посвящена анализу природы представлений о летающих змеях. Отмечается тесная связь быличек о летающих змеях с особыми психологическими состояниями и видениями. У южных славян они обусловлены психическими болезнями и состояниями религиозного транса. На севере славянского ареала, где действием летающих змеев объясняются видения вдов, часть таких явлений находит параллели в современной городской культуре и симптоматике острого горя, при котором потерявший родственника человек может наблюдать галлюцинации с участием покойного. Несмотря на очевидное сходство сюжетов посещения вдовы летающим змеем, принимающим облик умершего супруга, и непосредственно самим мертвецом, ситуация, при которой образ покойника не отождествляется с личностью усопшего, нуждается в дополнительном объяснении. Такую же закономерность демонстрирует не знающая огненного змея удмуртская мифология. В ней к вдове или вдовцу могут приходить как сам супруг или супруга, так и демоны, принявшие образ родственника. Вера в посредничество духов, возможно, была обусловлена представлениями о непроницаемости границы между загробным миром и миром живых. Ушедшие в мир иной неспособны возвращаться. Показано, что схожие с южнославянскими представления о связи змея с одержимыми и "бесовскими игрищами" редко, но встречаются в восточнославянском фольклоре. Можно предположить, что изначально мифология летающего змея соответствовала эротическим техникам экстаза. Впоследствии с ее помощью стали осмыслять психические болезни и проявления сильных переживаний от потери близкого человека; тем более что в древности границу между разными эффектами психики явно видели не там, где ее видит современная наука. Потеря же супруга или супруги остается одной из наиболее распространенных в мире причин галлюцинаций. Доп.точки доступа: Виноградова, Л. Н. (советский и российский фольклорист; этнолог; доктор филологических наук); Рис, В. Д. (британский врач) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Емельянов, Владимир Владимирович (доктор философских наук). Упоминание праздников в шумерских литературных текстах [Текст] / В. В. Емельянов> // Религиоведение. - 2023. - № 2. - С. 5-14. - Библиогр.: с. 12-13 (18 назв.) . - ISSN 2072-8662
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие--Шумер Религии Востока Литературоведение Литература Древнего мира Кл.слова (ненормированные): Инанны игрища -- дидактические тексты -- земледельческие праздники -- игрища Инанны -- календари -- культ мертвых -- легенды -- литературные тексты -- народные игры -- новогодние праздники -- праздники -- праздники весны -- праздники лета -- спортивные соревнования -- шумерская литература -- шумерские тексты -- эпические тексты Аннотация: Изучены упоминания и изображения праздников в литературных текстах на шумерском языке. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |