Курышева, Ольга Васильевна (канд. психол. наук, доц.). Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития [Текст] / О. В. Курышева> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2004. - N 3. - С. . 131-136. - Библиогр. в примеч. - RUMARS-vgu704_000_003_0131_1
Рубрики: Психология--Детская психология, 20 в. Российская Федерация Кл.слова (ненормированные): возрастная психология -- история психологии -- дети -- культурно-историческая теория -- психическое развитие -- культура -- поведение -- психологи Аннотация: Рассмотрены основные философские идеи, которые закладывают основы понимания категориального строя и анализа процесса детского развития. Представлен анализ трудов Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова, Б. Д. Эльконина. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семёнович (психолог ; 1896-1934) \л. С.\; Ильенков, Эвальд Васильевич (философ ; 1924-1979) \э. В.\; Эльконин, Даниил Борисович (психолог ; 1904-1984) \б. Д.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Выготский, Лев Семенович (1896-1934). Письма к ученикам и соратникам [Текст] / Л. С. Выготский, составитель А. А. Пузырей> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2004. - N 3. - С. . 3-40. - RUMARS-mpsh04_000_003_0003_1
Рубрики: Психология--История психологии, 20 в. Россия Кл.слова (ненормированные): психологи -- переписка -- письма -- подборки писем -- дискуссии -- культурно-историческая теория Аннотация: Подборка писем Льва Семеновича Выготского к ученикам и соратникам, публикуемые впервые. Доп.точки доступа: Пузырей, А. А. \.\; Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\; Сахаров, Леонид Соломонович (1900-1928) \л. С.\; Лурия, Александр Романович \а. Р.\; Леонтьев, Алексей Николаевич \а. Н.\; Морозова, Наталия Григорьевна \н. Г.\; Левина, Роза Евгеньевна \р. Е.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ахутина, Татьяна Васильевна. Л. С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации [Текст] / Т. В. Ахутина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2004. - N 3. - С. . 41-56. - Библиогр.: с. 55-56 (46 назв. ). - 0; Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации. - RUMARS-mpsh04_000_003_0041_1
Рубрики: Психология--Психология личности, 21 в. Россия Кл.слова (ненормированные): исследования -- теоретические исследования -- экспериментальные исследования -- культурно-историческая теория -- интериоризация -- психические функции -- высшие психические функции -- ВПФ -- социогенез -- психологи -- психология сознания -- мозг -- дискуссии -- психотехнические приемы -- личность -- возрастная психология Аннотация: Показана возможность и необходимость совмещения культурно-исторического и естественно-научного подходов в теоретическом фундаменте психологии. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мещеряков, Борис Гурьевич. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л. С. Выготского [Текст] / Б. Г. Мещеряков> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2004. - N 3. - С. . 57-72. - Библиогр.: с. 71-72 (25 назв. ). - RUMARS-mpsh04_000_003_0057_1
Рубрики: Психология--Психология личности, 21 в. Россия Кл.слова (ненормированные): исследования -- теоретические исследования -- экспериментальные исследования -- экспликация -- культурно-историческая теория -- психологи -- психология сознания -- поведение -- высшие психические функции -- ВПФ -- психические функции -- личность -- интерпсихические функции -- социальные функции -- формы поведения -- развитие личности -- стадии развития -- эмпирические референты -- референты стадий развития -- экстрапсихическая функция Аннотация: Результаты логико-семантического анализа, направленного на экспликацию понятийно-терминологической системы культурно-исторической теории Выготского, дополненные анализом материалов, касающихся эмпирических референтов стадий развития ВПФ. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Нежнов, Петр Геннадьевич. От идей Л. С. Выготского к теории онтогенеза [Текст] / П. Г. Нежнов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2004. - N 3. - С. . 72-89. - Библиогр.: с. 89 (19 назв. ). - RUMARS-mpsh04_000_003_0072_1
Рубрики: Психология--Психология личности--Психология деятельности, 21 в. Россия Кл.слова (ненормированные): исследования -- теоретические исследования -- экспериментальные исследования -- онтогенез -- культурно-историческая теория -- психологи -- психология сознания -- поведение -- высшие психические функции -- ВПФ -- психические функции -- личность -- развивающее обучение -- обучение -- детская психология -- развитие личности -- культурный онтогенез -- аффект -- интеллект -- деятельность Аннотация: Представленный в статье анализ теоретической ситуации показывает: заложенные Выготским основания подхода к проблеме онтогенеза сохраняют свою актуальность, и исследования отечественных психологов являют собой яркий пример их продуктивного развертывания. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\; Леонтьев \а. Н.\; Рубинштейн \с. Л.\; Давыдов \в. В.\; Эльконин \д. Б.\; Блонский \п. П.\; Ломов \б. Ф.\; Слободчиков \в. И.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чеснокова, Алла Григорьевна. Проблема сознания у Выготского и Леонтьева [Текст] / А. Г. Чеснокова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2004. - N 3. - С. . 90-96. - Библиогр.: с. 96 (6 назв. ). - RUMARS-mpsh04_000_003_0090_1
Рубрики: Психология--Психология личности--Психология деятельности, 19-20 вв. Россия Кл.слова (ненормированные): исследования -- теоретические исследования -- экспериментальные исследования -- концепции -- деятельностная концепция -- знакоцентристская концепция -- психология ребенка -- культурно-историческая теория -- психологи -- психология сознания -- поведение -- высшие психические функции -- ВПФ -- психические функции -- личность -- философия -- картезианская философия -- психика -- человеческая психика -- детская психология Аннотация: Анализ вклада Л. С. Выготского в разработку общепсихологической теории сознания и трансформации представлений о сознании и его "образующих" от Выготского к Леонтьеву. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\; Леонтьев \а. Н.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Эльконинова, Людмила Иосифовна. К проблеме присвоения смыслов в сюжетно-ролевой игре дошкольников [Текст] / Л. И. Эльконинова, Т. В. Бажанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2004. - N 3. - С. . 97 обл. - Библиогр.: с. 3 обложка (13 назв. ). - RUMARS-mpsh04_000_003_0097_1
Рубрики: Психология--Психология личности--Психология деятельности, 20-21 вв. Россия Кл.слова (ненормированные): исследования -- теоретические исследования -- экспериментальные исследования -- игры -- сюжетно-ролевые игры -- деятельностная концепция -- дошкольный возраст -- психология ребенка -- культурно-историческая теория -- психологи -- психология сознания -- формы игры -- высшие психические функции -- ВПФ -- психические функции -- личность -- спонтанные игры -- аффект -- материал игры -- психика Аннотация: Трактовка игры как преодоления аффективного материала двухтактной формой не только помогает понимать своеобразие живой детской игры, но и подтверждает продуктивность идеи Л. С. Выготского о культурной заданности психики. Доп.точки доступа: Бажанова, Татьяна Васильевна; Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\; Эльконин \д. Б.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Вересов, Николай Николаевич (канд. психол. наук). Культурный контекст образования [Текст] / Н. Н. Вересов> // Мир образования - образование в мире. - 2005. - N 3. - С. . 42-53. - Библиогр.: с. 52-53 (16 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-miob05_000_003_0042_1. - Библиотека Волгоградского государственного университета. - N 3. - С. 42-53. - miob05_000_003_0042_1, 3, 42-53
Рубрики: Психология--Психические процессы и состояния Образование. Педагогика--Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): детская психология -- дети -- психологи -- культурная психология -- культурное развитие -- психические функции -- культурно-историческая теория Аннотация: Представлен анализ культурно-исторической теории развития высших психических функций. Рассмотрены различные толкования понятия культурного развития. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семенович (1896-1934) \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кудрявцев, В. Т. На путях к вершинно-глубинной психологии [Текст] : к 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского / В. Т. Кудрявцев> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 113-125. - Библиогр.: с. 124-125 (29 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_005_0113_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 5. - C. 113-125. - vopp06_000_005_0113_1, 5, 113-125
Рубрики: Психология--Общая психология, 20 в. Россия СССР Кл.слова (ненормированные): вершинно-глубинная психология -- методология историзма -- культурно-историческая теория -- психологи Аннотация: Реконструируется методология, избранная Л. С. Выготским для анализа субъективного мира человека, а именно методология историзма, которая предполагает движение научной мысли в логике "от высшего (развитого, сложного) к низшему (неразвитому, простому) ". В этом конкретизируется диалектический принцип совпадения исторического и логического. Противоположной логике - "от низшего к высшему" - следует эволюционизм, на который ориентировалась и продолжает ориентироваться традиционнная психология. Показывается, что развивая методологию историзма, Л. С. Выготский заложил основы вершинно-глубинной психологии. Доп.точки доступа: Выготский \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Степанова, М. А. Научная система педагогической психологии [Текст] : (к 80-летию выхода "Педагогической психологии" Л. С. Выготского) / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 151-155. - Библиогр.: с. 155 (6 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_005_0151_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 5. - C. 151-155. - vopp06_000_005_0151_1, 5, 151-155
Рубрики: Психология--История психологии, 20 в. СССР Россия Кл.слова (ненормированные): педагогическая психология -- культурно-историческая теория -- образование -- психологи -- педагогика -- обучение -- воспитание Аннотация: Предпринята попытка привлечь внимание профессиональных психологов к первой увидевшей свет книге Л. С. Выготского "Педагогическая психология". Многие положения этой работы могут быть использованы при решении современных проблем в области образования: воспитания и обучения детей (нормальных и имеющих нарушения в развитии) , определения психологических особенностей деятельности учителя и др. Доп.точки доступа: Выготский \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кудрявцев, В. Т. VII чтения памяти Л. С. Выготского [Текст] / В. Т. Кудрявцев> // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. . 185-187. - 0; Седьмые чтения памяти Л. С. Выготского. - RUMARS-vopp07_000_002_0185_1
Рубрики: Психология--Общая психология, 2006 г. Россия Кл.слова (ненормированные): конференции -- международные конференции -- российские психологи -- российские ученые -- культурно-историческая теория Аннотация: Краткий обзор работы международных чтений, посвященных памяти ученого Л. С. Выготского. Доп.точки доступа: Выготский \л. С.\; Перспективы развития культурно-исторической теории, международные чтения |
Нежнов, П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели "культурного развития" [Текст] / П. Г. Нежнов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - N 1. - С. . 133-146. - RUMARS-mpsh07_000_001_0133_1
Рубрики: Психология--Психология личности--Детская психология Кл.слова (ненормированные): опосредствование -- спонтанность -- культурное развитие -- развивающее обучение -- культурно-историческая теория -- мышление -- речь -- возрастная психология -- деятельность ребенка -- спонтанная деятельность -- умственное развитие -- функционально-смысловое поле -- психологическое поле Аннотация: Положение о развитии как опосредствовании (взаимодействии идеальной и реальной форм) - ключевое в психологии, продолжающей линию культурно-исторической теории. Для отечественной психологии также характерно включение в представление о развитии спонтанной составляющей. Доп.точки доступа: Выготский, Лев Семенович (психолог ; 1896-1934); Гальперин, Петр Яковлевич (психолог ; 1902-1988) \п. Я.\; Пиаже, Жан (психолог ; 1896-1980) \ж.\; Эльконин, Даниил Борисович (1904-1984) \д. Б.\ |
Степанова, М. А. От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину : психотехнический подход в психологии образования [Текст] / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 26-27 (33 назв. ) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): методология психологии -- психотехника -- практическая психология -- психологическая практика -- культурно-историческая теория -- формирование умственных действий -- формирование умственных понятий -- психология образования -- отечественная психология Аннотация: Анализируется состояние современной отечественной психологии образования, в частности, относительная независимость образовательной практики от психологической науки. Опираясь на проведенное Л. С. Выготским методологическое исследование кризиса в психологии, автор выдвигает предположение о том, что установлению продуктивных отношений между наукой и практикой должна способствовать реализация психотехнического подхода. Образцом такого подхода выступает теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Давыдов, В. В. Взаимосвязь идей Л. С. Выготского и Н. А. Бернштейна [Текст] / В. В. Давыдов> // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 104-108 . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- психофизиологические концепции -- внутреннее движение -- активность человека -- управление движениями -- сенсорные коррекции -- физиология активности Аннотация: Раскрывается единство представлений об активности человека в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского и психофизиологической концепции Н. А. Бернштейна. Рассматривается общепсихологическое значение введенного Л. С. Выготским понятия "внутреннее движение", которое соотносится с представлениями Н. А. Бернштейна об особенностях управления человеческими движениями как процесса реализации программ, представленных на уровне центральной нервной системы в закодированной форме - в виде энграмм. Показывается, что эти представления Н. А. Бернштейн конкретизировал в рамках концептуального аппарата своей теории: в понятиях "двигательная задача", "образ движения", "модель потребного будущего", "моторный образ", "проект движения", "сенсорные коррекции". Данные понятия характеризуют природу движения не как реакции приспособления к среде, а как акции или действия, позволяющего преобразовывать ее. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог); Бернштейн, Н. А. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Гараи, Ласло (венгерский психолог). Диада Выготского и четвериада Рубинштейна [Текст] : интервью с профессором Ласло Гараи / беседовал Б. И. Пружинин> // Вопросы философии. - 2010. - N 12. - С. 36-43. - Библиогр.: с. 43. - Примеч. 42-43 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Психология Психология деятельности Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): интервью -- деятельность (философия) -- теория деятельности -- культурно-историческая теория -- идентичность -- социальная идентичность -- экономическая психология -- психологическая теория идентичности -- психологи Аннотация: В интервью венгерский психолог Л. Гараи рассказывает о теории деятельности с позиций психологии и философии, о перспективах психологии и психологической теории идентичности. Доп.точки доступа: Пружинин, Б. И. (доктор философских наук, главный редактор журнала "Вопросы философии") \.\; Выготский, Л. С. (психолог); Рубинштейн, С. Л. (философ, психолог); Леонтьев, А. Н. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лазунина, Екатерина Алексеевна. Логическая природа коммуникации [Текст] / Е. А. Лазунина> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 3. - С. 80-83 : табл. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 83 . - ISSN 1814-733X
Рубрики: Психология Социальная психология--Россия, 20 в.; 21 в. Кл.слова (ненормированные): коммуникации -- коммуникативные процессы -- логика -- логико-психологический анализ -- тексты -- хронотоп -- культурно-историческая теория Аннотация: Рассматривается логический аспект коммуникации; исследуется взаимосвязь структурных особенностей текста и эффективности его запоминания в связи с изменениями социальной ситуации, в которой протекает этот процесс: анализируемые материалы подтверждают культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Обосновывается предположение о хронотопической природе логики запоминания текста. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (российский психолог ; 1896-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гордеева, О. В. Околосмертный опыт: сравнение современных западных и древнеиндийских ведических представлений [Текст] : (на материале упанишад) / О. В. Гордеева> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 3. - С. 121-137. - Библиогр.: с. 136-137 (32 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): околосмертный опыт -- ОСО -- кросс-культурные исследования -- упанишады -- западный ОСО -- древнеиндийский ОСО -- культурно-историческая психология -- культурно-историческая теория -- измененные состояния сознания -- внетелесный опыт -- древнеиндийские ведические представления Аннотация: В рамках кросс-культурных исследований околосмертного опыта (ОСО) было проведено сопоставление современного западного ОСО с представлениями о нем в ведической литературе ( материалом анализа стали упанишады). Обнаружено, что в древнеиндийских описаниях ОСО наряду с культурной спецификой присутствует большинство элементов, характерных для западного ОСО, при этом сходство касается не столько конкретного содержания элементов, сколько их роли в реализации универсального сценария путешествия в мир мертвых. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рычкова, О. В. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция "социальный мозг" - "за" и "против" [Текст] / О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 110-125. - Библиогр.: с. 122-125 (78 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): социальный мозг -- социальная перцепция -- социальное познание -- социальное поведение -- восприятие социальных объектов -- префронтальная кора -- височные доли -- зеркальные нейроны -- индивидуальная теория психики -- шизофрения -- мозговые основы социального поведения -- культурно-историческая теория Аннотация: Рассматривается и анализируется понятие "социальный мозг", оно определяется как часть мозга, которая специализируется на восприятии социальных объектов. В статье приведены аргументы сторонников правомерности выделения этого понятия, основанные на данных мозгового сканирования и изучения патологических состояний. В качестве одного из таких мозговых механизмов, обеспечивающих представления о переживаниях и состояниях другого человека, описана "система зеркальных нейронов мозга". Приводятся аргументы противников, указывающих на социальный генез когнитивных процессов и высокую пластичность головного мозга. Отмечается тенденция западной науки к мозговому "локализационизму" - стремлению видеть причины психической патологии в дисфункциях областей, относящихся к "социальному мозгу". Приводится критика этой тенденции с позиций культурно-исторической психологии и современных биопсихосоциальных моделей. Доп.точки доступа: Холмогорова, А. Б. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Майданский, Андрей Дмитриевич (доктор философских наук; профессор кафедры философии и социологии). Понятие личности в культурно-исторической психологии [Текст] / А. Д. Майданский> // Свободная мысль. - 2011. - № 10 (1628). - С. 77-92. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-4443
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): личность (психология) -- культурно-историческая теория -- культурно-историческая психология -- сознательное -- бессознательное -- органическая потребность -- общественный интерес -- сознание -- личность и общество -- общественные отношения -- культура -- межличностные отношения -- межличностные связи Аннотация: В культурно-исторической теории личность понимается как усвоенный и развиваемый индивидом фрагмент общественных отношений, культуры. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований [Текст] / А. Н. Веракса> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 4. - С. 91-101. - Библиогр.: с. 99-101 (29 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): взаимоотношения со сверстниками -- возрастная динамика -- детский возраст -- дошкольный возраст -- зарубежные исследования -- коммуникативный аспект взаимодействия -- культурно-историческая теория -- обзоры -- регуляторные функции -- роль взрослого -- саморегуляция -- совместное внимание -- социальная компетентность -- социальное взаимодействие Аннотация: В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение регуляторных функций в детском возрасте. В приведенных исследованиях прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития; особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не учитывается роль взрослого как носителя культурных средств. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Лурия, А. Р. (психолог ; 1902-1977); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Запорожец, А. В. (психолог); Мияке, А. (психолог); Андерсон, П. (психолог); Уиллифорд, А. (психолог); Бонино, С. (психолог); Каттелино, Е. (психолог); Хайдер, В. (психолог); Нильсен, Э. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |