Наумова, Е. И.
    Cogito и объект а: судьба картезианской парадигмы в ХХ в. [Текст] / Е. И. Наумова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2009. - Вып. 3. - С. 24-28. - Библиогр.: с. 28 (2 назв. ) . - ISSN 1995-0055
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
Декарта концепция -- картезианская парадигма -- концепция Декарта -- Лакан -- нехватка -- психоаналитическое толкование
Аннотация: Статья является психоаналитическим толкованием концепции Декарта через осмысления понятия объекта а. В результате концепция Декарта обретает новый, уникальный смысл.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косилова, Елена Владимировна (кандидат философских наук; доцент).
    Парадигмы субъектности в топике Центр-Периферия [Текст] / Е. В. Косилова // Вопросы философии. - 2019. - № 10. - С. 110-121. - Библиогр.: с. 119-121 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
картезианская парадигма -- парадигмы субъектности -- психоанализ -- субъект -- трансцендентальная парадигма
Аннотация: В статье вводится в рассмотрение топика Центр-Периферия в учениях о субъектности. Рассмотрены парадигмы: картезианская, трансцендентальная (Кант и Гуссерль), логический бихевиоризм, психоанализ, аналитическая философия сознания. Показано, что в картезианской парадигме имеется центр субъектности, не совпадающий с "мыслящей вещью" Декарта. В трансцендентальной парадигме Канта центром является трансцендентальное единство апперцепции, а у Гуссерля - трансцендентальное Эго, окруженное горизонтом. Выделены два уровня рефлексивного Я в парадигме Канта: минимальное Я, строящееся вокруг трансцендентального единства апперцепции, и рефлексивное Я эмпирического субъекта, или Я-концепция. В парадигме логического бихевиоризма отсутствует центр, однако продемонстрировано, что аргументация об отсутствии центра (наделения его статусом категориальной ошибки) не работает. В парадигме психоанализа у Фрейда центром является сознательное Я, а у Лакана центр отсутствует, субъект заменен переплетением векторов безобъектного желания и набора означающих. Лакановская модель субъекта без центра продолжается также в постмодерне. В философии сознания имеются как модели с центром, например, трехслойная модель Поппера, неожиданно напоминающая фрейдовскую, так и модели без центра, из которых подробно рассмотрена Деннета о сознании как наборе "драфтов". В заключение рассмотрено состояние сознания при таких патологиях, как шизофрения, и показано, что отсутствует трансцендентальное единство апперцепции, в результате чего пропадает ощущение самостоятельности мышления и возникает хаотичность, иллюстрирующая модель без центра.


Доп.точки доступа:
Декарт, Р. (французский философ ; 1596-1650); Кант, И. (немецкий философ ; 1724-1804); Гуссерль, Э. (немецкий философ ; 1859-1938); Райл, Г. (английский философ ; 1900-1976); Фрейд, З. (австрийский психиатр; психолог ; 1856-1939)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)