Бережной, Сергей Борисович.
    Теория дхарм Абхидхармакоши [Текст] / С. Б. Бережной // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2012. - № 2 (103). - С. 135-146. - Библиогр.: с. 145-146 (14 назв.) . - ISSN 2227-2291
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия--Индия, 4 в.; 5 в.
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
история индийской философии -- буддийская философии -- абхидхармистская философия -- буддийские трактаты -- теория дхарм -- сарвастивада -- буддийские философы
Аннотация: Статья посвящена истолкованию категорий теории дхарм сарвастивады, представленных в трактате великого буддийского философа Васубандху "Абхидхармакоша".


Доп.точки доступа:
Васубандху
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Скороходова, Татьяна Григорьевна (доктор философских наук; профессор; кандидат исторических наук; доцент).
    Понимание индийской философской традиции мыслителями Бенгальского Возрождения [Текст] / Т. Г. Скороходова // Вопросы философии. - 2017. - № 5. - С. 161-172. - Библиогр.: с. 170-171 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии--Индия, 19 в.; 20 в. первая треть

Кл.слова (ненормированные):
Бенгальское Возрождение -- бенгальские мыслители -- индийская философия -- история индийской философии -- методология философии -- онтология -- философские традиции -- философы
Аннотация: Сочинения бенгальских интеллектуалов XIX в. - первой трети XX в. относятся к периоду становления научного исследования истории индийской философии индийцами. Мыслители Бенгальского Возрождения стремились представить философские школы-даршаны в качестве ценного наследия индийской мысли, сопоставимого с западной философией с точки зрения цели - поиска универсальной истины. В онтологическом плане индийская философская традиция была открыта как самоценная часть индийской культуры, предлагающая решение проблем бытия сообразно индийскому сознанию и складу характера. В методологическом плане бенгальские мыслители создали дистанцию между исследователем и изучаемой традицией и сформировали несколько подходов к исследованию истории индийской философии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Титлин, Лев Игоревич (кандидат философских наук).
    Опровержение существования субъекта в полемике с вайшешиками в "Пудгала-винишчае" Васубандху [Текст] / Л. И. Титлин // Вопросы философии. - 2018. - № 2. - С. 206-211. - Библиогр.: с. 210 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.21 + 86.35
Рубрики: Философия, 5 в.; 6 в.
   Метафизика. Онтология

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Буддизм

Кл.слова (ненормированные):
гносеология -- индийская философия -- история индийской философии -- полемика -- полемические трактаты -- сознание (философия) -- субъект (философия) -- субъективность -- философия буддизма -- школа вайшешика
Аннотация: В статье рассматривается полемика между "ортодоксальной" индийской философской школой вайшешика и одним из величайших буддийских философов Васубандху (IV–V вв. ) по вопросу о существовании субъекта (атмана). Дискуссия разбирается на примере текста "Пудгала-винишчая" Васубандху. ПВ –"Исследование вопроса о субъекте", или пудгале – один из важнейших полемических трактатов по вопросу о субъекте в философии буддизма. Среди обсуждаемых проблем знаменитый "гносеологический аргумент", возможность припоминания и восприятия, вопросы, как возможно различие моментов сознания и необходим ли субстрат для сознания.


Доп.точки доступа:
Васубандху (индийский философ- энциклопедист; буддийский монах)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Скороходова, Татьяна Григорьевна (доктор философских наук; кандидат исторических наук; доцент; профессор).
    Жизнь, творчество и бессмертие: эсхатология в философской мысли Дебендронатха и Рабиндраната Тагоров [Текст] / Т. Г. Скороходова // Вопросы философии. - 2018. - № 4. - С. 131-142. - Библиогр.: с. 141-142 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
бенгальское возрождение -- бессмертие -- индийская философия -- индийская эсхатология -- индийские философы -- индуизм -- история индийской философии -- религиозная жизнь -- религиозный гуманизм -- традиционный индуизм -- философы -- эсхатология
Аннотация: Статья представляет собой развёрнутый вариант доклада на конференции "Пятые научные чтения памяти Н. М. Зёрнова. Религиозный опыт в наследии российской и мировой культуры: темы и образы эсхатологии", 22–23 ноября 2016, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино. В статье представлена реконструкция эсхатологии Дебендронатха и Рабиндраната Тагоров, сделанная на основе герменевтики их религиозных и поэтических текстов. Под влиянием мысли Упанишад, идей Раммохана Рая и собственного религиозного опыта отец и сын Тагоры создали оригинальную эсхатологию, в которой преодолеваются идеи вечного возвращения, малой значимости человеческой жизни и иллюзорности мира. Эсхатология рассматривается ими в категориях свободы, творческого действия и бессмертия души человека. Дебендронатх Тагор описывает индивидуальную эсхатологию, в которой бессмертие обеспечивается этическим поведением, исполнением человеческого долга в земной жизни. Рабиндранат развивает эту эсхатологию и представляет смерть как переход в вечную жизнь в единстве с Творцом и истиной. В целом Тагоры рассматривают человека как творение Бога, способное прийти к бессмертию через духовное и культурное творчество и социальное служение на земле и достойное распоряжение своей свободой.


Доп.точки доступа:
Тагор, Р. (индийский мыслитель ; 1861-1941); Тагор, Д. (индийский мыслитель ; 1818-1905); Научные чтения памяти Н. М. Зёрнова
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Псху, Рузана Владимировна (кандидат философских наук).
    К постановке вопроса о периодизации истории индийской философии [Текст] / Р. В. Псху, Л. Э. Крыштоп, А. В. Парибок // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 146-163. - Библиогр.: с. 161-163. - Примеч.: с. 160-161 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
Веды -- Упанишады -- индийская философия -- история индийской философии -- история философии -- периодизация истории индийской философии -- философы
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса о периодизации истории индийской философии. Рассматриваются разные возможные критерии такой периодизации. Однако определение критериев подразумевает решение вопросов, возможно ли говорить о наличии в Индии философии и каково значение слова "философия", принимая которое, мы можем говорить о существовании такого феномена, как философия индийская. Отвечая положительно на вопрос о существовании философии в Индии, авторы анализируют предпосылки, сложившиеся в западноевропейской философии и приведшие к формированию весьма устойчивого стереотипа о невозможности говорить о наличии в культурах, не принадлежащих к средиземноморскому региону, философии в строгом смысле слова. В статье также проводится сравнение подходов к выделению периодов индийской философии с подходами к периодизации в истории философии западноевропейской, основная польза которой в последнее время все чаще сводится к возможности систематизации имеющихся знаний. В то же время говорить о периодизации истории философии, индийской или европейской, невозможно без первоначального прояснения характера соотношения истории философии с самой философией. Данная проблема является одной из основных философских проблем со времен оформления истории философии в отдельную научную дисциплину, каковые попытки предпринимались еще со времен зрелого Просвещения. До сих пор можно встретить разные взгляды на этот счет, которые находят отражение в данной статье.


Доп.точки доступа:
Крыштоп, Людмила Эдуардовна (кандидат философских наук); Парибок, Андрей Всеволодович (кандидат философских наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Десницкая, Евгения Алексеевна (кандидат философских наук).
    Функциональный подход в философских системах Бхартрихари и Дхармакирти [Текст] / Е. А. Десницкая // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 164-172. - Библиогр.: с. 171-172. - Примеч.: с. 170-171 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
артхакрия -- буддизм -- вьявахара -- индийская философия -- история индийской философии -- история философии -- философия буддизма -- философские системы
Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ функционального подхода в философских системах индийских философов Бхартрихари и Дхармакирти. В трудах Дхармакирти функциональный подход неразрывно связан с концепцией "артхакрия". Эта эпистемологическая концепция позволяет обосновать использование умозаключения в качестве инструмента достоверного познания. Во "Вакьяпадии" Бхартрихари понятие артхакрии не встречается, однако косвенно к нему отсылает понятие деятельности (вьявахара) и сопряженный с этим понятием функциональный подход, в соответствии с которым Бхартрихари неоднократно обосновывает истинность различных теорий, апеллируя к их согласованности с обыденной практикой, узусом. В статье рассматриваются черты сходства и различия понятий вьявахары и артхакрии, место этих понятий в философских системах Бхартрихари и Дхармакирти; затрагивается вопрос о возможной взаимосвязи функциональных концепций в лингвофилософии Бхартрихари и буддийской праманаваде.


Доп.точки доступа:
Бхартрихари (индийский философ ; 5 в. н. э.); Джармакирти (индийский философ ; 7 в. н.э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Канаева, Наталия Алексеевна (кандидат философских наук).
    Универсум установления достоверности в эпистемологии и логике (праманаваде) Джаяраши Бхатты [Текст] / Н. А. Канаева // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 173-183. - Библиогр.: с. 182-183. - Примеч.: с. 182 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
достоверность знания -- знание -- индийская философия -- индийский скептицизм -- история индийской философии -- история философии -- логика -- праманавада -- скептицизм -- эпистемология
Аннотация: В статье представлены результаты исследования санскритского слова вьявахара и его логико-эпистемологических функций в "Таттвопаплавасимхе" Джаяраши Бхатты (VIII–IX вв. ). В тексте вьявахара играет роль универсума рассуждений и установления достоверности знаний, но признаки этого универсума в индийской традиции лишь частично совпадают с признаками "универсума рассуждения" в западной эпистемологии. Главное отличие в том, что в западной теории познания и в логике универсум рассуждения понимается как определенная предметная область, а в индийской традиции два главных для логики и эпистемологии значения термина вьявахара (повседневности как совокупной жизнедеятельности и конвенционального словоупотребления) не связаны требованием определенности универсума рассуждения.


Доп.точки доступа:
Джаяраши, Бхатты (индийский философ ; 8 в.; 9 в.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Скороходова, Татьяна Григорьевна (доктор философских наук; кандидат исторических наук; доцент; профессор).
    "Нам нужно пользоваться словом "ведантисты": интерпретация истории индийской философии в трудах Свами Вивекананды [Текст] / Т. Г. Скороходова ; пер. с англ. и примеч. автора // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 184-195. - Библиогр.: с. 193-195 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
буддизм -- буддистская философия -- веданта -- ведантисты -- даршаны -- индийская философия -- индуизм -- история индийской философии -- история философии -- неоведантизм -- религиозная философия
Аннотация: Выяснение происхождения неоведантистского подхода к истории индийской философии у её историков С. Радхакришнана и С. Дасгупты приводит к идеям Свами Вивекананды. На основе анализа трудов философа автор реконструирует его концептуальное видение индийской философии через понимание веданты как сути, сердцевины и главного принципа религии, философии и культуры Индии. Вивекананда интерпретировал веданту как тождественную индуизму и его философии и создал концептуальную основу для исследования истории индийской философии: 1) рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму веданты как его сущности и идеальной модели; 2) понимание историко-философского процесса как мысли, развивающейся от первых прозрений Упанишад до триумфа веданты во всеиндийском масштабе; 3) объяснение большинства даршан как религиозных и спиритуалистических в противовес материализму и скептицизму.


Доп.точки доступа:
Свами, Вивекананда (индийский философ ; 1863-1902)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Свами Вивекананда (индийский философ).
    Ведантизм [Текст] / Свами Вивекананда ; пер. с англ. и примеч. Т. Г. Скороходовой // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 195-203. - Примеч. переводчика: с. 203 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
веданта -- даршаны -- индийская философия -- индуизм -- история индийской философии -- история философии -- религиозная философия -- философия индуизма
Аннотация: Вивекананда интерпретировал веданту как тождественную индуизму и его философии и создал концептуальную основу для исследования истории индийской философии: 1) рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму веданты как его сущности и идеальной модели; 2) понимание историко-философского процесса как мысли, развивающейся от первых прозрений Упанишад до триумфа веданты во всеиндийском масштабе; 3) объяснение большинства даршан как религиозных и спиритуалистических в противовес материализму и скептицизму.


Доп.точки доступа:
Скороходова, Татьяна Григорьевна (доктор философских наук; кандидат исторических наук; профессор; доцент) \, .\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Канаева, Наталия Алексеевна (кандидат философских наук; доцент).
    Предисловие к публикации [Текст] / Н. А. Канаева // Вопросы философии. - 2019. - № 7. - С. 189-195. - Библиогр.: с. 192. - Примеч.: с. 195-197 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
атеизм -- восприятие -- достоверные знания -- знания -- индийская философия -- индийский скептицизм -- история индийской философии -- скептицизм -- чарвака-локаята
Аннотация: Публикация представляет читателю начальный фрагмент впервые переведенного с санскрита на русский текста индийского локаятика-скептика Джаяраши Бхатты "Лев, [опрокидывающий] препятствия [к правильному пониманию] категорий" ("Таттвопаплавасимха"). Текст содержит интересные сведения об индийском скептицизме VIII–IX вв. и об атеистическом направлении индийской мысли чарвака-локаята. Неожиданным для читателя становится фактическое опровержение у Джаяраши главных идей школы, с которой тот себя идентифицирует (четыре физических первоэлемента и восприятие как единственный инструмент получения достоверных знаний). В переведенном фрагменте Джаяраши сокрушает реалистическую теорию восприятия школы ньяя посредством логического анализа определения восприятия в "Ньяя-сутрах". Рассматриваются различные возможности "неотклоненности" знания от порождающих его причин и демонстрируется, что учение найяиков не гарантирует достоверности знания: оно может казаться субъекту "неотклоняющимся", но быть ложным, потому что повреждены органы восприятия, или субъект может использовать необоснованные теоретические средства вроде универсалий или концепции достижения объекта в качестве критерия достоверности.


Доп.точки доступа:
Бхатта, Д.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)