Кочергин, Эдуард.
    Питерские былички [Текст] / Э. Кочергин // Знамя. - 2004. - N 8. - С. . 107-117. - 0; Реприза дядюшки Хасана. - 0; Светописец. - RUMARS-znam04_000_008_0107_1
УДК
ББК 84(2Рос=Рус)
Рубрики: Художественная литература--Русская литература (произведения), 21 в.
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
проза -- современная проза -- рассказы
Аннотация: В предисловии "От автора" говорится: "Эти две былички - продолжение напечатанных ранее в "Знамени" рассказов о праведных людях, опущенных жизнью, времен крутой Совдепии - 40-60-х годов прошлого столетия".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Юрьев, С.
    Русалки былого [Текст] : неписаные свидетельства / С. Юрьев ; худож. Д. Уотерхаус ; авт. цитат Г. Боровков, Л. Картер // Отечество. - 2005. - N 5. - С. . 28-29. - RUMARS-otch05_000_005_0028_1. - Ил.: репрод.
УДК
ББК 82.3(0) + 20.3
Рубрики: Фольклор--Мировой фольклор, 15 в.
   Уфология--Общие вопросы уфологии

   Россия
    Испания

    Лиерганес (город)

    Мьера (река)

    Западная Фрисландия

Кл.слова (ненормированные):
мифы -- легенды -- былички -- русалки -- рыбочеловек -- ученые -- монахи -- научные эксперименты -- энциклопедии
Аннотация: Былички и бывальщины о русалках. Рыбочеловек из Лиерганеса. Эксперименты доктора Иоганнеса Килстра.


Доп.точки доступа:
Уотерхаус, Джон (художник) \.\; Боровков, Г. \.\; Картер-Эйк Л. (психолог) \.\; Килстра, Иоганнес (ученый) \и.\; Бенито, Херонимо Фейху (монах-бенедектинец)




    Дюпон, Жан-Клод.
    Легенды Новой Франции [Текст] / Жан-Клод Дюпон ; пер. и вступ. Александра Садецкого // Иностранная литература. - 2008. - N 11. - С. 245-251. - 1; Гуси залива (Залив Святого Павла). - 1; Заколдованный баклан (Персе). - 1; Мареша, морское чудище (Бонавантюр). - 1; Нищеброд - заклинатель кур (Гаспе). - Номер озаглавлен "Квебек: "Я помню" . - ISSN 0130-6545
УДК
ББК 82.3(3)
Рубрики: Фольклор
   Фольклор зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
тема тотемного предка -- мифы -- устное народное творчество -- образы морских чудищ -- тема морских чудищ -- народный фольклор -- былички -- легенды


Доп.точки доступа:
Садецкий, Александр \, .\




    Забияко, Анна Анатольевна (доктор филологических наук).
    "Кошмарная чудь" японского бестиария: образ Каппы в русской литературе начала XX в. (В. Март) [Текст] / А. А. Забияко, А. А. Левченко // Религиоведение. - 2014. - № 3. - С. 187-195. - Библиогр.: с. 192-193 (12 назв.). - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 193-195. - Прил.: Очерк В. Марта "Каппа" . - ISSN 2072-8662
УДК
ББК 86.2 + 83.3(2Рос=Рус)6
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие--Россия, 20 в. нач.
   Религиоведение

   Литературоведение--Россия, 20 в. нач.

   Русская литература XX в.

Кл.слова (ненормированные):
Каппа -- биографии -- былички -- водяные -- демоны -- мифологические представления -- мифологическое сознание -- очерки -- писатели -- этнографические рассказы -- японская мифология -- японский бестиарий
Аннотация: Рассматривается очерк Венедикта Марта "Каппа", написанный во время посещения писателем Японии (1918). В очерке с этнографической точностью отражены бытовавшие в японском сознании начала XX века представления о водяном Каппе.


Доп.точки доступа:
Левченко, Анна Александровна (магистр филологии); Март, В. (писатель ; 1896-1937)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Седых, Оксана Михайловна (кандидат философских наук).
    Тема "не своей" смерти в русской этнографии и литературе романтизма [Текст] / О. М. Седых // Человек. - 2016. - № 4. - С. 16-34 : ил. - Библиогр.: с. 34 (20 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 63.51 + 83.3(2Рос=Рус)5
Рубрики: Этнология
   Историческая этнология--Россия

   Литературоведение

   Русская литература XIX в.

Кл.слова (ненормированные):
бывальщины -- былички -- городской фольклор -- заложники -- насильственная смерть -- нечистая сила -- романтизм в литературе -- русские писатели -- русские поэты -- русский романтизм -- тема нечистой силы -- тема смерти -- художественные произведения
Аннотация: Представления русского народа о нечистой силе как о неуспокоенных душах людей, погибших насильственной смертью. Рассматриваются фольклорные образы нечистой силы в литературе русского романтизма, в частности в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.


Доп.точки доступа:
Пушкин, А. С. (русский поэт ; 1799-1837); Гоголь, Н. В. (писатель ; 1809-1852); Жуковский, В. А. (русский поэт ; 1783-1852)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пузанов, Даниил Викторович (кандидат исторических наук; младший научный сотрудник).
    Визионерский след представлений о летающих змеях [Текст] / Д. В. Пузанов // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2020. - № 2. - С. 502-518. - Библиогр.: с. 516-518 (42 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 63.3(4)4 + 86.31
Рубрики: Этнология
   Этнология современных народов

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Ранние формы религии. Религии Древнего мира

Кл.слова (ненормированные):
былички -- видения -- галлюцинации -- горе -- духи -- загробные миры -- культ мертвых -- летающие змеи -- летающий змей -- миры живых -- мифологические персонажи -- неславянские народы -- огненные змеи -- особые психологические состояния -- острое горе -- покойники -- природа представлений -- религиозные трансы -- сказочные персонажи -- славянские народы -- удмурты
Аннотация: Статья посвящена анализу природы представлений о летающих змеях. Отмечается тесная связь быличек о летающих змеях с особыми психологическими состояниями и видениями. У южных славян они обусловлены психическими болезнями и состояниями религиозного транса. На севере славянского ареала, где действием летающих змеев объясняются видения вдов, часть таких явлений находит параллели в современной городской культуре и симптоматике острого горя, при котором потерявший родственника человек может наблюдать галлюцинации с участием покойного. Несмотря на очевидное сходство сюжетов посещения вдовы летающим змеем, принимающим облик умершего супруга, и непосредственно самим мертвецом, ситуация, при которой образ покойника не отождествляется с личностью усопшего, нуждается в дополнительном объяснении. Такую же закономерность демонстрирует не знающая огненного змея удмуртская мифология. В ней к вдове или вдовцу могут приходить как сам супруг или супруга, так и демоны, принявшие образ родственника. Вера в посредничество духов, возможно, была обусловлена представлениями о непроницаемости границы между загробным миром и миром живых. Ушедшие в мир иной неспособны возвращаться. Показано, что схожие с южнославянскими представления о связи змея с одержимыми и "бесовскими игрищами" редко, но встречаются в восточнославянском фольклоре. Можно предположить, что изначально мифология летающего змея соответствовала эротическим техникам экстаза. Впоследствии с ее помощью стали осмыслять психические болезни и проявления сильных переживаний от потери близкого человека; тем более что в древности границу между разными эффектами психики явно видели не там, где ее видит современная наука. Потеря же супруга или супруги остается одной из наиболее распространенных в мире причин галлюцинаций.


Доп.точки доступа:
Виноградова, Л. Н. (советский и российский фольклорист; этнолог; доктор филологических наук); Рис, В. Д. (британский врач)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)