Лобанов, С. В. Концепция происхождения индийской науки Фрица Сталя [Текст] / С. В. Лобанов> // Вопросы философии. - 2013. - № 6. - С. 108-117. - Библиогр.: с. 116-117. - Примеч.: с. 117 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Наука. Науковедение История науки--Индия Кл.слова (ненормированные): брахмана -- грамматика (философия) -- индийская наука -- индийская философия -- лингвистика -- ритуал (философия) -- санскрит -- сутра -- шраута Аннотация: Статья представляет собой первую в российской науке попытку представить оригинальную концепцию происхождения индийской науки Фрица Сталя. Он доказывает, что в древней Индии наиболее ранними науками были ритуал и грамматика, приводит четыре характерных признака, позволяющих определить как науку традиционные индийские дисциплины ритуала и грамматики, которые взаимно дополняют друг друга и являют собой пример ранних теоретических обобщений, осуществленных в брахманах и шраута-сутрах. Доп.точки доступа: Сталь, Й. Ф. (американский индолог голландского происхождения ; 1930-2011); Сталь, Ф. (американский индолог голландского происхождения ; 1930-2011) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук). Грамматика, эпистемология и проблема познания брахмана в философии Манданы Мишры (VIII–IX вв.) [Текст] / С. Л. Бурмистров> // Вопросы философии. - 2016. - № 9. - С. 159-171. - Библиогр.: с. 169-171. - Примеч.: с. 171 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Всемирная история философии, 6 в.; 8 в.; 9 в. Кл.слова (ненормированные): sphota -- Брахман -- адвайта-веданта -- божество -- грамматика -- грамматисты -- звучащие слова -- индийская философия -- история философии -- лингвофилософская традиция -- познание -- слова (философия) -- смысл слов -- философы -- эпистемология Аннотация: В статье рассматривается связь сотериологической, эпистемологической и лингвистической проблематики в трудах представителя ранней адвайта-веданты Манданы Мишры. Познание Брахмана как высшая религиозная цель в адвайте аналогично пониманию смысла слова: постижение смысла недискретно и обусловлено тем, что в сознании изначально уже заложен соответствующий смысл, который только актуализируется благодаря восприятию звучащего слова. Таким же образом постигается и Брахман – благодаря его тождеству с Атманом, – так что познание высшей реальности по характеру своему не отличается от постижения смысла слова. Доп.точки доступа: Мандана, Мишра (индийский философ; последователь мимансы и адвайта-веданты ; кон. 6 - нач. 7 в.) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Никольская, Ксения Дмитриевна (кандидат исторических наук). "Скверные вещи" и руки брахмана [Текст] / К. Д. Никольская> // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. - 2016. - № 3. - С. 36-45. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0320-8095
Рубрики: Этнология Этнология современных народов Кл.слова (ненормированные): брахманы -- древнеиндийская литература -- древнеиндийские обряды -- древнеиндийские тексты -- древнеиндийские традиции -- имущество -- магия -- осквернение -- оскверненное имущество -- очищение -- памятники литературы -- ритуальная чистота Аннотация: Рассматривается древнеиндийская система представлений о средствах очищения имущества, оскверненного качествами прежнего владельца. Анализируются контексты из памятников древнеиндийской дидактической литературы. Делается вывод о том, что брахман может быть очистителем для оскверненного имущества. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Смирнов, Николай Алексеевич (кандидат философских наук). Фигура Брахмана и брахманистское ритуальное мышление [Текст] / Н. А. Смирнов> // Человек. - 2022. - № 2. - С. 111-128 : фот. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0236-2007
Рубрики: Философия Философия зарубежных стран--Индия Кл.слова (ненормированные): Брахман -- ведийские тексты -- духовное начало -- жертвенные ритуалы -- жертвоприношения -- индийская культура -- упанишады Аннотация: Философия в индийской культуре возникает как расширение и развитие ритуального мышления, основной чертой которого является единство слова, мысли и действия, опирающееся на символическое отождествление участников ритуала и всего в нем происходящего. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |