Горбунов, Святослав Сергеевич (аспирант).
    Ганди и Швейцер: фактор ахимсы [Текст] / С. С. Горбунов // Вопросы философии. - 2018. - № 4. - С. 178-186. - Библиогр.: с. 185-186 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
Ганди ахимсы -- ахимса -- ахимсы Ганди -- биографии -- благоговение -- насилие -- ненасилие -- отношение к жизни -- этические принципы
Аннотация: В работе рассматривается вопрос о том, насколько совпадают и различаются между собой воззрения Мохандаса Ганди и Альберта Швейцера в контексте ключевой для философии обоих проблемы – проблемы отношения к окружающей жизни и возможности (допустимости) проявления насилия по отношению к ней. Производится сравнительный анализ основных положений этических принципов ахимсы Ганди и благоговения перед жизнью Швейцера, определяются их общие и отличительные черты.


Доп.точки доступа:
Ганди, М. (индийский философ ; 1869-1948); Швейцер, А. (немецкий и французский теолог; философ ; 1875-1965)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Серебряный, Сергей Дмитриевич (доктор философских наук).
    М. К. Ганди как читатель и интерпретатор "Бхагават-гиты" [Текст] / С. Д. Серебряный // Вопросы философии. - 2019. - № 11. - С. 142-152. - Библиогр.: с. 149-152. - Примеч.: с. 149 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
ахимса -- индийская философия -- ненасилие -- религиозная философия -- религия
Аннотация: В статье рассматривается восприятие Мохандасом Карамчандом Ганди (1869-1948) "Бхагавад-гиты" ("Господней песни"), знаменитого памятника санскритской словесности, составной части эпического свода "Махабхарата". В Индии "Бхагавад-гита" издавна воспринималась как текст, содержащий божественное откровение. С конца XVIII в. она стала известна в Европе и в XIX-XX вв. не раз переводилась на основные европейски языки. Ганди вырос в традиционной индусской среде, где "Бхагавад-гита", однако, не находилась в центре религиозного почитания. Впервые Ганди прочитал "Бхагавад-гиту" во время учебы в Лондоне, в английском переводе. Позже, уже став известным политиком, Ганди углубленно изучал "Бхагавад-гиту", перевел с санскрита на родной гуджарати и написал к переводу подробный комментарий. Отношение Ганди к "Бхагавад-гите" было прежде всего благоговейным, как к источнику духовного равновесия. Ганди истолковывал "Бхагавад-гиту" аллегорически - как описание борьбы добра со злом в душе человека. При этом он утверждал, что основная идея поэмы - ахимса (ненасилие). В ответ критикам этой интерпретации Ганди говорил, что таково его его личное переживание (experience) при чтении поэмы.


Доп.точки доступа:
Ганди, М. К. (индийский философ; Махатма ; 1869-1948)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович (доктор философских наук; профессор; академик РАН).
    Толстой и Ганди [Текст] / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. - 2019. - № 11. - С. 153-163. - Библиогр.: с. 162-163. - Примеч.: с. 162 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
ахимса -- ненасилие -- непротивленчество -- переписка -- сатьяграха -- философия и история
Аннотация: Статья основана на анализе переписки Л. Н. Толстого и Махатмы Ганди, которая состоит из шести писем 1909-1910 гг. Рассматривается общность взглядов двух мыслителей на роль насилия и ненасилия в жизни человека и общества. Показано, что, несмотря на различие религиозных, культурных и национальных традиций, в которых выросли эти мыслители, и на несходство их личных судеб, они тем не менее были мировоззренчески и нравственно очень близки. Их объединяет внутренняя и последовательная приверженность идее ненасилия. Непротивление злу, которое, по Толстому, является адекватным воплощением любви, и сатьяграха, которая, согласно Ганди, является позитивной формулировкой пассивного сопротивления, - тождественные понятия. Специфические условия борьбы за национальное освобождение против британского владычества, как они считали, не могут стать аргументом, допускающим отступление от принципа ненасилия.


Доп.точки доступа:
Ганди, М. К. (индийский философ; Махатма ; 1869-1948); Толстой, Л. Н. (русский писатель ; 1828-1910)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)