Мороз, В. В. (канд. филос. наук). Философско-математический синтез в русской философии: Н. В. Бугаев и П. А. Флоренский [Текст] / В. В. Мороз> // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - N 6. - С. . 280-294. - Библиогр. в сносках. - s, 2005, , rus. - RUMARS-sgum05_000_006_0280_1. - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета. - N 6С. 280-294. - sgum05_000_006_0280_1, 6, 280-294
Рубрики: Философия--История философии, 19 в. Кл.слова (ненормированные): философско-математический синтез -- русская философия -- аритмология -- монадология -- математическое знание -- рассуждения (философия) Аннотация: Философско-математический синтез, представленный в трудах деятелей Московской философско-математической школы (главным образом, у Н. В. Бугаева) и наиболее полно реализованный в творчестве П. А. Флоренского рассмотрен в статье как особый способ рассуждения, в котором элементы математического знания участвуют в раскрытии вопросов философского характера. Доп.точки доступа: Бугаев (1837-1903) \н. В.\; Флоренский (русский религиозный философ) \п. А.\; Московская философско-математическая школа; МФМШ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бурлакова, Лилия Георгиевна (старший преподаватель). Методология Н. В. Бугаева, московская философско-математическая школа и принцип дополнительности [Текст] / Л. Г. Бурлакова> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2014. - № 5. - С. 47-63. - Библиогр.: с. 61-63 . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): Бора принцип дополнительности -- аритмология -- воля -- дискретное -- монадология -- московская философско-математическая школа -- непрерывное -- принцип дополнительности -- принцип дополнительности Бора -- свобода воли -- философские направления -- философские школы Аннотация: Рассмотрена методология Н. В. Бугаева на основе его философских работ, а также проанализированы близкие его мировоззрению идеи представителей Московской философско-математической школы, проводится параллель между данной методологией и принципом дополнительности Н. Бора. Доп.точки доступа: Бугаев, Н. В. (философ ; 1837-1903); Московское математическое общество Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Жданова, Г. В. (кандидат философских наук). Аритмология и антиномизм в концепции П. А. Флоренского [Текст] / Жданова Г. В.> // Актуальные проблемы современной науки. - 2018. - № 4 (101). - С. 85-87. - Примеч.: с. 86. - Примеч.: с. 87 . - ISSN 1680-2721
Рубрики: Философия Всемирная история философии Кл.слова (ненормированные): аналитическое миросозерцание -- антиномия -- биографии -- миросозерцание -- мыслители -- религиозные мыслители -- символы -- ученые Аннотация: Статья посвящена ученому и религиозному мыслителю П. А. Флоренскому. Ученый развивал концепцию всеединства, заложенную в русской мысли, стремился к синтезу богословия, философии и науки. Флоренский - создатель оригинальной философии языка и символа. Доп.точки доступа: Флоренский, П. А. (1882-1937) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Линьлинь Чжан Математика как организующее начало системы персонажей в романе Андрея Белого "Петербург" [Текст] / Линьлинь Чжан> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С. 168-179. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Поэтика Кл.слова (ненормированные): Банаха - Тарского парадокс -- аритмология -- непрерывность -- парадокс Банаха - Тарского -- персонажи -- пифагорейцы -- романы -- система персонажей Аннотация: Предпринимается попытка доказать, что математика является не только одним из ключей к постижению концептосферы романа А. Белого "Петербург", но и основой его поэтики - в том числе персонажной сферы. Именно математическим подходом к способам группировки персонажей, а также к видам психологического анализа обеспечивается композиционное единство хаотичного, "несобранного", на первый взгляд, текста. "Мозговая игра" героев и автора-повествователя, обнажающая текстопорождающий алгоритм романа и предоставляющая, казалось бы, безграничную свободу его создателю, на поверку оказывается тщательно выверенной "программой", основанной на системе бинарных оппозиций. "Петербург" А. Белого - при всей его орнаментальной "пестроте" - является одним из самых упорядоченных текстов русской литературы: случайные встречи и столкновения героев, их хаотичные передвижения по городу, странные поступки, а также "нестройные" мысли имеют строгое математическое обоснование. При этом принцип бинарных оппозиций как организующее начало системы персонажей отвечает логике построения неомифологического текста, для которого характерны взаимное отражение персонажей друг в друге, а также разделение единого "прагероя" на романных двойников. Кроме того, подчеркивается, что интерес Белого к категориям единичности и множественности, задающий математически наглядный вектор восприятия текста - и прежде всего его системы персонажей, - обнаруживает типологическое родство с другими областями математического знания (в частности, с парадоксом Банаха - Тарского). Доп.точки доступа: Белый, А. (русский писатель ; 1880-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |